Россия может предложить сразу несколько альтернатив Суэцкому каналу


Недавнее происшествие на Суэцком канале поставило вопрос о необходимости наличия некой адекватной ему альтернативы. О том, что в перспективе ею может стать наш Северный морской путь, сказано очень много. Теперь хотелось бы поговорить об экономическом потенциале России как страны-транзитера, в целом, и том, какие возможности для роста это нам дает.


Огромным и неотъемлемым конкурентным преимуществом Российской Федерации является ее географическое положение, которое объективно делает ее центром Евразии, перекрестком торговых маршрутов из Европы в Азию, с Севера на Юг. При рациональном подходе она может превратиться в крупнейших транзитный хаб, предложив придирчивым заказчикам сразу несколько маршрутов. Однако при планировании следует учитывать, что разные товарные группы предъявляют различные требования к торговым путям. Так, уголь и иные полезные ископаемые автотранспортом не повезешь, для него больше подходит перевозка скоропортящихся продуктов питания. Нефть и СПГ лучше доставлять танкерами, а контейнеры можно возить и морем, и железнодорожным транспортом. И мы можем предложить всю линейку логистических услуг.

Например, Северный морской путь эксплуатируется с тридцатых годов прошлого века. Сегодня он активно используется для вывоза на экспорт российских углеводородов. Для безопасной проводки судов требуются мощные ледоколы, но по мере таяния полярных льдов удобство навигации и востребованность данной перспективной водной артерии будут только расти. Однако сперва необходимо капитально вложиться в строительство береговой портовой инфраструктуры на Северной Ледовитом океане и создание целого флота судов ледового класса. В общем, потенциал большой, но полноценное раскрытие его займет не один десяток лет.

Между тем, на фоне образования «тромба» в Суэцком канале у транзитных перевозчиков подскочил интерес к российской Транссибирской магистрали, соединяющей столицу нашей страны с крупнейшими городами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Скорость перемещения грузовых контейнеров по этой евразийской железной дороге составляет в среднем 1100-1200 километров в сутки. Это значительно быстрее, чем морем, и по некоторым параметрам сопоставимо даже с авиацией. Весь последний год РЖД отмечает рост спроса на услуги Транссиба по маршруту Китай-Европа-Китай. Объем контейнерных перевозок увеличился с полумиллиона TEUS (условное обозначение 20-футового контейнера) до 1 миллиона. Это большой успех.

К сожалению, у данной железнодорожной магистрали есть свои «узкие места» во всех смыслах этого слова, которые препятствуют полноценному раскрытию ее потенциала. Внимание к проблемам Транссиба привлек недавно известный российский миллиардер Олег Дерипаска, который предложил произвести ее реконструкцию для повышения скорости перевозки и даже переименовать:

По всей протяжённости этого маршрута нужно создать не менее 5–6 крупных логистических центров, где и сосредоточить переработку промышленных товаров на экспорт. Можно назвать этот маршрут «Кедровым трактом» – в пику китайскому «Шёлковому пути».


Что ж, идея хорошая (это не про название), но совсем не новая. РЖД и Минтранс РФ уже подготовили план ускоренной модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, в рамках которого будут построены новые пути и расширены станции для увеличения пропускной способности железных дорог. Над новым названием можно еще немного подумать, а то и вовсе оставить прежнее.

Также ведется работа над строительством масштабного автотранспортного коридора, который должен соединить четырехполосной магистралью, проходящей через нашу страну, Северную Европу и Западный Китай. Оставшаяся часть данного маршрута пройдет через территорию Казахстана и КНР. Новая автомобильная дорога свяжет Европу и Азию, а также значительно увеличит транспортную связность между регионами внутри самой России.

Но не одним Китаем должна прирастать наша экономика. Международный транспортный коридор «Север-Юг» должен связать Индию и Северную Европу, пройдя через Иран и Россию. Общая его длина составляет 7,2 тысячи километров. Несмотря на ряд сложностей, данный проект по-прежнему остается весьма перспективным и привлекательным для потенциальных заказчиков. Для России «Север-Юг» важен тем, что полноценный запуск его в строй снизит на 20% объемы внешнего транзита через Турцию, с которой у нас непростые отношения. Также совсем новыми красками этот инфраструктурный проект заиграл после того, как власти Ирана публично выразили желание присоединиться к Евразийскому союзу. Несомненно, это увеличило бы транспортную связность внутри объединенного экономического пространства.

Таким образом, можно заключить, что Россия обладает огромным транзитным потенциалом, раскрытие которого позволит диверсифицировать отечественную экономику и существенно снизить риски, связанные с зависимостью от экспорта углеводородного сырья.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Петр Владимирович (Петр) 4 апреля 2021 17:46
    +1
    Пиломатериалы с Маклаковского комбината (Лесосибирск) возил в Иран через Астрахань. Порты назначения - Анзели и Ноушар. Что интересно, фрахт астраханским пароходным компаниям платился всегда на их офшоры. Сейчас к Астрахани прибавился контейнерный порт ОлЯ.
  2. Kofesan Офлайн Kofesan
    Kofesan (Валерий) 4 апреля 2021 20:23
    +2
    80 условных вагонов в составе сорока четырех 80-футовых платформ с полной загрузкой (восемьдесят восемь 40-футовых контейнеров) - это ЖД состав. Судно с 20 000 40 футовых контейнеров - это морской контейнеровоз.

    Да, перевозить надо и зарабатывать на этом надо. Вопросы к тем, кто предлагает расширять и модернизировать за государственный счёт БАМ и Транссиб - куда и кому пойдут деньги? Это раз. Какова рентабельность и сроки окупаемости. Это два!

    И нет ли здесь свежих (или новейших) схем по отъему денег из бюджета. Раньше было так. Заключил контракт с завышенными ценами, получил откат. За это уже сажают. Вроде бы.
    Теперь - добился финансирования (лучше не прямого) из бюджета проекта, снизил себестоимость за госсчет, получил прибыль - подарил непыльную должность сыну (дочери, жене, внуку, свату, брату ...). Это легко прокатывает.

    Такие проекты с кондачка и публичного отчета и обоснования не решаются. Точнее не должны решаться, тем более только на уровне "патриотизма". И вот только не надо меня обвинять в его отсутствии

  3. Natan Bruk Офлайн Natan Bruk
    Natan Bruk (Natan Bruk) 4 апреля 2021 20:54
    0
    «Уже никто никуда не идёт».Пробка полностью рассосалась,канал функционирует в обычном режиме.Так что мечты так и остаются мечтами.
  4. Игорь Berg Офлайн Игорь Berg
    Игорь Berg (Игорь Berg) 4 апреля 2021 22:05
    -1
    Альтернативы от плоскоземельников?
  5. Сергей Латышев (Серж) 4 апреля 2021 23:19
    +2
    Таким образом, можно заключить, что Россия обладает огромным транзитным потенциалом,

    который обсуждают уже 30 лет, 9 лет при Борисе, и 21 год при Владимире...

    А Суэцкий канал раскупорили за неделю.... или за 2ве?
  6. Валентин Офлайн Валентин
    Валентин (Валентин) 5 апреля 2021 07:21
    0
    А что, самый альтернативный канал имени Громыко можно сделать между Мексикой и Канадой.
    1. Natan Bruk Офлайн Natan Bruk
      Natan Bruk (Natan Bruk) 5 апреля 2021 07:54
      -2
      Не повторяйте фейки,не говорил Громыко ничего подобного.
      1. Валентин Офлайн Валентин
        Валентин (Валентин) 5 апреля 2021 10:19
        +1
        Ну, да, у вас море таких "фейков"- что и наш незабвенный Никита Сергеевич не стучал "кузькиной матерью" по трибуне ООН, и что это мы первыми напали на Европу в 1939 году, а Германия только защищалась, дойдя чуть ли не до Москвы, и таких "фейков" у вас миллион больших вагонов и множество маленьких тележек.
        1. Natan Bruk Офлайн Natan Bruk
          Natan Bruk (Natan Bruk) 5 апреля 2021 13:57
          -1
          Не несите чушь.То что Громыко не говорил ничего подобного известно каждому кто знает историю.То же и с остальными фейковыми цитатами от Бисмарка,Черчилля и Сталина.
          1. isofat Офлайн isofat
            isofat (isofat) 5 апреля 2021 14:50
            0
            Natan Bruk, не так важно кто это сказал, у нас много умных людей.

            1. Natan Bruk Офлайн Natan Bruk
              Natan Bruk (Natan Bruk) 5 апреля 2021 17:56
              -1
              Такого вообще никто никогда не говорил.А выдают такие фейки как раз неумные люди,и их как раз очень многие.
              1. isofat Офлайн isofat
                isofat (isofat) 5 апреля 2021 18:01
                0
                Цитата: Natan Bruk
                Такого вообще никто никогда не говорил.

                Natan Bruk, раз никто не говорил, значит, эта фраза появилась сама по себе. yes
  7. AlexZN Офлайн AlexZN
    AlexZN (Александр) 5 апреля 2021 14:11
    -1
    И на Марсе будут яблони цвести...
    По факту альтернативой пробке в Суэце будет второй параллельный канал как и второй турецкий Гибралтар.