Канал «Евразия»: России нужно соединить Каспий с Азовским морем


Сегодня одной из самых серьезных опасностей для России является активная экспансия Турции на ее южных рубежах. «Султан» Реджэп Первый очевидно намерен в рамках пантюркистского проекта собрать вокруг себя все бывшие советские республики в Средней Азии и взять под свой контроль транзитные потоки из Китая в Европу, идущие через «Средний коридор». Угроза для нашей страны, сокрытая в данной инициативе, реальна и велика, поэтому необходимо представить альтернативный инфраструктурный проект, который прочно привязал бы среднеазиатские республики не к Анкаре, а к Москве. И такой вариант у нас имеется.


Ключевая точка в неоосманских амбициях Турции – это Каспий, через который должны пойти транзитные грузопотоки, а по его дну пролягут трубопроводы. Главной целью участия Анкары в конфликте в Нагорном Карабахе на стороне Азербайджана было получение сухопутного транспортного коридора через армянскую территорию к своему ближайшему союзнику и выход на Каспийский берег. Но как раз здесь Москва в состоянии поставить ей подножку. В изменившихся геополитических условиях новую жизнь может получить проект судоходного канала «Евразия», который должен соединить Каспийское море и Азовско-Черноморский бассейн.

На самом деле, эти две акватории уже соединены Волго-Донским каналом, но его пропускная способность крайне мала. Из-за небольших глубин проходящие по нему суда существенно ограничены по водоизмещению, а то и вовсе вынуждены идти загруженными лишь наполовину. Максимально разрешенная грузоподъемность на нем составляет 7 тысяч тонн. В 2007 году поднимался вопрос о строительстве второй его ветки, что увеличило бы совокупную пропускную способность с 16,5 до 30 миллионов тонн в год, но дальше разговоров дело не пошло. Что же предлагается сделать в качестве альтернативы?

Идея соединить каналом воды Каспийского и Азовского морей возникла еще в 30-е годы прошлого столетия, и даже начались работы, но остановила их Великая Отечественная война. Вновь вернулись к ней в 2007 году, а два года спустя было выделено финансирование на изыскательские работы. Китайские специалисты со своей стороны считают строительство канала «Евразия» проектом средней сложности. Причем тут они, мы подробнее скажем чуть позже. В конце нулевых годов судоходный канал между Каспием и Азовом считался региональным «междусобойчиком» вокруг добычи и экспорта углеводородов, в котором больше всего были заинтересованы Казахстан и Туркменистан. Он им требовался для удобного выхода на внешние рынки, а также России, которая смогла бы зарабатывать на транзите через свою территорию. Но все уперлось в деньги: подсчитано было, что строительство обошлось бы в сумму порядка полутриллиона рублей. Желающих столько вложиться как-то не находилось. Однако теперь многое изменилось.

Во-первых, Китай заключил стратегическое партнерство с Ираном сроком на 25 лет. В обмен на поставки нефти с дисконтом Пекин предоставит Тегерану инвестиции на сумму в 400 миллиардов долларов. Данное сотрудничество будет носить всеобъемлющий и долгосрочный характер.

Во-вторых, «суэцкий инцидент» наглядно продемонстрировал необходимость иметь некие альтернативы этому популярному водному маршруту. По сути дела, экономический союз Пекина и Тегерана дает жизнь китайско-иранскому транспортному коридору, в котором найдется место и России. При этом речь идет уже не только о поставках углеводородов, но и о контейнерных перевозках. Напомним, что Иран недавно публично выразил готовность присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.

И тут мы снова возвращаемся на Каспийское море, которое является точкой пересечения и «Среднего коридора», что активно пытается оседлать Турция, и международного транспортного коридора «Север-Юг», идущего от Индийского океана через Иран и Россию в страны Северной Европы. На каспийском побережье у нас строится порт Лагань, мощность которого по перевалке зерна и контейнеров должна составлять 12,5 миллиона тонн в год. Большой интерес к возможностям по его расширению уже проявили китайские и иранские инвесторы. Данный порт должен стать ключевым звеном в реализации проекта «Евразия», который в перспективе сможет отобрать часть грузопотоков у Суэцкого канала. Подсчитано, что к 2030 году их объем должен составить 20-25 миллионов тонн, а к 2050 году – от 34 до 44 миллионов тонн. За счет чего же будет достигаться такой прирост?

Дело в том, что по новому каналу смогут ходить суда гораздо большего водоизмещения, чем по Волго-Донскому, повышая рентабельность перевозок. Предполагается, что это будут суда с грузоподъемностью от 10 до 28,5 тысячи тонн, а также специально спроектированные для «Евразии» суда, достигающие грузоподъемности в 50 тысяч тонн. Большим преимуществом нового канала станет то, что навигация по нему составит 10-11 месяцев в году против 7-9 на речном Волго-Донском.

Обобщая сказанное, мы приходим к выводу, что новый судоходный канал между Каспийским и Азовским морями способен дать большой положительный геополитический эффект в макрорегионе. Китай получит дополнительное окно в Европу в обход Турции, которая является союзницей США по НАТО, о чем в Пекине предпочитают не забывать, а также углубит интеграцию с Ираном. Дополнительные транзитные потоки пойдут через территорию России, пополняя ее федеральный бюджет. Появится базис для реального присоединения Исламской Республики к Евразийскому союзу. Что еще важнее, Москва сможет экономически плотнее привязать к себе соседний Казахстан и другие среднеазиатские республики, снизив эффект пантюркистского влияния Анкары. Все-таки, политику определяет экономика.

Да, строительство подобного инфраструктурного проекта потребует огромных инвестиций и займет значительное время. Также имеются определенные экологические риски. Однако потенциал «Евразии» столь велик, что данный судоходный канал целесообразно строить в рамках международного консорциума, в котором должны поучаствовать все заинтересованные стороны.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. пищак Офлайн пищак
    пищак 9 апреля 2021 13:08
    +6
    Перспективы судоходного канала "Евразия", в случае его реализации, заманчивы! good
    И, действительно, в таком канале возможно будет применять, специально для него спроектированные, суда повышенной грузоподьёмности.

    А "зазвездившийся" неоосманский "султан"-то такое...

    хочешь насмешить Бога-расскажи ему о своих планах!

    Как писал наш русский классик литературы( цитирую по памяти, саму суть): "...человек смертен,...неожиданно смертен!", а за этим турком уже столько "делов", столько "делов" тянется-мама не горюй...закон кармы ещё никто не отменял! winked
    ИМХО
  2. Сергей Ков Офлайн Сергей Ков
    Сергей Ков (Сергей Ков) 9 апреля 2021 15:10
    +1
    на вашей карте темненькая полоса вдоль кавказа там и проходило соединение не так давно
    1. Кристаллович (Руслан) 9 апреля 2021 15:13
      -1
      чего-чего?? laughing
  3. Сергей Латышев (Серж) 9 апреля 2021 18:44
    -1
    Посмотрел на карте, где это все.
    Турция... Которой здесь без конца пугают..И Каспий....

    Вобщем, дураков надеюсь нет 15 мильярдов баксов в трубу выбрасывать...
  4. greenchelman Офлайн greenchelman
    greenchelman (Григорий Тарасенко) 9 апреля 2021 19:19
    +1
    Не вижу никакого смысла копать новый канал, нужно расширять Волгодонский...
  5. Владест Офлайн Владест
    Владест (Владимир) 9 апреля 2021 23:07
    -11
    Этого "НУЖНО" столько копится. Осталось только сделать. Один Путин за 20 лет столько наобещал.. А что сделал ?
    1. kapitan92 Офлайн kapitan92
      kapitan92 (Вячеслав) 10 апреля 2021 00:58
      +7
      Цитата: Владест
      Этого "НУЖНО" столько копится. Осталось только сделать. Один Путин за 20 лет столько наобещал.. А что сделал ?

      Батюшки! Опять этот представитель "прибалтийских мосек" вякает. laughing
      То, что сделал Путин мы знаем, где он "обхезался" на поприще внутренних российских реформ - мы тоже знаем!
      Вот , Вы то что, со "свиным рылом да в калашный ряд"!? (пог) laughing
      1. Владест Офлайн Владест
        Владест (Владимир) 10 апреля 2021 15:41
        -3
        Цитата: kapitan92
        Батюшки! Опять этот представитель "прибалтийских мосек"

        Прежде чем обращаться над представляться . Вы то чей представитель ? Дипломат нашелся.
        Гоп говорят когда перепрыгнут. Такое выражение знакомо ? Или ты не русский ?
        1. kapitan92 Офлайн kapitan92
          kapitan92 (Вячеслав) 10 апреля 2021 19:53
          +1
          Цитата: Владест
          Гоп говорят когда перепрыгнут. Такое выражение знакомо ? Или ты не русский ?

          laughing
          "Не говори гоп пока не перепрыгнешь." Именно так звучит это выражение!
          Вынужден напомнить представителю европейской интеллигенции, что на брудершафт мы не пили.
          Держите себя в руках, товариСч! hi
          1. Владест Офлайн Владест
            Владест (Владимир) 11 апреля 2021 13:49
            -2
            Так вот и вернемся в начало Сперва перепрыгни , а потом гоп. Завтраками от вас сыты по ГОРЛО.
            1. kapitan92 Офлайн kapitan92
              kapitan92 (Вячеслав) 11 апреля 2021 14:02
              +2
              Цитата: Владест
              Так вот и вернемся в начало Сперва перепрыгни , а потом гоп


              Попрыгунчики! laughing

              Цитата: Владест
              Завтраками от вас сыты по ГОРЛО.

              А в дороге в светлое европейское будущее с кружевными трусиками, вас никто кормить не обещал. laughing
    2. Анатолий Некрасов (Анатолий Некрасов) 10 апреля 2021 18:54
      +4
      В.В.Путин очень много сделал, и ещё больше сделает для России. Только не надо ему мешать.За всё время после И.В.Сталина, это самый грамотный и адекватный руководитель страны. В.В.Путин - патриот РОССИИ !
  6. Безразличный 10 апреля 2021 01:13
    +4
    Интересно, а автор знает, что уже есть такой канал и прорыт был еще во времена Сталина. Называется Волгодонский! Любой корабль может спокойно перейти из одного моря в другое. Я еще совсем молодым человеком был, когда яхту шаханшаха Ирана Махамеда Реза Пехлеви с Каспийского моря через Азовское, Черное и Средиземное перегнали в Италию на ремонт, а потом обратно. Или наши "географы" и "историки" от ЕГЭ, на разобравшись в теме хотят пролоббировать проект, чтобы очередное бабло попилить? Боюсь, что Путин географию знает и пилить бабло не придется. В любом случае углубить и расширить, как говаривал Горбачев, уже имеющийся канал дешевле в разы, чем строить совсем новый.
  7. Gadlei Офлайн Gadlei
    Gadlei 10 апреля 2021 04:25
    -1
    на юге не хватает пресной воды и канал уменьшит еще запасы пресной воды.
  8. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 10 апреля 2021 09:42
    +3
    Цитата: Безразличный
    Интересно, а автор знает, что уже есть такой канал и прорыт был еще во времена Сталина. Называется Волгодонской! Любой корабль может спокойно перейти из одного моря в другое.

    А вы статью-то прочитали, прежде чем комментировать?
    Персонально для вас продублирую:

    На самом деле, эти две акватории уже соединены Волго-Донским каналом, но его пропускная способность крайне мала. Из-за небольших глубин проходящие по нему суда существенно ограничены по водоизмещению, а то и вовсе вынуждены идти загруженными лишь наполовину. Максимально разрешенная грузоподъемность на нем составляет 7 тысяч тонн.

    Это ответ на ваш коммент относительно "любого корабля". Ни фига не любой.

    Боюсь, что Путин географию знает и пилить бабло не придется

    laughing good
    Кто пилить-то будет? Кто у нас короли госзаказа и главные подрядчики всех мега-проектов?
    1. yuratanja1950 Офлайн yuratanja1950
      yuratanja1950 (Юрий) 16 апреля 2021 16:57
      0
      Цитата: Маржецкий
      Это ответ на ваш коммент относительно "любого корабля". Ни фига не любой.

      Как-то прошли мимо проблемы мелководья Азовского моря... А это ведь тоже в связке с проектом идет...
      Честно говоря, судя по прочитанной статье, пряников-печенюшек больше отхватят Китай-Казахстан-Туркмения-Иран, чем Россия...
      Вот и встает вопрос о долевом финансировании: кто и сколько ?
      А если говорить о какой-то военно-морской безопасности России, то особо и гонять-то нечего с КФ на ЧФ и обратно... hi
  9. igor.igorev Офлайн igor.igorev
    igor.igorev (Игорь) 10 апреля 2021 10:02
    -5
    Наша либерда лелеет этот проект. Ведь таким образом корабли НАТО могут спокойно заходить в Каспийское море. Даже Назарбаев под нажимом США пытался протолкнуть подобный проект, правда там из Чёрного моря в Каспийское нужно было канал рыть. Но смысл один, чтобы корабли НАТО были в Каспийском море.
  10. Hayer31 Офлайн Hayer31
    Hayer31 (Кащей ) 10 апреля 2021 11:44
    -6
    Идея хорошая, можно и канал волгадон как то использовать, но за 20 лет об этом молчат, почему?? Или немые или не выгодно, или не додумались. Пока В.В. у руля ничего не изменится.
  11. Смирнов Сергей (Смирнов Сергей) 10 апреля 2021 16:44
    +1
    Лично мне кажется, что такой канал не нужен. Какие и как вы думаете товары пойдут из китая в иран? В тупик? Нам выгодно, чтобы севморпутем ходили или по транссибу ездили, а не через иран. Пророешь канал и спустишь в каспий все азовское море.
    1. olpin51 Офлайн olpin51
      olpin51 (Олег Пинегин) 10 апреля 2021 19:34
      +1
      Цитата: igor.igorev
      Ведь таким образом корабли НАТО могут спокойно заходить в Каспийское море.

      Вот те на? А кто их пустит то?
      1. igor.igorev Офлайн igor.igorev
        igor.igorev (Игорь) 19 апреля 2021 22:50
        0
        Пока никто. А как будут развиваться события дальше никто не знает.
  12. Юрий Брянский (Юрий Брянский ) 10 апреля 2021 18:01
    0
    Хорошая аналитическая статья. Надо думать, анализировать и реализовать оптимальный вариант.
  13. Mark Офлайн Mark
    Mark (Mark) 10 апреля 2021 18:25
    0
    Зимой на волге навигация закрывается и практически только жд способна перевозить круглогодично. А вот прямой канал возможно будет как то к стати. Лишбы не перехватил инициативу . Неостались бы буз работы на волго-доне bully
  14. olpin51 Офлайн olpin51
    olpin51 (Олег Пинегин) 10 апреля 2021 19:32
    +1
    Цитата: Владест
    Один Путин за 20 лет столько наобещал.. А что сделал ?

    Есть такой сайт РУКСПЕРТ, так голова опухнет читать, что сделано за все время. По всем темам. Но это только для патриотов. Прочим не стоит волноваться.
  15. Комментарий был удален.
  16. olpin51 Офлайн olpin51
    olpin51 (Олег Пинегин) 10 апреля 2021 19:38
    +1
    Цитата: Смирнов Сергей
    Пророешь канал и спустишь в каспий все азовское море.

    Нда, наверное действительно глупцы обдумывали этот проект?
  17. 123 Офлайн 123
    123 (123) 10 апреля 2021 23:19
    +2
    Сомнительная затея. Если лаптями по карте мерять, то все просто и замечательно. На деле наверное все сложнее.
    1) Уровень Каспийского моря на 27-28 м ниже балтийского стандарта (уровня океана). Получаем гигантский переток воды с Азовского моря на Каспий, сколько уйдет под воду просто жуть, в том числе и те самые строящиеся порты. Соленость воды на Каспии колеблется, в среднем 11-14%, на Черном 17%, в Средиземном до 39%. Если все это придет в движение, последствия для экосистемы предсказать сложно.
    2) Не знаю кто продвигал проект в 2007 году, подозреваю Илюмжинов. Дело в том, что судя по рисунку на карте, маршрут проложен так, что бы максимально использовать территорию Калмыкии и там бурного сельского хозяйства не наблюдается, только ближе к Ростовской области, а там начинается самое интересное. В районе Маныча Пролетарское водохранилище и далее все идет по полям. Если там будет соленая вода, соответственно засоление почвы, ущерб для сельского хозяйства и экосистемы в целом предсказать не берусь. Тем более мелиорация там развита, без полива можно вырастить только верблюжью колючку.
    3) Это значит нужна система шлюзов и скорее всего в канале должна быть пресная вода. Полюс еще нужны дноуглубительные работы в мелководном Таганрогском заливе, там не более 4,9 м.

    В общем без новых подробностей проекта, я против no Давайте лучше пока через Иран канал строить, от Каспия до Оманского залива. Тут и китайские товарищи с инвестициям и консорциумы с консенсусами. Любой каприз laughing Посмотрим что из этого выходит, там поэкспериментируем, а потом посмотрим и решим. А пока будем заниматься реконструкцией Волго-Донского канала. На первое время хватит.
  18. Алексей Пермяков (Алексей Пермяков) 13 апреля 2021 17:13
    0
    ....и весь этот грузопоток упрется в узость черноморских проливов - или в порты не чрезмерно дружественных Болгарии, Румынии и Украины
    1. Петр Владимирович (Петр) 13 апреля 2021 17:50
      0
      В 90-х получал иранские товары траками на плече Тегеран-Астара-Баку-Дербент-Москва. Закрыли наши транзит в связи с известными событиями, турки с подачи Ирана организовали паромы Самсунг-Новороссийск. Пошло, поехало, а потом они смекнули, а зачем наши траки в Москву через Стамбул и четыре страны ездят?
      Стали на паромы в первую очередь своих ставить... laughing
  19. repcom Офлайн repcom
    repcom (Евгений) 13 апреля 2021 18:06
    0
    Все это нереально осуществить в данных условиях. Впрочем и смысла нет. Нет такого мощного потока грузов по Волго-Каспийскому каналу. Даже существующая пропускная способность не востребована. Кроме своего зерна, немного нефтепродуктов и удобрений из Туркмении. Периодически еще слышится чушь про "круизы по Каспию", но кому они нужны. Пригоняли лайнер, "Мария Ермолова". Так и порезали бедную на металлолом.
  20. Павел Тимохин (Павел Тимохин) 2 мая 2021 11:24
    -1
    да вы вообще охренели... уровень в Каспийском море на 28 метров ниже мирового океана! чё вы там соединять собрались? да вам голову оторвут все вместе взятые евразийцы.
  21. Комментарий был удален.
  22. Владимир_10 Офлайн Владимир_10
    Владимир_10 (Владимир Кравченко) 21 мая 2021 12:42
    0
    Азовское море мелководное.
    Если и копать, то сразу в Черное море, севернее Новороссийска, где гор нет.
    Расстояние примерно тоже.
  23. Пан философ Офлайн Пан философ
    Пан философ (Пан философ) 25 мая 2021 08:38
    0
    России нужно соединить Каспий с Азовским морем

    Да, неплохо - Алгемба нашего времени. Но уже не тот масштаб, друзья мои, - не тот... Вот, если бы прорыть канал от Цимлянского водохранилища - через Кавказский хребет - в Армянское озеро Севан, - тут даже брежневский БАМ нервно курил бы в сторонке.