Насколько большой был «Тайфун»? В США наглядно сравнили российские и американские подлодки


Если вы когда-нибудь смотрели экранизацию романа «Охота за Красным Октябрем», вы, вероятно, знакомы с поистине огромными атомными подводными лодками России класса «Тайфун». Эти гигантские АПЛ времен «холодной войны» до сих пор остаются крупнейшими из когда-либо построенных субмарин в мире и являются более страшными морскими монстрами, чем вы себе представляете, пишет американский журнал Popular Mechanics.


«Тайфуны» – настоящие левиафаны. Чтобы оценить насколько они большие, достаточно упомянуть, что эти подлодки в более чем 1,5 раза длиннее стандартного футбольного поля и в 3 раза выше среднего американского дома.


В 1970-х годах СССР приступил к реализации новой программы создания ядерного оружия. Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по кодификации НАТО: «Тайфун»), водоизмещением более 23 тыс. тонн должны были вместить в себя 20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52). Было построено шесть таких АПЛ. По состоянию на 2020 год в строю оставался один ТК-208 «Дмитрий Донской» (спущен на воду в 1980 году), еще две АПЛ – ТК-17 и ТК-20 ожидали утилизации.

Размеры «Тайфунов» позволили уйти от спартанской обстановки и значительно улучшить условия пребывания подводников. Инженеры КБ «Рубин» оборудовали АПЛ даже солярием, бассейном и сауной.


«Тайфуны» всего на несколько метров длиннее «Огайо», но они значительно шире и выше, а выглядит так грозно, потому что их рубка находится за ракетными шахтами, а не перед ними.


Вымышленный «Красный Октябрь» должен был быть еще более мощной АПЛ, вмещающей 26 баллистических ракет, общей ядерной огневой мощью 52 000 килотонн (на Хиросиму сбросили бомбу 16 килотонн).

Опыт эксплуатации «Тайфунов» позволила россиянам разработать новые подлодки проекта 955 «Борей» четвертого поколения, вооруженных 16 БРПЛ Р-30 «Булава». Каждая АПЛ получила мощность 7200 килотонн, но ракеты стали намного точней и меньше. Новейшие подлодки получились более компактными и ВМФ РФ планирует обзавестись не менее 8 единицами для Северного и Тихоокеанского флотов.

Нужно отметить, что «Тайфуны» были созданы еще до появления компьютеров и твердотопливных ракет, поэтому они были очень большими. Вероятно, в мире больше никогда не появятся подобные АПЛ, хотя зная Россию, никогда не стоит говорить «никогда», подытожило СМИ из США.
  • Использованы фотографии: Bellona Foundation/wikimedia.org и http://www.hisutton.com/
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. дилетант Офлайн дилетант
    дилетант (Виктор) 7 марта 2021 19:28
    +1
    Нужно отметить, что «Тайфуны» были созданы еще до появления компьютеров и твердотопливных ракет, поэтому они были очень большими.

    Они были большими плюс имели избыточное надводное водоизмещение и укрепленнную рубку не потому, что кто-то не умел строить АПЛ и не знал закона Архимеда, а потому, что избыток надводного водоизмещения (48000-23200=) 24800 т и укрепленная рубка позволял лодке всплывать из подо льда путем его проламывания практически в любое время и в любом месте Северного ледовитого океана дла нанесения удара по врагу. Ну а найти эту, одну из самых тихих, лодку подо льдами было практически невозможно.
    Ну а "кликуху" "Водовоз" придумали либо для конспирации, либо "от большого ума"
    1. Михаил Я Офлайн Михаил Я
      Михаил Я (Михаил Я) 8 марта 2021 07:32
      0
      Водовоз потому что имеет двойной корпус, и между корпусами возит воду
      1. дилетант Офлайн дилетант
        дилетант (Виктор) 8 марта 2021 08:22
        0
        Водовоз потому что имеет двойной корпус, и между корпусами возит воду

        Их называли "Водовозами" потому, что им приходилось "возить на борту" в балластных цистернах ~ 20000 тонн воды для того, что бы погрузиться, а не потому, что имели 5 прочных и один легкий корпуса. А зачем им надо было столько воды в балластных цистернах - см выше.
        1. anton hit Офлайн anton hit
          anton hit (anton hit) 8 мая 2021 22:15
          0
          это нужно было не только для всплытия и проламывания, эти задачи решаются запасом плавучести, приличным запасом сжатого воздуха и мощными цисцернами. Не стоит забывать, что доп. инертность требуется для самой платформы для запуска 84т ракет р39у, для стабиллизации оси ракетного стакана при пуске при условии, что 84 тонная болванка выплевыется из ракетного стакана в котором создается избыточное давление, плюс газогенераторы создают каверну и это все на глубине до 50м под водой на определенной скорости, не будь этой инертности лодка бы при каждом пуске прилично проваливалась бы по глубине, а нужно не забывать о том, что Акулы и пр.667 могут осуществлять залповую стрельбу, когда ракеты идут одна за другой. В этом то и смысл, а то, что неучи обзывают Акулы водовозами, так это все по незнанию, куда не плюнь везде генеральные конструкторы) а в некоторых случаях работает специальная пропаганда, на которую к сожелению многие ведутся. Никто еще с АПЛ кроме СССР не смог запустить 84т ракету и я сомневаюсь, что сможет. Эти машины не укладывались в американский баланс и поэтому первыми были ликвидированы. Потому что модернизационный потенциал у комлекса был колоссальный. Бутилкаучуковое топливо уступало немного высокодисперсионному топливу на трайдентах 2д5, но надо не забывать, что р39у летела при максимальной нагрузке дальше, потому что америкацы из атлантике прекрасно достают до наших промышленных центоров с 7т км, а нам чтоб от пирса достать штаты нужно 9-10т км. А вообще формула была тогда 10ткм x 10x100кт. А вот в следующих модификация Р39уттх схема была 10х10х250кт и ракета была отработана (опытная партия была успешно испытана) о чем сейчас помалкивают, а вот при развале СССР, потеряли производство топлива в Павлограде для первой ступени, оно было отличного качества и пришлось КБ Макеева быстро перепроектировать и использовать топливо для первой такое же как и во 2й и 3й, то что в РФ производилось и тогда пришли к схеме 10х8x250кт и ракета стала называться Р39уттх Барк, была изготовлена опытная партия из 10 ракет, 3 дали запустить, на 3м пуске системы отработали штатно, но было нарушение в сборке (я считаю что это было сделано преднамерено, если память не изменяет не установлены молибденовые шайбы https://www.kommersant.ru/doc/1206878), 4й пуск сделать не дали, задел из оставшихся ракет спешно уничтожили. Ракеты на Акулах Р39у, зная что других ракет не будет, спешно утилизировали методом подрыва в воздухе. А Барк предназначался то для Бореев, планировалась группировка из Акул и Бореев. И Бореи проектировались под Барк, а потом их спешно перепроектировали под Булаву, которая залетала, но через 20лет и сожрала тонны денег.
      2. alex5450 Офлайн alex5450
        alex5450 (Alex L) 10 марта 2021 17:41
        -2
        Потому что неповоротливый и переразмеренный проект.
  2. Улисс Офлайн Улисс
    Улисс (Алексей) 8 марта 2021 15:58
    0
    укрепленная рубка позволял лодке всплывать из подо льда путем его проламывания практически в любое время и в любом месте Северного ледовитого океана дла нанесения удара по врагу.

    Это был крайний случай, тем не менее да, могли.

  3. alex5450 Офлайн alex5450
    alex5450 (Alex L) 10 марта 2021 17:44
    -2
    Опыт эксплуатации «Тайфунов» позволила россиянам разработать новые подлодки проекта 955 «Борей» четвертого поколения, вооруженных 16 БРПЛ Р-30 «Булава».

    Я догадываюсь чем "Тайфун - Акула" помог 955 проекту - дал чёткое осознание того, что так строить подлодки не нужно и надо далее развивать "Горбунков" - 667 проект, плюс потихоньку перенимать американский опыт.