Russia will give “Ukrainian space” a little more




On a Soviet rocket - in troubled times

Ukraine is one of the centers of world rocket science. True, in the past. It was in the Yuzhnoye Design Bureau located in the Dnieper (former Dnepropetrovsk) that the R-36M intercontinental ballistic missile was developed, which in the West was affectionately nicknamed the "Satan". This is the world's most powerful combat missile system, which even now is one of the main components of the Russian nuclear triad. On the basis of the R-36M to be liquidated, they created the Ukrainian-Russian Dnepr launch vehicle, with 22 launches behind it. With the help of it, more than 140 spacecraft from more than 20 countries were put into orbit. In 2016, it became known that Russia would refuse to participate in Ukraine at the launch of the Dnieper, and the carrier itself would be renamed to Baikal. The history of friendship is over.

Dnipro is not the only bright page of Ukrainian rocket science. “Apart from ours, then Zenit is probably the next best,” said Elon Musk, commenting on the best of the existing missiles. Needless to say, the “Zenith” was created back in the Soviet years.



For modern Ukraine, the development of a new launch vehicle from scratch is, frankly, an impossible task. As with economic, and with purely scientifictechnical side. Moreover: even if such a product appears, it is unlikely that it will be more economical than existing missiles and will be able to squeeze them on the launch market. The best evidence of this is the new Russian Angara A5, which in its current form was twice as expensive as the time-tested Proton, not to mention the reusable Falcon 9. But Russia has always had more opportunities than Ukraine.

Brazilian TV Series and Canadian Dreams

Nevertheless, attempts to create something of their own did not stop. In 2003, they began to implement the Ukrainian-Brazilian Cyclone-4 project, which envisaged the creation of a new light-class launch vehicle using it from the Alcantara launch center. The word "new" can be used here only with some reservations, because, in fact, the rocket was to become another representative of the P-36 family. In 2015, it became known that Brazil froze the project, and Yuzhnoye Design Bureau was convicted of fraud for large sums. “There was a contract disruption due to the fact that our side did everything to prevent it, but only to plunder money,” said Andrey Teteruk, member of the Verkhovna Rada of Ukraine Committee on National Security and Defense.



The saga did not end there. In 2017, Yuzhnoye Design Bureau announced that it was developing a two-stage Cyclone-4M missile based on the Cyclone-4. The project will be funded by Maritime Launch Services, a Canadian-based company. The spaceport will be located on the Atlantic coast of Canada, in Nova Scotia. As the planned term for putting the missile complex into trial operation, 2020 was named. According to the developers, Cyclone-4M will be able to launch 5 tons of cargo into a low reference orbit. The first stage works on kerosene with oxidation with liquid oxygen, the second stage uses heptyl and amyl.

The idea of ​​creating an economical middle-class missile in an era of almost total dominance of the Falcon 9 in the heavier segment is not meaningless. Yuzhnoye Design Bureau cannot compete with SpaceX, of course, even with the improved Zenit. Another question is that the project of the new Cyclone, like the project of the Cyclone of the old, is not supported by anything. No one and nothing guarantees its execution. Earlier media reported that the program received funding from the United States rocket proprietor company United Paradyne. It is also known that Maritime Launch Services intends to finance the project "with its own money, and with the help of financial investments received from commercial sources."

All this is rather vague. For lack of firm contracts, including for the production of any significant number of missiles, it makes no sense to talk about the prospects of the project. Moreover, before my eyes is an example of “successful” Ukrainian-Brazilian cooperation, which, moreover, was started in simpler times for Ukraine.



Zenith or hope for Russia

The real salvation for Yuzhnoye Design Bureau in difficult conditions was a contract with the Russian company S7 Group, which provided for the supply of twelve Zenit missiles for the Sea Launch complex. Earlier, we recall that the holding became the sole owner of the floating spaceport. Its owners, in fact, had no options: for the Sea Launch, only a Ukrainian rocket is suitable. The first launch with a new-built rocket was optimistically outlined for 2019 (bureaucratic problems can significantly shift it).

Another thing is important. The S7 Group itself saw the Zenit rocket as an intermediate link to the operation of the promising Russian Soyuz-5 rocket, which also should have received a version for the Sea Launch spaceport. But recently, Dmitry Rogozin made it clear that the creation of a new missile was postponed indefinitely, and, with a high degree of probability, it simply "did not go", since it turned out to be an analogue of the already existing and far from new Zenith.



Thus, either S7 will continue to purchase and operate Ukrainian missiles, or it will have to sell the Sea Launch altogether. It is worth recalling once again that, according to Zenit estimates, approximately 70% consists of Russian components, including Russian RD-171 engines. With this level of mutual integration, the question will lie, first of all, in political planes, despite the fact that Sea Launch is already a private project. Another problem is whether the rocket manufacturer in the person of Yuzhmash can build the number of carriers the customer needs, even if the batch is limited to the initial twelve units (the position of the enterprise, like many other Ukrainian "giants", is far from enviable). We will receive answers to all these questions in the coming years. In the end, nobody will forever hold the Sea Launch for a simple one: it is unprofitable and simply meaningless, since the spaceport's resource is not infinite.

Did not break a window to Europe

The European Vega launch vehicle has become a landmark: for both the EU and Ukraine. With her, the European Space Agency (ESA) received a light class carrier and closed the entire line of launch vehicles of all classes. And Ukraine was able to find an additional customer. The practical meaning of the project is the economical launch of small satellites into orbit. It took 25 years of development of more than 700 million euros for the budget missile to be ready for the first launch.

Structurally, Vega has four steps. At the last of them - AVUM - the RD-843 non-cryogenic rocket engine was created, created at the Yuzhnoye Design Bureau and manufactured at the Yuzhmash enterprise. He received multiple switching with a displacement feed system. As a fuel, asymmetric dimethylhydrazine is used, and nitrogen tetraoxide is used as an oxidizing agent. As of November last year, the engine was successfully used for eleven orbital launches.



On this, apparently, the history of Ukrainian-European “love” will end. In November 2017, its EKA allocated 53 million euros to finance the Vega Evolution program. She washed away - to create a replacement for the RD-843. The reason is trivial and well reflects the trends of modern rocket science. The engine, made on the basis of the Soviet backlog, was not environmentally friendly and now it should be replaced by European development. Under the project, the German Aerospace Technology Agency intends to collaborate with Italians. It is assumed that the improved fourth stage AVUM + for the new version of the Vega-C rocket will appear in 2019. It must be assumed that the Yuzhnoye Design Bureau does not have technologies that would make it possible to create an alternative, and they will not appear in the foreseeable future.

What is the result? For the Ukrainian authorities, the space industry is the notorious suitcase without a handle: it’s hard to carry, it’s a pity to leave. Soviet developments are causing less and less interest among partners, but there is nothing fundamentally new. At the same time, the Ukrainian elite is in no hurry to openly admit these facts. After all, the question lies, above all, in the plane of reputation: the authorities do not want another stone to fly into its garden. Moreover, on the eve of the election.
  • Author:
  • Photos used: https://www.roscosmos.ru/
Ad
We are open to cooperation with authors in the news and analytical departments. A prerequisite is the ability to quickly analyze the text and check the facts, to write concisely and interestingly on political and economic topics. We offer flexible working hours and regular payments. Please send your responses with examples of work to [email protected]
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. yuriy55 Offline yuriy55
    yuriy55 (Yuri Vasilievich) 14 July 2018 05: 18
    +1
    Ukrainian space, people can live. Nationalists, fascists and the power that covers them-no. But to whom am I saying this? Business comes first. Don't believe it? Ask Gref ... belay

Россия даст пожить «украинскому космосу» еще немного



На советской ракете — в смутные времена



Украина — один из центров мирового ракетостроения. Правда, в прошлом. Именно в расположенном в Днепре (бывший Днепропетровск) КБ «Южное» разработали межконтинентальную баллистическую ракету Р-36М, которую на Западе «ласково» прозвали «Сатаной». Это самый мощный в мире боевой ракетный комплекс, который даже сейчас является одним из основных компонентов ядерной триады РФ. На базе подлежащих ликвидации Р-36М создали украинско-российскую ракету-носитель «Днепр», за спиной у которой 22 запуска. С помощью нее на орбиту вывели более 140 космических аппаратов более чем 20 стран. В 2016 году стало известно, что Россия откажется от участия Украины при старте «Днепр», в сам носитель переименуют в «Байкал». История дружбы завершилась.

«Днепр» — не единственная светлая станица украинского ракетостроения. «Если не считать наши, то «Зенит», пожалуй, является следующей лучшей», — заявил в свое время Илон Маск, комментируя лучшие из существующих ракет. Нужно ли говорить, что «Зенит» создали еще в советские годы.



Для современной Украины разработка новой ракеты-носителя с нуля является, откровенно говоря, задачей невыполнимой. Как с экономической, так и с чисто научно-технической стороны. Более того: даже если такое изделие появится, вряд ли оно будет экономичней существующих ракет и сможет потеснить их на рынке запусков. Лучшее свидетельство тому — новая российская «Ангара А5», которая в нынешнем виде оказалась вдвое дороже проверенного временем «Протона», не говоря уже про многоразовую Falcon 9. А ведь возможностей у России всегда было больше, чем у Украины.

Бразильские сериалы и канадские мечты

И все-таки попытки создать что-то свое не прекращались. В 2003 году начали реализовывать украинско-бразильский проект «Циклон-4», предполагавший создание новой ракеты-носителя легкого класса с использованием его с пускового центра «Алкантара». Слово «новая» здесь можно применить лишь с некоторыми оговорками, ведь, по сути, ракета должна была стать еще одним представителем семейства Р-36. В 2015 году стало известно, что Бразилия заморозила проект, а КБ «Южное» уличили в махинациях на крупные суммы. «Там был срыв контракта из-за того, что наша сторона делала все, чтобы его не было, а только чтобы разворовывать деньги», — заявил в 2018 году член Комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности и обороне Андрей Тетерук.



На этом эпопея не завершилась. В 2017 году КБ «Южное» заявило, что разрабатывает на базе «Циклона-4» двухступенчатую ракету «Циклон-4М». Финансирование проекта ляжет на плечи расположенной в Канаде компании «Maritime Launch Services». Космодром расположат на атлантическом побережье Канады, в Новой Шотландии. В качестве планируемого срока ввода ракетного комплекса в опытную эксплуатацию назвали 2020 год. Согласно заявлениям разработчиков, «Циклон-4М» сможет выводить на низкую опорную орбиту 5 тонн грузов. Первая ступень работает на керосине с окислением жидким кислородом, вторая ступень использует гептил и амил.

Идея создать экономичную ракету среднего класса в эпоху почти тотального доминирования Falcon 9 в более «тяжелом» сегменте не лишена смысла. Конкурировать со SpaceX у КБ «Южное», само собой, не получится, даже имея улучшенный «Зенит». Другой вопрос, что проект нового «Циклона», как и проект «Циклона» старого ничем не подкреплен. Никто и ничто не гарантирует его исполнение. Ранее СМИ сообщили, что программа получила финансирование от калифорнийской компании United Paradyne, специализирующейся на разработке ракетного топлива. Известно также, что «Maritime Launch Services» намерена финансировать проект «собственными деньгами, и с помощью финансовых инвестиций, полученных из коммерческих источников».

Все это довольно неопределенно. За неимением твердых контрактов, в том числе, на производство сколь-нибудь значительного числа ракет, говорить о перспективах проекта не имеет смысла. Тем более что перед глазами пример «удачного» украино-бразильского сотрудничества, которое, к тому же, затевали в более простые для Украины времена.



«Зенит» или надежда на Россию

Реальным же спасением для КБ «Южное» в сложных условиях стал контракт с российской компанией «S7 Group», предполагающий поставку двенадцати ракет «Зенит» для комплекса «Морской старт». Ранее, напомним, холдинг стал единоличным владельцем плавучего космодрома. Вариантов у его хозяев, по сути, не было: для «Морского старта» подходит лишь украинская ракета. Первый запуск с ракетой новой постройки оптимистично наметили на 2019 год (бюрократические проблемы могут существенно его сдвинуть).

Важно другое. В самой «S7 Group» видели ракету «Зенит» в качестве промежуточного звена на пути к эксплуатации перспективной российской ракеты «Союз-5», которая также должна были получить версию для космодрома «Морской старт». Но недавно Дмитрий Рогозин недвусмысленно дал понять, что создание новой ракеты переносится на неопределенно время, а, с большой долей вероятности, она просто «не пошла», поскольку оказалась аналогом уже существующего и далеко не нового «Зенита».



Таким образом, либо S7 будет и дальше закупать и эксплуатировать украинские ракеты, либо ей придется вовсе продавать «Морской старт». Стоит еще раз напомнить, что согласно оценкам «Зенит» примерно на 70% состоит из российских комплектующих, включая российские двигатели РД-171. При таком уровне взаимной интеграции вопрос будет лежать, прежде всего, в политической плоскости, невзирая на то, что «Морской старт» уже частный проект. Другая проблема — сможет ли производитель ракеты в лице «Южмаша» построить нужное заказчику число носителей, даже если партия будет ограничена первоначальными двенадцатью единицами (положение предприятия, как и многих других украинских «гигантов», далеко не завидное). Ответы на все эти вопросы мы получим в ближайшие годы. В конце концов, вечно держать «Морской старт» на простое никто не будет: это нерентабельно и просто лишено смысла, так как ресурс космодрома не бесконечен.

Не пробили окно в Европу

Европейская ракета-носитель «Вега» стала знаковой: как для ЕС, так и для Украины. С ней Европейское космическое агентство (ЕКА) получило носитель легкого класса и закрыло всю линейку ракет-носителей всех классов. А Украина смогла найти дополнительного заказчика. Практический смысл проекта — экономичный вывод на орбиту небольших спутников. Понадобилось 25 лет разработки больше 700 миллионов евро, чтобы бюджетная ракета была готова к первому пуску.

Конструктивно «Вега» имеет четыре ступени. На последней из них — AVUM — установили некриогенный ракетный двигатель РД-843, созданный в КБ «Южное» и изготовляемый на предприятии «Южмаш». Он получил многократное включение с вытеснительной системой подачи. В качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин, в качестве окислителя — азотный тетраоксид. По состоянию на ноябрь прошлого года двигатель успешно использовали для одиннадцати орбитальных стартов.



На этом, судя по всему, история украинско-европейской «любви» закончится. В ноябре 2017-его EKA выделило 53 миллиона евро, чтобы профинансировать программу «Vega Evolution». Ее смыл — создать замену для РД-843. Причина тривиальна и хорошо отображает тенденции современного ракетостроения. Выполненный на основе советского задела двигатель оказался не экологичным и теперь его должна заменить европейская разработка. В рамках проекта Немецкое агентство аэрокосмических технологий намерено сотрудничать с итальянцами. Предполагается, что улучшенная четвертая ступень AVUM+ для новой версии ракеты Vega-C появится уже в 2019 году. Нужно полагать, технологий, которые бы позволили создать альтернативу у КБ «Южное» нет, и в обозримом будущем они не появятся.

Что в итоге? Для украинской власти космическая индустрия — пресловутый чемодан без ручки: нести тяжело, бросить жалко. Советские разработки вызывают все меньше интереса у партнеров, а принципиально нового ничего нет. При этом украинская элита не спешит открыто признавать данные факты. Ведь вопрос лежит, кроме всего, в плоскости репутации: власть не хочет, чтобы еще один камень прилетел в ее огород. Тем более, накануне выборов.
Автор: Илья Легат
Использованы фотографии: https://www.roscosmos.ru/

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 1
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. yuriy55 Офлайн
    yuriy55 (Юрий Васильевич) 14 июля 2018 05:18
    +1
    Украинскому космосу, народу дать пожить можно. Националистам, фашистам и власти, их покрывающей - нет. Но, кому я это говорю? Бизнес на первом месте.Не верите? Спросите у Грефа... belay