F-35 разоряет страны НАТО
В заочном противостоянии истребителя пятого поколения F-35 и российского Су-57 «Молния» считалась фаворитом. Фанаты американского ВПК «со значением» указывали на то, что реально произведено уже свыше 500 самолетов, а общее число их налета превысило 250 000 часов. Мол, куда там до него «несуществующему» российскому Су-57, который для них всем нехорош: и двигателя родного нет, и электроника отсталая, и стелс-технология «не той системы». Однако время показывает, что спешка тоже до добра не доводит, а также необходимо уметь разграничивать чисто коммерческие интересы и цели по созданию по-настоящему грозного «оружия победы».
В отличие от многочисленных недоброжелателей нашей страны, мы не будем огульно «охаивать» американский самолет. Сама по себе концепция малозаметного многофункционального истребителя-бомбардировщика пятого поколения весьма интересна. Один F-35 должен был заменить сразу множество других моделей боевых самолетов для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США. Были разработаны «обычный» F-35A, F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой и чисто палубный F-35C. Концептуально все это выглядит очень красиво. Еще одним, на первый взгляд, разумным шагом было вовлечение в программу F-35 других союзников США по блоку НАТО. Британцы вложили 2,5 миллиарда долларов, итальянцы – 1 миллиард, голландцы – 800 миллионов долларов, канадцы – 440 миллионов, турки - 175 миллионов долларов, австралийцы – 144 миллиона, норвежцы – 122 миллиона и датчане – 110 миллионов долларов. Взамен эти страны получали возможность не только приобрести истребители пятого поколения, но и поддержать на плаву свои авиастроительные предприятия, которые участвовали в международной кооперации. Например, от Австралии в программе F-35 задействовано более 50 компаний, а в Италии даже открыта сборочная линия.
Но затем из-за большой сложности стоимость этого проекта начала непрерывно и резко возрастать. По некоторым подсчетам, расходы самих США на «Молнию» в следующие 15 лет составят 379 миллиардов долларов, а через 50 лет суммарная стоимость этой авиационной программы может превысить 1 триллион долларов. Неудивительно, что даже в Соединенных Штатах F-35 вызывает к себе крайне неоднозначное отношение. На недавнем обсуждении в американском Конгрессе глава комитета по делам Вооруженных сил по имени Адам Смит заявил следующее:
Я хочу перестать швырять деньги в эту крысиную нору.
Звучит как-то не слишком духоподъемно. Еще жестче высказался профессиональный военный Кристофер Миллер, исполнявший обязанности главы Пентагона в период с 9 ноября 2020-го по 20 января 2021 года, когда к власти официально пришел президент Джо Байден. Он назвал программу F-35 Lightning II «куском…» чего-то там, а чего конкретно, он предоставил домысливать всем самостоятельно. Но явно подразумевалось не ароматизированное мыло. Отчего же «Молния» подвергается столь жесткой критике не на российских ура-патриотических ресурсах, а в самих США? Неужели дело только в недобросовестной конкуренции со стороны корпорации Boeing и ее лоббистов в генералитете и высших эшелонах власти, на что пытаются прозрачно намекать поклонники продукции американского ВПК?
Нет, все гораздо сложнее, чем просто подковерная схватка между двумя крупнейшими оборонными концернами. Есть как минимум две большие реальные проблемы.
Во-первых, американский истребитель де-факто сам не вполне соответствует заявленным критериями пятого поколения. Во время испытаний было выявленно какое-то невероятное количество недочетов самолета, исчисляемое сотнями. Многое что разработчик уже устранил, но далеко не все. К основным претензиям теперь относят проблемы с радиоотражающим покрытием, которое имеет тенденцию к отслаиванию на больших скоростях, из-за чего F-35 перестает быть «стелс». Его двигатель имеет склонность к самовозгоранию, не способен длительное время лететь на максимальной скорости. Самолет малоустойчив, некоторое его оборудование отказывает при относительно невысокой температуре в минус 15 по Цельсию. Программное обеспечение глючит и конфликтует между собой, что уже стало причиной гибели японского пилота F-35. При всем этом реальный эксплуатационный ресурс истребителя оказался существенно ниже заявленного при проектировании. После всего этого поневоле задумаешься, а стоит ли так гордиться тем, чтобы уже произведено и поставлено свыше 500 самолетов, которые оказались откровенно «сырыми»?
Во-вторых, для ошалевших от такого «счастья» клиентов приобретение американского «стелс»-истребителя оказывается еще и тяжким финансовым бременем. Вот что по этому поводу пишет издание Popular Mechanics:
США и их союзники на крючке не только из-за покупки F-35 по цене от 110 до 117 миллионов долларов за самолет, но и из-за непомерной стоимости его летного часа в размере около 44 тысяч долларов, платы за модернизацию старых самолетов, исправления многих недостатков самолета, оплаты счетов за будущие обновления и разработки истребителя шестого поколения.
Собственно говоря, это и есть ответ на вопрос о том, зачем корпорация Lockheed Martin наклепала и продала столько «сырых» самолетов. Деньги не пахнут, и они должны непрерывно литься рекой в карманы компании-производителя. «Сырой» истребитель или нет, уже неважно. Союзники США подписаны в международную не то кооперационную, не то коррупционную систему, из которой они никуда не денутся, и потому просто вынуждены покупать то, что им продают, а потом продолжать платить на программу F-35 баснословные деньги.
Триллион долларов? Да, вполне возможно, что именно столько Lockheed Martin при помощи своих лоббистов совокупно и вытянет. Куда там России до американцев с нашим Су-57… Мы так точно не умеем.
Информация