Опасность для конвенции Монтрё: Кабмин Турции утвердил план зонирования Стамбульского канала в обход Босфора


27 марта 2021 года министерство окружающей среды и урбанизации Турции утвердило план зонирования судоходного канала «Стамбул» (Kanal Istanbul), предназначенного для обхода перегруженного пролива Босфор, пишет турецкое интернет-издание AhvalNews, ссылаясь на старейшую местную газету Cumhuriyet.


Глава ведомства Мурат Курум проинформировал, что были внимательно изучены все возражения, направленные против проекта, как со стороны граждан и муниципальных властей, так и различных государственных учреждений. Таким образом, усилия противников проекта оказались тщетными и канал будет построен.

Отмечается, что в 2011 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о необходимости строительства 45-километрового водного пути, стоимостью $25 млрд, соединяющего Мраморное и Черное моря, и проходящего параллельно проливу Босфор. Канал должен был разгрузить Босфор, но его строительство было встречено решительным противодействием со стороны оппозиции.



Профессиональные активисты-«общественники», грантоеды из НКО и новый оппозиционный мэр Стамбула начали хором утверждать, что канал представляет серьезную опасность для мегаполиса. Они предсказывали крупномасштабное землетрясение, уничтожение последних лесных районов громадного города и нескончаемые беды для обитателей Мраморного моря.

Кроме того, оппозиционеры настаивают, что строительством «ненужного» канала турецкий кабмин решил простимулировать близких к действующим властям Турции бизнесменов, отдав им на освоение гигантские деньги.

Стамбул столкнулся с крупнейшим коррупционным делом в своей истории

– написал стамбульский депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (Cumhuriyet Halk Partisi) Гюрсель Текин в своем Twitter-аккаунте.

Вопреки практике, план зонирования был утвержден за закрытыми дверями, без учета мнений каких-либо учреждений, неправительственных организаций, торговых ассоциаций и без обсуждения в комиссиях и собраниях муниципалитета Стамбула

– добавил он.

Теперь министерство транспорта и инфраструктуры Турции возьмет на себя финансовую ответственность за реализацию проекта компаниями-подрядчиками, подытожило турецкое СМИ.

Эксперты считают, что после появления Стамбульского канала может возникнуть ситуация, при которой перестанет выполняться конвенция Монтрё о времени нахождения и тоннаже военных кораблей нечерноморских стран в Чёрном море. Опасность связывают с тем, что в конвенции Монтрё указывается пролив Босфор как водная артерия, движение кораблей через которую регламентируется. О движении через возможные новые водные артерии в документе ничего не говорится.

Что касается пролива Дарданеллы, проход через который также регламентируется конвенцией, то данный вопрос решается строительством канала длиной всего в 5 км недалеко от турецкого города Гелиболу. Учитывая турецкую экспансию в регионе, а также резкое непринятие российского Крыма, данный сценарий является вполне вероятным в среднесрочной перспективе.
  • Использованы фотографии: https://pxhere.com/ и Randam/wikimedia.org
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 28 марта 2021 16:53
    +4
    Юридическая нестыковка.
    Конвенция Монтрё определяет статус прохода военных кораблей через Босфор и Дарданеллы.
    С другой стороны, конвенция лимитирует срок нахождения военных кораблей в Чёрном море. Независимо от того, как они туда попали.
    1. конвенция Монтрё на сегодня фикция.
      Конвенция играет роль, пока «всё хорошо».

      В «случае случаев» она не будет играть никакой роли. Все «договора» полетят в форточку.

      Для России это не будет значить ровным счётом - ничего.
      Всё, что зайдёт в акваторию ЧМ будет просто и бескомпромиссно уничтожено. Если России понадобится Босфор, то он будет беспрекословно предоставлен. Под прицелом ядерных ракет или по доброй воле, роли не играет.

      Все способы обойти Босфор - никакой роли не играют.

      Всё, что успеет зайти в акваторию... ну и так далее...

      А сам канал.. ну пусть будет.

      Что в этом плохого то?
  3. Петр Владимирович (Петр) 28 марта 2021 17:19
    -1
    Лучше бы всем миром сбросились и дублёр Суэца прокопали. И копать легше и смысла больше...
  4. Комментарий был удален.
  5. olpin51 Офлайн olpin51
    olpin51 (Олег Пинегин) 29 марта 2021 12:06
    +1
    Вообще-то Стамбульский канал это прежде всего экономический проект. А что касается международного аспекта, то режим Конвенции Монтрё, охватывающий пространство от Средиземного до Черного моря, останется неизменным, в том числе для новой искусственной морской магистрали.