Опасность для конвенции Монтрё: Кабмин Турции утвердил план зонирования Стамбульского канала в обход Босфора
27 марта 2021 года министерство окружающей среды и урбанизации Турции утвердило план зонирования судоходного канала «Стамбул» (Kanal Istanbul), предназначенного для обхода перегруженного пролива Босфор, пишет турецкое интернет-издание AhvalNews, ссылаясь на старейшую местную газету Cumhuriyet.
Глава ведомства Мурат Курум проинформировал, что были внимательно изучены все возражения, направленные против проекта, как со стороны граждан и муниципальных властей, так и различных государственных учреждений. Таким образом, усилия противников проекта оказались тщетными и канал будет построен.
Отмечается, что в 2011 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о необходимости строительства 45-километрового водного пути, стоимостью $25 млрд, соединяющего Мраморное и Черное моря, и проходящего параллельно проливу Босфор. Канал должен был разгрузить Босфор, но его строительство было встречено решительным противодействием со стороны оппозиции.
Профессиональные активисты-«общественники», грантоеды из НКО и новый оппозиционный мэр Стамбула начали хором утверждать, что канал представляет серьезную опасность для мегаполиса. Они предсказывали крупномасштабное землетрясение, уничтожение последних лесных районов громадного города и нескончаемые беды для обитателей Мраморного моря.
Кроме того, оппозиционеры настаивают, что строительством «ненужного» канала турецкий кабмин решил простимулировать близких к действующим властям Турции бизнесменов, отдав им на освоение гигантские деньги.
Стамбул столкнулся с крупнейшим коррупционным делом в своей истории
– написал стамбульский депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (Cumhuriyet Halk Partisi) Гюрсель Текин в своем Twitter-аккаунте.
Вопреки практике, план зонирования был утвержден за закрытыми дверями, без учета мнений каких-либо учреждений, неправительственных организаций, торговых ассоциаций и без обсуждения в комиссиях и собраниях муниципалитета Стамбула
– добавил он.
Теперь министерство транспорта и инфраструктуры Турции возьмет на себя финансовую ответственность за реализацию проекта компаниями-подрядчиками, подытожило турецкое СМИ.
Эксперты считают, что после появления Стамбульского канала может возникнуть ситуация, при которой перестанет выполняться конвенция Монтрё о времени нахождения и тоннаже военных кораблей нечерноморских стран в Чёрном море. Опасность связывают с тем, что в конвенции Монтрё указывается пролив Босфор как водная артерия, движение кораблей через которую регламентируется. О движении через возможные новые водные артерии в документе ничего не говорится.
Что касается пролива Дарданеллы, проход через который также регламентируется конвенцией, то данный вопрос решается строительством канала длиной всего в 5 км недалеко от турецкого города Гелиболу. Учитывая турецкую экспансию в регионе, а также резкое непринятие российского Крыма, данный сценарий является вполне вероятным в среднесрочной перспективе.
Информация