Unique Russian ekranolet will become a thunderstorm for the US Navy in the Arctic


The recent "Suez plug" has drawn increased attention to the Northern Sea Route. Despite the great potential of this waterway, its opening requires considerable time and huge investments in infrastructure. This route with a total length of 14 thousand kilometers, running in harsh Arctic conditions, also needs to be guarded and regularly patrolled, to be able to quickly carry out a search and rescue operation, so that sea carriers feel themselves under reliable protection from Russia. And our country has something to offer them.


Perhaps the best solution would be to create a series of ekranoplanes, a kind of hybrids of aircraft and ships, which took most of the advantages of both types of transport, but, unfortunately, some disadvantages. What are ekranoplans, and why will they be in their place on the Northern Sea Route?

An ekranoplan is a multi-mode vessel that, in its main operational mode, flies using the "ground effect" over a water or other surface, without constant contact with it, and is maintained in the air, mainly by the aerodynamic lifting force generated on the air wing (wings) , body or parts thereof due to interaction with air reflected from the underlying surface.

The Soviet ekranoplan "Lun" had a length of 74 meters with a wingspan of 44 meters, its speed was 500 km / h, and it was able to travel a distance of 2000 km. The maximum take-off weight was 380 tons. The ekranoplan can fly both over the sea and over flat land. From the plane, he took a high speed, and from the ship - a high carrying capacity. "Lun" was the first and, alas, the only one in a series of combat ekranoplanes ordered by the USSR Ministry of Defense. They were all supposed to be armed with Mosquito anti-ship missiles, 6 pieces on board. The high, in comparison with the ship, the speed of movement, multiplied by the low flight altitude (up to 5 meters above sea level), in theory, should have made "Lun" and its brothers "killers of aircraft carriers." Unfortunately, ekranoplanes had their own rather serious shortcomings. Perhaps the most serious of these include very low maneuverability, as well as the danger of flying at extremely low altitudes, which can lead to disasters. It is enough to "strike" the wing on the water, and the emergency is provided.

Why is the RF Ministry of Defense returning to this old idea today? The fact is that in our country several interesting projects are being developed at the same time, which may be in demand in the conditions of the Northern Sea Route, as well as perform a lot of other useful tasks.

"Orlan"


This is an ekranoplan, developed for the conditions of the Arctic by order of the Russian military by the Nizhny Novgorod Central Design Bureau. Alekseeva. Its exact tactical and technical characteristics are unknown, but it can be assumed that domestic designers took into account the Soviet experience. Most likely, "Orlan" will be much smaller and lighter than "Lunya", thanks to the possibility of using modern composite materials and other equipment. Instead of six Moskit anti-ship missiles weighing 4500 kilograms each, either the lighter Caliber cruise missiles or the Onyx anti-ship missiles will be used. Due to the reduced mass of the ekranoplan, it will be possible to install fewer engines, which will lead to fuel economy and an increase in the flight radius.

Thus, the combat ekranoplan will be able to safely patrol the Northern Sea Route, as well as attack sea and ground targets with missiles, in fact, functionally replacing naval aviation. Probably, these unusual aircraft can be attracted to anti-submarine warfare. In addition, the Eagles will be able to be used in search and rescue operations, freely landing on land, on the ice cover, and on the sea surface.

Be-2500


This is an even more interesting and promising Russian project of not a simple ekranoplan, but an ekranoplan. The Taganrog Aviation Scientifictechnical The Beriev complex describes the potential for using an unusual hybrid vessel as follows:

The concept of a super-heavy seaplane provides for flights both in the screen, over the ocean surface, and in high-altitude modes. The Be-2500 will become an ideal platform for delivering spacecraft to the upper atmosphere of the Earth's equatorial zone.

Unlike Orlan, the Be-2500 will be able to lift off the surface and take off to an altitude of several kilometers, overcoming any obstacles and at the same time increasing its fuel efficiency. With a take-off weight of 2500 tons, the ekranolit should lift up to 1000 tons of cargo into the air. The flight range of this device is estimated at 16 thousand kilometers, that is, it will be able to overcome the entire length of the Northern Sea Route in a non-stop mode in one patrol. In fact, this will be a kind of both long-range and naval aviation, ideally adapted to the harsh Arctic conditions. At the same time, the increased carrying capacity will make it possible to fill the ekranolit to the eyeballs with a huge number of anti-ship and cruise missiles, as well as means of fighting enemy submarines. Well, the possibility of using the Be-2500 as a carrier for spaceships will be an additional pleasant bonus.

It remains only to wish domestic developers patience to bring these aircraft to the series. They will definitely not be superfluous.
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Alexzn Online Alexzn
    Alexzn (Alexander) April 5 2021 17: 45
    -6
    The stupidest project has been presented as a super breakthrough for 30 years. A worthless monster is buried because it was originally worthless.
  2. Petr Vladimirovich (Peter) April 5 2021 18: 04
    +2
    With a take-off weight of 2500 tons, the ekranolit should lift up to 1000 tons of cargo into the air

    Almost 17 cars. Fine... fellow
  3. av58 Offline av58
    av58 (Andrei) April 6 2021 01: 48
    +2
    The ekranoplan / ekranolet has a high efficiency in terms of cargo transportation, flies at a height that is practically unattainable for radars. This is an almost ideal means of delivering troops to the United States, including heavy military equipment.
    1. rotkiv04 Offline rotkiv04
      rotkiv04 (Victor) April 6 2021 07: 25
      +2
      No landing is needed for the Pindos, there is only mbr
  4. gorenina91 Offline gorenina91
    gorenina91 (Irina) April 6 2021 06: 56
    -6
    Unique Russian ekranolet will become a thunderstorm for the US Navy in the Arctic

    - Personally, I've been writing about these ekranolots for two years already ...
    - The most beautiful "thing" !!! - Just an irreplaceable "thing" !!! - Just a necessary "thing" !!!
    - And for Russia ... - with its endless expanses ... - huge forest, steppe, tundra, swampy, lake, river, sea and so on ... - gigantic spaces .... - this "thing" is simply irreplaceable !!!
    - Of course ... - in our criminal-capitalist time ... - who will do this in Russia ... - who needs it today ... - Here the Russian Space is already in agony and Russian civil aviation is bent with might and main ... - Until Whether ekranoplanov ... - Yeah ...
    - But on these "screens" you can "carry" anything you want ... - even pipes for gas pipelines; even containers with LNG; even tanks; even submarines (from Kaliningrad to Sakhalin and to Vladivostok ... -Hahah) ... -However, even a round timber to transport ... - anything ...
    - But, Russia was not lucky with "today's time" ... - What is it ... here ... you can do it ...
    1. Ulysses Offline Ulysses
      Ulysses (Alexey) April 6 2021 21: 44
      0
      - Personally, I've been writing about these ekranolots for two years already ...
      - The most beautiful "thing" !!! - Just an irreplaceable "thing" !!! - Just a necessary "thing" !!!

      Useless thing.
      I understand why you are drowning for her like that.
  5. Ivanovich2021 Offline Ivanovich2021
    Ivanovich2021 (Igor) April 6 2021 09: 44
    +2
    Internet connoisseurs love to find a shadow on the fence without figuring out the issue. In the early 80s, a group of officers was transferred from Kachi (Crimea) to the positions of flight and technical personnel in Kaspiysk, where the ekranoplanes were based. After a couple of years they returned, I curse this venture. The technique turned out to be crude, difficult to operate and, as time confirmed, unpromising. I served 18 years on Novaya Zemlya. Most of the Mi-8T. So after the blizzards zamakhaeshsya turntable for the flight to prepare, and only the flight itself is almost always on the extreme. Now imagine the difficulties with the work of this BARN! Just imagine that the three-point roughness of the sea in the North is calm. How to take off from such a surface? Stupidity and idle talk, not an article. Learn materiel, author.
    1. gorenina91 Offline gorenina91
      gorenina91 (Irina) April 6 2021 19: 29
      -6
      Internet connoisseurs love to find a shadow on the fence without figuring out the issue. In the early 80s, a group of officers was transferred from Kachi (Crimea) to the positions of flight and technical personnel in Kaspiysk, where the ekranoplanes were based. After a couple of years they returned, I curse this venture. The technique turned out to be crude, difficult to operate and, as time confirmed, unpromising. I served 18 years on Novaya Zemlya. Most of the Mi-8T. So after the blizzards zamakhaeshsya turntable for the flight to prepare, and only the flight itself is almost always on the extreme. Now imagine the difficulties with the work of this BARN! Just imagine that the three-point roughness of the sea in the North is calm. How to take off from such a surface? Stupidity and idle talk, not an article. Learn materiel, author.

      - Ah, that's what it turns out to be ... - "The technique turned out to be raw" ... - And what was not "raw" in Russia today ???
      ??? - Domestic UAVs - were not "raw" ??? Or our strategists ... - Tu-22, Tu-160 turned out to be "raw" ??? - Or the spacecraft "Buran" - was not "raw"; passions for which today suddenly resumed and in Russia today they scratch their turnips and think ... - how can they buy it back from the Kazakhs ... - And the T-80 and T-72 tanks suddenly turned out to be "not damp" for more than 40 years old...
      - But the ekranoplanes are not yet "ripe" ... - They turned out to be "raw" ... - It turns out that they can only be used on Novaya Zemlya and only where strong winds blow and storms rage ... - In tiny Russia in general there is no place for such giant birds ... - Russia's territory is too small ... ... And what about Antarctica ???
  6. Sergey Latyshev (Serge) April 6 2021 11: 24
    +1
    Again this old topic. For a long time already everything, both the Russian Federation and the Ministry of Defense, and the rest abandoned ekranoplanes as ineffective. Even the idiotic ideas of dropping missiles from the rear of the Chaeks were voiced only in the media.
    And here again.
    Nothing, but already "the storm of the US Navy."

    Spectacle rubbing and hating.
  7. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker April 6 2021 21: 34
    -4
    will become a threat to the US Navy in the Arctic

    Will, someday, but not under Putin!
  8. Ulysses Offline Ulysses
    Ulysses (Alexey) April 6 2021 21: 59
    +1
    Super heavy concept seaplane provides for flights both in the screen, over the ocean surface, and in high-altitude modes. The Be-2500 will become an ideal platform for delivering spacecraft to the upper atmosphere of the Earth's equatorial zone.

    Mr. Marzhetsky, what are you?
    Advertise this:

    The seaplane smoothly turns into ... an ekranoplane for .... "delivery of spaceships to the upper atmosphere." belay belay

    I've read anything from you, but here you really broke through the bottom, reaching the core of the Earth. yes

    PS Guys, do not be so carried on with all sorts of nonsense. lol
    And then we will fly to Alpha Centauri even with this generation. wassat
  9. Denis Malygin Offline Denis Malygin
    Denis Malygin (Denis Malygin) April 7 2021 12: 18
    +2
    Will not become a Thunderstorm. The technology is good, but the design is so unstable that they will no longer be used.
  10. ctckfqrb Offline ctckfqrb
    ctckfqrb (Evgeny Korolev) April 18 2021 22: 10
    0
    Don't tell my tomatoes.

Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике


Недавняя «суэцкая пробка» привлекла повышенное внимание к Северному морскому пути. Несмотря на большой потенциал этой водной артерии, для его раскрытия требуется значительное время и огромные инвестиции в инфраструктуру. Данный маршрут общей длиной в 14 тысяч километров, пролегающий в суровых арктических условиях, также необходимо охранять и регулярно патрулировать, иметь возможность оперативно произвести поисково-спасательную операцию, чтобы морские перевозчики чувствовали себя под надежной защитой со стороны России. И у нашей страны есть что им предложить.


Возможно, оптимальным решением будет создание серии экранопланов, своеобразных гибридов воздушных и морских судов, которые взяли большую часть достоинств обоих видов транспорта, но и, к сожалению, некоторые недостатки. Что же такое экранопланы, и почему они будут на своем месте на Северном морском пути?

Экраноплан – это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях за счёт взаимодействия с воздухом, отраженным от подстилающей поверхности.

Советский экраноплан «Лунь» имел длину в 74 метра при размахе крыльев в 44 метра, его скорость составляла 500 км/ч, и он способен был перемещаться на расстояние в 2000 км. Максимальная взлетная масса составляла 380 тонн. Экраноплан может летать как над морем, так и над равнинной сушей. От самолета он взял большую скорость, а от корабля – высокую грузоподъемность. «Лунь» был первым и, увы, единственным в серии боевых экранопланов, заказанных Минобороны СССР. Они все должны были вооружаться противокорабельными ракетами «Москит» по 6 штук на борту. Высокая, по сравнению с кораблем, скорость передвижения, помноженная на низкую высоту полета (до 5 метров над уровнем моря), по идее должны были сделать «Лунь» и его собратьев «убийцами авианосцев». К сожалению, имели экранопланы и свои достаточно серьезные недостатки. Пожалуй, к самым серьезным из них можно отнести очень низкую маневренность, а также опасность полета на экстремально низких высотах, которые могут привести к катастрофам. Достаточно «чиркнуть» крылом по воде, и ЧП обеспечено.

Почему же Минобороны РФ сегодня возвращается к этой старой идее? Дело в том, что в нашей стране одновременно разрабатывается несколько интересных проектов, которые могут быть востребованы именно в условиях Севморпути, а также выполнять еще массу полезных задач.

«Орлан»


Это экраноплан, разрабатываемый для условий Арктики по заказу российских военных нижегородским ЦКБ им. Алексеева. Точные его тактико-технические характеристики неизвестны, но можно предположить, что отечественные конструкторы учитывали советский опыт. Вероятнее всего, «Орлан» будет значительно меньше и легче «Луня», благодаря возможности использования современных композитных материалов и прочего оборудования. Вместо шести ПКР «Москит» массой в 4500 килограмм каждая будут использоваться либо более легкие крылатые ракеты «Калибр», либо противокорабельные «Оникс». Из-за сниженной массы экраноплана можно будет установить меньшее количество двигателей, что приведет к экономии топлива и увеличении радиуса полета.

Таким образом, боевой экраноплан сможет безопасно вести патрулирование Северного морского пути, а также атаковать ракетами морские и наземные цели, по факту функционально подменяя собой морскую авиацию. Вероятно, данные необычные летательные аппараты возможно будет привлечь и к противолодочной борьбе. Помимо этого, «Орланы» смогут использоваться в поисково-спасательных операциях, свободно садясь и на сушу, и на ледяной покров, и на морскую поверхность.

Бе-2500


Это еще более интересный и перспективный российский проект уже не простого экраноплана, а экранолета. Разрабатывающий его Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева так описывает потенциал использования необычного гибридного судна:

Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

В отличие от «Орлана», Бе-2500 сможет отрываться от поверхности и взлетать на высоту в несколько километров, преодолевая любые препятствия и одновременно повышая свою топливную эффективность. При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза. Дальность полета этого аппарата оценивается в 16 тысяч километров, то есть, ему под силу будет одолеть всю протяженность Северного морского пути в беспосадочном режиме за одно патрулирование. По сути, это получится уже какая-то разновидность одновременно и Дальней, и морской авиации, идеально приспособленной к суровым арктическим условиям. При этом повышенная грузоподъемность позволит набить экранолет под завязку огромным количеством противокорабельных и крылатых ракет, а также средств борьбы с подводными лодками противника. Ну, а возможность использования Бе-2500 в качестве носителя для космических кораблей станет дополнительным приятным бонусом.

Остается только пожелать отечественным разработчикам терпения довести данные летательные аппараты до серии. Они точно не будут лишними.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AlexZN Офлайн AlexZN
    AlexZN (Александр) 5 апреля 2021 17:45
    -6
    Глупейший проект уже лет 30 подается как сверх прорыв. Никчемный монстр потому и похоронен, что изначально был никчемным.
  2. Петр Владимирович (Петр) 5 апреля 2021 18:04
    +2
    При взлетной массе в 2500 тонн, экранолет должен поднимать в воздух до 1000 тонн груза

    Почти 17 вагонов. Нормально... fellow
  3. av58 Офлайн av58
    av58 (Андрей) 6 апреля 2021 01:48
    +2
    Экраноплан/экранолёт имеет высокую эффективность в части перевозки груза, летит на высоте, практически недосягаемой для радаров. Это почти идеальное средство доставки десанта на территорию США, включая тяжёлую боевую технику.
    1. rotkiv04 Офлайн rotkiv04
      rotkiv04 (Виктор) 6 апреля 2021 07:25
      +2
      К пиндocaм десант не нужен, туда только мбр
  4. gorenina91 Онлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 6 апреля 2021 06:56
    -6
    Уникальный российский экранолет станет грозой ВМС США в Арктике

    - Лично Я про эти экранолёты пишу уже года два...
    - Прекраснейшая "вещь" !!! - Просто незаменимая "вещь"!!! - Просто необходимая "вещь" !!!
    - А уж для России ... - с её бескрайними просторами... - огромными лесными , степными , тундровыми , болотистыми , озёрными , речными , морскими и тд... - гигантскими пространствами .... - эта "вещь" просто незаменима !!!
    - Конечно ... - в наше криминально-капиталистическое время ... - кто будет этим в России заниматься... -кому это сегодня нужно... - Тут российский Космос уже агонизирует и российская гражданская авиация вовсю загибается... - До экранопланов ли ... - Да уж...
    - А ведь на этих "экранах" можно всё что угодно "возить" ... - хоть трубы для газопроводов ; хоть контейнеры с СПГ ; хоть танки ; хоть подводные лодки (из Калининграда на Сахалин и во Владивосток... -Хахах) ... -хоть даже лес-кругляк перевозить ... - всё что угодно ...
    - Но , не повезло России с "сегодняшним временем"... - Что уж тут ...тут...тут поделаешь...
    1. Улисс Офлайн Улисс
      Улисс (Алексей) 6 апреля 2021 21:44
      0
      - Лично Я про эти экранолёты пишу уже года два...
      - Прекраснейшая "вещь" !!! - Просто незаменимая "вещь"!!! - Просто необходимая "вещь" !!!

      Бесполезная вещь.
      Разумею, почему именно вы так за неё топите.
  5. Иваныч2021 Офлайн Иваныч2021
    Иваныч2021 (Игорь) 6 апреля 2021 09:44
    +2
    Любят интернетовские знатоки тень на плетень находить, не фига не разбираясь в вопросе. В начале 80-х в Каспийск, где базировались экранопланы, перевели с Качи (Крым) группу офицеров на должности лётного и тех состава. Через пару лет они вернулись, проклинаю эту затею. Техника оказалась сырой, сложной в эксплуатации и, как подтвердило время-бесперспективной. Я 18 лет на Новой Земле отслужил. Большую часть на Ми-8Т. Так после вьюг замахаешся вертушку к полёта готовить, а уж сам полет-почти всегда на экстриме. А теперь представьте трудности с работой этого САРАЯ! Да просто представьте, что трехбальное волнение моря на Севере-это штиль. Как взлетать с такой поверхности? Глупость и пустобрехство, а не статья. Учите матчасть, автор.
    1. gorenina91 Онлайн gorenina91
      gorenina91 (Ирина) 6 апреля 2021 19:29
      -6
      Любят интернетовские знатоки тень на плетень находить, не фига не разбираясь в вопросе. В начале 80-х в Каспийск, где базировались экранопланы, перевели с Качи (Крым) группу офицеров на должности лётного и тех состава. Через пару лет они вернулись, проклинаю эту затею. Техника оказалась сырой, сложной в эксплуатации и, как подтвердило время-бесперспективной. Я 18 лет на Новой Земле отслужил. Большую часть на Ми-8Т. Так после вьюг замахаешся вертушку к полёта готовить, а уж сам полет-почти всегда на экстриме. А теперь представьте трудности с работой этого САРАЯ! Да просто представьте, что трехбальное волнение моря на Севере-это штиль. Как взлетать с такой поверхности? Глупость и пустобрехство, а не статья. Учите матчасть, автор.

      - Ах , вот оно что оказывается... - "техника оказалась сырой" ... - А что сегодня не оказалось "сырым" в России ???
      ??? - Отечественные БПЛА - оказались не "сырыми" ??? Или наши стратеги... - Ту-22 , Ту-160 оказались "сырыми" ??? - Или космолёт "Буран" - оказался не "сырым" ; страсти по которому сегодня вдруг возобновились и в России сегодня чешут репу и думают ... - как же его назад выкупить у казахов... - И танки Т-80 и Т-72 вдруг оказывается "не отсырели" аж за более , чем 40 лет...
      - А вот экранопланы оказывается ещё "не дозрели" ... - "сырыми" оказались... - Оказывается их можно только на Новой Земле использовать и ещё исключительно там , где дуют сильные ветра и бушуют штормы... - В малюсенькой России вообще нет место таким гигантским птицам... - слишком маленькая у России территория... ... А что по поводу Антарктиды ???
  6. Сергей Латышев (Серж) 6 апреля 2021 11:24
    +1
    Опять эта старая тема. Давно уже все, и РФ, и МО, и остальные отказалась от экранопланов, как неэффективных. Даже идиотские идеи сбрасывать ракеты с тыла "ЧАек" озвучивались только в СМИ.
    И вот опять.
    Ничего нет, но уже "гроза ВМС США".

    Очковтирательство и шапкозакидательство.
  7. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 6 апреля 2021 21:34
    -4
    станет грозой ВМС США в Арктике

    Станет, когда нибудь, но не при Путине!
  8. Улисс Офлайн Улисс
    Улисс (Алексей) 6 апреля 2021 21:59
    +1
    Концепция сверхтяжёлого гидросамолёта предусматривает выполнение полётов как в экранном, над океанской поверхностью, так и высотном режимах. Бе-2500 станет идеальной платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли.

    Г-н Маржецкий, вы что?
    Рекламировать вот это:

    Гидросамолёт плавно превращается в... экраноплан для.... "доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы". belay belay

    Всякое я от вас читал, но тут вы реально прошибли дно, достигнув ядра Земли. yes

    P.S.Ребят, не стоит так вестись на всякую галиматью . lol
    А то мы ещё при этом поколении долетим до Альфы-Центавры. wassat
    1. Salomon Офлайн Salomon
      Salomon (алексей саломон) 23 апреля 2021 04:53
      0
      Зря вы так о Маржецком! Он знает ВСЁ и во ВСЁМ разбирается!
  9. Денис Малыгин (Денис Малыгин) 7 апреля 2021 12:18
    +2
    Не станет Грозой. Технология хорошая, но настолько не устойчивая конструкция, что пременять её больше не будут.
  10. ctckfqrb Офлайн ctckfqrb
    ctckfqrb (Евгений королев) 18 апреля 2021 22:10
    0
    Не смешите мои помидоры.
  11. Комментарий был удален.
  12. zzdimk Офлайн zzdimk
    zzdimk 13 мая 2021 21:59
    0
    А как сюда с телефона фото кинуть? 6 дней назад был рядом с этим чудом. Состояние - ужасное. Не полетит он. И того, кто его поднимал в воздух, нет уже в живых. Пусть останется памятником. Рядом с Дербентом делают под него парк патриотический.