Россия может предложить сразу несколько альтернатив Суэцкому каналу
Недавнее происшествие на Суэцком канале поставило вопрос о необходимости наличия некой адекватной ему альтернативы. О том, что в перспективе ею может стать наш Северный морской путь, сказано очень много. Теперь хотелось бы поговорить об экономическом потенциале России как страны-транзитера, в целом, и том, какие возможности для роста это нам дает.
Огромным и неотъемлемым конкурентным преимуществом Российской Федерации является ее географическое положение, которое объективно делает ее центром Евразии, перекрестком торговых маршрутов из Европы в Азию, с Севера на Юг. При рациональном подходе она может превратиться в крупнейших транзитный хаб, предложив придирчивым заказчикам сразу несколько маршрутов. Однако при планировании следует учитывать, что разные товарные группы предъявляют различные требования к торговым путям. Так, уголь и иные полезные ископаемые автотранспортом не повезешь, для него больше подходит перевозка скоропортящихся продуктов питания. Нефть и СПГ лучше доставлять танкерами, а контейнеры можно возить и морем, и железнодорожным транспортом. И мы можем предложить всю линейку логистических услуг.
Например, Северный морской путь эксплуатируется с тридцатых годов прошлого века. Сегодня он активно используется для вывоза на экспорт российских углеводородов. Для безопасной проводки судов требуются мощные ледоколы, но по мере таяния полярных льдов удобство навигации и востребованность данной перспективной водной артерии будут только расти. Однако сперва необходимо капитально вложиться в строительство береговой портовой инфраструктуры на Северной Ледовитом океане и создание целого флота судов ледового класса. В общем, потенциал большой, но полноценное раскрытие его займет не один десяток лет.
Между тем, на фоне образования «тромба» в Суэцком канале у транзитных перевозчиков подскочил интерес к российской Транссибирской магистрали, соединяющей столицу нашей страны с крупнейшими городами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Скорость перемещения грузовых контейнеров по этой евразийской железной дороге составляет в среднем 1100-1200 километров в сутки. Это значительно быстрее, чем морем, и по некоторым параметрам сопоставимо даже с авиацией. Весь последний год РЖД отмечает рост спроса на услуги Транссиба по маршруту Китай-Европа-Китай. Объем контейнерных перевозок увеличился с полумиллиона TEUS (условное обозначение 20-футового контейнера) до 1 миллиона. Это большой успех.
К сожалению, у данной железнодорожной магистрали есть свои «узкие места» во всех смыслах этого слова, которые препятствуют полноценному раскрытию ее потенциала. Внимание к проблемам Транссиба привлек недавно известный российский миллиардер Олег Дерипаска, который предложил произвести ее реконструкцию для повышения скорости перевозки и даже переименовать:
По всей протяжённости этого маршрута нужно создать не менее 5–6 крупных логистических центров, где и сосредоточить переработку промышленных товаров на экспорт. Можно назвать этот маршрут «Кедровым трактом» – в пику китайскому «Шёлковому пути».
Что ж, идея хорошая (это не про название), но совсем не новая. РЖД и Минтранс РФ уже подготовили план ускоренной модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, в рамках которого будут построены новые пути и расширены станции для увеличения пропускной способности железных дорог. Над новым названием можно еще немного подумать, а то и вовсе оставить прежнее.
Также ведется работа над строительством масштабного автотранспортного коридора, который должен соединить четырехполосной магистралью, проходящей через нашу страну, Северную Европу и Западный Китай. Оставшаяся часть данного маршрута пройдет через территорию Казахстана и КНР. Новая автомобильная дорога свяжет Европу и Азию, а также значительно увеличит транспортную связность между регионами внутри самой России.
Но не одним Китаем должна прирастать наша экономика. Международный транспортный коридор «Север-Юг» должен связать Индию и Северную Европу, пройдя через Иран и Россию. Общая его длина составляет 7,2 тысячи километров. Несмотря на ряд сложностей, данный проект по-прежнему остается весьма перспективным и привлекательным для потенциальных заказчиков. Для России «Север-Юг» важен тем, что полноценный запуск его в строй снизит на 20% объемы внешнего транзита через Турцию, с которой у нас непростые отношения. Также совсем новыми красками этот инфраструктурный проект заиграл после того, как власти Ирана публично выразили желание присоединиться к Евразийскому союзу. Несомненно, это увеличило бы транспортную связность внутри объединенного экономического пространства.
Таким образом, можно заключить, что Россия обладает огромным транзитным потенциалом, раскрытие которого позволит диверсифицировать отечественную экономику и существенно снизить риски, связанные с зависимостью от экспорта углеводородного сырья.
Информация