Как спасти «Роскосмос» из глубокого системного кризиса

21

Некогда космическая гонка была вопросом принципиального идеологического и технологического противоборства двух сверхдержав, США и СССР. Но сегодня это просто бизнес, где крутятся большие, очень большие деньги. И нашу страну все новые игроки постепенно выдавливают с ее привычных позиций великой космической державы.

Так, после закрытия программы Space Shuttle NASA не имело возможности самостоятельно доставлять своих астронавтов к МКС. Для этого в качестве «извозчика» США приходилось использовать «Роскосмос». Однако в «нулевых» американцы сделали ставку на развитие частной космонавтики, выделяя бюджетное финансирование компаниям SpaceX и Boeing. В результате появились ракета-носитель (РН) Falcon 9 и корабль Crew Dragon от миллиардера Илона Маска, которые должны стать основными средствами доставки астронавтов национального космического агентства США на МКС. Также на подходе многоразовый космический челнок Boeing CST-100 Starliner, способный за раз вывести на орбиту до 7 человек. Таким образом, Вашингтон вскоре полностью избавится от зависимости со стороны Москвы в этом важнейшем вопросе.



Интересно посмотреть, как США на практике поддерживают свои «частные» корпорации. И SpaceX, и Boeing получили от государства по несколько миллиардов долларов на разработку своих РН и кораблей. При этом постоянно и активно декларировалось конкурентное преимущество компании Илона Маска перед «Роскосмосом» за счет ее более низкой стоимости доставки. Но теперь вдруг NASA решило резко, почти в 7 раз, повысить тарифы для своих подрядчиков на доставку астронавтов на МКС. В частности, стоимость доставки 1 килограмма полезной нагрузки на орбиту выросла с 3 до 20 тысяч долларов, а обратно – с 6 до 40 тысяч. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин отреагировал на это следующим образом:

Когда рынок «отстимулировали», т.е. зачистили от всех неамериканских конкурентов, тогда можно вновь поднять цены до почти естественного уровня.

Это на заметку всем адептам либеральной экономической теории с ее «невидимой рукой рынка» и невероятно эффективными частными корпорациями. Наш «Роскосмос», и без того находящийся в состоянии стагнации, постепенно выдавливают с рынка. В цифрах это выглядит следующим образом: в прошлом 2020 году отечественная госкорпорация осуществила всего 16 запусков, заняв третье место в мировом рейтинге, на первом был Китай с 39 запусками, а на втором США с 37. Самое печальное, что сегодня России приходится конкурировать уже не с американцами, европейцами или китайцами, а совсем другими игроками.

Так, на рынок недорогих коммерческих запусков теперь выходит еще и Индия. Не все в курсе, но эта страна имеет очень серьезную и амбициозную космическую программу. 28 февраля 2021 года индийцы запустили свою ракету-носитель PSLV-C51, которая за раз вывела на орбиту 19 спутников. Среди них было 13 американских спутников и 1 бразильский под названием «Амазония-1». Заказчики остались очень довольны. Всего к данному моменту Нью-Дели успешно вывел на орбиту 342 иностранных спутника. Индийская PSLV напрямую конкурирует с нашими ракетами. В 2008 году с помощью данной РН было выведено сразу 10 спутников, что побило предыдущий российский рекорд. В 2014 году «Роскосмос» отыгрался, поставив новую планку в 37 аппаратов. Но в 2017 году Нью-Дели установил новый рекорд в 104 спутника за раз при помощи модификации ракеты PSLV-XL.

Ко всему прочему, Индия имеет и свою программу пилотируемой космонавтики. С 2006 года страна разрабатывает корабль под названием «Гаганьян» (Gaganyaan), который в 2014-м прошел успешно суборбитальное испытание с последующим приводнением. Корабль рассчитан на доставку 3 членов экипажа, его очередные испытания рассчитаны на декабрь 2021 года. В случае успеха Индия станет новой космической сверхдержавой, самостоятельно производящей пилотируемые полеты. Вот так вот...

А теперь вернемся к нашим делам. Очевидно, что отечественная космонавтика находится в глубоком системном кризисе. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в свойственной ему манере публично поблагодарил американцев за то, что они ему «отвесили пинок»:

В ракетно-космической отрасли России началась борьба за сокращение издержек и оптимизацию цены на пусковые услуги «Роскосмоса». И за это нужно партнерам сказать спасибо.

Не совсем понятно, что мешало все это сделать раньше, не допуская отставания страны в космической отрасли. Возможно, все-таки стоит задуматься о смене руководства столь серьезной организации на более профессионального специалиста, хотя бы имеющего профильное образование и соответствующий опыт работы. Дмитрию Олеговичу как базовому филологу все же лучше заниматься чем-то более ему подходящим, например, в Минкульте работать или в Фонде кино. Там его неудержимо рвущиеся наружу творческие таланты явно будут более востребованными. Однако очевидно, что одними кадровыми перестановками делу уже не поможешь. Кризис отечественной космонавтики носит системный характер. Налицо и наметившееся технологическое отставание, и дефицит финансирования, вызванный секвестром бюджета, и недобросовестные методы конкуренции.

Но это совершенно не означает, что уже пора ставить на «Роскосмосе» крест. Нет, просто пора признать, что на сегодняшний день в одиночку все это вытягивать становится крайне проблематично. Пришло время альянсов и международной кооперации. Очень верным, например, представляется соглашение о сотрудничестве с Китаем в освоении Луны. У Москвы есть и технологии, и многолетний опыт, значение которого невозможно переоценить, а у Пекина – и технологии, и финансовые средства. Издание Global Times прокомментировало перспективы альянса следующим образом:

Они первыми полетели в космос, первыми вышли в открытый космос, справлялись с пожарами на МКС, утечками воздуха и другими опасностями; опыт и уроки, извлеченные из этих чрезвычайных ситуаций, при реализации проекта лунной научной станции будут действительно дороже золота.

В рамках совместной программы будут разработаны космические аппараты, способные автоматически работать на орбите и поверхности земного спутника. В дальнейшем речь может пойти и о создании обитаемой лунной базы. Но не стоит складывать все яйца в одну корзину. Также для большей диверсификации возможных рисков в противовес самой КНР России стоит пойти на сближение в области космонавтики и с набирающей силу Индией.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 марта 2021 14:23
    А мне кажется, что нет никаких проблем с Роскосмосом. Всё решается в текущем порядке. Нужно только поставить верные стратегические цели, и настойчиво двигаться к ним. Т.е. приоритет должен быть в расстановке целей. Если цели будут поставлены правильно, то и успех придёт. Сейчас нужно освоить Ангару. Это цель №1. Правильно спланировать конфигурацию Енесея. Спланировать свою орбитальную станцию с одновременным приемом 4 и более аппаратов, запущенных Ангарами. И спланировать полёт к Луне. Послать зонды на Луну, Марс, Фобос. Заслать космические исследовательские аппараты. + военные.
  2. +2
    9 марта 2021 15:11
    Как спасти? Странный вопрос. С 90х годов 20 лет не спрашивали: "как сломать?".
    Удивительно другое: живёт.
  3. -2
    9 марта 2021 15:24
    Какаято путаница.

    Цена доставки выросла - так "радоваться надо" (Путин). Может, на наш батут пойдут?)))

    А много ли было упомянутых "неамериканских конкурентов"??? Вроде, почти небыло. Легкие ракеты ктото пытался пускать и наша С7, кое разочаровалось и в морском старте, и в Роскосмосе, и вообще....
    Все, остальные все государства...

    А индия уже обожглась на наших Авиа, на наших Ракетах, и танцевать уже наверное будет сама... А то деньги РФ брала, а они кудато исчезали без обещанного результата........
    1. 0
      9 марта 2021 15:42
      Пускай теперь ждут когда Маск отправит в нирвану туристов из Индии laughing
  4. +1
    9 марта 2021 16:49
    Интересно посмотреть, как США на практике поддерживают свои «частные» корпорации. И SpaceX, и Boeing получили от государства по несколько миллиардов долларов на разработку своих РН и кораблей.

    Сергей, на конкретно разработку Falcon-9 и Dragon выделили денег немного (по меркам отрасли). Есть два контракта - один (Commercial Orbital Transportation Services (COTS)) на разработку средств доставки грузов и астронавтов на МКС, другой (CRS (Commercial Resupply Services)) - на выполнение самих услуг по этой доставке. На разработку SpaceX было выделено 396 миллионов долларов.
    Вот по второму контракту - который на сами запуски - SpaceX было выделено 1,6 миллиардов долларов. Но ведь и запусков по нему было 12. То есть на каждый запуск грузового "Дрэгона" отводилось по 130 миллионов. Это вполне адекватная сумма, учитывая, что на тот момент Falcon-9 еще не была многоразовой, а каждый запуск включал себестоимость и ракеты, и корабля.

    Но теперь вдруг NASA решило резко, почти в 7 раз, повысить тарифы для своих подрядчиков на доставку астронавтов на МКС.

    Простите, а можно источник, в котором об этом сказано?

    Это на заметку всем адептам либеральной экономической теории с ее «невидимой рукой рынка»

    А что не так с невидимой рукой рынка? Заказ на разработку был получен SpaceX в рамках конкуренции с другими частными компаниями - их было поначалу, если мне не изменяет память, около 20. Потом некоторые отсеялись, остались те, которые предложили меньшую цену и приемлемые сроки выполнения работы.

    и невероятно эффективными частными корпорациями.

    Ну, разработать за 4 года (с 2006 по 2010) работающую ракету и многоразовый космический грузовик - это разве не эффективная работа?
    1. -2
      9 марта 2021 17:26
      Простите, а можно источник, в котором об этом сказано (повышение тарифов)?

      Источник здесь:
      https://spacenews.com/nasa-hikes-prices-for-commercial-iss-users/
      Но так как Маржецкий по профессии репортёр (сообщает инфо), а не журналист (анализ инфо), то я с гуглом перевели эту статью.
      Основной посыл -

      Ценовая политика с июня 2019 года не отражала полного возмещения стоимости ресурсов НАСА; оно было предназначено для стимулирования рынка и планировалось скорректировать

      В заявлении, опубликованном без особой помпы на веб-сайте агентства, НАСА сообщило, что обновляет этот прейскурант, «чтобы отразить полное возмещение стоимости ресурсов НАСА». Решение сделать это, по словам НАСА, было основано на «обсуждениях с заинтересованными сторонами, текущем росте рынка и ожидании будущих коммерческих организаций, способных предоставлять аналогичные услуги». После отмены субсидии цены на эти услуги значительно выросли. Стоимость перевозки одного килограмма груза до станции, известная как «upmass», выросла с $3,000 до $20,000. Стоимость доставки этого килограмма обратно со станции, «даунмасс», выросла с $6,000 до $40,000. Один час рабочего времени членов экипажа, который раньше составлял $17,500, теперь стоит $130,000.
      В НАСА добавили, что ценовая политика распространяется только на коммерческую деятельность на станции. «Другие виды деятельности, носящие образовательный характер, научные или исследовательские и опытно-конструкторские работы, могут и должны выполняться через Национальную лабораторию США на Международной космической станции. Никаких изменений в процессе или затратах на эти действия нет ».
      Политика коммерциализации НОО также позволила частным астронавтам совершить полеты на МКС и предоставила прейскурант на ресурсы, которые потребуются таким полетам. Это включало $22,500 на человека в день на расходные материалы для экипажа и $11,250 на человека в день на жизнеобеспечение.
      1. +1
        9 марта 2021 17:29
        Иными словами, запуски по снабжению и доставки астронавтов на МКС осуществляются по прежним расценкам, а новые расценки - это, например, для космических туристов или корпоративных грузов? Я правильно понял?
        1. +1
          9 марта 2021 17:39
          Совершенно верно! НАСА использует МКС для коммерческих организаций - они (эти организации) создают оборудование/стенды/материалы для опытов/тестов, астронавты тратят время (оплачиваемое) на эти опыты/тесты, т.е. идёт коммерческая работа, за которую надо платить. Вот НАСА на всё это и подняло расценки.
          Рогозин с Маржецким не поняли, не разобрались - а оно им надо?
          1. 0
            9 марта 2021 17:47
            Я так понял, ситуация выглядит следующим образом.

            Для самих НАСА расценки на запуск не изменились - они остались прежними.

            Для компаний, которые заказывают отправку своих грузов на МКС, а также проведение на самой станции экспериментов с участием экипажа и оборудования МКС цена возрастает.
            1. 0
              9 марта 2021 18:07
              Для компаний, которые заказывают отправку своих грузов на МКС, а также проведение на самой станции экспериментов с участием экипажа и оборудования МКС цена возрастает.

              И для этих компаний это было очень неприятное решение. Из статьи:

              Внезапное изменение цен, которое сразу же вступило в силу, застало некоторых пользователей МКС врасплох. Руководитель одной компании, который не назвался, потому что эта компания все еще оценивает последствия изменения цен, не знал о решении НАСА поднять цены, пока с ним не связались SpaceNews.
              «НАСА не очень хорошо взаимодействует с заинтересованными сторонами», - сказал Джеффри Манбер, исполнительный директор Nanoracks. «Мы ведем переговоры с клиентами, и внезапно нас уведомляют о значительном увеличении».
              Это внезапное повышение цен, по его словам, вынудило Nanoracks приостановить переговоры с двумя потенциальными клиентами, которые, по его словам, были «выбиты из бюджета» из-за повышения.
              1. 0
                9 марта 2021 18:09
                Да, я уже прочел полностью.

                НАСА решила за счет них компенсировать усечение бюджета на программу коммерциализации космоса.
                1. Комментарий был удален.
    2. 0
      9 марта 2021 18:33
      Cyril и cmonman, братья по разуму, начинайте копить деньги на космический полёт. laughing
      1. 0
        9 марта 2021 18:54
        братья по разуму,

        Спасибо, это лестно.

        начинайте копить деньги на космический полёт. laughing

        Мне не нужно, я на Марс не хочу.
        1. -1
          9 марта 2021 19:17
          Ваше желание не может повлиять на результат.

          P.S. Вы не изменили своего отношения к решению специалистов из НАСА использовать вертолёт на Марсе? У меня возникло ощущение, что господа заврались, а потом пришлось выкручиваться, потому, как слово не воробей...
          1. -1
            9 марта 2021 22:46
            Вы не изменили своего отношения к решению специалистов из НАСА использовать вертолёт на Марсе?

            А почему я должен был его изменить?

            У меня возникло ощущение, что господа заврались

            По какой причине оно возникло?

            а потом пришлось выкручиваться

            В чем проявлялось "выкручивание"?
  5. 123
    +1
    9 марта 2021 20:24
    Не являюсь сторонником Рогозина, тем более его ораторского искусства, но разве с его уходом сами собой исчезнут

    дефицит финансирования, вызванный секвестром бюджета, и недобросовестные методы конкуренции

    Или всех устраивает работа Минкульта и Фонда кино, руководство которого имеет профильное образование и опыт работы? Кстати, в Фонде кино в декабре руководство сменилось, но вряд ли фамилии и фотографии старого и нового руководителей кому то известны.
    У Шойгу если что ни профильного образования ни "опыта работы" в ВС.

    На космос нужны огромные деньги, а для этого нужна большая экономика. Без этого переставлять койки особого смысла нет. Да и насчет кризиса, по моему за последние годы сделано немало, тем более если учитывать объем финансирования.
  6. -2
    9 марта 2021 20:55
    В рамках совместной программы будут разработаны космические аппараты,

    Мы уже совместно с США создали и разработали. Нас использовали и выбросили. И что опять с другими будем делиться своими технологиями? Наших барыг ничему жизнь не учит!
    1. 0
      9 марта 2021 23:08
      Нас использовали и выбросили.

      Кто выбросил Россию с МКС ? О_о США несет основную часть расходов по содержанию станции
  7. космос нормуль, не надо только бабки разворовывать
  8. -1
    10 марта 2021 03:41
    Как спасти «Роскосмос» из глубокого системного кризиса

    - Да ... никак уже на спасти... -Для Русского Космоса закончилось счастливое детство ; солнечная юность и зрелая удачная пора ... - А осталась ... - дряхлая старость и...и...и созерцание со стороны чужих успехов...
    - С какого-то Байконура , который так и не стал снова российским и который Великая Россия "арендует" и платит за каждый запуск... - Россия пытается ещё что-то демонстрировать ... - запуская туристов на ещё сохранившихся на складах советских ракетах... - Но и этот ресурс уже истекает...
    - Вообще ... - кто нибудь "из здесь находящихся" может хоть на минуту представить и серьёзно воспринять такое пародоксальное явленьице ... - а именно ... - как это огромнейшая страна может развивать свой Космос ; не имея собственного космодрома ???
    - Нет ...- формально Россия сегодня имеет аж четыре (пять) космодромов ... - это Байконур ... - зарубежный космодром (не путать с Куру , во французской Гвиане) , на котором и держится (вернее - еле теплится) весь Русский Космос ; Плесецк , который выполняет узкопрофильные задачи ; Капустин Яр (откуда когда-то запустили Белку со Стрелкой) , который собственно уже давно утратился как реальный космодром и находится на территории закрытого военного государственного полигона ; ну и наконец ... - Свободный (и Восточный) , которые так по-настоящему и "не стреляли"...
    - Очевидно для потомков ... - все эти "призраки" так и войдут в историю , как иллюзии несостоявшихся надежд .... - надежд очень слабенького экономического и политического капиталистического уклада ; которым Россия как заболела ... - так видно и пропадёт...
  9. 0
    12 марта 2021 21:26
    Хорошая статья, вот только спасать надо сам космос... ближайший космос. Только вдумайтесь в цифры! Сколько мусора с точки зрения экосистемы Земля болтается над головой?! И как этот мусор влияет на экологию? Сейчас надо думать, как хлам с орбиты убирать, а то еще Илоны с Масками несколько ярдов освоят и наступит спутниковая зима.