Босфор мелеет: Зачем Турции нужен новый канал в Черное море

12

Вот уже несколько дней как сеть будоражат новости о новом скандале, разразившемся в Анкаре: 103 отставных адмирала подписали коллективное письмо с выражением беспокойства, вызванном дискуссиями в турецком обществе, посвященным выходу из Конвенции Монтрё.

Сам по себе данный политический инцидент, пожалуй, вряд ли можно назвать примечательным – крайне экспрессивные идеи и действия президента Республики Реджепа Тайипа Эрдогана довольно часто получают негативную реакцию и встречают непонимание со стороны тех или иных кругов общества. Интересна здесь именно сама первопричина происшествия – те самые споры касательно выхода из Конвенции Монтрё…



В политике не бывает событий, которые происходили бы спонтанно, рождаясь из ничего – она имеет четкие взаимосвязи, которые порой и не видны неискушенному обывателю. Но что же породило в турецких властных кругах потребность избавиться от соглашения, которое столь долго служило весомым рычагом влияния и средством защиты Республики?

Стамбульский канал


Начать стоило бы с того, что данный инфраструктурный проект – идея отнюдь не новая, и она чрезвычайно давно поселилась в замыслах Реджепа Эрдогана – аж в далеком 2011 году, в его бытность тогда еще премьер-министром. С переменным успехом ее декларировали и в последующие годы – так, например, в 2018-ом ряд новостных источников объявлял о начале строительства канала, – однако, к его реальной реализации Турецкая Республика подошла только сейчас.

В Российской Федерации данный проект обделен вниманием, а также овеян непониманием, слухами и домыслами. К сожалению, проект канала связывают в основном исключительно с военной угрозой, абсолютно закрывая глаза на то, что ее можно назвать вторичной – реалии современных межгосударственных противостояний изменились, и ныне их нельзя рассматривать лишь под призмой танковых армий и эскадр ракетных кораблей: инфраструктура и экономика ныне играют едва ли не большее значение, нежели непосредственная военная мощь. Несмотря на нарочито агрессивную политику, руководство Турецкой Республики отнюдь не страдает слепотой или же клиповым мышлением – Анкара прикладывает огромные усилия для развития своих финансовых и логистических возможностей, одной из которых станет Стамбульский канал…

В самом деле, данный проект возник отнюдь не на пустом месте: реальность такова, что Босфор… мелеет. Еще в далеком 1994 году Турция из-за данного обстоятельства была вынуждена ввести ряд ограничений и дополнительных правил прохода торговых кораблей по проливу – и с каждым новым десятилетием положение лишь ухудшается. Это, безусловно, грозит чрезвычайно неприятными последствиями для всех черноморских грузоперевозок и экономики самой Анкары. Текущие осложнения довольно серьезным образом сказываются на судоходстве в Босфоре, и турки намерены решительно исправить данную ситуацию.

Вопрос, правда, состоит в другом – чем, собственно, данное решение обернется для остальных?

Еще на предвыборной программе 2011 года Реджеп Эрдоган сделал вполне однозначное и интересное, но, увы, никем не замеченное заявление – по завершению строительства Стамбульского канала судоходство в Босфоре будет полностью остановлено. Тогда на эти слова никто не обратил должного внимания: кандидаты в президенты часто дают обещания, которые не планируют выполнять, да и в то время Анкара не проявляла никаких серьезных внешнеполитических амбиций, которые могли бы свидетельствовать о том, что проект такого масштаба вообще получит хоть какое-то продвижение. Но сейчас, десять лет спустя, ситуация приобретает довольно безрадостный оборот…

Начать, пожалуй, стоило бы с того, что канал не попадает под действие Конвенции Монтрё, согласно которой Босфор и Дарданеллы являются международной зоной свободного гражданского судоходства – Турция не имеет права запрещать передвижение по ним тех или иных кораблей. Стамбульский канал, напротив, станет объектом государственного имущества с соответствующей юрисдикцией и всеми вытекающими из того последствиями – Республика будет полностью контролировать любые передвижения из Черного в Мраморное море и обратно.

Соответственно, данный путь станет в разы более действенным рычагом влияния, нежели Босфор – Турция будет в полном праве останавливать движение кораблей стран, имеющих политические разногласия с Анкарой.

Другим существенным – и, безусловно, полезным для Турции – фактором станет платный проход по Стамбульскому каналу. В данный момент судоходство в Босфоре облагается лишь небольшими пошлинами (согласно условиям все той же Конвенции Монтрё), но к концу десятилетия это изменится: таким образом, Анкара не только окупит сам инфраструктурный проект, но и получит возможность иметь долгосрочный источник пассивного притока финансов в государственную казну. Учитывая, что в текущий момент времени Босфор работает на грани своей проходимости (а это отнюдь не предел потребностей морских перевозок в регионе), то канал будет востребован, даже будучи платным…

Особый интерес здесь представляет и Украина – так, согласно «Стратегии ВМС-2035», оставшиеся под контролем Киева порты должны быть модернизированы и обеспечены загрузкой. Если присовокупить к данному факту активную турецкую экономическую экспансию на постсоветском пространстве и то, что в «Стратегии» Турция называется одним из ключевых союзников Киева в регионе, то вывод получается довольно неутешительный – Украина может стать не только лишь рынком сбыта, но и логистическим хабом Анкары в Восточной Европе.

Конечно же, никак нельзя отбрасывать и экономическую целесообразность развития транспортной инфраструктуры такого масштаба – по подсчетам, строительство одного лишь канала (не считая возведения двух городов и нового порта, которые включены в проект) обеспечит как минимум 5000 рабочих мест – это, безусловно, чрезвычайно важный фактор на фоне падения мировой экономики в условиях кризиса, порожденного Covid-19. Кроме того, реализация данного предприятия – прекрасная возможность демонстрации государственных возможностей и престижа, что чрезвычайно важно для Анкары, стремительно формирующей союзный блок из других мусульманских стран.

Военный аспект возведения Стамбульского канала, как было упомянуто выше, в данном случае отходит на второй план – безусловно, Турция получит в свои руки рычаги экономического давления, но не сможет беспрепятственно проводить по каналу крупнотоннажные корабли блока НАТО – для этого все-таки потребуется выход из условий Конвенции Монтрё, ибо любые военные суда все равно будут вынуждены пересекать Дарданеллы, которые находятся под юрисдикцией международного договора.

Впрочем, вряд ли у стран НАТО есть в этом какая-то насущная необходимость: в условиях Черноморского театра военных действий это будет выглядеть лишь как позерство – в случае начала конфликта любые военные суда крупнее фрегатов и эсминцев покинут акваторию, слишком уж хорошо простреливаемую противокорабельными ракетами и тактической авиацией.

Таким образом, основной угрозой строительства Стамбульского канала становится усиление политического влияния Анкары в регионе, а также усиление турецкой экономической экспансии в постсоветском пространстве.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    +4
    11 апреля 2021 08:37
    любые военные суда все равно будут вынуждены пересекать Дарданеллы, которые находятся под юрисдикцией международного договора.

    Коллеге статью покажите, а то он все к НАТОвскому вторжению в Черное море готовится.
  2. -5
    11 апреля 2021 08:44
    Турция уже сейчас, "в долгах, как в шелках". И кто согласиться, дать денег, чтобы Турция экономически стала ещё сильней? И раз 10 лет идут только разговоры, желающих нет.
  3. +1
    11 апреля 2021 08:51
    Не понял насчет "мелеет"...
    1. Dan
      +2
      11 апреля 2021 10:31
      Цитата: Петр Владимирович
      Не понял насчет "мелеет"...

      Мне думается, что это бред. Пролив соединен с Мировым океаном. Поэтому уровень воды в Босфоре всегда будет напрямую зависеть от уровня воды в Атлантике. По разным источникам говорится, что уровень воды в Черном море стабилен, и он примерно на 20 см выше, чем в Средиземном и примерно соответствует уровню Балтики. Изменение глубины фарватера в Босфоре возможно лишь при оседании пыли, грязи, ила на его дно. Но для этого и проводятся мероприятия по обслуживанию фарватеров.
      1. 0
        11 апреля 2021 13:14
        Мне думается, что это бред.

        Поищите инфу в интернете, если интересно.
  4. +3
    11 апреля 2021 13:14
    Впервые читаю что пролив Босфор мелеет. Это типа фейк иди факт? Предполагаю что фейк. Если бы он действительно угрожающе мелел год от года мы бы об этом и читали и слыхали. Насколько известно сейчас имеется тенденция повышения уровня океанов при которой меление пролива невозможно. Если только в этом месте не поднимается суша. Но и об этом в СМИ не пишут и не говорят.
    1. 0
      11 апреля 2021 21:11
      Данный процесс имеет место быть еще с 90-ых.

      Это не фейк, Вы без труда можете найти информацию об этом в сети.
  5. 0
    11 апреля 2021 15:09
    Итак Коанвенция Монтре начинающаяся и состоящая из Основного положения в котором четко обозначен тоннаж и срок нахождения военных кораблей не черноморских государств и регламента пропуска судов через проливы -

    Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

    Статьи регламента четко привязаны к ограничениям отраженным в Основном положении. Поэтому даже если Турция пророет хоть десять каналов, она не может обойти ограничений Основного положения или ей придётся нарушить КОНВЕНЦИЮ, что соответственно приведёт к выходу из неё всех остальных. И потом надо понимать Что Конвенция Монтре, для самой Турции является инструментом защиты своих интересов и защиты своих же рубежей на Чёрном Море.
  6. 0
    11 апреля 2021 17:40
    Да. Предложение – "Турция не имеет права запрещать передвижение по ним тех или иных кораблей"
    Явно противоречит всей остальной статье.

    Понятно, что ничего не понятно..
  7. +1
    11 апреля 2021 19:44
    Пролив перегружен, а обходным каналом надо было заняться давным-давно.
  8. -3
    11 апреля 2021 20:24
    - Лично Я ... - всё что связано с Турцией рассматриваю исключительно с позиции ; что рано или поздно все эти "дарданеллы" и якобы турецкие земли рано или поздно должны быть возвращены Греции ; а значительная часть этих "якобы турецких земель" должна отойти к России... - Вопрос когда это состоится (но то что не при нашем гаранте - это уж точно) ... - это совсем другая тема...
    - Так вот ... - именно эти территории , с которыми сегодня собрался "нахимичить" Эрдоган и отойдут России... - Ну и ... зачем России эти все территориальные "эксперименты-новшества" , которые собирается провести Эрдоган... - Мы что ... - будем потом засыпать эти каналы ??? - Хахах...
    - Вообще ... - Турция и так слишком долго "засиделась" на исконной христианской территории ; а тут ещё и начала христианский храмы захватывать , да ещё и не свою территорию какими-то каналами уродовать...
  9. 0
    16 апреля 2021 13:27
    Интересно, по какой такой причине Босфор мелеет, когда уровень мирового океана при этом повышается из за общего потепления и таяния льдов..?