Вертолет, да не тот: американцы лишили Киев мечты о сборке Bell UH-1

6

Не так давно многие отечественные СМИ, освещающие вопросы военных технологий, опубликовали сообщение о том, что на Украине планируют начать лицензионную сборку американских боевых вертолетов Bell UH-1 Iroquois. Писало об этом, в частности, и наше издание.

Как выяснилось, вызвавшая определенный резонанс новость оказалась не просто очередной официальной «уткой», выпорхнувшей из недр регулярно завирающегося по поводу собственных достижений «Укроборонпрома», а еще и поводом для достаточно серьезного скандала, разгорающегося сейчас в «нэзалэжной». Что же не так с «Ирокезами» по-украински и с военной помощью от США этой стране?



Что-то вроде вертолета...


Свое маленькое расследование мы начнем с выяснения источника информации, оказавшейся недостоверной. Журналистская братия ее, понятное дело, не с потолка взяла, а почерпнула из выступления человека, который, как минимум, в силу занимаемой им должности слова на ветер бросать вроде бы не должен – руководителя государственного концерна «Укроборонпром» Юрия Гусева. Именно он не далее, как 26 февраля нынешнего года громогласно заявил о том, что на входящем в возглавляемую им структуру Одесском авиационном заводе вот-вот «будет запущена лицензионная сборка американских вертолетов». Мало того – в процессе посещения этого самого предприятия Гусев с самым серьезным видом продолжал твердить то же самое, горячо заверяя тамошних работников, что дело уж «на мази», «работы на завершающей стадии», а раз так, то первый «Ирокез» должен покинуть сборочный цех не позднее августа месяца нынешнего года, дабы гордо взмыть в небо на украинский день независимости. Надо сказать, что людей думающих во всей этой шумихе несколько насторожили две детали.

Во-первых, с какой стати винтокрылыми машинами собирается заниматься Одесский авиационный, никогда их не выпускавший, а не специализирующаяся как раз в этой области «Мотор Сич»? Во-вторых, если вертолеты будут производиться действительно по лицензии компании Bell Textron, то началу данного процесса непременно должно было бы предшествовать подписание соответствующего договора с властями США. Ну, очень суровое законодательство в этой стране во всем, что касается передачи «третьим странам» тех или иных военных технологий. И уж коль нечто подобное произошло бы, то о такой «пэрэмоге» уже вопили бы из всех украпатриотических утюгов, не забывающих упомянуть о каждой переданной ВСУ «западными партнерами» паре ботинок или даже подштанников. Однако ни о чем подобном никто и словом не обмолвился. «Ну, сможет – из соображений строгой секретности?» – поспешили успокоить себя «патриоты»-оптимисты. И в который уже раз ошиблись самым жестоким образом...

Испохабили все дело, причем самым безжалостным образом, циничные поляки. А ведь тоже чуть ли не «лучшие друзья» Киева! Журналисты из польского издания Zbiam взяли, да и обратились в Bell Textron с официальным запросом относительно того, что это за вертолеты они там на Украине собирать надумали. В ответ американцы не то, что «сделали большие глаза», а, выражаясь фигурально, рот разинули от удивления: «Какие такие «Ирокезы»? Какая такая Украина?! Да мы знать ничего про это не знаем и ведать не ведаем!» Представители компании абсолютно четко и однозначно заявили: никаких легальных лицензий на выпуск, сборку, и даже покраску и смазку вертолетов Bell UH-1, а также любой другой авиационной техники, равно как ее узлов и комплектующих они не выдавали ни Одесскому авиационному заводу, ни какому-либо иному предприятию, государственной или коммерческой структуре на Украине. Точка! При этом американцы отметили, что, пожалуй, были бы не прочь посотрудничать с «нэзалэжной», однако исключительно в области «модернизации имеющихся у нее вертолетов».

Однако даже для этого вопрос надо решать «на самом верху» – в правительстве Соединенных Штатов. Иначе – никак. После того как Zbiam обнародовало все эти откровения, жестоко и бесчувственно разбив очередную «украинскую мечту», дело приняло какой-то совсем уж неприятный оборот. Пойманный, как мальчишка на откровенном вранье глава госконцерна, по идее отвечающего за обороноспособность страны – это как-то не смешно. Впрочем, «отдуваться» пришлось не Гусеву, который моментально «юркнул в кусты», а директору Одесского авиазавода Виталию Юхачеву. Однако его разъяснения ясности в этой истории нисколько не прибавили, скорее уж наоборот. По словам директора, получается, что на его предприятии будут делать «национальный украинский продукт». Что-то типа вертолета, вроде американского...

Вашингтону для Украины не жалко... военного хлама


Я, между прочим, нисколько не преувеличиваю, и не ерничаю. Виталий Юхачев заявил, что еще в 2017 году Одесским авиазаводом якобы был заключен некий «меморандум с американской стороной», а следом за ним – даже подписано «генеральное соглашение». При этом, несмотря на то, что директор продолжает твердить о «крупноузловой сборке машин типа «Ирокез», он признает, что в роли контрагента его предприятия выступает никоим образом не Bell Textron, а некая «негосударственная компания из США», которая собирается реализовать данный проект «на средства частных инвесторов». И вообще Юхачев откровенно «путается в показаниях». То у него речь идет об аналоге или копии американского «Ирокеза», который представляет собой многоцелевой боевой вертолет, использовавшийся армией США во множестве конфликтов как ударный и транспортный. А то вдруг директор начинает вести речь о создании его предприятием «национального авиационного продукта – транспортно-пассажирского вертолета среднего класса», который, к тому же «со временем планируется собирать из украинских комплектующих». Ой, мамочки!

После этого становится более, чем понятна крайняя обеспокоенность менеджеров из Bell Textron, которых польские журналисты огорошили эдаким «сюрпризом». Да мало ли что там эти украинцы у себя соберут – может и вовсе скороварку летающую! А потом она грохнется с позором, да еще и кучу народа при этом угробит (а с продукцией ВПК «нэзалэжной» это происходит сплошь и рядом – вспомнить хотя бы тот же миномет «Молот»)... А скажут ведь, что это наша «вертушка» гробанулась! Ну, уж нет – пусть сами там мастрячат, что хотят, только без ссылок на приличные компании, с босяками от авиапрома дела не имеющие. Можно, конечно, понять и возглавляющего «Укроборонпром» Гусева – ведь так красиво все получалось! Очевидно, сочиненный им пример «действенной военной помощи» заокеанских «союзников» должен был вселить уверенность в сердца «патриотов» и до смерти перепугать «ворогив». Вот только вышло наоборот.

Военная помощь Соединенных Штатов Украине – это та еще «песня». Не так давно пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби заявил, что в нынешнем году она составит 125 миллионов долларов. Что характерно, едва ли не все эти деньги, вплоть до последнего цента никуда из США не денутся. Они просто пойдут в зачет поставки «нэзалэжной» двух патрульных катеров Mark VI, коих за период с 2021 по 2024 год США должны передать своим «союзникам» целых восемь штук (всего к передаче планируется 16 катеров). Кстати, как отдельно оговорился Кирби, ракетных комплексов Javelin, вокруг которых в свое время на Украине подняли целую истерию, на сей раз в «меню» не будет. Хватит, наигрались... «Но ведь все-таки, патрульные катера – лучше, чем ничего?» – скажет кто-нибудь. Ну, как сказать – «лучше»...

Так можно было бы считать, если бы не одна весьма существенная деталь: во время выступления в рамках виртуального симпозиума Ассоциации надводного флота ВМС США (Surface Navy Association 2021) в январе 2021 года генерал-майор морской пехоты США Трейси Кинг, являющаяся также и главой управления экспедиционной войны в офисе начальника военно-морских операций (CNO), заявила, что катера типа Mark VI должны быть полностью выведены из эксплуатации до конца нынешнего, 2021 финансового года. И это – несмотря на то, что «в строй» они встали сравнительно недавно – в 2014-2018 годах. В американской армии и на флоте «тащат службу» и «старички» куда более солидного возраста. Наибольший интерес для нас представляет объяснение мотивов такого решения, оглашенное Кинг с предельной откровенностью. По словам высокопоставленной флотской дамы, эти катера были признаны попросту «бесполезными» в процессе проработки Пентагоном «сценариев ведения боевых действий против таких стран, как Россия и Китай». Причина – маленькие размеры и крайне ограниченная огневая мощь. К тому же, по словам Кинг эти корабли «невероятно дороги в обслуживании».

Вот это просто замечательно! Перед нами – чистосердечное признание в том, что Соединенные Штаты, в рамках «оказания военной помощи Украине для противостояния российской агрессии» передают ей не просто какой-то подлежащий списанию ржавый хлам, а боевую технику, которая заведомо непригодна для ведения войны с тем единственным «наиболее вероятным противником», которого видит в лице нашей страны Киев! Сами жадины-американцы не желают тратиться на содержание этих корыт, вот и предпочитают утилизировать их путем отправки в «нэзалэжную». Ох, недаром именно в украинском фольклоре существует поговорка: «На тоби, нэбожэ, то, что мне негоже»! В точности по ней в Вашингтоне и поступают, но при этом на каждом шагу попрекают Киев своей «благотворительностью» и требуют во всем следовать поступающим из-за океана указаниям.

Согласитесь, между определениями «устаревшие» и «непригодные к применению против врага» разница огромная. Снабжать своих «союзничков» калошами, которое любой боевой корабль ВМФ России пустит ко дну и не заметит, это показатель истинного отношения США к Украине. Кстати говоря, если в Одессе и вправду примутся стряпать «нечто вроде «Ирокезов», ситуация будет в точности такой же. Сама по себе эта машина является, очень мягко говоря, безнадежно устаревшей морально. А собранная на предприятии, не имеющем профильной специализации и опыта по производству вертолетов, как таковых, руками украинских «умельцев» да еще и, упаси боже, «из местных комплектующих»... Что это будет в итоге – даже подумать страшно.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 марта 2021 11:36
    Вопрос по катерам.
    Цифру в 125 млн долларов я слышал. Причем неоднократно. Это делает 8 млн за катер. Не знаю, это дорого или нет. Но ведь есть информация, что это стоимость только корпуса. Вся сопутствующая начинка стоит 600 млн долларов.

    "Государственный департамент принял решение об утверждении возможной продажи военной техники правительству Украины до 16-ти патрульных катеров типа Mark VI, а также связанной с ними оснастки на ориентировочную стоимость $600 млн"

    https://www.ukrinform.ru/rubric-ato/3047363-ssa-utverdili-prodazu-ukraine-16-katerov-mark-vi-i-vooruzenia-na-600-millionov.html

    Это делает 37,5 млн долларов за катер.
    1. 123
      +1
      6 марта 2021 18:34
      Есть сомнения по поводу 16 катеров. У них вроде бы всего 12 этих бесполезных лоханок. Они не знают что с ними делать и хотят списать. Где возьмут еще 4 загадка.

      https://www.thedrive.com/the-war-zone/39240/the-navy-wants-to-get-rid-of-its-nearly-brand-new-patrol-boats

      Они их получали 6 лет назад по 6 - 8,6 млн. за штуку.
      https://www.naval-technology.com/projects/mk-vi-patrol-boats/
  2. -2
    5 марта 2021 11:49
    А, Как всегда у Автора, там все плохо, и все хлам , все негоже, дорого и щас утопнет...
    Что любой катер не ровня любому кораблю, и для совсем другого... упоминать както не комильфо в пиаре..
    1. +1
      6 марта 2021 23:42
      А, Как всегда у Автора, там все плохо, и все хлам , все негоже, дорого и щас утопнет...
      Что любой катер не ровня любому кораблю, и для совсем другого... упоминать както не комильфо в пиаре..

      Великие копатели чёрного моря с вами согласны.
      "Сагайдачный" во главе десятка надувных лодок порвёт российский флот в Чёрном море на раз. laughing
  3. +1
    5 марта 2021 16:26
    а почерпнула из выступления человека, который, как минимум, в силу занимаемой им должности слова на ветер бросать вроде бы не должен

    На Украине есть такие,которые не бросают слов на ветер?
  4. 123
    +2
    6 марта 2021 18:35
    Стволы для танков уже освоили, теперь выпуск вертолетов наладили. Сплошные пэремоги laughing