Случайность или диверсия: Что погубило экипаж Ту-22М3
Накануне на российской авиабазе под Калугой произошла страшная и одновременно нелепая трагедия. Как сообщается, из-за нештатного срабатывания системы принудительного катапультирования погибли трое из четырех членов экипажа дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. Самолет при этом даже не оторвался от земли. Дополнительной странности этому происшествию придают разночтения в информации о том, как сумел остаться в живых четвертый пилот.
Ту-22М3, по классификации НАТО Backfire, по праву считается «убийцей авианосцев». Сверхзвуковой самолет является носителем крылатых ракет воздушного базирования, которые способны поражать даже АУГ ВМС США. Также на бомбардировщике может быть размещено ядерное оружие. После модернизации ракетоносец оснащен специальной штангой для дозаправки в воздухе. Минобороны РФ возлагает на Ту-22М3 большие надежды, делая ставку на ракеты Х-32 и «Кинжал». И вот тут на ровном месте происходит такая страшная трагедия. Какие же основные версии выдвигаются на данный момент?
Известно, что погибли командир полка Дальней авиации, штурман и штурман-инструктор. В живых остался пилот, сидевший на месте командира экипажа. Судя по всему, предстоял так называемый контрольный полет, который обязателен для летчика, только что вышедшего из отпуска или имевшего длительный перерыв в полетах по иным причинам. Именно поэтому в одной кабине с ним оказался командир полка в качестве инструктора. ЧП произошло еще до взлета, когда экипаж к нему еще только готовился. По неизвестной причине прямо на земле сработал механизм принудительного катапультирования. Минобороны прокомментировало последствия этого следующим образом:
Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы несовместимые с жизнью.
И в этом сообщении заключается главная странность. Да, механизм катапультирования Ту-22М3 позволяет принудительно эвакуироваться из самолета даже стоя на земле при нулевой скорости. Но почему у троих пилотов парашюты не смогли раскрыться, а у четвертого, по логике сообщения, это удалось? Сейчас в комментариях к этому происшествию можно встретить версию о том, что трое членов экипажа не успели толком пристегнуться, а командир успел, и только потому смог выжить. Но это звучит довольно странно, поскольку за тем, как пристегивается каждый пилот, следит техник, и только после этого по их сигналу закрывается фонарь кабины. Если, подчеркиваем, если все было произведено штатно, то на основе имеющихся на момент написания публикации данных можно сделать предположение, что в живых остался командир, который не был принудительно катапультирован и остался в самолете. Иначе не совсем понятно, почему у его товарищей для раскрытия парашютов не хватило высоты, а ему хватило. Впрочем, чудеса бывают. В дальнейшем появится более подробная информация, которая внесет полную ясность.
В любом случае возникает целая масса неприятных вопросов. Как выглядит механизм катапультирования? У командира экипажа под боком имеется специальный тумблер, при помощи которого он может принудительно «выбросить» из кабины всех троих членов экипажа. Для того чтобы покинуть Ту-22М3 самостоятельно, ему необходимо отдельно дернуть за ручку катапультирования на своем кресле. В целом, внешне этот алгоритм напоминает то, что произошло в действительности. Уже ходит версия о том, что неопытный летчик, оказавшийся в кресле командира, случайно нажал на тумблер. Однако все равно остаются странности. Так просто на этот тумблер катапультирования трех членов экипажа не нажмешь, поскольку он находится под защитной крышкой. В тяге к озорству и желании поиграться с механизмом экстренной эвакуации боевых пилотов Дальней авиации заподозрить проблематично.
Случайность? Да, летчики давно критикуют кресла, установленные на Ту-22М3, тяжелые и неудобные, работоспособность которых напрямую зависит от наличия напряжения в аккумуляторах. Известен случай, когда напряжение упало с 24 до 22 вольт, и механизм катапультирования отказался работать. Также пилоты справедливо указывают на то, что новые шлемы, разработанные для них, не слишком удачно подходят по габаритам к выемке заголовника кресла. Одно это уже является основанием к тому, чтобы пересмотреть принципы действия механизма, призванного спасать жизни летчиков Дальней авиации.
Кроме того, высказывается уже версия о случайном электрическом импульсе, возникшем на фоне неблагоприятных местных метеоусловий, который смог бы привести к нештатной работе системы. Внести ясность в этот вопрос должна информация о том, сколько пилотов все-таки было в действительности катапультировано. А летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов, и вовсе допускает версию о возможности некой диверсии на борту бомбардировщика-ракетоносца. Так это или нет, покажет следствие. Но на его период действительно будут проблемы с эксплуатацией Ту-22М3. Кто же позволит сесть пилотам в дорогостоящий сверхзвуковой самолет, пока не установлены реальные причины неработоспособности системы катапультирования?
Информация