Прибалты грозят России расплатой за перехват белорусского транзита
Вслед за нефтепродуктами, Белоруссия задумалась о переводе в российские порты своих калийных удобрений, на этот раз не теоретически, а предметно. Под это дело Москва и Минск ведут переговоры о строительстве в Ленинградской области нового терминала для насыпных грузов. От таких новостей в Клайпеде схватились за голову, а литовский бизнес, завязанный на белорусский транзит, даже пригрозил России морской блокадой балтийских проливов со стороны флота НАТО.
На сегодняшний день Беларусь уже переориентировала на Усть-Лугу почти половину экспортных объемов своих нефтепродуктов (бензина, масла и мазута). Соглашение будет действовать сроком на три года с возможностью последующего продления. Чтобы Александр Григорьевич вдруг не передумал, предусмотрен принцип оплаты независимо от того, воспользовался он услугой или нет. Теперь пришла очередь белорусских удобрений, но для этого необходимы соответствующие портовые мощности. Решить эту проблему можно двумя способами.
В российской части Балтики в настоящее время реализуется сразу три масштабных инфраструктурных проекта. Это универсальный терминал «Лугапорт» от компании «Новотранс» и терминал насыпных грузов от «Ультрамара» в Усть-Луге, а также «Приморский универсально-погрузочный терминал», соответственно находящийся в городе Приморске. Однако Минск более интересует перспектива открытия собственного терминала в Ленинградской области на средства, сэкономленные при строительстве БелАЭС на российский кредит. Пока этот вопрос находится на стадии обсуждения, но, судя по всему, белорусский терминал может появиться в Усть-Луге. Если проект будет реализован, Клайпеда может потерять от 9 до 10 миллионов тонн грузов, а это более одной пятой части от общего объема белорусского транзита.
От таких новостей впору начинать рвать себе волосы на всех доступных местах, однако литовский бизнесмен Игорь Удовицкий, известный как местный «калийный король», поспешил успокоить своих сограждан тем, что в ближайшие годы подобная переориентация на российские порты невозможна, а то и вовсе опасна для Минска и Москвы. Давайте рассмотрим его аргументы чуть подробнее.
Во-первых, Удовицкий, который сам продал Белоруссии 30% акций терминала насыпных грузов в Клайпеде, считает, что этот «якорь» не должен позволить Минску оторваться и отчалить в сторону Москвы. Действительно, географически Беларуси удобнее пользоваться услугами соседней Литвы, но в экономику вмешалась политика. Как же поступит Александр Григорьевич? Давайте будет реалистами: скорее всего, президент Лукашенко предпочтет разложить свои яйца сразу по двум корзинами, как он это ранее уже сделал с нефтепродуктами. Половину объемов белорусского экспорта пойдет через Усть-Лугу, а вторая останется на Клайпеде. Так «Батька» диверсифицирует свои риски и сможет делать многозначительные намеки одновременно и Москве, и Вильнюсу.
Во-вторых, касательно экономической невыгодности подобной переориентации грузопотоков. Удовицкий указывает на то, что существенно удлинится транспортное плечо, Минску придется докупить и задействовать тысячу железнодорожных вагонов, а зимой использовать суда ледового класса. Действительно, издержки возрастут, но данное волевое решение носит не столько экономический, сколько политический характер. Убытки Белоруссии будут компенсированы за счет скидок на железнодорожные тарифы либо иной финансовой схемой, а для России это вопрос интеграции с единственным союзником на западном направлении. За такое приходится платить.
В-третьих, что касается нежелания Минска предоставлять Москве опосредованный контроль над экспортом одного из своих основных экспортных товаров. И правда, «Беларуськалий» и «Уралкалий» являются прямыми конкурентами на мировом рынке, и желание президента Лукашенко обособиться на отдельном терминале в Усть-Луге вполне естественно. Но давайте опять будем реалистами, после разрыва отношений с Западом Александру Григорьевичу особо деваться некуда. Слияние двух компаний - это вопрос времени, и для Белоруссии будет лучше, если это будет партнерское объединение вместо недружественного поглощения.
Что до последнего, самого резонансного аргумента господина Удовицкого, то он вызывает искреннее недоумение. Литовский бизнесмен на полном серьезе заявил следующее:
Есть риски еще более высокого порядка. Балтийское море соединяется с Северным морем и Атлантикой через датские проливы, а это территориальные воды стран НАТО. Взаимоотношения между ЕС, НАТО и Россией продолжают ухудшаться, и в какой-то момент, в качестве одной из мер давления на Россию, может возникнуть ограничение на следование судов через проливы в российские порты. Если в этот момент «Беларуськалий» будет грузиться, например, в Усть-Луге, он станет заложником ситуации.
Ограничение на следование в российские порты – это как? Иностранным судам запретят под страхом санкций посещать Усть-Лугу? Допустим. А российским судам покидать Усть-Лугу и следовать через балтийские проливы на выход? Тоже запретят? Устроят морскую блокаду силами ВМС НАТО? Ну, так это уже война и тут вообще не до торговли удобрениями будет. А если Литва по политическим мотивам сама запретит Белоруссии пользоваться Клайпедой? Тогда Минск не будет заложником ситуации?
Какие-то «мутные» угрозы идут из Литвы, где местные бизнесмены по факту берутся угрожать ядерной державе флотом Североатлантического альянса.
Информация