Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике


Недавняя «суэцкая пробка» привлекла повышенное внимание к Северному морскому пути. Несмотря на большой потенциал этой водной артерии, для его раскрытия требуется значительное время и огромные инвестиции в инфраструктуру. Данный маршрут общей длиной в 14 тысяч километров, пролегающий в суровых арктических условиях, также необходимо охранять и регулярно патрулировать, иметь возможность оперативно произвести поисково-спасательную операцию, чтобы морские перевозчики чувствовали себя под надежной защитой со стороны России. И у нашей страны есть что им предложить.


Возможно, оптимальным решением будет создание серии экранопланов, своеобразных гибридов воздушных и морских судов, которые взяли большую часть достоинств обоих видов транспорта, но и, к сожалению, некоторые недостатки. Что же такое экранопланы, и почему они будут на своем месте на Северном морском пути?

Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях за счёт взаимодействия с воздухом, отраженным от подстилающей поверхности.

Советский экраноплан «Лунь» имел длину в 74 метра при размахе крыльев в 44 метра, его скорость составляла 500 км/ч, и он способен был перемещаться на расстояние в 2000 км. Максимальная взлетная масса составляла 380 тонн. Экраноплан может летать как над морем, так и над равнинной сушей. От самолета он взял большую скорость, а от корабля – высокую грузоподъемность. «Лунь» был первым и, увы, единственным в серии боевых экранопланов, заказанных Минобороны СССР. Они все должны были вооружаться противокорабельными ракетами «Москит» по 6 штук на борту. Высокая, по сравнению с кораблем, скорость передвижения, помноженная на низкую высоту полета (до 5 метров над уровнем моря), по идее должны были сделать «Лунь» и его собратьев «убийцами авианосцев». К сожалению, имели экранопланы и свои достаточно серьезные недостатки. Пожалуй, к самым серьезным из них можно отнести очень низкую маневренность, а также опасность полета на экстремально низких высотах, которые могут привести к катастрофам. Достаточно «чиркнуть» крылом по воде, и ЧП обеспечено.

Почему же Минобороны РФ сегодня возвращается к этой старой идее? Дело в том, что в нашей стране одновременно разрабатывается несколько интересных проектов, которые могут быть востребованы именно в условиях Севморпути, а также выполнять еще массу полезных задач.

«Орлан»


Это экраноплан, разрабатываемый для условий Арктики по заказу российских военных нижегородским ЦКБ им. Алексеева. Точные его тактико-технические характеристики неизвестны, но можно предположить, что отечественные конструкторы учитывали советский опыт. Вероятнее всего, «Орлан» будет значительно меньше и легче «Луня», благодаря возможности использования современных композитных материалов и прочего оборудования. Вместо шести ПКР «Москит» массой в 4500 килограмм каждая будут использоваться либо более легкие крылатые ракеты «Калибр», либо противокорабельные «Оникс». Из-за сниженной массы экраноплана можно будет установить меньшее количество двигателей, что приведет к экономии топлива и увеличении радиуса полета.

Таким образом, боевой экраноплан сможет безопасно вести патрулирование Северного морского пути, а также атаковать ракетами морские и наземные цели, по факту функционально подменяя собой морскую авиацию. Вероятно, данные необычные летательные аппараты возможно будет привлечь и к противолодочной борьбе. Помимо этого, «Орланы» смогут использоваться в поисково-спасательных операциях, свободно садясь и на сушу, и на ледяной покров, и на морскую поверхность.

Бе-2500


Это еще более интересный и перспективный российский проект уже не простого экраноплана, а экранолета. Разрабатывающий его Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева так описывает потенциал использования необычного гибридного судна:

Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

В отличие от «Орлана», Бе-2500 сможет отрываться от поверхности и взлетать на высоту в несколько километров, преодолевая любые препятствия и одновременно повышая свою топливную эффективность. При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза. Дальность полета этого аппарата оценивается в 16 тысяч километров, то есть, ему под силу будет одолеть всю протяженность Северного морского пути в беспосадочном режиме за одно патрулирование. По сути, это получится уже какая-то разновидность одновременно и Дальней, и морской авиации, идеально приспособленной к суровым арктическим условиям. При этом повышенная грузоподъемность позволит набить экранолет под завязку огромным количеством противокорабельных и крылатых ракет, а также средств борьбы с подводными лодками противника. Ну, а возможность использования Бе-2500 в качестве носителя для космических кораблей станет дополнительным приятным бонусом.

Остается только пожелать отечественным разработчикам терпения довести данные летательные аппараты до серии. Они точно не будут лишними.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AlexZN Офлайн AlexZN
    AlexZN (Александр) 5 апреля 2021 17:45
    -6
    Глупейший проект уже лет 30 подается как сверх прорыв. Никчемный монстр потому и похоронен, что изначально был никчемным.
  2. Петр Владимирович (Петр) 5 апреля 2021 18:04
    +2
    При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза

    Почти 17 вагонов. Нормально... fellow
  3. av58 Офлайн av58
    av58 (Андрей) 6 апреля 2021 01:48
    +2
    Экраноплан/экранолёт имеет высокую эффективность в части перевозки груза, летит на высоте, практически недосягаемой для радаров. Это почти идеальное средство доставки десанта на территорию США, включая тяжёлую боевую технику.
    1. rotkiv04 Офлайн rotkiv04
      rotkiv04 (Виктор) 6 апреля 2021 07:25
      +2
      К пиндocaм десант не нужен, туда только мбр
  4. gorenina91 Онлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 6 апреля 2021 06:56
    -6
    Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

    - Лично Я про эти экранолёты пишу уже года два...
    - Прекраснейшая "вещь" !!! - Просто незаменимая "вещь"!!! - Просто необходимая "вещь" !!!
    - А уж для России ... - с её бескрайними просторами... - огромными лесными , степными , тундровыми , болотистыми , озёрными , речными , морскими и тд... - гигантскими пространствами .... - эта "вещь" просто незаменима !!!
    - Конечно ... - в наше криминально-капиталистическое время ... - кто будет этим в России заниматься... -кому это сегодня нужно... - Тут российский Космос уже агонизирует и российская гражданская авиация вовсю загибается... - До экранопланов ли ... - Да уж...
    - А ведь на этих "экранах" можно всё что угодно "возить" ... - хоть трубы для газопроводов ; хоть контейнеры с СПГ ; хоть танки ; хоть подводные лодки (из Калининграда на Сахалин и во Владивосток... -Хахах) ... -хоть даже лес-кругляк перевозить ... - всё что угодно ...
    - Но , не повезло России с "сегодняшним временем"... - Что уж тут ...тут...тут поделаешь...
    1. Улисс Офлайн Улисс
      Улисс (Алексей) 6 апреля 2021 21:44
      0
      - Лично Я про эти экранолёты пишу уже года два...
      - Прекраснейшая "вещь" !!! - Просто незаменимая "вещь"!!! - Просто необходимая "вещь" !!!

      Бесполезная вещь.
      Разумею, почему именно вы так за неё топите.
  5. Иваныч2021 Офлайн Иваныч2021
    Иваныч2021 (Игорь) 6 апреля 2021 09:44
    +2
    Любят интернетовские знатоки тень на плетень находить, не фига не разбираясь в вопросе. В начале 80-х в Каспийск, где базировались экранопланы, перевели с Качи (Крым) группу офицеров на должности лётного и тех состава. Через пару лет они вернулись, проклинаю эту затею. Техника оказалась сырой, сложной в эксплуатации и, как подтвердило время-бесперспективной. Я 18 лет на Новой Земле отслужил. Большую часть на Ми-8Т. Так после вьюг замахаешся вертушку к полёта готовить, а уж сам полет-почти всегда на экстриме. А теперь представьте трудности с работой этого САРАЯ! Да просто представьте, что трехбальное волнение моря на Севере-это штиль. Как взлетать с такой поверхности? Глупость и пустобрехство, а не статья. Учите матчасть, автор.
    1. gorenina91 Онлайн gorenina91
      gorenina91 (Ирина) 6 апреля 2021 19:29
      -6
      Любят интернетовские знатоки тень на плетень находить, не фига не разбираясь в вопросе. В начале 80-х в Каспийск, где базировались экранопланы, перевели с Качи (Крым) группу офицеров на должности лётного и тех состава. Через пару лет они вернулись, проклинаю эту затею. Техника оказалась сырой, сложной в эксплуатации и, как подтвердило время-бесперспективной. Я 18 лет на Новой Земле отслужил. Большую часть на Ми-8Т. Так после вьюг замахаешся вертушку к полёта готовить, а уж сам полет-почти всегда на экстриме. А теперь представьте трудности с работой этого САРАЯ! Да просто представьте, что трехбальное волнение моря на Севере-это штиль. Как взлетать с такой поверхности? Глупость и пустобрехство, а не статья. Учите матчасть, автор.

      - Ах , вот оно что оказывается... - "техника оказалась сырой" ... - А что сегодня не оказалось "сырым" в России ???
      ??? - Отечественные БПЛА - оказались не "сырыми" ??? Или наши стратеги... - Ту-22 , Ту-160 оказались "сырыми" ??? - Или космолёт "Буран" - оказался не "сырым" ; страсти по которому сегодня вдруг возобновились и в России сегодня чешут репу и думают ... - как же его назад выкупить у казахов... - И танки Т-80 и Т-72 вдруг оказывается "не отсырели" аж за более , чем 40 лет...
      - А вот экранопланы оказывается ещё "не дозрели" ... - "сырыми" оказались... - Оказывается их можно только на Новой Земле использовать и ещё исключительно там , где дуют сильные ветра и бушуют штормы... - В малюсенькой России вообще нет место таким гигантским птицам... - слишком маленькая у России территория... ... А что по поводу Антарктиды ???
  6. Сергей Латышев (Серж) 6 апреля 2021 11:24
    +1
    Опять эта старая тема. Давно уже все, и РФ, и МО, и остальные отказалась от экранопланов, как неэффективных. Даже идиотские идеи сбрасывать ракеты с тыла "ЧАек" озвучивались только в СМИ.
    И вот опять.
    Ничего нет, но уже "гроза ВМС США".

    Очковтирательство и шапкозакидательство.
  7. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 6 апреля 2021 21:34
    -4
    станет грозой ВМС США в Арктике

    Станет, когда нибудь, но не при Путине!
  8. Улисс Офлайн Улисс
    Улисс (Алексей) 6 апреля 2021 21:59
    +1
    Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

    Г-н Маржецкий, вы что?
    Рекламировать вот это:

    Гидросамолёт плавно превращается в... экраноплан для.... "доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы". belay belay

    Всякое я от вас читал, но тут вы реально прошибли дно, достигнув ядра Земли. yes

    P.S.Ребят, не стоит так вестись на всякую галиматью . lol
    А то мы ещё при этом поколении долетим до Альфы-Центавры. wassat
    1. Salomon Офлайн Salomon
      Salomon (алексей саломон) 23 апреля 2021 04:53
      0
      Зря вы так о Маржецком! Он знает ВСЁ и во ВСЁМ разбирается!
  9. Денис Малыгин (Денис Малыгин) 7 апреля 2021 12:18
    +2
    Не станет Грозой. Технология хорошая, но настолько не устойчивая конструкция, что пременять её больше не будут.
  10. ctckfqrb Офлайн ctckfqrb
    ctckfqrb (Евгений королев) 18 апреля 2021 22:10
    0
    Не смешите мои помидоры.
  11. Комментарий был удален.
  12. zzdimk Офлайн zzdimk
    zzdimk 13 мая 2021 21:59
    0
    А как сюда с телефона фото кинуть? 6 дней назад был рядом с этим чудом. Состояние - ужасное. Не полетит он. И того, кто его поднимал в воздух, нет уже в живых. Пусть останется памятником. Рядом с Дербентом делают под него парк патриотический.