Потеря российского транзита толкает Прибалтику к реиндустриализации


Политика экономического давления, оказываемая в последние годы Кремлем на страны Прибалтики, дала неожиданный, но вместе с тем вполне ожидаемый результат. Потеряв российские, а заодно и белорусские транзитные потоки, прибалты теперь задумались о реиндустриализации. О наличии подобных планов заявил глава латвийского правительства Кришьянис Кариньш. Что же может из этого получиться?


Все это звучит довольно иронично. Дело в том, что Прибалтика получила в наследство от СССР развитую тяжелую промышленность, от которой начала стремительно избавляться после обретения независимости, и безусловным лидером по этому процессу была именно Латвия. Каждый когда-то слышал названия РАФ, ВЭФ, «Альфа», «Радиотехника» и прочие успешные латвийские бренды. Все они были немедленно названы «советскими монстрами», неэффективными, энергозатратными и убыточными, а потому тянущими Латвию обратно в «совок». По темпам ликвидации своей промышленности Рига обогнала даже Вильнюс и Таллин. Взамен ей пророчили стать «Балтийской Швейцарией», где основная ставка будет сделана на банковский и страховой сектор, а уровень благосостояния латышей приблизится к Скандинавии.

Что из этого вышло на практике, хорошо известно. Более половины трудоспособного населения Прибалтики разъехалась по другим странам Евросоюза, где работа есть, а заработные платы выше, и возвращаться не собирается. Кроме «Рижского бальзама», шпрот и кондитерской фабрики «Лайма» особых производств в Латвии не осталось. Что еще поддерживало «прибалтийских тигров» на плаву? Разумеется, их традиционная роль транзитера между Россией и Белоруссией, с одной стороны, и Западной Европой, с другой. Через латвийские и литовские порты шли нефтепродукты, минеральные удобрения, уголь и прочие насыпные грузы.

Однако фирменная русофобия прибалтов подпилили и этот сук. Москва несколько лет назад начала процесс переориентации своих грузопотоков на собственные порты на Балтийском море. Теперь ее примеру вынужденно последовал и Минск, решивший проучить Литву за проявленную «лукашенкофобию». Через Усть-Лугу пойдет половина экспортных объемов белорусских нефтепродуктов, а в перспективе за ними могут последовать и калийные удобрения. Надежды Риги перехватить их у России не оправдались. Самое интересное то, как латвийские власти теперь это комментируют. Чего стоит выступление главы правительства страны Кришьяниса Кариньша, который заявил следующее:

Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет… И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, что мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми.

Подход оригинальный, ничего не скажешь. Оказывается, Латвия за прошедшие тридцать лет не разбогатела до скандинавского уровня только из-за того, что была вынуждена возить российские транзитные грузы. И правда, уголь – штука грязная, экологически вредная, вместо него лучше возить какие-нибудь контейнеры, но вот откуда они возьмутся? Нет ответа. В общем, перед нами типичный образчик «позитивного мышления». Еще интереснее рецепт успеха, который предложил для Латвии выходец из США Кришьянис Кариньш:

Противоядием является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей.

Глава правительства предлагает провести в стране некую «интеллектуальную индустриализацию», которая создаст новые высокооплачиваемые рабочие места для большого количества людей, а сделать ее надо на деньги Европейского союза. Вот это поворот! По своей сути, это означает признание ошибочности всего предыдущего экономического курса за минувшие 30 лет, когда производилась системная деиндустриализация. И следует признать, что вывод премьер-министром сделан верный, но вот что выйдет из этого на практике?

Во-первых, из тех 2 миллиардов евро Европейского фонда восстановления экономики, на которые рассчитывает Кариньш, непосредственно на экономическое развитие отведено только 5% от суммы. Тут особо не разгуляешься: пилить заводы на металлолом – это совсем не то, что их строить с нуля.

Во-вторых, кто будет на этих «интеллектуальных» производствах работать? Для этого нужны высококвалифицированные кадры, а с ними в Латвии напряг. Имевшиеся ранее уехали на заработки за границу, а новых не выучили за ненадобностью. Советские НИИ и КБ ликвидированы, а профессиональное техническое образование практически уничтожено из-за принудительного перевода процесса образования на латвийский язык.

В-третьих, не совсем понятно, почему глава латвийского правительства считает, что рендустриализацию восточноевропейской периферии одобрят Берлин и Париж, которым никакие конкуренты объективно не нужны. Рынок Западной Европы давно поделен, новые игроки на нем никому не нужны. Теоретически сбыт возможен в Евразийском союзе, но при нынешнем политическом курсе Прибалтики это просто нереально.

Таким образом, некий голос разума в руководстве бывших советских республик постепенно начинает просыпаться, однако до реальных перемен еще очень далеко.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вадим Ананьин (Вадим Ананьин) 18 марта 2021 12:47
    +5
    Ну здесь всё просто, надо что-то лить в уши гражданам вот он и льёт.
    Пустая болтовня от назначенца не более того, самое главное что их никто жалеть-то и не будет не на западе не на востоке.
    Мозги у них не выросли судя по сему до сих пор.
    1. Pete Mitchell Офлайн Pete Mitchell
      Pete Mitchell (Pete Mitchell) 18 марта 2021 14:01
      +6
      Цитата: Вадим Ананьин
      надо что-то лить в уши гражданам вот он и льёт. Пустая болтовня от назначенца не более того, самое главное что их никто жалеть-то и не будет не на западе не на востоке

      Позвольте уточнение: пустая болтовня от американского назначенца, он такой же латыш как ...
  2. boriz Офлайн boriz
    boriz (boriz) 18 марта 2021 14:06
    +10
    Сейчас нам шибко умный хуторянин расскажет, как их промышленность достигнет небесных высот.
    А насчёт шпрот Сергей упустил, последний завод закрыли, шпроты в Риге российские, а рыбаки перебираются в РФ. В общем, ситуация, как с салом на Украине. Ну, там хотя бы сало политкорректное, из Польши и Германии. А вот российские шпроты в Риге - это днище!
    Короче - все на хутора, на подножный корм.
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 18 марта 2021 17:40
      +5
      В общем, ситуация, как с салом на Украине. Ну, там хотя бы сало политкорректное, из Польши и Германии.

      Уже нет no При чем давно. Новости, подобной этой за прошлый год полно.

      Украина в феврале стала основным покупателем свинины из России, пишет Интерфакс-Украина со ссылкой на мониторинг Центра агроаналитики Минсельхоза РФ.
      https://biz.liga.net/ekonomika/prodovolstvie/novosti/ukraina-stala-glavnym-pokupatelem-rossiyskoy-svininy-v-fevrale

      Ситуация правда может несколько изменится,если Китай подумает что украинская свинина не очень вкусная без "Мтор Сичь". Но тенденция есть, московское сало легко усваивается украинскими "патриотами" laughing
  3. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 18 марта 2021 14:11
    +7
    Третий пункт - основной. Включение стран восточного блока в ЕС подразумевало ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ. Так что никакой индустриализации в Прибалтике не намечается.
    Но приятно читать. Если не будет индустриализации, то будет ли Латвия? Ну и Украине надо бы задуматься (если есть чем думать). Что там с Великой Аграрной Державой? Или все же надо индустриализацию проводить? Но кто же им даст?
    В связи с этим возникает еще один вопрос. Так для чего товарищ Сталин проводил индустриализацию страны?
  4. AICO Офлайн AICO
    AICO (Вячеслав) 18 марта 2021 14:26
    +3
    Пусть теперь в .... толкают друг друга - график вышлем!!!
  5. Пусть проституцией займутся, будет Рига Всероссийским бардомом
  6. Женераль Чернота (Геннадий) 18 марта 2021 16:12
    +4
    Хотелось бы выслушать начальника транспортного цеха. Нашего Торагого Друха,г-на Владеста.
  7. zzdimk Офлайн zzdimk
    zzdimk 18 марта 2021 16:20
    0
    А реиндустриализация шпротлэнда кому нужна?
  8. Natan Bruk Офлайн Natan Bruk
    Natan Bruk (Natan Bruk) 18 марта 2021 17:12
    -3
    Да,плохо в странах Балтии,очень плохо.Но совершенно непонятно почему по всем показателям,таким как уровень жизни,средняя продолжительность жизни и т.д.они намного опережают такую богатую,индустриальную и самодостаточную страну как Россия?Это все происки врагов.
    1. Улисс Офлайн Улисс
      Улисс (Алексей) 18 марта 2021 21:44
      +3
      Да,плохо в странах Балтии,очень плохо.Но совершенно непонятно почему по всем показателям,таким как уровень жизни,средняя продолжительность жизни и т.д.они намного опережают такую богатую,индустриальную и самодостаточную страну как Россия?Это все происки врагов.

      Трибалтийские вымираты вообще никому не интересны.
      Мы в Калининграде можем говорить о торговле с Польшей.
      Литва вообще не при делах.
      Там нет ничего интересного для нашего рынка.
    2. Маржецкий Офлайн Маржецкий
      Маржецкий (Сергей) 19 марта 2021 06:56
      +1
      Да,плохо в странах Балтии,очень плохо.Но совершенно непонятно почему по всем показателям,таким как уровень жизни,средняя продолжительность жизни и т.д.они намного опережают такую богатую,индустриальную и самодостаточную страну как Россия?Это все происки врагов.

      Вы тему-то не подменяйте. Чего заволновались? Биндюжник из Украины в Израиль эмигрировал, а вы с Прибалтики что ли?
    3. 123 Офлайн 123
      123 (123) 19 марта 2021 18:50
      +3
      Да,плохо в странах Балтии,очень плохо.Но совершенно непонятно почему по всем показателям,таким как уровень жизни,средняя продолжительность жизни и т.д.они намного опережают такую богатую,индустриальную и самодостаточную страну как Россия?Это все происки врагов.

      Нет, это пропаганда. Обычный рейтинг который считают те кто нужно и конечно посчитают так как нужно.
      Критерии уровня жизни:

      Здоровье
      Семейная жизнь
      Общественная жизнь
      Материальное благополучие
      Политическая стабильность
      География и климат
      Гарантия трудоустройства
      Политическая свобода
      Гендерное равенство

      https://migronis.com/blog/country-ranking-2020

      ЭксперДы наверняка без труда объяснят, что Россия в рейтинге по семейной жизни не может быть на высоких позициях потому что не разрешены однополые браки, а по здоровью, так прибалты все на заработках по Европе разъехались, там болеть некому. И про климат расскажут что там лучше и про политическую стабильность что нибудь придумают, например что там Навального не посадили, что других сажают - это другое. И конечно же политической свободы там намного больше, просто по тому что больше и не спорьте. И так по всем пунктам.

      Если посмотреть что ООН насчитало, то оказывается что по загадочному индексу "человеческого развития" в Эстонии дела обстоят лучше чем в Италии, ОАЭ, Греции Польше, Саудовской Аравии и так далее. А в России оказывается хуже чем в Казахстане, Палау, Аргентине и естественно чем у прибалтов.
      https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index

      Они там в ООН вообще те еще затейники laughing Например есть рейтинг по индексу качества элит...
      Критерии оценки примерно такие:

      элиты, обладающие преимущественно позитивной силой развития, имеют высшее качество, а элиты, оказывающие негативное влияние на развитие своих стран, соответственно низшее качество.

      Вот и получается что в Казахстане, Индонезии, Мексике и Саудовской Аравии элиты позитивней чем в России, а в Ботсване нет. Чем позитивней? Позитивней и все. Не спрашивайте. Причем в рейтинге почему то 32 страны, видимо в остальных элиты отсутствуют как класс.
      https://gtmarket.ru/ratings/elite-quality-index
  9. Лётчик Офлайн Лётчик
    Лётчик (Лётчик) 13 апреля 2021 18:43
    0
    Да всё правильно. Надо теперь сидеть на крыше, болтать ногами и смотреть на луну. И всё само произойдёт.