«Охотник» против «Верного ведомого»: гонка беспилотников только начинается


«Орлан», «Орион», «Альтиус», «Охотник» – отечественные СМИ в последнее время пестрят сообщениями о прорыве России в создании собственной беспилотной авиации. И, да, это действительно так. У нас наконец появились вполне конкурентоспособные разведывательные и ударные БПЛА, не уступающие, а в некоторых параметрах и превосходящие зарубежные аналоги. Кажется, мы успели заскочить на подножку последнего вагона стремительно уносящегося поезда? Увы, но настоящая «гонка беспилотников» еще впереди.


Давайте зададимся вопросом, а что самое ценное в боевой авиации? Самолет, который может стоить десятки или сотни миллионов долларов? Нет, самым ценным является тот, кто может им управлять, выполняя поставленные военным командованием задачи, то есть, его пилот. Не каждому желающему дано стать боевым летчиком, а процесс его подготовки – дело долгое и дорогое. Новый истребитель можно построить достаточно быстро, а вот заменить погибшего пилота – нет. Даже в мирное время регулярно происходит ротация, летчики выходят на заслуженную пенсию, и потому постоянно приходится готовить им достойную смену.

Перед любым министерством обороны стоит первоочередная задача сохранить кадровый состав своих ВВС. И сегодня главным трендом является предоставление пилоту в помощь БПЛА, управляемого искусственным интеллектом (ИИ). Ведомый беспилотник должен повторять за ведущим самолетом все его маневры, производить атаки тех же целей. Кроме того, такой БПЛА, созданный по стелс-технологиям и управляемый ИИ, должен уметь первым прорваться в зону действия ПВО противника и оттуда дать целеуказание ведущему истребителю, который откроет огонь, находясь на безопасном расстоянии. При этом сам беспилотник должен иметь возможность «дать сдачи», отстреливаясь от самолетов ракетами и работая по наземным целям.

В итоге должен получиться очень эффективный тандем из двух летательных аппаратов, управляемых человеком и искусственным интеллектом. Это очень перспективное направление, которым сейчас занимаются все передовые страны. Так, на днях австралийское подразделение американской корпорации Boeing успешно испытало БПЛА Loyal Wingman – «Верный ведомый». Работы над данным аппаратом начались в 2019 году. Его задачей является огневая поддержка ведущего пилотируемого самолета, а также постановка помех. Австралийско-американский БПЛА будет управляться искусственным интеллектом и действовать в полуавтономном режиме. Считается, что один самолет сможет одновременно управлять и взаимодействовать с 16-ю «Верными ведомыми».


Для нас, против кого и разрабатывается подобное оружие, это не очень хорошие новости. Однако в России уже готов свой ответ – это сверхтяжелый ударный С-70 «Охотник». Он разработан с применением стелс-технологий по схеме «летающего крыла», будет вооружен ракетами, управляемыми и неуправляемыми бомбами. Изначально этот БПЛА создавался для взаимодействия с истребителем пятого поколения Су-57. Размеры «Охотника» позволят разместить на нем самое современное БРЭО, действовать в связке с самолетом против наземных и воздушных целей. Это означает, что наша страна идет в ногу со временем. И это далеко не все. Несколько меньше на слуху другой перспективный отечественный ударный БПЛА «Гром». Его разрабатывает та же компания «Кроншташт», что и «Охотника». Из ее официального пресс-релиза следует основное предназначения этого штурмовика:


Беспилотник «Гром» применяется в качестве «ведомого» в передовом эшелоне смешанных пилотируемо-беспилотных ударных авиационных групп. Это позволит сохранить жизни пилотов при преодолении зоны ПВО. Этот БЛА может быть вооружен ракетами класса воздух-земля и корректируемыми авиабомбами калибром от 100 до 500 кг.

Наш «Гром» является аналогом американского БПЛА XQ-58 Valkyrie производства компании Kratos Defense & Security Solutions. Имея взлетную массу в 7 тонн и грузоподъемность в 500 кг, российский беспилотный штурмовик сможет взаимодействовать в качестве ведомого не только с малозаметным Су-57, но и с многоцелевым сверхманевренным истребителем Су-35. Выходит, запустив все эти БПЛА в серию, Россия одним гигантским скачком догонит США, Израиль и прочих технологических лидеров, от которых вынужденно отстала в «лихие 90-е» и «нулевые?

Увы, все несколько сложнее, чем хотелось бы. Все, как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Элементы ИИ в управлении беспилотной авиации – это день сегодняшний, но ближайшее будущее за полноценным искусственным интеллектом, управляющим ударными БПЛА и не только ими. Соединенные Штаты уже не первый год активно работают в данном направлении. Пентагон в 2019-м запустил проект под названием Alpha Dog Fight («Воздушный бой Альфа»), где столкнул в воздушном бою человека и ИИ. Американская компания Heron Systems со штатом всего в 30 человек разработала самообучающуюся компьютерную программу, которая в 2020-м году в пяти виртуальных поединках F-16 из пяти победила всухую опытного пилота-инструктора.

Честно говоря, это немного пугает. Под управлением ИИ истребитель мог совершать такие маневры, которые человек просто не выдержал бы. В результате его F-16 выходил на более выгодную позицию для атаки и уничтожал противника. При этом программа продолжала учиться на своих и чужих ошибках. Если это станет трендом, страна, обладающая такими технологиями, получит значительное преимущество перед своими противниками. Сегодня БПЛА, завтра – беспилотные самолеты, беспилотные танки, беспилотные корабли, беспилотные субмарины, а послезавтра, что – шагающие киборги, отстреливающие из плазмоганов людей? Вначале назначенных ему врагов, а потом ИИ сам будет решать, кто его враг? Где-то мы нечто подобное уже видели…
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123 Офлайн 123
    123 (123) 6 марта 2021 15:19
    +3
    Под управлением ИИ истребитель мог совершать такие маневры, которые человек просто не выдержал бы. В результате его F-16 выходил на более выгодную позицию для атаки и уничтожал противника.

    А некоторые поклонники творения заокеанского сумеречного гения утверждают что сверхманевренность не важна, дескать главное незаметность. smile
    1. ТРОН Офлайн ТРОН
      ТРОН (Andrii Shevchyk) 6 марта 2021 15:26
      -3
      На учениях РедФлаг 17, самолеты стэлс Ф-35+Ф-22 победили самолеты 4 поколения со счетом 146-7, или 1 к 20. Самолеты 4 поколения смогли навязать бой только на близком расстоянии.
      Если взять лучший российский истрибитель Су-35 с радаром IRBIS-E, то он имеет уровнь разрешения SAR (Synthetic Aperture Radar (SAR) resolution) всего 3 метра, что соотвествует уровню радара Ф-15 APG-70 из 80-х годов.
      1. 123 Офлайн 123
        123 (123) 6 марта 2021 15:42
        +2
        На учениях РедФлаг 17, самолеты стэлс Ф-35+Ф-22 победили самолеты 4 поколения со счетом 146-7, или 1 к 20. Самолеты 4 поколения смогли навязать бой только на близком расстоянии.

        И я так понимаю на близком расстоянии им как принято выражаться "надрали... ну в общем тыльную сторону"?
        Они уже пробовали сравнивать F-35 c F-16
        https://rg.ru/2015/07/01/f35-site.html

        А сам F-16 c российскими истребителями.
        https://rg.ru/2015/09/02/istrebiteli.html

        Судя по статье, появление беспилотных истребителей не за горами. И что они собираются им противопоставить? Только держать дистанцию и стараться не попасть на глаза?
        Так поговаривают не только о беспилотных истребителях, но и фотонном радаре.
        https://polit.info/507118-noveishii-fotonnyi-radar-rf-bez-problem-zasechet-amerikanskie-stels-samolety?utm_source=warfiles.ru

        Полагаю ставка на незаметность не имеет перспективы.
      2. mark1 Офлайн mark1
        mark1 6 марта 2021 16:17
        +1
        Беда даже не в том, что вы врете (брэшэте) а в том. что вы в это сами верите.
    2. Cyril Офлайн Cyril
      Cyril (Кирилл) 7 марта 2021 08:59
      -2
      А некоторые поклонники творения заокеанского сумеречного гения утверждают что сверхманевренность не важна, дескать главное незаметность.

      Все было бы проще, постарайся вы углубиться в тему и подумать своей головой.

      Ответ на вопрос, почему в этих испытаниях такле внимание уделено маневренности, очень простой:
      Под управлением ИИ истребитель мог совершать такие маневры, которые человек просто не выдержал бы.

      Любой маневр самолета сопровождается перегрузками для самой машины и ее пилота. Читаем:

      Тренированные пилоты в противоперегрузочных костюмах могут переносить перегрузки от −3…−2 g до +12 g[4]. Обычно при положительной перегрузке 7—8 g в глазах «темнеет», пропадает зрение, и человек постепенно теряет сознание из-за отлива крови от головы. Сопротивляемость к отрицательным, направленным вверх перегрузкам, значительно ниже.

      Максимальная эксплуатационная перегрузка у F-35 и F-22 составляют 8-9 g - это как раз тот порог, за которым у пилота начинается потеря зрения и "отключка". Перегрузку в 10-11 g может выдержать (и то кратковременно) только специально подготовленный пилот - испытатель или участник пилотажной группы. Таких летчиков специально готовят для того, чтобы выжимать из машины (и заодно из себя) все возможности.

      Уровень физической выносливости строевых пилотов, которые и ведут реальные боевые действия, ниже. Поэтому ближний воздушный бой с активным маневрированием и высокими перегрузками, превышающими 9 g - это исключение на уровне статистической погрешности. Об этом говорит и статистика воздушных боев:

      в период с 1965 по 1969 год огнем пушек и пулеметов сбивались, по данным CSBA, 65% самолетов, то с 1990 по 2002 за счет меткости пилотов в воздушных боях было сбито всего 5% вражеских боевых машин. Остальное сделали ракеты.

      Кроме того:

      Данные манёвры требуют высокой квалификации летчика и должны выполняться на относительно небольших скоростях, примерно до 500 км/ч, из-за ограничений по прочности планера, поэтому, в реальных боевых условиях, их применение с высокой долей вероятности может привести к поражению в бою.

      Иными словами, сверхманевренность с перегрузками в 10-12 g, которые могут выдерживать Су-35 или Су-57, для современного воздушного боя - вещь избыточная. Как по техническим, так и по биологическим причинам.

      У беспилотного аппарата, управляемого ИИ, ограничения "кожаных мешков с мясом" отсутствуют. Он может маневрировать хоть с перегрузками в 30 g.

      Поэтому да, для пилотируемых самолетов куда важнее ударить по противнику с дальнего или среднего расстояния - а для этого нужна малозаметность, а не сверхманевренность.
  2. Дмитрий С. Офлайн Дмитрий С.
    Дмитрий С. (Дмитрий Санин) 6 марта 2021 15:44
    +2
    Ведомый ведущего стал ведущим ведомого, приказы ведомого - директивой. Если сбит управляющий узел, то тогда на ком или на чём будет ответственность? Что будет делать рой синтетических убийц?

    Вопрос в пустоту.
    1. mark1 Офлайн mark1
      mark1 6 марта 2021 16:12
      0
      почему синтетических?
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 7 марта 2021 08:15
      0
      Цитата: Дмитрий С.
      Ведомый ведущего стал ведущим ведомого, приказы ведомого - директивой. Если сбит управляющий узел, то тогда на ком или на чём будет ответственность? Что будет делать рой синтетических убийц?

      Если вы прочитаете статью до конца, то узнаете, что решения будут принимать сами убийцы при помощи своего ИИ
  3. Сергей Латышев (Серж) 6 марта 2021 16:38
    +2
    Какой кошмар...
    хаха.
    Никто чтоли в ависимуляторы не играл, где на высокой сложности победить компьютер очень сложно???
    Вот и весь виртуальный бой. Известный лет 20.
    Адаптация к также давно известным виртуальным учебным классам, а потом и к управлению БПЛА - дело времени и хотелки. У всех.

    Но если ты можешь построить в год 1н супернавороченный БПЛА, а противник 100 - то никакой ИИ тебе не поможет. А если 10 000, но простых, двигатель с процессором, то каюк вообще.

    Поэтому все мечтают о РОЕ - дешево, сердито, много, но нужна развитая промышленность...
  4. Биндюжник Офлайн Биндюжник
    Биндюжник (Мирон) 6 марта 2021 19:55
    -5
    Всё как обычно - новая российская техника пока лишь на стадии разработки, в то время как её многочисленные зарубежные аналоги давно и успешно выполняют боевые задачи на полях сражений, а г. Маржецкий уже спешит заявить о прорыве России в создании собственной беспилотной авиации. Правда потом автор всё-же сокрушается и даже пугается успеха западных разработчиков в создании ИИ. Что ж, опасения эти не напрасны, пока в России пытаются выйти на уровень США и Израиля 20-летней давности, тамошние специалисты тоже не сидят без дела и успешно продвигаются вперед. Беспилотные танки, корабли и субмарины уже реальность, вот киборги как-то пока не востребованы, но если надо будет - сделают и киборгов. good
    1. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 7 марта 2021 08:16
      +3
      Цитата: Биндюжник
      Что ж, опасения эти не напрасны, пока в России пытаются выйти на уровень США и Израиля 20-летней давности, тамошние специалисты тоже не сидят без дела и успешно продвигаются вперед. Беспилотные танки, корабли и субмарины уже реальность, вот киборги как-то пока не востребованы, но если надо будет - сделают и киборгов.

      В России своих программистов тоже хватает. Русские долго запрягают, но быстро ездят.
      Я уже говорил, что в итоге Израилю с его понтами придется на рынке БПЛА подвинуться.
      Россия сделает свои беспилотники, которые будут простыми, надежными и недорогими, как "Калаш".
      1. Биндюжник Офлайн Биндюжник
        Биндюжник (Мирон) 8 марта 2021 23:11
        -3
        Цитата: Маржецкий
        Россия сделает свои беспилотники, которые будут простыми, надежными и недорогими, как "Калаш".

        Ув. г.Маржецкий, как человек, которому довелось пострелять вдоволь из "Калаша", М-16, М-4, Galil, TAR-21 и др. моделей автоматического оружия, могу вам сказать уверенно - "Калаш" в сравнении со многими зарубежными аналогами примерно как горбатый "Запорожец" рядом с "Мерседесом". Но в одном вы, несомненно, правы - "Запорожец" существенно дешевле, правда это единственное его преимущество...
        Так что если подобным качеством будут обладать и российские беспилотники то израильским производителям банкротство не грозит. tongue
  5. Дмитрий С. Офлайн Дмитрий С.
    Дмитрий С. (Дмитрий Санин) 7 марта 2021 09:01
    +1
    Цитата: Маржецкий
    Цитата: Дмитрий С.
    Ведомый ведущего стал ведущим ведомого, приказы ведомого - директивой. Если сбит управляющий узел, то тогда на ком или на чём будет ответственность? Что будет делать рой синтетических убийц?

    Если вы прочитаете статью до конца, то узнаете, что решения будут принимать сами убийцы при помощи своего ИИ

    Вопрос в том, что статус ИИ юридически не определен. Соответственно, некому нести ответственность за его действия.
    Приведу забавный пример: Google неоднократно "переучивали" и на запрос ""президент" значение слова" на русском и английском, поисковик на основе ИИ отвечал: " Путин" - в штатах зубами скрипели, но давились и ели. Ответственность за действия ИИ никто не понес. А что будет в боевой обстановке, какая и на ком будет лежать ответственность? Если дрон без маркировок и опознавательных знаков на кого-то напал - он дикий и бешеный, а может - добрый, но кто-то потревожил его гнездо, в котором его детки свой ИИ прокачивают?
  6. Michael1950 Офлайн Michael1950
    Michael1950 (Michael) 8 марта 2021 09:45
    0
    Цитата: 123
    Под управлением ИИ истребитель мог совершать такие маневры, которые человек просто не выдержал бы. В результате его F-16 выходил на более выгодную позицию для атаки и уничтожал противника.

    А некоторые поклонники творения заокеанского сумеречного гения утверждают что сверхманевренность не важна, дескать главное незаметность. smile

    - Так ведь там речь идёт о высокой маневренности, а не о сверхманевренности, господин "чайник", - так до сих пор "диванные хомячки" не научились отличать одно от другого? laughing
    Маневренность - (с помощью которой ЛА уходит, например, от вражески ракет, или в догфайте на пушках заходит в хвост противнику) - способность самолёта с максимальной перегрузкой (и скоростью) перемещать в пространстве свой центр масс. Обеспечивается минимальной удельной нагрузкой на крыло при максимальной тяговооружённости и эксплуатационной перегрузке.
    Сверхманевренность - способность ЛА изменять свою угловую скорость относительно центра масс вокруг одной, двух, или трёх осей при помощи управляемого вектора тяги, перегрузка при этом обычно не более 4-х единиц.
  7. МАП Офлайн МАП
    МАП (Алексей Зигалов) 13 марта 2021 11:09
    0
    Сергей, спасибо за статью, но анализ не точный. Не хватает летчиков, но любая война выигрывается воспроизводством оружия. Вторая мировая - один завод в месяц делал 30-40 шт. самолетов или танков. Сейчас один самолет или вертолет за полтора два месяца. Например у нас 2 000 вертолётов, а у Американцев и НАТО 15 000, которые будут на Украине в течение месяца. Самолет БПЛА указанный взлетный 7 тонн, полезная 500 кг. Начало прошлого столетия.

    Второе. Вы, Сергей, сильно ошибаетесь горизонтальный полет, вираж, бочка, горка и т.д. не искусственный интеллект это обычная формула и самообучающийся компьютер очень быстро (несколько лет) может освоить все фигуры высшего пилотажа. Автопилот не искусственный интеллект.

    Третье. Ракета воздух-воздух ближнего действия летит с перегрузкой 40-60g, это тот же БПЛА. Системы ПВО работают с объектами летящими не более 25g.

    Четвертое, это война и они автономно летающего боевого Комплекса сами должны принимать решение на атаку. Системы свой-чужой и техническое зрение дают такую возможность.

    Пятое у Вас не правильная тактика применения БПЛА.

    Шестое мы опоздали лет на двадцать и война уже началась...... Мы уже не успели заскочить на подножку и будем расплачиваться жизнями солдат.