Босфор мелеет: Зачем Турции нужен новый канал в Черное море


Вот уже несколько дней как сеть будоражат новости о новом скандале, разразившемся в Анкаре: 103 отставных адмирала подписали коллективное письмо с выражением беспокойства, вызванном дискуссиями в турецком обществе, посвященным выходу из Конвенции Монтрё.


Сам по себе данный политический инцидент, пожалуй, вряд ли можно назвать примечательным – крайне экспрессивные идеи и действия президента Республики Реджепа Тайипа Эрдогана довольно часто получают негативную реакцию и встречают непонимание со стороны тех или иных кругов общества. Интересна здесь именно сама первопричина происшествия – те самые споры касательно выхода из Конвенции Монтрё…

В политике не бывает событий, которые происходили бы спонтанно, рождаясь из ничего – она имеет четкие взаимосвязи, которые порой и не видны неискушенному обывателю. Но что же породило в турецких властных кругах потребность избавиться от соглашения, которое столь долго служило весомым рычагом влияния и средством защиты Республики?

Стамбульский канал


Начать стоило бы с того, что данный инфраструктурный проект – идея отнюдь не новая, и она чрезвычайно давно поселилась в замыслах Реджепа Эрдогана – аж в далеком 2011 году, в его бытность тогда еще премьер-министром. С переменным успехом ее декларировали и в последующие годы – так, например, в 2018-ом ряд новостных источников объявлял о начале строительства канала, – однако, к его реальной реализации Турецкая Республика подошла только сейчас.

В Российской Федерации данный проект обделен вниманием, а также овеян непониманием, слухами и домыслами. К сожалению, проект канала связывают в основном исключительно с военной угрозой, абсолютно закрывая глаза на то, что ее можно назвать вторичной – реалии современных межгосударственных противостояний изменились, и ныне их нельзя рассматривать лишь под призмой танковых армий и эскадр ракетных кораблей: инфраструктура и экономика ныне играют едва ли не большее значение, нежели непосредственная военная мощь. Несмотря на нарочито агрессивную политику, руководство Турецкой Республики отнюдь не страдает слепотой или же клиповым мышлением – Анкара прикладывает огромные усилия для развития своих финансовых и логистических возможностей, одной из которых станет Стамбульский канал…

В самом деле, данный проект возник отнюдь не на пустом месте: реальность такова, что Босфор… мелеет. Еще в далеком 1994 году Турция из-за данного обстоятельства была вынуждена ввести ряд ограничений и дополнительных правил прохода торговых кораблей по проливу – и с каждым новым десятилетием положение лишь ухудшается. Это, безусловно, грозит чрезвычайно неприятными последствиями для всех черноморских грузоперевозок и экономики самой Анкары. Текущие осложнения довольно серьезным образом сказываются на судоходстве в Босфоре, и турки намерены решительно исправить данную ситуацию.

Вопрос, правда, состоит в другом – чем, собственно, данное решение обернется для остальных?

Еще на предвыборной программе 2011 года Реджеп Эрдоган сделал вполне однозначное и интересное, но, увы, никем не замеченное заявление – по завершению строительства Стамбульского канала судоходство в Босфоре будет полностью остановлено. Тогда на эти слова никто не обратил должного внимания: кандидаты в президенты часто дают обещания, которые не планируют выполнять, да и в то время Анкара не проявляла никаких серьезных внешнеполитических амбиций, которые могли бы свидетельствовать о том, что проект такого масштаба вообще получит хоть какое-то продвижение. Но сейчас, десять лет спустя, ситуация приобретает довольно безрадостный оборот…

Начать, пожалуй, стоило бы с того, что канал не попадает под действие Конвенции Монтрё, согласно которой Босфор и Дарданеллы являются международной зоной свободного гражданского судоходства – Турция не имеет права запрещать передвижение по ним тех или иных кораблей. Стамбульский канал, напротив, станет объектом государственного имущества с соответствующей юрисдикцией и всеми вытекающими из того последствиями – Республика будет полностью контролировать любые передвижения из Черного в Мраморное море и обратно.

Соответственно, данный путь станет в разы более действенным рычагом влияния, нежели Босфор – Турция будет в полном праве останавливать движение кораблей стран, имеющих политические разногласия с Анкарой.

Другим существенным – и, безусловно, полезным для Турции – фактором станет платный проход по Стамбульскому каналу. В данный момент судоходство в Босфоре облагается лишь небольшими пошлинами (согласно условиям все той же Конвенции Монтрё), но к концу десятилетия это изменится: таким образом, Анкара не только окупит сам инфраструктурный проект, но и получит возможность иметь долгосрочный источник пассивного притока финансов в государственную казну. Учитывая, что в текущий момент времени Босфор работает на грани своей проходимости (а это отнюдь не предел потребностей морских перевозок в регионе), то канал будет востребован, даже будучи платным…

Особый интерес здесь представляет и Украина – так, согласно «Стратегии ВМС-2035», оставшиеся под контролем Киева порты должны быть модернизированы и обеспечены загрузкой. Если присовокупить к данному факту активную турецкую экономическую экспансию на постсоветском пространстве и то, что в «Стратегии» Турция называется одним из ключевых союзников Киева в регионе, то вывод получается довольно неутешительный – Украина может стать не только лишь рынком сбыта, но и логистическим хабом Анкары в Восточной Европе.

Конечно же, никак нельзя отбрасывать и экономическую целесообразность развития транспортной инфраструктуры такого масштаба – по подсчетам, строительство одного лишь канала (не считая возведения двух городов и нового порта, которые включены в проект) обеспечит как минимум 5000 рабочих мест – это, безусловно, чрезвычайно важный фактор на фоне падения мировой экономики в условиях кризиса, порожденного Covid-19. Кроме того, реализация данного предприятия – прекрасная возможность демонстрации государственных возможностей и престижа, что чрезвычайно важно для Анкары, стремительно формирующей союзный блок из других мусульманских стран.

Военный аспект возведения Стамбульского канала, как было упомянуто выше, в данном случае отходит на второй план – безусловно, Турция получит в свои руки рычаги экономического давления, но не сможет беспрепятственно проводить по каналу крупнотоннажные корабли блока НАТО – для этого все-таки потребуется выход из условий Конвенции Монтрё, ибо любые военные суда все равно будут вынуждены пересекать Дарданеллы, которые находятся под юрисдикцией международного договора.

Впрочем, вряд ли у стран НАТО есть в этом какая-то насущная необходимость: в условиях Черноморского театра военных действий это будет выглядеть лишь как позерство – в случае начала конфликта любые военные суда крупнее фрегатов и эсминцев покинут акваторию, слишком уж хорошо простреливаемую противокорабельными ракетами и тактической авиацией.

Таким образом, основной угрозой строительства Стамбульского канала становится усиление политического влияния Анкары в регионе, а также усиление турецкой экономической экспансии в постсоветском пространстве.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123 Офлайн 123
    123 (123) 11 апреля 2021 08:37
    +4
    любые военные суда все равно будут вынуждены пересекать Дарданеллы, которые находятся под юрисдикцией международного договора.

    Коллеге статью покажите, а то он все к НАТОвскому вторжению в Черное море готовится.
  2. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 11 апреля 2021 08:44
    -5
    Турция уже сейчас, "в долгах, как в шелках". И кто согласиться, дать денег, чтобы Турция экономически стала ещё сильней? И раз 10 лет идут только разговоры, желающих нет.
  3. Петр Владимирович (Петр) 11 апреля 2021 08:51
    +1
    Не понял насчет "мелеет"...
    1. Dan Офлайн Dan
      Dan (Daniel) 11 апреля 2021 10:31
      +2
      Цитата: Петр Владимирович
      Не понял насчет "мелеет"...

      Мне думается, что это бред. Пролив соединен с Мировым океаном. Поэтому уровень воды в Босфоре всегда будет напрямую зависеть от уровня воды в Атлантике. По разным источникам говорится, что уровень воды в Черном море стабилен, и он примерно на 20 см выше, чем в Средиземном и примерно соответствует уровню Балтики. Изменение глубины фарватера в Босфоре возможно лишь при оседании пыли, грязи, ила на его дно. Но для этого и проводятся мероприятия по обслуживанию фарватеров.
      1. Кристаллович (Руслан) 11 апреля 2021 13:14
        0
        Мне думается, что это бред.

        Поищите инфу в интернете, если интересно.
  4. Ринат Офлайн Ринат
    Ринат (Ринат) 11 апреля 2021 13:14
    +3
    Впервые читаю что пролив Босфор мелеет. Это типа фейк иди факт? Предполагаю что фейк. Если бы он действительно угрожающе мелел год от года мы бы об этом и читали и слыхали. Насколько известно сейчас имеется тенденция повышения уровня океанов при которой меление пролива невозможно. Если только в этом месте не поднимается суша. Но и об этом в СМИ не пишут и не говорят.
    1. Андрей В. Офлайн Андрей В.
      Андрей В. (Андрей) 11 апреля 2021 21:11
      0
      Данный процесс имеет место быть еще с 90-ых.

      Это не фейк, Вы без труда можете найти информацию об этом в сети.
  5. chemyurij Офлайн chemyurij
    chemyurij (chemyurij) 11 апреля 2021 15:09
    0
    Итак Коанвенция Монтре начинающаяся и состоящая из Основного положения в котором четко обозначен тоннаж и срок нахождения военных кораблей не черноморских государств и регламента пропуска судов через проливы -

    Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

    Статьи регламента четко привязаны к ограничениям отраженным в Основном положении. Поэтому даже если Турция пророет хоть десять каналов, она не может обойти ограничений Основного положения или ей придётся нарушить КОНВЕНЦИЮ, что соответственно приведёт к выходу из неё всех остальных. И потом надо понимать Что Конвенция Монтре, для самой Турции является инструментом защиты своих интересов и защиты своих же рубежей на Чёрном Море.
  6. Сергей Латышев (Серж) 11 апреля 2021 17:40
    0
    Да. Предложение – "Турция не имеет права запрещать передвижение по ним тех или иных кораблей"
    Явно противоречит всей остальной статье.

    Понятно, что ничего не понятно..
  7. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 11 апреля 2021 19:44
    +1
    Пролив перегружен, а обходным каналом надо было заняться давным-давно.
  8. gorenina91 Офлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 11 апреля 2021 20:24
    -3
    - Лично Я ... - всё что связано с Турцией рассматриваю исключительно с позиции ; что рано или поздно все эти "дарданеллы" и якобы турецкие земли рано или поздно должны быть возвращены Греции ; а значительная часть этих "якобы турецких земель" должна отойти к России... - Вопрос когда это состоится (но то что не при нашем гаранте - это уж точно) ... - это совсем другая тема...
    - Так вот ... - именно эти территории , с которыми сегодня собрался "нахимичить" Эрдоган и отойдут России... - Ну и ... зачем России эти все территориальные "эксперименты-новшества" , которые собирается провести Эрдоган... - Мы что ... - будем потом засыпать эти каналы ??? - Хахах...
    - Вообще ... - Турция и так слишком долго "засиделась" на исконной христианской территории ; а тут ещё и начала христианский храмы захватывать , да ещё и не свою территорию какими-то каналами уродовать...
  9. Blast Офлайн Blast
    Blast (Владимир) 16 апреля 2021 13:27
    0
    Интересно, по какой такой причине Босфор мелеет, когда уровень мирового океана при этом повышается из за общего потепления и таяния льдов..?