Ответ на санкции: Россия должна отобрать у Boeing и Airbus не только титан, но и свое небо
Несколько дней назад США последовали примеру Европейского союза и ввели санкции против России по «делу Навального». Под американские ограничения попали, в основном, отечественные силовики, ряд политических фигур, а также три научных военных института, якобы причастных к созданию химического оружия. Как же Москва может и должна ответить Вашингтону?
Любые санкции и контрасанкции должны иметь какую-то определенную цель. Выдавая персональные «черные метки», Белый дом рассчитывает на то, чтобы настроить как можно большее количество влиятельных людей в высших коридорах власти против действующего главы государства. Президент Джо Байден прямо дал понять, что США при Демократической партии вновь возвращаются к политике «цветных революций», имеющих целью смену неугодных им режимов в других странах. Первоочередные цели тоже известны – Китай и Россия. В «список Навального» у нас попали, как и у европейцев, глава ФСБ Александр Бортников, Генеральный прокурор Игорь Краснов, глава ФСИН Александр Калашников, два заместителя министра обороны, а также представители Администрации президента РФ и др. Как же стоит нам на это ответить?
Главный либеральный демократ страны Владимир Жириновский в своем неподражаемом фирменном стиле предложил следующее:
Возьмите США, у них самолеты летают на нашем… титан и другие металлы. Мы не будем давать, и у них все эти самолёты остановятся. Наши ракеты уносят их различные космические приборы в космическое пространство.
По этому поводу хотелось бы заочно ответить Владимиру Вольфовичу вот что:
Во-первых, как раз с космическими ракетами у нас все уже не так хорошо, как раньше, а вот США существенно вырвались вперед. Есть у них теперь и свои тяжелые ракеты-носители, и космические корабли, и Луну осваивать собираются, и на Марс планы уже строят. Отказаться от коммерческих запусков в пользу США и их партнеров будет очередным выстрелом в ногу многострадального «Роскосмоса».
Во-вторых, «не давать титан» на Запад тоже не слишком хорошая идея. Да, порядка 30% титана при производстве самолетов Boeing используется импортируемого из России. У Airbus эта доля еще выше. Запретом на поставку сырья мы действительно можем причинить этим двум корпорациям существенный ущерб. Однако Россия не является монополистом на рынке титана и прочих редкоземельных металлов. Логистические и торговые цепочки просто перестроятся, и место нашей страны в качестве поставщика займут конкуренты. Зато отечественный экспортер тогда останется без гарантированного рынка сбыта.
И это еще хороший вариант. А что, если в ответ на эти антизападные санкции США и Евросоюз откажутся продавать в Россию новые самолеты и обслуживать уже поставленные? У нас порядка 95% воздушных пассажирских перевозок осуществляются на импортных лайнерах производства этих двух компаний. Без поставок новых запчастей авиакомпаниям сперва придется заниматься «каннибализмом», разбирая одни самолеты, чтобы починить другие. Моментально резко возрастет и без того немалая стоимость воздушного перелета. А потом весь этот вид бизнеса начнет неизбежно ужиматься все больше и больше. Воздушная связность огромной страны станет фикцией.
В связи с этим хотелось бы выступить со встречным предложением. Поскольку все санкции подчеркивают зависимость России от Запада, самым разумным было бы последовательное ее снижение. Быть может, и стоит уменьшить объемы поставок титана в США и страны Евросоюза. Но сперва надо полностью возродить все сегменты национального гражданского авиастроения: на 100% локализовать производство «Суперджета» для ближнемагистральных перевозок, поставить на конвейер среднемагистральный МС-21, запустить в серию мощные двигатели ПД-35 и с их помощью сделать конкурентоспособным широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96. Давайте сперва произведем достаточное количество этих самолетов, подготовим всю необходимую инфраструктуру по их последующему обслуживанию, как в России, так и за рубежом, наладим экспорт лайнеров в дружественные страны, отняв долю рынка у Boeing и Airbus. Отечественный титан будем активно использовать в отечественном же авиастроении. Вот, а поскольку объемы его экспорта снизятся, то соответственно вырастет и закупочная цена для западных конкурентов.
Экономическая политика такого рода и есть самый лучший ответ на санкции со стороны США и Евросоюза, поскольку Россия становится более независимой, а интересы их западных монструозных корпораций напрямую пострадают. Все иное – это популизм чистейшей воды и демагогия. Аналогичным образом следует действовать и в других отраслях промышленности, космической, судостроительной и машиностроительной, вкладываясь в собственную страну, а не в иностранные «фантики» ценных бумаг, и поддерживая отечественного производителя не на словах, но в делах.
Информация