Россия даст пожить «украинскому космосу» еще немного



На советской ракете — в смутные времена



Украина — один из центров мирового ракетостроения. Правда, в прошлом. Именно в расположенном в Днепре (бывший Днепропетровск) КБ «Южное» разработали межконтинентальную баллистическую ракету Р-36М, которую на Западе «ласково» прозвали «Сатаной». Это самый мощный в мире боевой ракетный комплекс, который даже сейчас является одним из основных компонентов ядерной триады РФ. На базе подлежащих ликвидации Р-36М создали украинско-российскую ракету-носитель «Днепр», за спиной у которой 22 запуска. С помощью нее на орбиту вывели более 140 космических аппаратов более чем 20 стран. В 2016 году стало известно, что Россия откажется от участия Украины при старте «Днепр», в сам носитель переименуют в «Байкал». История дружбы завершилась.

«Днепр» — не единственная светлая станица украинского ракетостроения. «Если не считать наши, то «Зенит», пожалуй, является следующей лучшей», — заявил в свое время Илон Маск, комментируя лучшие из существующих ракет. Нужно ли говорить, что «Зенит» создали еще в советские годы.



Для современной Украины разработка новой ракеты-носителя с нуля является, откровенно говоря, задачей невыполнимой. Как с экономической, так и с чисто научно-технической стороны. Более того: даже если такое изделие появится, вряд ли оно будет экономичней существующих ракет и сможет потеснить их на рынке запусков. Лучшее свидетельство тому — новая российская «Ангара А5», которая в нынешнем виде оказалась вдвое дороже проверенного временем «Протона», не говоря уже про многоразовую Falcon 9. А ведь возможностей у России всегда было больше, чем у Украины.

Бразильские сериалы и канадские мечты

И все-таки попытки создать что-то свое не прекращались. В 2003 году начали реализовывать украинско-бразильский проект «Циклон-4», предполагавший создание новой ракеты-носителя легкого класса с использованием его с пускового центра «Алкантара». Слово «новая» здесь можно применить лишь с некоторыми оговорками, ведь, по сути, ракета должна была стать еще одним представителем семейства Р-36. В 2015 году стало известно, что Бразилия заморозила проект, а КБ «Южное» уличили в махинациях на крупные суммы. «Там был срыв контракта из-за того, что наша сторона делала все, чтобы его не было, а только чтобы разворовывать деньги», — заявил в 2018 году член Комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности и обороне Андрей Тетерук.



На этом эпопея не завершилась. В 2017 году КБ «Южное» заявило, что разрабатывает на базе «Циклона-4» двухступенчатую ракету «Циклон-4М». Финансирование проекта ляжет на плечи расположенной в Канаде компании «Maritime Launch Services». Космодром расположат на атлантическом побережье Канады, в Новой Шотландии. В качестве планируемого срока ввода ракетного комплекса в опытную эксплуатацию назвали 2020 год. Согласно заявлениям разработчиков, «Циклон-4М» сможет выводить на низкую опорную орбиту 5 тонн грузов. Первая ступень работает на керосине с окислением жидким кислородом, вторая ступень использует гептил и амил.

Идея создать экономичную ракету среднего класса в эпоху почти тотального доминирования Falcon 9 в более «тяжелом» сегменте не лишена смысла. Конкурировать со SpaceX у КБ «Южное», само собой, не получится, даже имея улучшенный «Зенит». Другой вопрос, что проект нового «Циклона», как и проект «Циклона» старого ничем не подкреплен. Никто и ничто не гарантирует его исполнение. Ранее СМИ сообщили, что программа получила финансирование от калифорнийской компании United Paradyne, специализирующейся на разработке ракетного топлива. Известно также, что «Maritime Launch Services» намерена финансировать проект «собственными деньгами, и с помощью финансовых инвестиций, полученных из коммерческих источников».

Все это довольно неопределенно. За неимением твердых контрактов, в том числе, на производство сколь-нибудь значительного числа ракет, говорить о перспективах проекта не имеет смысла. Тем более что перед глазами пример «удачного» украино-бразильского сотрудничества, которое, к тому же, затевали в более простые для Украины времена.



«Зенит» или надежда на Россию

Реальным же спасением для КБ «Южное» в сложных условиях стал контракт с российской компанией «S7 Group», предполагающий поставку двенадцати ракет «Зенит» для комплекса «Морской старт». Ранее, напомним, холдинг стал единоличным владельцем плавучего космодрома. Вариантов у его хозяев, по сути, не было: для «Морского старта» подходит лишь украинская ракета. Первый запуск с ракетой новой постройки оптимистично наметили на 2019 год (бюрократические проблемы могут существенно его сдвинуть).

Важно другое. В самой «S7 Group» видели ракету «Зенит» в качестве промежуточного звена на пути к эксплуатации перспективной российской ракеты «Союз-5», которая также должна были получить версию для космодрома «Морской старт». Но недавно Дмитрий Рогозин недвусмысленно дал понять, что создание новой ракеты переносится на неопределенно время, а, с большой долей вероятности, она просто «не пошла», поскольку оказалась аналогом уже существующего и далеко не нового «Зенита».



Таким образом, либо S7 будет и дальше закупать и эксплуатировать украинские ракеты, либо ей придется вовсе продавать «Морской старт». Стоит еще раз напомнить, что согласно оценкам «Зенит» примерно на 70% состоит из российских комплектующих, включая российские двигатели РД-171. При таком уровне взаимной интеграции вопрос будет лежать, прежде всего, в политической плоскости, невзирая на то, что «Морской старт» уже частный проект. Другая проблема — сможет ли производитель ракеты в лице «Южмаша» построить нужное заказчику число носителей, даже если партия будет ограничена первоначальными двенадцатью единицами (положение предприятия, как и многих других украинских «гигантов», далеко не завидное). Ответы на все эти вопросы мы получим в ближайшие годы. В конце концов, вечно держать «Морской старт» на простое никто не будет: это нерентабельно и просто лишено смысла, так как ресурс космодрома не бесконечен.

Не пробили окно в Европу

Европейская ракета-носитель «Вега» стала знаковой: как для ЕС, так и для Украины. С ней Европейское космическое агентство (ЕКА) получило носитель легкого класса и закрыло всю линейку ракет-носителей всех классов. А Украина смогла найти дополнительного заказчика. Практический смысл проекта — экономичный вывод на орбиту небольших спутников. Понадобилось 25 лет разработки больше 700 миллионов евро, чтобы бюджетная ракета была готова к первому пуску.

Конструктивно «Вега» имеет четыре ступени. На последней из них — AVUM — установили некриогенный ракетный двигатель РД-843, созданный в КБ «Южное» и изготовляемый на предприятии «Южмаш». Он получил многократное включение с вытеснительной системой подачи. В качестве горючего используется несимметричный диметилгидразин, в качестве окислителя — азотный тетраоксид. По состоянию на ноябрь прошлого года двигатель успешно использовали для одиннадцати орбитальных стартов.



На этом, судя по всему, история украинско-европейской «любви» закончится. В ноябре 2017-его EKA выделило 53 миллиона евро, чтобы профинансировать программу «Vega Evolution». Ее смыл — создать замену для РД-843. Причина тривиальна и хорошо отображает тенденции современного ракетостроения. Выполненный на основе советского задела двигатель оказался не экологичным и теперь его должна заменить европейская разработка. В рамках проекта Немецкое агентство аэрокосмических технологий намерено сотрудничать с итальянцами. Предполагается, что улучшенная четвертая ступень AVUM+ для новой версии ракеты Vega-C появится уже в 2019 году. Нужно полагать, технологий, которые бы позволили создать альтернативу у КБ «Южное» нет, и в обозримом будущем они не появятся.

Что в итоге? Для украинской власти космическая индустрия — пресловутый чемодан без ручки: нести тяжело, бросить жалко. Советские разработки вызывают все меньше интереса у партнеров, а принципиально нового ничего нет. При этом украинская элита не спешит открыто признавать данные факты. Ведь вопрос лежит, кроме всего, в плоскости репутации: власть не хочет, чтобы еще один камень прилетел в ее огород. Тем более, накануне выборов.
Автор: Илья Легат
Использованы фотографии: https://www.roscosmos.ru/

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 1
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. yuriy55 Офлайн
    yuriy55 (Юрий Васильевич) 14 июля 2018 05:18
    +1
    Украинскому космосу, народу дать пожить можно. Националистам, фашистам и власти, их покрывающей - нет. Но, кому я это говорю? Бизнес на первом месте.Не верите? Спросите у Грефа... belay