Как спасти «Роскосмос» из глубокого системного кризиса
Некогда космическая гонка была вопросом принципиального идеологического и технологического противоборства двух сверхдержав, США и СССР. Но сегодня это просто бизнес, где крутятся большие, очень большие деньги. И нашу страну все новые игроки постепенно выдавливают с ее привычных позиций великой космической державы.
Так, после закрытия программы Space Shuttle NASA не имело возможности самостоятельно доставлять своих астронавтов к МКС. Для этого в качестве «извозчика» США приходилось использовать «Роскосмос». Однако в «нулевых» американцы сделали ставку на развитие частной космонавтики, выделяя бюджетное финансирование компаниям SpaceX и Boeing. В результате появились ракета-носитель (РН) Falcon 9 и корабль Crew Dragon от миллиардера Илона Маска, которые должны стать основными средствами доставки астронавтов национального космического агентства США на МКС. Также на подходе многоразовый космический челнок Boeing CST-100 Starliner, способный за раз вывести на орбиту до 7 человек. Таким образом, Вашингтон вскоре полностью избавится от зависимости со стороны Москвы в этом важнейшем вопросе.
Интересно посмотреть, как США на практике поддерживают свои «частные» корпорации. И SpaceX, и Boeing получили от государства по несколько миллиардов долларов на разработку своих РН и кораблей. При этом постоянно и активно декларировалось конкурентное преимущество компании Илона Маска перед «Роскосмосом» за счет ее более низкой стоимости доставки. Но теперь вдруг NASA решило резко, почти в 7 раз, повысить тарифы для своих подрядчиков на доставку астронавтов на МКС. В частности, стоимость доставки 1 килограмма полезной нагрузки на орбиту выросла с 3 до 20 тысяч долларов, а обратно – с 6 до 40 тысяч. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин отреагировал на это следующим образом:
Когда рынок «отстимулировали», т.е. зачистили от всех неамериканских конкурентов, тогда можно вновь поднять цены до почти естественного уровня.
Это на заметку всем адептам либеральной экономической теории с ее «невидимой рукой рынка» и невероятно эффективными частными корпорациями. Наш «Роскосмос», и без того находящийся в состоянии стагнации, постепенно выдавливают с рынка. В цифрах это выглядит следующим образом: в прошлом 2020 году отечественная госкорпорация осуществила всего 16 запусков, заняв третье место в мировом рейтинге, на первом был Китай с 39 запусками, а на втором США с 37. Самое печальное, что сегодня России приходится конкурировать уже не с американцами, европейцами или китайцами, а совсем другими игроками.
Так, на рынок недорогих коммерческих запусков теперь выходит еще и Индия. Не все в курсе, но эта страна имеет очень серьезную и амбициозную космическую программу. 28 февраля 2021 года индийцы запустили свою ракету-носитель PSLV-C51, которая за раз вывела на орбиту 19 спутников. Среди них было 13 американских спутников и 1 бразильский под названием «Амазония-1». Заказчики остались очень довольны. Всего к данному моменту Нью-Дели успешно вывел на орбиту 342 иностранных спутника. Индийская PSLV напрямую конкурирует с нашими ракетами. В 2008 году с помощью данной РН было выведено сразу 10 спутников, что побило предыдущий российский рекорд. В 2014 году «Роскосмос» отыгрался, поставив новую планку в 37 аппаратов. Но в 2017 году Нью-Дели установил новый рекорд в 104 спутника за раз при помощи модификации ракеты PSLV-XL.
Ко всему прочему, Индия имеет и свою программу пилотируемой космонавтики. С 2006 года страна разрабатывает корабль под названием «Гаганьян» (Gaganyaan), который в 2014-м прошел успешно суборбитальное испытание с последующим приводнением. Корабль рассчитан на доставку 3 членов экипажа, его очередные испытания рассчитаны на декабрь 2021 года. В случае успеха Индия станет новой космической сверхдержавой, самостоятельно производящей пилотируемые полеты. Вот так вот...
А теперь вернемся к нашим делам. Очевидно, что отечественная космонавтика находится в глубоком системном кризисе. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в свойственной ему манере публично поблагодарил американцев за то, что они ему «отвесили пинок»:
В ракетно-космической отрасли России началась борьба за сокращение издержек и оптимизацию цены на пусковые услуги «Роскосмоса». И за это нужно партнерам сказать спасибо.
Не совсем понятно, что мешало все это сделать раньше, не допуская отставания страны в космической отрасли. Возможно, все-таки стоит задуматься о смене руководства столь серьезной организации на более профессионального специалиста, хотя бы имеющего профильное образование и соответствующий опыт работы. Дмитрию Олеговичу как базовому филологу все же лучше заниматься чем-то более ему подходящим, например, в Минкульте работать или в Фонде кино. Там его неудержимо рвущиеся наружу творческие таланты явно будут более востребованными. Однако очевидно, что одними кадровыми перестановками делу уже не поможешь. Кризис отечественной космонавтики носит системный характер. Налицо и наметившееся технологическое отставание, и дефицит финансирования, вызванный секвестром бюджета, и недобросовестные методы конкуренции.
Но это совершенно не означает, что уже пора ставить на «Роскосмосе» крест. Нет, просто пора признать, что на сегодняшний день в одиночку все это вытягивать становится крайне проблематично. Пришло время альянсов и международной кооперации. Очень верным, например, представляется соглашение о сотрудничестве с Китаем в освоении Луны. У Москвы есть и технологии, и многолетний опыт, значение которого невозможно переоценить, а у Пекина – и технологии, и финансовые средства. Издание Global Times прокомментировало перспективы альянса следующим образом:
Они первыми полетели в космос, первыми вышли в открытый космос, справлялись с пожарами на МКС, утечками воздуха и другими опасностями; опыт и уроки, извлеченные из этих чрезвычайных ситуаций, при реализации проекта лунной научной станции будут действительно дороже золота.
В рамках совместной программы будут разработаны космические аппараты, способные автоматически работать на орбите и поверхности земного спутника. В дальнейшем речь может пойти и о создании обитаемой лунной базы. Но не стоит складывать все яйца в одну корзину. Также для большей диверсификации возможных рисков в противовес самой КНР России стоит пойти на сближение в области космонавтики и с набирающей силу Индией.
Информация