Что лучше – МиГ или Сухой? Лучше Сухой, но ставку делают на МиГ

28

Немного есть отраслей народного хозяйства, где мы можем противостоять западным производителям. После развала Союза мы утратили свои передовые компетенции почти во всех сегментах рынка, особенно по части технологий. По пальцам одной руки я могу пересчитать те отрасли, где мы еще держим приоритет, и то только на базе колоссального советского фундамента, наработанного поколениями советских инженеров и ученых, доставшегося нам в наследство от СССР. Среди них далеко не на последнем месте идет военное авиастроение.

Чтобы снять возможные вопросы, сразу скажу, что пятерка этих отраслей выглядит следующим образом: 1) Росатом, 2) газо- и нефтедобыча, 3) военный авиапром, 4) военное (особенно по части подплава) и ледокольное судостроение и 5) Роскосмос, который катится вниз, доедая остатки советского пирога.



Сегодня речь пойдет о военном авиапроме. Сразу скажу, что лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке мы удержали только благодаря великолепному советскому наследию и наличию у нас двух передовых конкурирующих между собой конструкторских групп - ПАО «Компания Сухой» и АО РСК «МиГ». А их успехи последних лет базируются в основном на прорывных советских разработках, опередивших свое время – легком истребителе Миг-29 и тяжелом Су-27.

В постсоветские годы лидерство захватил Сухой. Дошло до того, что год назад Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) решила их объединить, слив в Единый дивизион военной авиации. Цели были благие:

Структура должна была заниматься разработкой, производством, продажей и обслуживанием всей линейки текущих и перспективных самолетов боевой авиации ОАК. Консолидация основных научно-производственных мощностей военного авиастроения должна была служить задаче более эффективного выполнения существующих программ и развитию перспективных проектов.

Но не зашло. И через год слияние было приостановлено. О причинах, послуживших этому, и перспективах развития отечественного военного авиапрома мы и поговорим сегодня.

Стоп-машина


Причиной постановки на паузу слияния компаний, скорее всего, стало отсутствие комплексной схемы слияния «Сухого» и «МиГ», включающей в себя соединение конструкторских планов в единый план перспективного развития продуктового ряда, единую стратегию развития, а также финансовый план оздоровления предприятия, в первую очередь АО РСК «МиГ».

Алгоритм слияния предполагает выстраивание баланса отношений соединяющихся сторон. Это тонкий механизм, который в России, тем более в авиастроении, до сих пор не отстроен. В силу этого слияние обычно означает «съедание» более сильной стороной (в нашем случае это, несомненно, «Сухой») более слабой. Разумеется, такая перспектива вряд ли устраивала «мигарей».

При этом очевидно, что ОАК с отведенной ей в текущей ситуации ролью арбитра не совсем справился. Напомню, что единственный позитивный опыт создания дивизиона — транспортной авиации — в корпорации не был замечен и использован, а сам дивизион как структура прекратил существование с уходом Алексея Рогозина с поста гендиректора Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина.

В общем, проблема дивизионального управления в ОАК до сих пор является не до конца решенной задачей. Никаких отработанных шаблонов по этой теме так и не было создано, а имеющийся позитивный опыт не задействуется. Это вызывает все больше вопросов о роли и месте ОАК как головной управляющей организации в реформировании и развитии авиастроительной отрасли. Видимо, задачи создания работоспособных дивизионов будет решать уже авиационный кластер «Ростеха».

Балансы противоборствующих сторон


Вместе с тем нельзя не отметить, что сектор военного авиастроения в России — единственный, который смог продемонстрировать выдающиеся конкурентные качества. С 1990-х годов он динамично развивался, выдерживал высокие темпы серийного производства и в ряде случаев выступал с уникальными предложениями на рынке. С другой стороны, сам рынок военного авиастроения в XXI веке является одним из самых конкурентных и в настоящее время претерпевает этап глобальной трансформации.

В целом, задача объединения «Сухого» и «МиГ» — двух совершенно разных компаний — объективно имела свои подводные камни. На одной чаше весов — ПАО «Сухой», который долгие годы выступал донором всего отечественного авиастроения. Без реализованных корпорацией экспортных контрактов не появился бы ни ближнемагистральный Sukhoi Superjet, ни среднемагистральный МС-21. Востребованность на рынке позволила «Сухому» обновлять линейку своих машин на платформе «двадцать седьмого» (в четвертом поколении — 4+, 4++), одновременно создав истребитель пятого поколения Су-57, который в 2020 году вышел на серийное производство и стал поступать в ВКС России. В компании за эти годы был накоплен огромный конструкторский и производственный опыт, которого нет нигде больше.

На другой чаше весов — менее успешное АО РСК «МиГ», которое не смогло со своим магистральным продуктом, легким истребителем МиГ-29, добиться результатов, подобных успеху «Сухого» и его линейке тяжелых машин на платформе Су-27. Значительная доля ответственности за это лежит на руководстве «МиГ», которое не использовало в полной мере очевидные преимущества «двадцать девятого»: относительную дешевизну, создание палубной версии машины, крупные экспортные контракты.

Кстати, отсутствие эффективного управления у «мигарей» пагубно отразилось не только на работе компании, но и на исполнении упомянутых контрактов. Крупные поставки «двадцать девятых» в Индию и Алжир так и не стали локомотивом развития «МиГ». Более того, поставка в Алжир обернулась скандалом — лояльный партнер России, который в рамках контракта на 1,1 млрд долларов должен был получить 34 единицы МиГ-29СМТ/29УБТ, настоял на отзыве уже поставленных самолетов по причине выявленных грубых производственных недочетов (это такой фак-ап, который мог похоронить любую компанию, но не «МиГ»). Хотя это косвенно и повлияло на то, что «МиГ» так и не смог выиграть контракт на создание национального истребителя Индии, а проекты модернизации уже поставленных индийцам машин в полной мере не были реализованы.


В начале 2000-х наблюдались попытки перезапустить предприятие, были реализованы ограниченные поставки МиГ-29 в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Но к стремительному взлету АО РСК «МиГ» все это не привело. Сейчас дальнейшее развитие магистральной модели предприятия находится под вопросом — новейший легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35, ставший результатом эволюции самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, пока не нашел своего покупателя.

Лучик надежды для «мигарей»


Но счастье пришло откуда не ждали. В арсенале вооружений ВКС РФ в 2018-м появился гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» — могильщик авианосцев, даже самим фактом своего появления ставящий крест на понятии АУГ, делающим 11 американских авианосных ударных групп не более чем плавающим мусором, потенциальным коллективным кладбищем находящихся там экипажей, летчиков авиакрыла и путешествующих с ними по всему миру морпехов Корпуса американской морской пехоты. А носителем этого страшного оружия стал созданный еще в советское время сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в его модификации МиГ-31К, переоборудованной под грозный «Кинжал».

Теперь КБ «МиГ» плотно работает над созданием на базе МиГ-31К перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата пятого поколения – перехватчика, получившего название МиГ-41. Сейчас его создание находится на стадии ОКР (опытно-конструкторских работ). Но это задача на отдаленную перспективу. Потому что имеющегося на данный момент авиапарка МиГ-31 достаточно для переоборудования их в МиГ-31К, а потребности в них зарубежных заказчиков, типа Венесуэлы или Алжира, равны нулю, поскольку «Кинжалами» они не располагают, и мы вряд ли ими будем делиться. Это оружие стратегического назначения для обеспечения безопасности РФ. Поэтому МиГ-41 – машины исключительно внутреннего нишевого спроса, с ними на внешний рынок не выйти.

Гордость и беда «Сухого»


Надо отдать должное ПАО «Сухой» – они по максимуму использовали все преимущества доставшегося им в наследство Су-27. Его супер удачная платформа, позволившая создать им широкий ассортимент тяжелых многофункциональных истребителей (и даже многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34), не только принесла отечественному ОПК хорошие прибыли, но и создала своеобразный «культ Сухого», благодаря которому «Сушки» приобретали даже страны, которые объективно не имели запроса на такую тяжелую машину.


Свежий тому пример Су-30СМ. Порой покупка современных российских тяжелых истребителей настолько повышала потенциал ВВС стран-покупателей, что в ряде регионов это даже приводило к геополитическим изменениям. В частности, по мнению аналитиков, именно благодаря наличию эффективных систем ПВО российского производства, а также имеющихся на вооружении 19-ти Су-30МКВ Венесуэла после смерти ее президента Уго Чавеса смогла избежать вторжения иностранных «демократизаторов» из соседних стран, науськиваемых одной страной-соседкой (имя которой мы все знаем).

Однако беда подкралась незаметно. Нельзя все время доить одну и ту же корову. Потенциал рынка исчерпал себя. Результатом работы «Сухого» и ряда его зарубежных конкурентов стал тот факт, что ниша тяжелых многофункциональных машин сейчас практически повсеместно заполнена. Более того, в силу глобального технологического обновления — перехода ведущих держав на истребители пятого поколения — на рынке будет множиться число предложений модернизированных машин четвертого поколения, к которым закономерно прибавятся экспортные варианты самолетов пятого поколения. Таким образом, рынок тяжелых машин в ближайшие 20 лет будет перенасыщенным и крайне конкурентным. Отвоевать на нем себе место под солнцем можно будет, только сохраняя лидерство в «гонке модернизаций» машин четвертого поколения и скорейшем представлении экспортных версий машин пятого поколения.

Поэтому для ПАО «Компания Сухой» наступает период сложной и жестокой конкурентной борьбы. При этом рынок ударной пилотируемой авиации будет продолжать замещаться ударными БПЛА. Это значит, что разрабатываемый «Сухим» проект тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник» становится с каждым днем все более актуальным. По сути, в самом сложном сегменте БПЛА, тяжелых ударных реактивных машин, «Охотнику» смогут составить конкуренцию только беспилотники американского производства.


Шанс для «МиГ», который нельзя упустить


Так уж случилось, что глобальные игроки, готовясь к противостоянию друг с другом, шли по пути создания тяжелых истребителей, действуя исключительно в логике глобальной войны и потенциального столкновения крупных держав на протяженных театрах военных действий. В современном же мире наиболее часто случаются локальные конфликты малой и средней интенсивности, где тяжелым истребителям негде даже разгуляться. Там их ТТХ оказываются избыточными, а стоимость — чрезмерной. Проще говоря, в таких случаях требуется машина, во-первых, более легкого класса, а во-вторых — многофункциональная, способная выполнять как ударные задачи, так и обеспечивать ПВО.

Прогрессирующие страны третьего мира: Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии — экономически выступающие лидерами глобального развития, имеют стратегическую потребность в создании «национальных» многофункциональных самолетов. Конфликты, в которых участвует Россия, также демонстрируют потребность в компактной, маневренной, многофункциональной машине среднего класса с ударными и ПВО-функциями (особенно в противостоянии с БПЛА), позволяющими использовать ее в связке с собственными беспилотниками и комплексами ПВО.

Таким образом, одним из самых перспективных направлений на внутреннем и экспортном рынке сейчас становится ниша среднего (по российской классификации — легкого) многофункционального истребителя. И тут настает время РСК «МиГ», поскольку именно он, а не ПАО «Сухой» располагает ключевыми компетенциями и опытом создания самолетов в этой нише.

Будущее российской истребительной авиации


Российская авиационная индустрия сейчас стоит на пороге преобразований в модельном и технологическом развитии, а также в выборе эффективной корпоративной модели, которая позволит развиваться дальше.

Истребители Су и МиГ, созданные на советском заделе, составляют основу современной российской истребительной авиации. Семейство отечественных тяжелых истребителей четвертого технологического этапа, созданных на платформе Су-27, через ряд модернизаций эволюционировало в истребитель 5-го поколения Су-57. Но успокаиваться на достигнутом «Сухому» не стоит. Важно выдерживать темп модернизации и технологического прогресса, разрабатывая следующие технологические версии, а также экстренно осваивая рынок БПЛА.


РСК «МиГ» стоит перед вызовом полного перезапуска своего модельного ряда — используя, безусловно, успешные конструкторские решения машин семейства МиГ-29. Ниша среднего (легкого) многофункционального истребителя ныне является самой перспективной на внутреннем и мировом рынке.

Это дает определенное преимущество и в создании перспективных моделей в нише тяжелых и средних многофункциональных БПЛА. В целом, рынок БПЛА будет развиваться по двум расходящимся линиям — укрупнения в целях создания эффективных многофункциональных машин и уменьшения в рамках развития доктрины «умного роя» сверхмалых машин. Поэтому здесь «МиГ» тоже может попробовать освоить свою нишу, например, путем создания комплексной модели «Головной-ведущий» со своей многофункциональной машиной во главе.

Резюме. Точки роста


Для ПАО «Сухой»: экспортная версия Су-57, Су-39 (убийца беспилотников, дозвуковая машина 4+ и 4++ поколения на базе Су-25 и Су-24), тяжелые многофункциональные БПЛА.

Для АО РСК «МиГ»: МиГ-41, МиГ-35 (и другие машины 4+, 4++ и 5-го поколения на базе МиГ-29), средние многофункциональные БПЛА.

На этом обзор состояния дел в отечественном военном авиапроме, а в частности у двух ведущих отечественных разработчиков и производителей самолетов оперативно-тактической истребительной (и бомбардировочной) авиации, закончил. Всем всех благ.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 марта 2021 08:40
    .Для ПАО «Сухой»: экспортная версия Су-57, Су-39 (убийца беспилотников, дозвуковая машина 4+ и 4++ поколения на базе Су-25 и Су-24), тяжелые многофункциональные БПЛА.

    Для АО РСК «МиГ»: МиГ-41, МиГ-35 (и другие машины 4+, 4++ и 5-го поколения на базе МиГ-29), средние многофункциональные БПЛА.

    В принципе все по делу .Согласен. Только сюда я бы ещё добавил модернизированный истребитель-бомбардировщик Су-34М над которым уже идёт работа. А так Миг-41 перехватчик,Су-57 тяжёлый истребитель многофункционал,Миг-35 лёгкий истребитель,штурмовик Су-39 на базе Су-25,хотя от его создания по-моему отказались в пользу модернизации Су-25.
  2. +1
    8 марта 2021 08:54
    Напомню, что единственный позитивный опыт создания дивизиона — транспортной авиации — в корпорации не был замечен и использован, а сам дивизион как структура прекратил существование с уходом Алексея Рогозина с поста гендиректора Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина.

    Образование (А.Д.Р.)
    В 2005 году окончил с отличием Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
    С 2005 по 2008 г. — аспирант Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России,
    С 2013 года — аспирант Тульского государственного университета, соискатель ученой степени кандидата технических наук.
    2016 — профессиональная переподготовка по программе «Промышленное и гражданское строительство», Академия Минстроя России «Роскапстрой»[2]

    В общем Алексей Дмитриевич- явный корифей в области самолетостроения.
    Дальше читать эту ̶м̶у̶т̶ь̶ рекламную статью не стал.
    1. +3
      8 марта 2021 18:38
      мне это напоминает ситуацию, когда чел приходит в магазин сказать, что он у них ничего покупать не будет...
      Ну, не читаешь, и не читай, чего ты всех об этом извещаешь?! кому лично ты интересен?!
  3. -1
    8 марта 2021 09:07
    Цитата: дилетант
    Дальше читать эту ̶м̶у̶т̶ь̶ рекламную статью не стал.

    Мда, и кто-то тут деланно сокрушался о чужой невоспитанности... good
  4. -1
    8 марта 2021 10:39
    Статья неплохая, но вот это...

    даже самим фактом своего появления ставящий крест на понятии АУГ, делающим 11 американских авианосных ударных групп не более чем плавающим мусором, потенциальным коллективным кладбищем находящихся там экипажей, летчиков авиакрыла и путешествующих с ними по всему миру морпехов Корпуса американской морской пехоты.

    Когда до авторов дойдет, что не бывает одного "супероружия", которое - рррраз! - и сводит всю силу огромной флотилии до нуля? Опыт Германии с ее надеждами на вундерваффе ничему не научил?
    1. 0
      17 марта 2022 01:03
      Цитата: Cyril
      Опыт Германии с ее надеждами на вундерваффе ничему не научил?

      Под верой в чудо-оружие у наци была вполне материальная основа:
      ведь немецкие физики-атомщики испытали-таки в начале 1945г на о. Рюген (в Балтийском море) триггер (урановый взрыватель) для строившейся в горах Тюрингии и Чехословацких Татрах атомного взрывного устройства (планировалось -- бомбы). То, что у них не появилась чудо-оружие -- промысел Божий! Им просто не хватило времени на это... И это не мои фантазии, а исторический факт, подтвержденный документально, в том числе и замерами уровня радиации...
  5. 0
    8 марта 2021 11:23
    Очередное восхваление чегото там...

    Сразу вспомнилась:
    1)пиар-компания в СМИ - что это не миги дефектные, а алжирцы рукож......И вдруг опять про дефекты...Ктото врал
    2)Супер- менеджер тайного плана Путина Сердюков, любитель все сливать, а освободившуюся площадь застраивать... Он опять вседь всем - рулит...
    3)Отсутствие дешового однодвигательного истребителя в принципе....
    По СМи , цена легкого МИГ почти равна цене тяжелого СУ, какие тут продажи???

    4)И конечно же суперкинжал, уже виртуально всех победившего, а в реальности не подбившего даже моделку.. (кирпичь не ответит, помните???)
    1. 0
      8 марта 2021 18:36
      3)Отсутствие дешОвого однодвигательного истребителя в принципе....

      И эти люди учат нас жизни?! русский язык так и не смогли освоить, а все туда же
      1. 0
        8 марта 2021 23:06
        Вас Кто-то там учит? Радоваться надо!! (В.В.Путин)

        А за О спасибо... Там еще Ь есть... специально вставил...
  6. +2
    8 марта 2021 13:43
    "Донор" авиапрома ПАО Сухой не без помощи товарища Пагосяна отечественный авиапром в принципе и нагнуло, ударно отгребая все денежные потоки "на развитие отечественного авиапрома" на себя. Отсюда и глynый в себе проект того же Суперджета и добивание с затиркой в удаленно-памятную пыль готового Ту-334. Ну и прочие "няшки"дерибана бабла. Тов. Пагосяна сейчас типа нет в Сухом (как и Сердюкова типа сместили), но "дело" его многочисленных армянских родственников в ПАО - живет!
    1. A77
      +1
      13 марта 2021 14:35
      Кто такой Пагосян?
      1. 0
        13 марта 2021 17:59
        Михаил Асланович Погосян (род. 18 апреля 1956 года) — российский авиаконструктор и предприниматель, академик РАН (2011), доктор технических наук, ректор Московского авиационного института (с 2016), в прошлом генеральный директор Компании «Сухой», в прошлом генеральный директор ОАО «РСК „МиГ“», бывший президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», председатель Совета директоров ЗАО «Гражданские самолёты Сухого»
        1. +1
          4 мая 2021 14:25
          В свое время приложил немало усилий,используя знакомство в верхах,чтобы похоронить фирму МИГ.
    2. 0
      15 марта 2021 18:57
      А ничего, что уже больше 2 сотен Суперджетов построено и их производство не прекращается? Мы получили современные технологии, которые пригодились при проектировании МС-21.
      1. 0
        17 марта 2021 17:41
        Технологии с SSJ получили говорите? Пригодились при проектировании? Т.е., исходя из вашей глубокой мысли, реально к авиации вы отношения, кроме любопытства, удовлетворяемого СМИ, не имеете wink
        1. 0
          21 марта 2021 18:37
          С кем имею честь беседу вести? Ваше образование, что окончили?
          1. +1
            24 марта 2021 16:27
            Высшее военное авиационное (летное училище и академия), 5 освоенных типов, крайние два года военной пенсии на руков. должности в ГВФ. В КНААПО, по стечению рабочих обстоятельств, несколько раз тоже "присутствовать" пришлось.
            1. 0
              26 марта 2021 10:00
              Понятно, лёДчик. Конструкцию самолёта знаете на уровне ученика начальной школы. Как вы можете что-то знать о технологиях? вы летайте, это дело вы знаете, оно вам знакомо. А в конструкцию самолётов не лезьте, не позорьтесь.
              Вам ведь инженеры не советуют как правильно нужно выполнять горку или боевой разворот? Вот и вы займитесь своим делом.
              Кстати, ГВФ нет с 60-х годов. Но вы оказывается там чем-то руководили. Руками наверное водили?
          2. +1
            4 мая 2021 14:21
            Уважаемый Игорь,я тоже пилот гражданской авиации,последняя должность КВС ТУ-154 авиакомпании "Россия" в прошлом 7м типов от ПО-2 в Сасово ЯК-12,АН-2,ЛИ-2,АН-24 и обе ТУ,налет приличный более 24000 т час.Очень внимательно прочитал книгу Валерия Меницкого про самолеты МИГ "Моя небесная жизнь" в ней и про Федотова,ведущего летчика испыталеля фирмы МИГ достаточно поведано.Очень советую Вам.Про самолет Погосяна SSJ тоже всего начитался и свое мнение составил: стойки шасси,пробивающие топливные баки это дикость,двигатели оставляют желать лучшего,по остальному не берусь судить,надо полетать самому почувствовать самолет,побывать в переделках,тогда все станет ясно.
            1. 0
              17 марта 2022 01:25
              Цитата: Starishok
              стойки шасси,пробивающие топливные баки это дикость,

              Наверное так и есть, НО !!!
              Нагрузка при посадке Супера 100 превысила тогда максимально допустимую в 5,3 раза! Какая машина такое "издевательство" над прочностной характеристикой планера вынесет ?
              И второе. Вспомните катастрофу Ту-22М2 на Севере кажется, когда машина сложилась пополам... Когда я спросил у друга летуна : -- "В чем причина, что планер переломился пополам?" Он мне ответил: -- "Так "уронить" машину нужно очень постараться..."
              Поэтому, не все просто при эксплуатации тяжелых машин.
              И в то же самое время, есть видео когда Су-57 при заходе на посадку, до касания шасси ВПП, выпускает тормозной парашют и "сыпется" на полосу... но остается цел и невредим.
              Тут два варианта: либо планер прочнее, либо машина легче...
              Однако.
  7. -2
    8 марта 2021 19:41
    Когда читаешь историю создания какой то боевой техники, то как правило итогом оценки ее качества оказывается реальная ВОЙНА.
    Много где и кто делает что и считает что у меня то это лучшее !! Но реальное боевое применение подводит итоги.
    Да и Победу в войне приносит даже не лучший самолет или танк, а вся совокупность сил под названием Вооруженные силы плюс ВПК.
  8. A77
    0
    13 марта 2021 14:34
    МИГ завалил все проекты и теперь для него открываются все возможности успеха
  9. -1
    15 марта 2021 07:00
    После развала Союза мы утратили свои передовые компетенции почти во всех сегментах рынка, особенно по части технологий.

    Автор обычный престарелый советский пропагандист. Именно из-за того, что в СССР не было передовых технологий он и рассыпался как карточный домик. Не создали в СССР передовых технологий, за исключением ВПК. НИ ОДНОЙ! Страны с "передовыми технологиями" не становятся банкротами и не разваливаются менее чем за 70 лет своей жизни.
  10. 0
    15 марта 2021 07:04
    Что же мы всё ещё пугаемся собственной тени? Боимся назвать руководителя АО РСК «МиГ», приведшего компанию в упадок. Боимся даже назвать международное зло -америкосов прямо, всё норовим "не обидеть... "страну-соседку (имя которой мы все знаем)"...
  11. 0
    16 марта 2021 01:02
    Мда уж - автор разбирается в авиации, как Сережа во флоте
    Нудно, одни домыслы и влажные фантазии
    Не будьте, как Серёжа и Вова - не пишите статейки о том, в чем не понимаете
  12. 0
    16 марта 2021 01:04
    Цитата: Дриневский А.
    Именно из-за того, что в СССР не было передовых технологий он и рассыпался как карточный домик.

    А ты обычный лжец)
  13. -1
    29 октября 2021 16:41
    Сегодня речь пойдет о военном авиапроме. Сразу скажу, что лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке мы удержали только благодаря великолепному советскому наследию и наличию у нас двух передовых конкурирующих между собой конструкторских групп - ПАО «Компания Сухой» и АО РСК «МиГ». А их успехи последних лет базируются в основном на прорывных советских разработках, опередивших свое время – легком истребителе Миг-29 и тяжелом Су-27.

    - Непонятно, о каких "лидирующих позициях" идёт речь?! То, что Россия входит пятой в первую пятёрку ведущих авиастран - после США (F-22, F-35), Франции ("Рафаль"), Великобритании/Германии/Италии/Испании ("Еврофайтер"), Китая (J-20, FC-31)? Откуда эти литавры и фанфары?!
  14. 0
    17 марта 2022 00:47
    Цитата: OrangeBigg
    В принципе все по делу .Согласен. Только сюда я бы ещё добавил...

    Су-75, ( Шах-и-мат), который в инициативном порядке разрабатывает фирма Сухого и обещает поставить его на крыло в 2023 году. Это реально? -- Вполне! Т.к. это по сути однодвижковый Су-57, степень унификации этих 2-х машин более 80%! А это будет ЛА на новом двигле второго этапа...

    Су-75 позиционируется на рынке как машина категории Light Tactical Aircraft (LTS), то есть является многоцелевым лёгким истребителем. Для сравнения, его старший брат, Су-57, – тяжёлый истребитель, наследник семейства Sukhoi Flanker.Несмотря на разный класс, модели Су-75 и Су-57 не слишком друг от друга далеки. Длина Checkmate – порядка 17,5 метров, размах крыльев – 11,8 метров. Для сравнения, длина Су-57 – 20 метров, а размах его крыльев – 14 метров. Checkmate имеет более простое хвостовое оперение и лишь один двигатель вместо двух. Заявленная максимальная скорость – 2 200 км/ч, дальность полёта – 2 800 км. Большая дальность полёта обеспечивается за счёт внешних топливных баков. Боевой радиус – 1 500 километров, на 350 км больше, чем у F-35.