Зачем России БАМ, и почему его достраивать будут военные


«Суэцкий инцидент» не только заставил многих иначе посмотреть на Северный морской путь, но и вдохнул новую жизнь в российские железные дороги, проходящие транзитом через большую часть Евразии. Кремль дал отмашку на ускоренное расширение пропускных возможностей Байкало-Амурской магистрали (БАМ), и для этого вместо РЖД будет задействовано Минобороны РФ. Какие же перспективы открываются перед нашей страной?


БАМ – это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, которую строили и комсомольцы, и уголовники, и военные. Данный советский инфраструктурный проект по праву считался самым масштабным, должным способствовать комплексному развитию страны, однако после распада СССР лица либеральных взглядов подвергли его жесткой критике, называя «дорогой в никуда». Так, один из идеологов рыночных преобразований Егор Гайдар говорил по поводу БАМа следующее:

Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?» Проект обошёлся примерно вчетверо дороже, чем предполагалось, и в полном объёме так и не был никогда завершён.

Что же пошло не так, и почему за достройку магистрали сегодня взялись российские военные? Попробуем заочно ответить Егору Тимуровичу, хотя дискуссии уже точно не получится.

Во-первых, надо отметить, что в руководстве СССР сидели люди не глупее Гайдара и прочих отечественных либералов. Железнодорожная магистраль, проходящая в глубине страны, нужна была, прежде всего, по военным причинам из-за опасности, исходившей со стороны Китая. В 1929 году китайские войска захватили КВЖД, и вернуть контроль над ней Красной армии удалось только военной силой. В Москве сделали правильные выводы, и в 1932 году вышло первое постановление о строительстве БАМа, но проект был отложен из-за начала Великой Отечественной войны и общего дефицита ресурсов. А в 1969 году вновь проявилась китайская угроза во время вооруженного конфликта на острове Даманский, и стало понятно, что есть реальный риск перекрытия Пекином Транссиба, что разрезало бы СССР надвое. Первые работы на БАМе, проходящим намного севернее, начались уже в 1971 году. Сегодня РФ вроде бы дружит с КНР, но историю забывать не стоит.

Во-вторых, предполагалось, что Байкало-Амурская магистраль даст стимул развитию труднодоступных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом речь не шла только о вывозе природных ресурсов на экспорт. По всей протяженности БАМа должны были быть построены от 9 до 11 мощных территориально-промышленных комплекса, которые дали бы высококвалифицированные рабочие места, вокруг появилась бы соответствующая инфраструктура.

Увы, но реально был построен только Южно-Якутский угольный комплекс. Жилье для работников БАМа строилось временное, оно сильно обветшало и местами просто разваливается. Из узловых поселков фиксируется постоянный отток населения. Не сработал и «фирменный рецепт» отечественных либералов: передать месторождения природных ресурсов в частные руки, чтобы все «залетало». «Страшно эффективные» олигархи Олег Дерипаска и Алишер Усманов после кризиса начала двухтысячных приостановили и по сей день не возобновили реализацию обещанных проектов. Оживление идет только на Эльгинском угольном месторождении, откуда сырье идет на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В-третьих, руководство СССР предполагало не только добывать полезные ископаемые, но и соединить единой железнодорожной сетью с континентальной частью страны остров Сахалин через туннель или надводную переправу. Был даже проект интеграции с железными дорогами США через Чукотку и Аляску. К сожалению, на идее строительства моста на Сахалин у нас недавно поставили крест, и потому стимулов сшить воедино общей транспортной сетью весь Северо-Восток просто нет.

Стало быть, не такой уж и бесполезный он, этот БАМ, просто требует к себе иного отношения. В наши дни потенциал этой «дороги в никуда» был по достоинству оценен перевозчиками. Его пропускная способность в 2020-м была практически вся выбрана из-за роста транзита товаров из Азии в Европу. У РЖД был план по расширению транспортных мощностей с 124,9 миллиона тонн до 180 миллионов тонн к 2024 году. Однако выяснилось, что по целому ряду причин гражданским строителям это сделать не по силам, и потому Москва вновь обратилась к военным. Минобороны РФ возьмет на себя строительство второй ветки БАМа, что следует из его официального пресс-релиза:

Выходят все десять бригад на строительство участка, который на сегодняшний день определен железнодорожным войскам от Улака до Февральска – 340 километров.

Военные строители уже прекрасно показали себя при прокладке обходной железнодорожной трассы в объезд Украины. Они помогали строить Крымский мост, а теперь занимаются решением проблемы водоснабжения полуострова. Предполагается, что при их участии вторая ветка магистрали будет сдана на год раньше, в 2023-м.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Петр Владимирович (Петр) 7 апреля 2021 17:47
    0
    Во время стройки БАМа была очень серьёзная проблема, Северомуйский туннель.
    Интересно, как её сейчас решают...
    1. rjpthju Офлайн rjpthju
      rjpthju (Лев Атясов) 7 апреля 2021 17:56
      +2
      Его давно запустили. Каждый тоннель со своими сюрпризами, здесь нет одинаковых решений. Везде геология разная.
      1. Петр Владимирович (Петр) 7 апреля 2021 18:04
        +1
        Это я знаю, когда трудился в МВТ, то вёл французскую фирму, которая туда оборудование проходческое поставляла.
        Интересно, как сейчас...
    2. updidi Офлайн updidi
      updidi (Александр Казаков) 8 апреля 2021 12:59
      +1
      Вот хорошее видео как его строили

  2. greenchelman Офлайн greenchelman
    greenchelman (Григорий Тарасенко) 7 апреля 2021 18:02
    -9
    Зачем России БАМ, и почему его достраивать будут военные

    - потому что уголь, а уголь это Шойгу...
    1. Астронавт Офлайн Астронавт
      Астронавт (Сан Саныч) 9 апреля 2021 00:29
      -1
      Интересно, вопрос к модераторам: возможно поставить фильтр от идиотских комментариев ?
      Лично я готов слышать критику в адрес России и ее руководства, но критику конструктивную, а не идиотский треп.
  3. rjpthju Офлайн rjpthju
    rjpthju (Лев Атясов) 7 апреля 2021 18:15
    -7
    А почему не достраивают тоннель с Сахалина. Там столько зеков погибло. У них шел зачет год за пять. Недавно узнал, что он стоит сухой.
    1. goncharov.62 Офлайн goncharov.62
      goncharov.62 (Андрей) 7 апреля 2021 20:58
      0
      Можно по-подробнее и фактологически?
      1. Shavkat Kuvatov Офлайн Shavkat Kuvatov
        Shavkat Kuvatov (Shavkat Kuvatov) 8 апреля 2021 11:41
        +2
        Плач вечно вчерашних потомков врагов народа.
      2. rjpthju Офлайн rjpthju
        rjpthju (Лев Атясов) 8 апреля 2021 13:52
        0
        Вот подробности и не знаю, только на уровне слухов. Где-то в инете прочитал, что он стоит сухой. И нигде не могу найти факты. У меня отец в то время отсиживал на Сахалине (не как враг народа, а по уголовке, а Shavkat Kuvatov лучше бы молчал). Он работал на выторфовке под шоссе (а пласты до 12 метров были). Пласты схлопываются и людей нет... У них зачет был 1 к 3. А те кто работал на тоннеле, зачет шел 1 к 5. Говорил много людей погибло под прорывами воды в тоннеле.
  4. kriten Офлайн kriten
    kriten (Владимир) 7 апреля 2021 18:21
    -11
    Когда кровососам поручают развитие, обваливается и то, что было до них. Но ВВП в народ не верит,для него кровососы миллиардеры - двигатель экономики, но зато круто растут инвестиции во всякие каймановы острова. Зачем это нужно Кремлю - непонятно.
    1. Петр Владимирович (Петр) 8 апреля 2021 14:20
      +1
      круто растут инвестиции во всякие каймановы острова

      Явно пропустил, детали можно?
  5. 123 Офлайн 123
    123 (123) 7 апреля 2021 18:40
    +3
    Это только присказка, сказка впереди.
    Значение дороги резко возрастает, тут уже не только экономика но и геополитика. Тайвань, Мянма, Донбасс, все сплетается в единый клубок. По моему мы стоим на пороге грандиозного шухера.
    В комментарии описывать долго и вряд ли кратко получится. Для лучшего понимания ситуации рекомендую к просмотру, оба на каналах идут серией по данной тематике.



    1. Просто Кот Офлайн Просто Кот
      Просто Кот (Баюн) 7 апреля 2021 19:04
      +1
      "крымский сценарий" вавилова сегодня уже обсудили.
      1. 123 Офлайн 123
        123 (123) 7 апреля 2021 19:22
        +1
        "крымский сценарий" вавилова сегодня уже обсудили.

        Я наверное пропустил laughing А где косточки перемывали?
        1. Просто Кот Офлайн Просто Кот
          Просто Кот (Баюн) 7 апреля 2021 19:30
          0
          раздел новости.
  6. Георгий Давыдов (Георгий Давыдов) 8 апреля 2021 15:09
    0
    То, что запад навязал нам гибридную войну, частью которой является и война информационная, вряд ли стоит напоминать. Вот только в этой войне надо хорошо понимать: на какой сторона ты находишься? В противном случае можешь оказаться в стане врагов собственной Родины. Поэтому, решил на примере следующей цитаты это показать: "БАМ – это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, которую строили и комсомольцы, и уголовники, и военные." Вроде бы ничего страшного. Но БАМ строил Советский Народ, а комсомольцы проявляли энтузиазм участвовать в делах Родины с максимальным результатом. При этом учились в трудовых коллективах солидарности и взаимопомощи, ибо участвовали представители всех республик. Так же и военные строители - получали необходимую практику работать в сложнейших условиях, что однозначно пригодится в тяжёлую годину. Это видим и на нынешних примерах участия военных строителей как в защите мирного труда народа, так и помощи ему своим действенным участием. При этом, как ни спомнить известное: у нас - у Родины, включающей и Народ, только два союзника - Армия и Флот. Вот это и надо показывать, как на благо народа, так и всем тем, кто ведёт против народа гибридную войну, включая и войну информационную.
  7. Маржецкий Онлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 9 апреля 2021 16:12
    0
    Цитата: Георгий Давыдов
    Поэтому, решил на примере следующей цитаты это показать: "БАМ – это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, которую строили и комсомольцы, и уголовники, и военные." Вроде бы ничего страшного. Но БАМ строил Советский Народ, а комсомольцы проявляли энтузиазм участвовать в делах Родины с максимальным результатом.

    уголовники тоже часть советского народа, если что. из песни слова не выкинешь.
    заметьте, никто тут про якобы миллионы невинно сгноенных зэков не написал.
    так что не надо ля-ля и учить других жизни с умным видом
  8. Ivancarafuto Офлайн Ivancarafuto
    Ivancarafuto (Ivan) 10 апреля 2021 13:47
    0
    Автор!!

    ...В 1971 году на Нерюнгринском месторождении была завершена добыча первого миллиона тонн угля. Годовая добыча в этом же году составила 286 тыс. тонн...

    - если Вы не знали.
  9. maidan.izrailovich Офлайн maidan.izrailovich
    maidan.izrailovich (Майдан Израилович) 14 апреля 2021 13:59
    0
    Решение вполне логичное. Для железнодорожных войск это колоссальная практика и опыт. Плюс строить военными это и дешевле и надёжнее. И с финансовой точки зрения безопаснее. Никто в офшоры деньги не выведет (украдёт).
  10. Транссиб, БАМ и Трансполярка - это три становые жилы, связывающие Россию в единое целое. Сюда также относится мост на Сахалин. Эти 4 (четыре) проекта нужно завершить ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! для собирания Россия в единое связное целое.
    Эти проекты надо завершить ЛЮБОЙ ценой.
    ПЫ СЫ
    а бабло легче всего у разных олигархов конфисковать вместе с яхтами океанскими!
  11. Кузнецов Офлайн Кузнецов
    Кузнецов (Кузнецов Александр) 22 апреля 2021 13:11
    0
    Военных привлекли потому, что гражданских не хватает.