Прибалты грозят России расплатой за перехват белорусского транзита

27

Вслед за нефтепродуктами, Белоруссия задумалась о переводе в российские порты своих калийных удобрений, на этот раз не теоретически, а предметно. Под это дело Москва и Минск ведут переговоры о строительстве в Ленинградской области нового терминала для насыпных грузов. От таких новостей в Клайпеде схватились за голову, а литовский бизнес, завязанный на белорусский транзит, даже пригрозил России морской блокадой балтийских проливов со стороны флота НАТО.

На сегодняшний день Беларусь уже переориентировала на Усть-Лугу почти половину экспортных объемов своих нефтепродуктов (бензина, масла и мазута). Соглашение будет действовать сроком на три года с возможностью последующего продления. Чтобы Александр Григорьевич вдруг не передумал, предусмотрен принцип оплаты независимо от того, воспользовался он услугой или нет. Теперь пришла очередь белорусских удобрений, но для этого необходимы соответствующие портовые мощности. Решить эту проблему можно двумя способами.



В российской части Балтики в настоящее время реализуется сразу три масштабных инфраструктурных проекта. Это универсальный терминал «Лугапорт» от компании «Новотранс» и терминал насыпных грузов от «Ультрамара» в Усть-Луге, а также «Приморский универсально-погрузочный терминал», соответственно находящийся в городе Приморске. Однако Минск более интересует перспектива открытия собственного терминала в Ленинградской области на средства, сэкономленные при строительстве БелАЭС на российский кредит. Пока этот вопрос находится на стадии обсуждения, но, судя по всему, белорусский терминал может появиться в Усть-Луге. Если проект будет реализован, Клайпеда может потерять от 9 до 10 миллионов тонн грузов, а это более одной пятой части от общего объема белорусского транзита.

От таких новостей впору начинать рвать себе волосы на всех доступных местах, однако литовский бизнесмен Игорь Удовицкий, известный как местный «калийный король», поспешил успокоить своих сограждан тем, что в ближайшие годы подобная переориентация на российские порты невозможна, а то и вовсе опасна для Минска и Москвы. Давайте рассмотрим его аргументы чуть подробнее.

Во-первых, Удовицкий, который сам продал Белоруссии 30% акций терминала насыпных грузов в Клайпеде, считает, что этот «якорь» не должен позволить Минску оторваться и отчалить в сторону Москвы. Действительно, географически Беларуси удобнее пользоваться услугами соседней Литвы, но в экономику вмешалась политика. Как же поступит Александр Григорьевич? Давайте будет реалистами: скорее всего, президент Лукашенко предпочтет разложить свои яйца сразу по двум корзинами, как он это ранее уже сделал с нефтепродуктами. Половину объемов белорусского экспорта пойдет через Усть-Лугу, а вторая останется на Клайпеде. Так «Батька» диверсифицирует свои риски и сможет делать многозначительные намеки одновременно и Москве, и Вильнюсу.

Во-вторых, касательно экономической невыгодности подобной переориентации грузопотоков. Удовицкий указывает на то, что существенно удлинится транспортное плечо, Минску придется докупить и задействовать тысячу железнодорожных вагонов, а зимой использовать суда ледового класса. Действительно, издержки возрастут, но данное волевое решение носит не столько экономический, сколько политический характер. Убытки Белоруссии будут компенсированы за счет скидок на железнодорожные тарифы либо иной финансовой схемой, а для России это вопрос интеграции с единственным союзником на западном направлении. За такое приходится платить.

В-третьих, что касается нежелания Минска предоставлять Москве опосредованный контроль над экспортом одного из своих основных экспортных товаров. И правда, «Беларуськалий» и «Уралкалий» являются прямыми конкурентами на мировом рынке, и желание президента Лукашенко обособиться на отдельном терминале в Усть-Луге вполне естественно. Но давайте опять будем реалистами, после разрыва отношений с Западом Александру Григорьевичу особо деваться некуда. Слияние двух компаний - это вопрос времени, и для Белоруссии будет лучше, если это будет партнерское объединение вместо недружественного поглощения.

Что до последнего, самого резонансного аргумента господина Удовицкого, то он вызывает искреннее недоумение. Литовский бизнесмен на полном серьезе заявил следующее:

Есть риски еще более высокого порядка. Балтийское море соединяется с Северным морем и Атлантикой через датские проливы, а это территориальные воды стран НАТО. Взаимоотношения между ЕС, НАТО и Россией продолжают ухудшаться, и в какой-то момент, в качестве одной из мер давления на Россию, может возникнуть ограничение на следование судов через проливы в российские порты. Если в этот момент «Беларуськалий» будет грузиться, например, в Усть-Луге, он станет заложником ситуации.

Ограничение на следование в российские порты – это как? Иностранным судам запретят под страхом санкций посещать Усть-Лугу? Допустим. А российским судам покидать Усть-Лугу и следовать через балтийские проливы на выход? Тоже запретят? Устроят морскую блокаду силами ВМС НАТО? Ну, так это уже война и тут вообще не до торговли удобрениями будет. А если Литва по политическим мотивам сама запретит Белоруссии пользоваться Клайпедой? Тогда Минск не будет заложником ситуации?

Какие-то «мутные» угрозы идут из Литвы, где местные бизнесмены по факту берутся угрожать ядерной державе флотом Североатлантического альянса.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    3 апреля 2021 11:55
    Пусть "политиканствующие" литовские "бизнесмены" "поблагодарят" за свои убытки собственных недальновидных амеромарионеточных "властителей" и их убогих субмарионеток- "кухоСветку10%" с приспешниками! fool
  2. +5
    3 апреля 2021 13:04
    Прибалты грозят России расплатой

    Я даже знаю какая будет расплата нам, точнее догадываюсь, ибо она одна. Они будут кормить чаек своими шпротами, назло нам. laughing
    1. +3
      4 апреля 2021 18:03
      Шпроты они, уже, в России закупают.
      https://fishki.net/3316218-jeto-konec-v-latvijskih-magazinah-pojavilisy-rossijskie-shproty.html
  3. +9
    3 апреля 2021 13:06
    Килька, килька килька.... Кто бы знал, что это-шпроты.... Чухонцы, цухонцы, чухонцы... Кто бы знал, что это - финно-угорцы из трёх прибалтийских территорий. .... Финляндия... Кто бы знал, что их язык понятен коми. Вопрос один: долго ли будут беситься подданные России, Петром Великим купленные у Швеции, на временно оккупированных территориях НАТО?
    Если что, то Вильно - белорусский город.
  4. -5
    3 апреля 2021 13:24
    1. Лукашенка не вечен, а оппозицию поддерживает весь “запад”. Укаина тоже была приоритетным направлением внешней политики РФ, а что имеем ?
    2. Политику определят экономика, а это взаимный интерес Беларуси и Литвы. После ухода Лукашенки и смены политического курса – договорятся.
    3. Предоставленные Беларуси льготы по транзиту носят политический характер и в какой-то степени отягощают бюджет РФ.
    4. Всякое право, включая морское, что дышло -куда повернул то и вышло. Третий энергетический пакет тому пример. Заблокировать могут даже выход из финского залива трансграничными пошлинами к примеру – территориальные воды Эстонии и Финляндии соприкасаются и закрывают проход.
    5. Тоже относится к Датским, Турецким проливам и английскому каналу.
    1. +7
      3 апреля 2021 15:24
      Если не секрет, из какой страны Вы Ла-Манш "английским каналом" именуете?
    2. +3
      9 апреля 2021 17:46
      Если в Белоруссии к власти придут "оппозиционеры", что маловероятно, то все белорусские нефтеперерабатывающие заводы останутся без нефти, как в свое время остались украинские заводы, и пойдут на металлолом (пример - завод в Херсоне)?, это первое.
      Второе, на какой карте вы нашли, что территориальные воды Эстонии и Финляндии смыкаются ?
  5. +5
    3 апреля 2021 13:43
    Цитата: Jacques Sekavar
    1. Лукашенка не вечен, а оппозицию поддерживает весь “запад”. Укаина тоже была приоритетным направлением внешней политики РФ, а что имеем ?
    2. Политику определят экономика, а это взаимный интерес Беларуси и Литвы. После ухода Лукашенки и смены политического курса – договорятся.

    Оппозиция оппозицией, но схемы "Транзита власти" пока определяет не Запад. У нас он тоже оппозицию поддерживает, и что? Что до взаимного интереса, то зависимость Белоруссии от России выше, чем от Литвы.
    И я бы не сказал, что Украина была приоритетным направлением внешней политики России. Если б и правда была, то не слили бы ее подчистую в 2014 году. Напрашивается другое слово.
    1. -2
      3 апреля 2021 17:57
      Приоритетным направлением назвал Лавров на юбилее МГИМО.
      После провала приоритетного направления сняли М.Ю.Зурабова, посла РФ на Украине.
      После беспорядков в Беларуси сняли Г.А.Рапоту и перевели в губернаторы.
      Кооперация с РФ была много выше у всех постсоветских государств, однако это не помешало некоторым из них вступить в ЕС и НАТО.
    2. -1
      5 апреля 2021 14:24
      Не забывайте, Беларусь - часть программы "Восточное партнёрство", а РФ нет.
      Беларусь подлежит колонизации, а РФ расчленению.
      1. +2
        9 апреля 2021 17:56
        Учить историю надо про расчленаторов России! А по 2 кв.м. на каждого расчленатора у нас хватит !
        Расчленять надо было в 90-х, а вы прощелкали, сейчас не получится.
  6. GRF
    +1
    3 апреля 2021 13:46
    Слушать сюда, ато как щас ударю кулаком вооон того дяди.

    В СССР у них такой возможности не было, потому теперь и счастья полные штаны...
  7. +3
    3 апреля 2021 14:04
    Мало того что у лукашенко задница на двух стульях, так теперь у него еще и яйца по разным корзинам? laughing good
    1. 0
      4 апреля 2021 08:04
      Рад, что вы оценили юмор.
  8. +1
    3 апреля 2021 14:12
    А, психов везде много. Специально видно выискивают за бугром, чтоб пропиарить сказанутое...
    К жизни не относится...
  9. 123
    +3
    3 апреля 2021 15:57
    Лукашенко предпочтет разложить свои яйца сразу по двум корзинами, как он это ранее уже сделал с нефтепродуктами.

    Корзины все дальше разъезжаются, есть риск не успеть выдернуть одно из них, а то и лишиться обеих. На пенсии фальцетом петь будет, ростовских жителей развлекать.

    Минску придется докупить и задействовать тысячу железнодорожных вагонов, а зимой использовать суда ледового класса.

    Не совсем понятно, о чем речь? Сейчас удобрения на телегах возят или все вагоны принадлежат прибалтам и они их больше не дадут? Клайпеда в жарких странах, а в Усть-Луге птицы на лету замерзают? Там большая разница с климатом?
  10. +2
    3 апреля 2021 17:56
    Такая болтовня от бессилия и от завышенного самомнения по сути жизни всех прибалтов скопом.
    Есть однако сомнения что основные члены стран Нато захотят заниматься блокадой и задержание судов России из-за тупости незалежников. Это просто чревато !
  11. +3
    3 апреля 2021 21:37
    закроют на свою ... будет один пролив вместо дании..
  12. +4
    4 апреля 2021 01:40
    Иностранным судам запретят под страхом санкций посещать Усть-Лугу? Допустим. А российским судам покидать Усть-Лугу и следовать через балтийские проливы на выход

    А на каком основании они будут нам что то ЗАПРЕЩАТЬ? Есть международное право , где чётко говорится в мирное время никто не имеет что то Каму-то запрещать! Для начало что бы запрещать надо России официально объявить войну. А вот это уже другая песня! Думаю идиотов нет что бы ради Литвы устраивать третью мировую(ядерную) войну... Вон у китайцев 5-7 шелковых путей по доставке товара в Европу.... Это их право как свой товар доставлять в Европу. Что то Прибалтика не шумит что Китай перестал пользоваться их портами...
  13. 0
    4 апреля 2021 08:02
    Цитата: Jacques Sekavar
    Кооперация с РФ была много выше у всех постсоветских государств, однако это не помешало некоторым из них вступить в ЕС и НАТО.

    Ну, это претензии к нашему политическому руководству. Надеюсь, к 2021 году они хоть чему-то научились на примере Белоруссии 2020-го.
  14. 0
    4 апреля 2021 08:03
    Цитата: 123
    Не совсем понятно, о чем речь? Сейчас удобрения на телегах возят или все вагоны принадлежат прибалтам и они их больше не дадут? Клайпеда в жарких странах, а в Усть-Луге птицы на лету замерзают? Там большая разница с климатом?

    Это аргументы, которые привел Удовицкий.
  15. 0
    4 апреля 2021 08:46
    Цитата: Jacques Sekavar
    2. Политику определят экономика, а это взаимный интерес Беларуси и Литвы. После ухода Лукашенки и смены политического курса – договорятся.
    3. Предоставленные Беларуси льготы по транзиту носят политический характер и в какой-то степени отягощают бюджет РФ.

    А как второе с третьим у вас в одной голове соединяется?
    В п. 2 всë определяет экономика и Беларуссия с Литвой договорятся. А в п. 3 экономика испариалась и перевалка грузов через Россию, не выгодна ни России, ни Беларуссии.
    Фраза "отягощают бюджет РФ" правильная, как любые деньги отягощают карман.
  16. 0
    4 апреля 2021 14:46
    Самое большее что оне могут-набрать в рот дерьма и плюнуть в сторону России
  17. +1
    5 апреля 2021 10:01
    Прибалты грозят России расплатой

    А у них средства есть расплачиваться? Деньги есть?
  18. +2
    6 апреля 2021 21:58
    Господи,наверное я слишком устал сегодня. День был сложный...Нам грозят Шпротные Вымираты...мне сейчас начинать бояться,или можно чуть позже?! Блокада портов РФ однозначно трактуется международными законами,как объявление войны...Кто то всерьез станет воевать с РФ за Шпротляндию?! Ой,это даже не смешно,дурных нет...они даже за Норвегию с РФ воевать не станут...овчинка выделки не стоит.
  19. 0
    8 апреля 2021 08:16
    Цитата: Jacques Sekavar
    Не забывайте, Беларусь - часть программы "Восточное партнёрство", а РФ нет.
    Беларусь подлежит колонизации, а РФ расчленению.

    Не всем планам наших врагов суждено сбыться
  20. 0
    10 апреля 2021 11:09
    Угрозы? Они пока их и придумать не могут, кроме поддержки провокаций врагов наших в каких нибудь ПАСЕ, откуда мы все не выйдем, финансируя этот гадюшник.