Соединение Каспийского и Азовского морей сделает Россию владычицей транспортных путей
Совпадение «приключений» контейнеровоза Ever Given в Суэцком канале с подписанием между Ираном и Китаем соглашения о стратегическом партнерстве неизбежно приведет к повышению интереса к инициативе «Пояса и пути» (ИПП), а также ко всем взаимосвязанным коридорам евразийской интеграции, пишет гонконгское интернет-издание Asia Times.
Через Евразию проходит много сухопутных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Символом ИПП является железнодорожная магистраль Чунцин (КНР) – Дуйсбург (ФРГ). Протяженность пути из Китая в Евросоюз составляет 11179 км, частично проходя по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссибу) в России. Через некоторое время на этом направлении должна начать функционировать высокоскоростная железная дорога.
Сухопутные коридоры постепенно увеличивают свой грузопоток, и их конкуренция с морскими маршрутами транспортировки возрастает. Некоторые торговые пути ИПП напрямую связаны с углеводородным сырьем. Они являются альтернативными маршрутами, которые не могут контролировать США.
Например, в обозримом будущем нефть и газ из Ирана начнут поступать в Синцзян (Китай) через трубопроводную систему, которую построят через Каспийское море и Казахстан. Кроме того, Тегеран очень нужен для создания транспортного коридора от Персидского и Оманского заливов до Черного моря и далее через Дунай в ЕС. Поэтому США регулярно усиливают напряженность вокруг Ирана и устраивают «цветные революции» на постсоветском пространстве, ведь Вашингтон крайне не заинтересован в прекращении своей гегемонии.
Главной проблемой остается строительство канала от Каспия к Персидскому заливу через иранскую территорию. На это нужно не менее $7 млрд. Ещё одним насущным вопросом является переход к контейнерным перевозкам на Каспии. В ШОС считают, что это увеличит торговлю России с Индией через Иран и станет дополнительным маршрутом для торговли Китая с Европой. В Пекине его уже назвали китайско-иранским экономическим коридором (КИЭК).
В конце 2020 года Афганистан, Пакистан и Узбекистан договорились о строительстве железной дороги, что станет важнейшим шагом на пути к расширению Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), в чём реально заинтересована Москва.
Ещё одним важным проектом является Международный транспортный коридор (МТК) Север-Юг. Иран, Россия и Индия с 2002 года обсуждают сложности строительства этого морского/железнодорожного/автомобильного торгового пути, протяжённостью 7200 км. МТК начинается в Мумбаи (Индия) и проходит через Индийский океан до Ирана. Затем через Каспий идет по территории РФ до Москвы. В проекте выразили заинтересованность также Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Оман и Сирия. МТК сокращает время доставки грузов из западной Индии в Европейскую часть России с 40 до 20 дней, при этом снижая расходы на 60%.
Из Ирана уже заявили, что следующим шагом станет соглашение о стратегическом сотрудничестве с Россией. При этом Индия хочет заключить договор о свободной торговле с ЕАЭС.
В свою очередь, Россия рассматривает возможность строительства канала между Каспийским и Азовским морями. На Каспии уже ведется строительство морского порта Лагань (Калмыкия) для перевалки 12,5 млн. тонн грузов в год. Инициаторами мегапроекта по строительству судоходного канала «Евразия» (Калмыкия-Ставрополье-Ростовское Приазовье), длиной 780 км, являются Китай и Казахстан. Порт Лагань станет хабом, соединяющим несколько коридоров ИПП Китая, российский Транссиб, страны Средней Азии, Иран, Турцию и Европу. В Иране порт Амирабад на побережье Каспия, будет соединен с портом Чабахар (Оманский пролив), через который будет осуществляться связь с Индией. Поэтому Китай, Индия и Иран хотят инвестировать в Лагань.
Когда Каспийское море будет соединено с международными водами, появится торговый путь альтернативный Суэцкому каналу. Новая архитектура XXI века уже обретает зримые очертания. Китай создаёт множество торговых путей для непрерывного экономического развития. При этом Россия дает безопасность и является надёжным поставщиком энергоресурсов. Под контролем Москвы уже имеются Транссиб, Севморпуть и другие торговые пути. В перспективе к ним добавится канал из Каспия в Азовское море, это сделает Россию владычицей транспортных маршрутов и поможет реализовать концепцию Большой Евразии, подытожило СМИ из Гонконга.
Информация