Проблема Каспия окончательно рассорит Россию с Азербайджаном, Турцией и Туркменией

12

В ближайшее время Россия рискует получить еще одну точку напряженности на своих южных границах. Ею может стать Каспийское море, а нашими противниками – вновь Турция, а также примкнувшие к нему Азербайджан и Туркмения. Что же дает основания так полагать?

Проблема статуса Каспия возникла в 1991 году после распада СССР, когда вместо двух стран его вдруг понадобилось делить на пятерых. Также не вполне понятно было, как его классифицировать, как озеро или море, и какие правовые нормы при этом применять. Повышенный интерес к данному водоему обусловливался его крайне удобным географическим положением, а также богатейшими природными ресурсами (углеводородами и ценными породам рыб). В 2018 году в многолетних переговорах произошел прорыв, и вопрос был урегулирован в соответствующей Конвенции. Но, возможно, было бы лучше и дальше оставить его подвешенным на неопределенно долгое время. И вот почему.



Во-первых, определение правового статуса Каспия принципиально открыло дорогу строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Европу. Запасы туркменского природного газа оцениваются в 19,5 триллиона кубометров, однако его сбыт ограничен только азиатским и российским рынком. При этом Китай покупает «голубое топливо» по заниженным ценам в оплату кредита, на который и осуществлялось строительство трубопровода. Среднеазиатская республика крайне заинтересована в выходе на богатый европейский рынок.

Мощность предполагаемого Транскаспийского газопровода должна составить до 30 миллиардов кубометров в год. Он может пройти по дну моря с выходом на территорию Азербайджана и Турции, а там через Трансанатолийский газопровод присоединиться к Трансадриатическому и выйти на рынок Южной Европы. Ориентировочная стоимость проекта составляет 5 миллиардов долларов. Газопровод выгоден всем его участникам, кроме «Газпрома» с его «Турецким потоком», который, к слову, сам использует в качестве ресурсной базы среднеазиатский газ.

Подписанная в 2018 году в Казахстане Конвенция о правовом статус Каспийского моря открыла дорогу для строительства альтернативного газопровода, поскольку, в соответствии с ней, согласия России более не требуется. Необходимо разрешение только соседних стран, а не всех пяти. Если посмотреть прессу остальных прикаспийских республик, можно увидеть, как там радостно потирают руки, с нетерпением ожидая отмашки на старт. Зачем Кремль подписал такое, непонятно. Если сейчас Москва заявит, что имела в виду вовсе не это, а нечто другое, то конфликта с Азербайджаном, Туркменией и Турцией не избежать.

Во-вторых, Каспий становится ключевой точкой в реализации масштабного инфраструктурного проекта «Средний коридор», который должен соединить единым транспортным коридором Китай, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан через данную акваторию. А теперь, после разгрома Армении в Нагорном Карабахе и принудительного открытия сухопутного коридора к Нахичевани, напрямую и Турцию. Анкара намерена стать «окном Пекина в Европу», превратив свою страну в «логистическую супердержаву». И она уже очень много сделала для этого. Турция запустила в строй подводный Евразийский туннель, который соединил европейскую и азиатскую части Стамбула. Проезд по нему платный и составляет 15 лир. В этом городе открыт новый аэропорт, а поверх Босфора был построен уже третий мост. Президент Эрдоган на его торжественном открытии заявил:

Мы построим подобный мост через пролив Дарданеллы и ускорим строительство Стамбульского канала, а за ними последуют новые проекты.

«Султан» активно продвигает идею строительства альтернативного Босфору канала Стамбул, проход через который также будет платным. Анкара намерена провести модернизацию своих железных дорог и сразу трех портов: Мерсин и Чандарлы-он-те-Агеан в Восточном Средиземноморье и Филиос на Черном море. Но все это требует огромных инвестиций со стороны самого Китая, и потому президент Эрдоган в Нагорном Карабахе доказал свою решимость в продвижении национальных интересов Турции в глазах партнеров. Что конкретно даст ей «Средний коридор»?

Прежде всего, участие в инициативе «Нового шелкового пути» означает приход в Турцию китайских инвестиций, на которые Пекин не особо скупится. Транспортный коридор из Азии в Европу будет способствовать развитию тех регионов страны, через которые он пройдет. Реализация «Среднего коридора» позволит Анкаре стать крупным региональным торговым хабом и диверсифицировать турецкую экономику, отобрав часть транзитных потоков у России с ее «Северным коридором». Почему обо всем этом в Москве не думали, в 2018 году с гордостью подписывая Конвенцию по правовому статусу Каспия, и глядя в 2020-м как Азербайджан при помощи Турции «раскатывает» Армению в Нагорном Карабахе, совершенно непонятно. Но теперь у нас образовалась еще одна рукотворная проблема на южном фланге.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    5 апреля 2021 12:57
    Почему обо всем этом в Москве не думали, в 2018 году

    А кто думать будет? Путин собрал вокруг себя бездарей и блистает на их фоне! Один "Киндер сюрприз" чего только стоит. Они все у Путина как на подбор. Все как Чубайс, только "гвозди в крышку гроба" заколачивать умеют.
    1. +2
      5 апреля 2021 14:37
      Какая навязчивая у тебя все таки манечка.)
      Завтра прилетит метеорит, с пингвинами, сломав у тебя на кухне табуретку, и разбив любимую бутылку....
      - бездари! Путин не сбил это метеорит! Пингвины высосали всю водяру! Платошкен приди, порядок наведи!
      Слава идиотам!
      1. 0
        7 апреля 2021 11:53
        Че метеоритам в Каспии делать?А то что наши яйцеголовые одним днем живут так то и бабке не ходи.Слава пингвинам!
  2. 123
    +9
    5 апреля 2021 14:46
    Какая интересная новость laughing Снова кремлевские простофили не подумав подписали какую то бумажку практически не глядя и естественно ничего не понимая.Теперь Турция немедленно начнет строить на Каспии трубопроводы, мосты, туннели. Эрдаган запанует, Газпром ФСЕ, Путин рыдает в окружении, как верно отметил один из комментаторов, бездарей и традиционно сам создает себе проблемы по всему периметру.
    Правда остаются не совсем удобные вопросы...
    1) Конвенцию подписали в 2018 году. Если это единственное, что сдерживало строительство, то где труба? Третий год идет...
    2) Раз до сих пор не строят, может имеются некоторые обстоятельства, в силу которых строительство невозможно, но автор скромно про них умалчивает? Или он сам о них не подозревает? Наверное поэтому для него остаются загадочными действия Кремля.

    Зачем Кремль подписал такое, непонятно.

    По моему неплохо сначала разобраться в сути событий, а потом уже рассказывать о них читателям, а не делится с ними своими сомнениями.
    3) Разве туркменскому газу на европейском рынке не грозят те же проблемы что российскому? Там же сплошной ужас для Газпрома. Они скоро все перейдут на ветряки, от газа откажутся, выдыхать углекислый газ будут в пакетик, а потом утилизировать. А тут туркменский газ... Это как то не вписывается в создаваемую картину "нового прекрасного мира будущего".

    В общем европейские и туркменские партнеры должны быть благодарны россиянам за мудрую позицию по Каспию. Европейцев уберегает от поступления изрядного количества потенциального источника углекислого газа, а туркменов от расходов на строительство трубы не вписывающейся в новые тренды по декарбонизации экономики.
    А саловары могут себе бантик на черепе гвоздиком прибить, скоро праздник первомая winked
  3. +3
    5 апреля 2021 14:58
    Что за паническая статья? Выход Туркмении на европейский и турецкий рынки углеводородов будет некой альтернативой втягиванию этой страны в одностороннюю ориентацию на Китай. России это выгодно. Протяжённость трубы поболее будет, чем СП-2, больше владельцев-транзитёров, больше цены на транспортировку. Благодаря санкциям, РФ стала монопольным владельцем СП-2, ни с кем делиться теперь не надо будет и Украину прокинем с транзитом после 24 года. А сколько денег и на каких условиях и когда вложат (ли) участники в новую трубу наблюдать будет очень интересно. А раз не надо согласовывать с о всеми прибрежными странами у нас руки развязаны построить нефтепровод из Ирана. Под санкции он рано или поздно попадёт, а мы заработаем как на продаже Украине донецкого угля! winked
  4. +5
    5 апреля 2021 15:11
    Забыты три маленькие детали.
    1. Китай. Ни одного кубометра туркменского газа не уйдёт в Европу. Китай заберёт всё.
    2. Иран. Эта страна имеет по Каспию позицию солидарную с Россией. При таком раскладе мнением Турции, Азербайджана, Туркмении можно пренебречь.
    3. Россия. Россия будет возглавлять валютную зону, в которую войдёт Турция. Задираться с Россией она на будет. Просто потому, что не сможет. Не позволит экономика (там дела - швах), вооружённые силы (ВВС Эрдоган вынужденно разгромил, ликвидируя переворот, сейчас взялся за флот). "Соперничество" Эрдогана с Путиным, в значительной мере, борьба нанайских мальчиков. Показуха.
    Туркмены не в состоянии прикрыть свою границу с Афганистаном. Набежавшие туда бандюки готовы устроить в Центральной Азии (бывшей Средней) исламский хаос (по заказу Великобритании). Помочь туркменам могут только Россия и Китай. Так что они будут сидеть тихо, как мышь под веником и делать, что велят.
  5. -3
    5 апреля 2021 17:43
    Очередной пример неумения предвидеть ситуацию через года - два со стороны Кремля. Путных аналитиков нет, постепенно такие места заняты подхалимами,которые говорят приятные для уха верховного вещи. Правда потом все получается не так. Примеров много. Самый яркий - СВ-2.
    1. +4
      5 апреля 2021 18:37
      Самый яркий - СВ-2

      А это ещё что за напасть???
      sad sad sad
  6. +2
    5 апреля 2021 23:05
    Цитата: Шарнхорст
    Что за паническая статья? Выход Туркмении на европейский и турецкий рынки углеводородов будет некой альтернативой втягиванию этой страны в одностороннюю ориентацию на Китай. России это выгодно. Протяжённость трубы поболее будет, чем СП-2, больше владельцев-транзитёров, больше цены на транспортировку. Благодаря санкциям, РФ стала монопольным владельцем СП-2, ни с кем делиться теперь не надо будет и Украину прокинем с транзитом после 24 года. А сколько денег и на каких условиях и когда вложат (ли) участники в новую трубу наблюдать будет очень интересно. А раз не надо согласовывать с о всеми прибрежными странами у нас руки развязаны построить нефтепровод из Ирана. Под санкции он рано или поздно попадёт, а мы заработаем как на продаже Украине донецкого угля! winked

    Да это Украинские блогеры нерестятся.
  7. +2
    6 апреля 2021 22:32
    Проблема высосана из очередного пальца г-на Маржецкого.
  8. -1
    10 апреля 2021 10:21
    Кремлю надо денонсировать все договора во всем мире! Объявить земной шар исконно русской территорией, чтобы Сечины-Миллеры могли грабить везде и все!
  9. 0
    16 апреля 2021 12:49
    сказать, что я смеялся - это не сказать ничего!Господи и откуда такие "знатоки" вылезают