F-35 разоряет страны НАТО

17

В заочном противостоянии истребителя пятого поколения F-35 и российского Су-57 «Молния» считалась фаворитом. Фанаты американского ВПК «со значением» указывали на то, что реально произведено уже свыше 500 самолетов, а общее число их налета превысило 250 000 часов. Мол, куда там до него «несуществующему» российскому Су-57, который для них всем нехорош: и двигателя родного нет, и электроника отсталая, и стелс-технология «не той системы». Однако время показывает, что спешка тоже до добра не доводит, а также необходимо уметь разграничивать чисто коммерческие интересы и цели по созданию по-настоящему грозного «оружия победы».

В отличие от многочисленных недоброжелателей нашей страны, мы не будем огульно «охаивать» американский самолет. Сама по себе концепция малозаметного многофункционального истребителя-бомбардировщика пятого поколения весьма интересна. Один F-35 должен был заменить сразу множество других моделей боевых самолетов для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США. Были разработаны «обычный» F-35A, F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой и чисто палубный F-35C. Концептуально все это выглядит очень красиво. Еще одним, на первый взгляд, разумным шагом было вовлечение в программу F-35 других союзников США по блоку НАТО. Британцы вложили 2,5 миллиарда долларов, итальянцы – 1 миллиард, голландцы – 800 миллионов долларов, канадцы – 440 миллионов, турки - 175 миллионов долларов, австралийцы – 144 миллиона, норвежцы – 122 миллиона и датчане – 110 миллионов долларов. Взамен эти страны получали возможность не только приобрести истребители пятого поколения, но и поддержать на плаву свои авиастроительные предприятия, которые участвовали в международной кооперации. Например, от Австралии в программе F-35 задействовано более 50 компаний, а в Италии даже открыта сборочная линия.



Но затем из-за большой сложности стоимость этого проекта начала непрерывно и резко возрастать. По некоторым подсчетам, расходы самих США на «Молнию» в следующие 15 лет составят 379 миллиардов долларов, а через 50 лет суммарная стоимость этой авиационной программы может превысить 1 триллион долларов. Неудивительно, что даже в Соединенных Штатах F-35 вызывает к себе крайне неоднозначное отношение. На недавнем обсуждении в американском Конгрессе глава комитета по делам Вооруженных сил по имени Адам Смит заявил следующее:

Я хочу перестать швырять деньги в эту крысиную нору.

Звучит как-то не слишком духоподъемно. Еще жестче высказался профессиональный военный Кристофер Миллер, исполнявший обязанности главы Пентагона в период с 9 ноября 2020-го по 20 января 2021 года, когда к власти официально пришел президент Джо Байден. Он назвал программу F-35 Lightning II «куском…» чего-то там, а чего конкретно, он предоставил домысливать всем самостоятельно. Но явно подразумевалось не ароматизированное мыло. Отчего же «Молния» подвергается столь жесткой критике не на российских ура-патриотических ресурсах, а в самих США? Неужели дело только в недобросовестной конкуренции со стороны корпорации Boeing и ее лоббистов в генералитете и высших эшелонах власти, на что пытаются прозрачно намекать поклонники продукции американского ВПК?

Нет, все гораздо сложнее, чем просто подковерная схватка между двумя крупнейшими оборонными концернами. Есть как минимум две большие реальные проблемы.

Во-первых, американский истребитель де-факто сам не вполне соответствует заявленным критериями пятого поколения. Во время испытаний было выявленно какое-то невероятное количество недочетов самолета, исчисляемое сотнями. Многое что разработчик уже устранил, но далеко не все. К основным претензиям теперь относят проблемы с радиоотражающим покрытием, которое имеет тенденцию к отслаиванию на больших скоростях, из-за чего F-35 перестает быть «стелс». Его двигатель имеет склонность к самовозгоранию, не способен длительное время лететь на максимальной скорости. Самолет малоустойчив, некоторое его оборудование отказывает при относительно невысокой температуре в минус 15 по Цельсию. Программное обеспечение глючит и конфликтует между собой, что уже стало причиной гибели японского пилота F-35. При всем этом реальный эксплуатационный ресурс истребителя оказался существенно ниже заявленного при проектировании. После всего этого поневоле задумаешься, а стоит ли так гордиться тем, чтобы уже произведено и поставлено свыше 500 самолетов, которые оказались откровенно «сырыми»?

Во-вторых, для ошалевших от такого «счастья» клиентов приобретение американского «стелс»-истребителя оказывается еще и тяжким финансовым бременем. Вот что по этому поводу пишет издание Popular Mechanics:

США и их союзники на крючке не только из-за покупки F-35 по цене от 110 до 117 миллионов долларов за самолет, но и из-за непомерной стоимости его летного часа в размере около 44 тысяч долларов, платы за модернизацию старых самолетов, исправления многих недостатков самолета, оплаты счетов за будущие обновления и разработки истребителя шестого поколения.

Собственно говоря, это и есть ответ на вопрос о том, зачем корпорация Lockheed Martin наклепала и продала столько «сырых» самолетов. Деньги не пахнут, и они должны непрерывно литься рекой в карманы компании-производителя. «Сырой» истребитель или нет, уже неважно. Союзники США подписаны в международную не то кооперационную, не то коррупционную систему, из которой они никуда не денутся, и потому просто вынуждены покупать то, что им продают, а потом продолжать платить на программу F-35 баснословные деньги.

Триллион долларов? Да, вполне возможно, что именно столько Lockheed Martin при помощи своих лоббистов совокупно и вытянет. Куда там России до американцев с нашим Су-57… Мы так точно не умеем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 марта 2021 13:17
    Еще одним, на первый взгляд, разумным шагом было вовлечение в программу F-35 других союзников США по блоку НАТО.

    Да, интересный момент в проекте F-35, чего в случае с Су-57 Россия не дождалась ни от союзников (ОДКБ), ни от партнеров (Индия, Турция и т.п.). Им подавай готовый продукт (Су-30) либо по цене себестоимости, либо с передачей технологий.
    1. Еще одним, на первый взгляд, разумным шагом было вовлечение в программу F-35 других союзников США по блоку НАТО.
      Да, интересный момент в проекте F-35,

      Да ничего в этом особо интересного нет.
      Вооружение не должно быть ни слишком сложным, ни слишком дорогим, а обеспечение его последующего производства, в случае надобности, должно быть достаточно автономным в рамках каждого, отдельно взятого государства.
      А надобность такая быстро появится, в случае затяжной войны. А война против такого государства, как Россия - априори не может быть краткосрочной («барбароссы» здесь не пролазят). Так что ставки на всякие «молниеносные обезоруживающие удары» делать бесполезно.
      Вся эта техника «..тых поколений» быстро закончится: Что то отстреляется, что то сломается, что то уничтожится, что то просто износится. Износ, в военное время, с сегодняшним сравнивать нельзя. Это совсем другая интенсивность эксплуатации, да ещё в условиях адекватного противодействия.
      Так что, если не «досоздавать» новую технику, то через какое то время брать в руки придётся дубину.
      А производить такую сложную и дорогостоящую технику, в условиях, когда сборка и комплектация разбросана по всем уголкам света, в условиях того же - адекватного противодействия, не получится, от слова «никак».

      Так что фуфло этот - «концепт».
  2. +1
    15 марта 2021 13:57
    Замусоленная тема
  3. -1
    15 марта 2021 14:25
    России надо учиться, как разводить союзников на "бабки". А то, сами, всё сами.
  4. -2
    15 марта 2021 16:48
    разоряет страны НАТО

    - считать чужие деньги признак нищеты.
  5. -4
    15 марта 2021 19:09
    Автор завершает статью фразой:

    Мы так точно не умеем.

    И тут с ним невозможно спорить - действительно, в России сегодня имеется лишь один серийный Су-57, да и тот явно не готов к выполнению реальных боевых задач, а американские F-35 летают в полный рост, наши израильские летуны эксплуатируют их в хвост и в гриву, даже над Ираном летали ещё в 2018г., оставшись при этом незамеченными иранскими силами ПВО. Поэтому когда г.Маржецкий пишет о заочном противостоянии F-35 и Су-57 - это смешно. lol
    Что же касается определенных дефектов новой машины, их устранения и совершенствования отдельных узлов и агрегатов истребителя, то это вполне обычная практика, такова судьба любой военной техники, скажем, истребитель четвертого поколения F-16, являющийся лидером среди современных самолетов по количеству произведенных машин, сегодня далеко не тождествен тому что поднялся в первый полет в далеком 1974г.
    1. +3
      16 марта 2021 09:24
      Поэтому когда г.Маржецкий пишет о заочном противостоянии F-35 и Су-57 - это смешно. lol

      Хорошо смеется тот, кто смеется последним smile
      А что до вас, на мой взгляд, вам как украинскому эмигранту, все же не стоит так себя ассоциировать с достижениями США и Израиля. Вы к ним особого отношения не имеете, только "примазываетесь". wink
      Персонально вы - продукт Украины. И "ваши летуны" - это Повитряные силы laughing Как бы вы там под израильтянина и американца в одном флаконе ни перекрашивались
      1. -5
        16 марта 2021 14:17
        Цитата: Маржецкий
        Персонально вы - продукт Украины.

        Вы ошибаетесь на мой счет, г.Маржецкий. Я - продукт СССР, поскольку родился и рос в Одессе, срочную служил в Севастополе и Новороссийске, был, кстати, отличником боевой и политической, демобилизовался в сержантском звании, а первое своё высшее образование получил в Москве, в одном из престижных советских ВУЗов. Какой же я продукт Украины, я и украинского языка толком не знаю.
        А симпатии мои сегодня на стороне Украины в её противостоянии с РФ не по причине каких-то националистических или, тем более, русофобских взглядов, а потому что ненавижу когда сильный грабит и издевается над слабым, попирая закон и мораль.
        Что же касается вашего замечания:

        Цитата: Маржецкий
        не стоит так себя ассоциировать с достижениями США и Израиля. Вы к ним особого отношения не имеете, только "примазываетесь".

        то тут уж точно не вам судить. negative
  6. -1
    15 марта 2021 20:52
    "спешка тоже до добра не доводит", но хороша ложка к обеду...
  7. GRF
    0
    16 марта 2021 09:35
    А сколько нужно ф35, что бы их разорить?
  8. -2
    16 марта 2021 15:30
    Цитата: Маржецкий
    Поэтому когда г.Маржецкий пишет о заочном противостоянии F-35 и Су-57 - это смешно. lol

    Хорошо смеется тот, кто смеется последним smile
    А что до вас, на мой взгляд, вам как украинскому эмигранту, все же не стоит так себя ассоциировать с достижениями США и Израиля. Вы к ним особого отношения не имеете, только "примазываетесь". wink
    Персонально вы - продукт Украины. И "ваши летуны" - это Повитряные силы laughing Как бы вы там под израильтянина и американца в одном флаконе ни перекрашивались

    - Если Сергей Маржецкий начнёт "всю правду" писать - кто ему за это станет платить? Необходимо постоянно вливать в уши читаетлям всё новые и новые ушаты пропаганды, про то, как "не имеющий аналогов в мире" один Су-57 (даже без нормальной БРЛС) одним махом побивахом 600 F-35 по всему миру! Вот за это заплатит министерство пропаганды РФ... lol
    1. -1
      16 марта 2021 20:08
      Это, да. Но давайте не будем так строги, возможно у автора ипотека и четверо по лавкам, всякий зарабатывает, как может.
      Фраза автора:

      Италия вложили 1 млрд. долларов!

      - это сильно! У нас неизвестный вложил в недвижимость в Геленджике, раза в полтора побольше и ничего, не загнулись от этого непосильного бремени. А сколько еще таких хором по России матушке, понатыкано! А друзья неизвестного владельца Геленджикской недвижимости, а друзья друзей, если поскрести хорошенько, то там на 200 СУ57 собрать можно. Но пусть автор переживает за итальянцев и англичан!
      Но один недоделанный СУ-57, это грозная сила! В мою молодость был популярен такой анекдот:

      Планирует Китайский Гештаб наступление на Сибирь, выступает главком ВВС. На врага пойдут наши истребители бомбардировщики и никому не будут пощады! Его обрывает Министр Обороны. С истребителями - бомбардировщиками не получится, самолет разбился

      Вся эта пропутинская бравада несуществующими, но уже не имеющими аналогов в мире, вундервафлями порядком надоела. Нету денежек на экадрилью СУ-57 и не будет, все на дворец пошло!
      Пусть пишут лучше про автоматы, их путинская экономика еще может наклепать.
      1. +2
        16 марта 2021 20:36
        - Проблема не в том, что Су-57 - один. Это даже очень хорошо, что он один, лучше бы их не было ни одного, - потренировались и - поставьте на музейную стоянку, рядом с Су-47. Самолёт-то совершенно ни к чёрту не годный, нужно делать другой, нормальный... negative
        1. 0
          16 марта 2021 20:38
          Согласен с Вами! Не получилось, первый блин - комом.
          Но путинагитпроп будет цепляться за него. Что то же надо будет предъявить в 2024, если к тому времени РФ не развалится.
  9. -1
    16 марта 2021 21:16
    Цитата: Дубина
    Согласен с Вами! Не получилось, первый блин - комом.
    Но путинагитпроп будет цепляться за него. Что то же надо будет предъявить в 2024, если к тому времени РФ не развалится.

    - Россия не развалится, но делать этот самолёт в количестве 70-ти единиц могут только "враги народа"...
  10. 0
    17 марта 2021 00:54
    Запад богат. А СУ57 в единичном экземпляре в ВКС РФ даже смешно сравнивать с F35.
  11. +1
    17 марта 2021 11:03
    Замусоленная фантазия...