Почему запрет на продажу России норвежского завода Rolls-Royce неслучаен
Норвегия запретила Rolls-Royce продавать завод двигателей «Bergen Engines» российской компании «Трансмашхолдинг». Согласно выпущенному 26 марта официальному пресс-релизу норвежского правительства, решение обусловлено угрозой интересам национальной безопасности. Помимо прямой продажи также заблокирована передача акций, активов, имущества, промышленно значимой производственной и технологической информации, а также любых иных прав, принадлежащих Bergen Engines и ее дочерним структурам.
«Трансмашхолдинг» (ТМХ) достиг соглашения с Rolls-Royce о приобретении завода в Бергене еще в феврале 2021 года, рассчитывая, как отмечается в официальном пресс-релизе компании, «расширить присутствие холдинга на мировом рынке». Важно отметить, что данное приобретение – абсолютно прозрачная сделка, соответствующая всем принципам как российского и норвежского законодательства, так и международной практике в области корпоративного права.
Rolls-Royce продает завод ввиду заметно ухудшившегося финансового положения. Пандемия сказалась на компании не лучшим образом и, по словам ее руководителя Уоррена Иста, убыток Rolls-Royce за 2020 год составил около 4 миллиардов фунтов. В то же время чистая прибыль «Трансмашхолдинга» за тот же 2020 год составила более 23 миллиардов рублей. Если для сравнения перевести эту сумму в британскую валюту, получится, что за год по международным стандартам финансовой отчетности ТМХ получил около 2,2 млрд фунтов прибыли.
Подобное сравнение финансового положения двух компаний проливает свет на природу сделки, которая, по сути, представляет собой не что иное, как выкуп успешной и развивающейся компанией части бизнеса у терпящего колоссальные убытки разоряющегося конкурента. Именно поэтому в специальном заявлении, посвященном данной ситуации, Rolls-Royce подчеркивает, что отмена сделки повлечет за собой «значительную неопределенность в структурах Bergen Engines», отмечая свое стремление продать данный бизнес и привлечь как минимум 2 миллиарда фунтов от реализации своих активов к началу следующего года.
Собственно, будь ТМХ компанией из США или ЕС никаких проблем бы не возникло, ведь экспансия американских компаний в Европу (и в редких случаях – обратно) – дело привычное и давно известное. Однако «Трансмашхолдинг» – одно из крупнейших предприятий в сфере транспортного машиностроения в мире – российская компания. Парадоксально, но когда в марте 2009 года оно в соответствии с заключенным соглашением о стратегическом партнерстве передало французскому машиностроительному предприятию «Alstom» блокирующий пакет (25% + 1 акция), ни у кого в России, в том числе и у официальных лиц, это не встретило ни негативных эмоций, ни уж тем более каких-либо заслонов и препятствий на государственном уровне. Хотя именно в марте 2009 года буквально за несколько недель до этого Национальное собрание (нижняя палата парламента) Франции объявило вотум доверия правительству и поддержало тем самым возвращение Пятой республики в статус полноправного члена альянса, военную организацию которого Франция покинула еще в 1966 году.
Ведь именно НАТО наряду с Норвегией, несомненно, сыграло ключевую роль в истории с продажей завода. Норвегия – один из старейших членов Североатлантического альянса, входящий в структуру блока с момента его основания в 1949 году. Как известно, основной реальной целью на момент создания НАТО была защита Европы от «советского влияния». Однако в последние годы стало очевидна вся наивность предположения о том, что развал СССР хоть сколько-нибудь изменил существовавшее положение дел. Расширение НАТО на восток и все возрастающая напряженность в отношениях показали, что НАТО своих целей не меняло, а лишь перепроецировало их с СССР на Россию.
Однако, как показывает практика не все члены альянса довольны сложившейся ситуацией. Как показала ситуация с санкциями в отношении «Северного потока-2», в рядах Североатлантического альянса в последнее время намечается раскол, и даже его генсек Йенс Столтенберг был вынужден публично признать на прошлой неделе, что по российскому газопроводу «у НАТО нет позиции». Тем не менее спустя всего несколько дней госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью американской CNN подчеркнул, что разногласия по проекту никак не влияют на тесное сотрудничество партнеров по НАТО «во всех возможных сферах взаимодействия».
И это заявление, прозвучавшее именно сейчас, – не случайно. Генсек НАТО – Столтенберг, в прошлом дважды премьер-министр Норвегии сегодня крайне влиятельный политик, не только на мировой арене, но и, вне всяких сомнений, у себя на родине. Именно этот факт может быть ключом к текущей линии Осло в отношении России. Норвегия, не будучи членом ЕС, стремится продемонстрировать максимальную преданность интересам НАТО, транслируя интересы крупнейшего его участника – США. Последние же, в свою очередь, стремятся не только ухудшить экономическое положение России, но и компенсировать таким образом собственные провалы.
Ведь, если вдуматься, российские компании даже несмотря на американские санкции вполне активно ведут бизнес в ЕС, как покупая, так и продавая предприятия, но именно завод двигателей почему-то стал камнем преткновения. Впрочем, если посмотреть на ситуацию с иной стороны, позиция США становится вполне очевидной.
Успехи России в области машино- и двигателестроения уже давно стоят костью в горле у американской стороны. К примеру, в период с 1997 года по сегодняшний день из России в США было поставлено более ста двигателей РД-180, разработанных дочерним предприятием «Роскосмоса» – НПО «Энергомаш». Именно на российских двигателях было выполнено более девяносто полетов американской ракеты «Atlas», в том числе и те, в ходе которых NASA запускала марсоходы Curiosity и Perseverance к Красной планете.
Курьезным фактом стало то, как в ходе принятия очередного пакета антироссийских санкций США заблокировали, в том числе, и закупку РД-180. Так, в апреле 2014 американский суд запретил компании United Launch Alliance покупать что-либо у НПО «Энергомаш». Запрет продержался невообразимо долго, и уже спустя целый месяц Вашингтону пришлось отменить его, ибо, как выяснилось, запускать американские ракеты больше не на чем, и подходящих альтернатив ни в США, ни в остальном мире попросту нет. Стоит отметить, что еще одна популистская попытка запрета импорта российских двигателей была предпринята Конгрессом США уже в 2016, однако опять же подвело полное отсутствие аналогов.
Безусловно, подобное отставание США в технологической сфере не может не бить по самолюбию, и американским политикам особенно неприятно наблюдать как российское машиностроение в лице ТМХ активно развивается, в то время как предприятие, принадлежащее британским союзникам по НАТО и расположенное в Норвегии – тоже входящей в Североатлантический альянс, продается более успешным российским конкурентам. И если официальный Лондон старается не вмешиваться в сделку (промышленный гигант Rolls-Royce действительно на грани разорения), то для Норвегии ситуация несколько иная.
Как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, решение об отмене сделки находится в русле проводимого Осло подхода «с очевидным креном на сдерживание нашей страны». По словам Захаровой, регулирующие органы скандинавского соседа не раз подтверждали отсутствие каких-либо оснований для подпадания продукции и разработок завода в Бергене под действие норвежских экспортных ограничений, и сворачивание коммерческих сделок с Россией со стороны Осло носит далеко не единичный характер.
В продолжение слов Захаровой, стоит отметить, что всего три месяца назад – в январе 2021 года, норвежская компания DNV GL отказалась предоставлять услуги по сертификации датского участка газопровода «Северный поток-2» по окончании его строительства, ссылаясь на введение новых санкций США в отношении проекта. При этом важно понимать, что сертификация данного участка носит ключевой характер не только для завершения прокладки труб в исключительной экономической зоне Дании, но и, как следствие, – сдачи всего газопровода в эксплуатацию.
Использующие же рычаги влияния НАТО США в свою очередь всецело оправдывают свои основы, примешивая к большой политике такую краеугольную для Дикого Запада вещь, как погоня за длинным долларом. Америка упорно стремится продавать свой сжиженный газ в Европу, причем на объективно невыгодных для европейского покупателя условиях. А вид успешно развивающегося российского предприятия в менее развитой в США сфере двигателестроения, заставляет ее использовать все доступные методы для того, чтобы воспрепятствовать его дальнейшей экспансии на Запад.
Все же бывают случаи, когда геополитика сложна и многогранна, а бывает, как сейчас – проста предельно. Негоже России быть успешнее США. И если для того, чтобы доказать это, понадобится попрание всех норм международного права, то так тому и быть.
Информация