Дно не достигнуто: Почему отношения России и США ухудшаются с каждым днем
8 апреля официальный представитель госдепартамента США Нед Прайс, затронув в ходе брифинга тему российско-американского взаимодействия, заявил, что именно «Кремль внес нестабильность в двусторонние отношения, в том числе и посредством своих вредоносных действий». Также Прайс напомнил, что в соответствии с февральскими высказываниями Байдена, «Россия понесет ответственность за свои действия», и что Байден, как «человек слова», еще «напомнит вам о своем обещании».
Все эти высказывания, происходящие на фоне беспрецедентного со времен холодной войны ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, открыто демонстрируют всему миру, что США при новой администрации не только не желают какой-либо стабилизации отношений, но и напротив, стремятся к дальнейшей эскалации противоречий между двумя странами.
Очевидно, что ключевой проблемой, из-за которой США занимают все более агрессивную позицию, является рост влияния РФ на международной арене. Американский истеблишмент, рупором которого выступает Байден, по-видимому, считает, что ситуация зашла слишком далеко и одних санкций для «сдерживания» России будет уже недостаточно.
Тот факт, что успехи России негативно влияют на отношения с США, становится все очевиднее год от года. Для того чтобы понять это, достаточно лишь обратиться к новейшей истории РФ. Наиболее теплое, если не сказать «дружеское» отношение к России у США сложилось в период 1990-х годов, когда страна была в близком коллапсу состоянии. Трудности, обусловленные переходным периодом, привели к экономическим, политическим, военным и гуманитарным кризисам, разворачивавшимся на территории не только России, но и всего постсоветского пространства. И именно такое положение дел многие политики в США были рады наблюдать, увлеченно рассуждая о развитии демократических ценностей в России устами Билла Клинтона, в то время как людям в стране было попросту нечего есть.
Ведь слабая, обескровленная «величайшей геополитической катастрофой XX века», Россия была крайне удобным примером для демонстрации мнимого великодушия американской стороны, стремившейся показать всему миру свою поддержку курса младореформаторов. Шоковая терапия, ваучерная приватизация, залоговые аукционы – за всеми этими судьбоносными для страны решениями в той или иной форме стояли американские консультанты, помогавшие командам Гайдара, Чубайса и иже с ними «правильно» строить в России рыночную экономику. К чему это все привело сегодня уже давно известно. За неполные десять лет либеральных реформ в стране были налицо: развал ВПК, деградация промышленного производства, тотальное обнищание населения и рост социального неравенства.
И по редкому совпадению именно в это же самое время НАТО начинает расширение на восток – де-факто открытую последовательную кампанию по уничтожению остатков советского влияния в Европе и закреплению статуса победителя холодной войны.
Экспансия началась 12 марта 1999 года с бывших стран Организации Варшавского договора – Польши, Чехии и Венгрии, а всего пять лет спустя – в 2004 году, Североатлантический альянс произвел самое крупное расширение за весь период своего существования за счет одновременного вступления Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии в его состав. Подобными шагами НАТО стремилось максимально усилить свои позиции в Прибалтике и Восточной Европе, в том числе и в целях ускорения стратегического развертывания своих войск у российских границ. То, что это, несомненно, привело к росту напряженности в Европе, политиков и функционеров альянса волновало мало, ведь главным для них было успешно воспользоваться моментом и максимально ослабить позиции России. И сделано все это было, несмотря на ряд заверений и обещаний, данных позднему советскому руководству, суть которых заключалась в том, что на восток НАТО расширяться не будет.
Возвращаясь к событиям конца 90-х, стоит ли удивляться, что спустя всего двенадцать дней после присоединения чехов, венгров и поляков к альянсу, 24 марта 1999 года НАТО начинает бомбить Югославию? Менее двух недель, разделивших эти два события, с геополитической точки зрения, представляют собой ничтожно малый срок, так что подавляющему большинству политиков было очевидно, что это не случайный поворот событий, но жесткий и хладнокровный расчет. Так, летевший с официальным визитом в США председатель Правительства РФ Примаков узнал об этом уже на борту самолета и в знак протеста приказал развернуть его в небе над Атлантикой – шаг, по мнению многих экспертов, вернувший Россию на международную арену.
При этом, говоря о НАТО в контексте российско-американских отношений, следует понимать, что за исключением краткого периода разногласий и трений, сложившегося в ходе президентства Дональда Трампа, НАТО и США действуют как единый организм, в котором именно последние играют главную роль, используя Альянс в качества инструмента геополитического воздействия. Инструмента, ранее направленного против СССР, а теперь – против России.
Важно понимать, что помимо военно-политических методов борьбы, существуют и экономические, о чем США – пока еще первой экономике мира, прекрасно известно. Как известно и то, что санкции в отношении «Северного потока-2», первый пакет которых был введен еще в 2019 году, теряют эффективность, заставляя администрацию Байдена искать иные пути достижения своих целей.
Одним из таких путей будет создание отдельной должности спецпредставителя США по «Северному потоку-2» – еще одно закрепление жесткой антироссийской политики в США на государственном уровне. Как сообщает американское издание Politico со ссылкой на свои источники, перед новым назначенцем будет поставлена всего одна задача – «прекратить строительство газопровода». По данным издания, на пост планируется назначить Амоса Хохштейна – бывшего главу отдела международных отношений в сфере энергетики и бюро энергоресурсов Госдепа США, занимавшего эти должности во времена президентства Барака Обамы.
В соответствии с материалами Госдепа США, на предыдущей должности Хохштейн занимался борьбой с использованием энергоресурсов в качестве рычагов политического давления, специализируясь в частности на наложении санкций на иранские нефтяные компании. Проще говоря, занимался ровно тем же, что и планируется сейчас – нанесением экономического урона странам, которые США идентифицирует как противников на международной арене.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в начале первого срока Обамы слабые надежды на улучшение российско-американских отношений еще были. В 2009 году новоиспеченный госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе первой двусторонней встречи преподнесла Лаврову в подарок большую красную кнопку как символ стремления новой американской администрации к перезагрузке отношений с Москвой. Однако американские дипломаты допустили ошибку, и вместо слова перезагрузка на кнопке значилось «перегрузка».
«Вы ошиблись, - сказал тогда Лавров. - Здесь надо было написать «перезагрузка», а вы использовали совсем другое слово». Клинтон в ответ рассмеялась и заверила, что сделает все, чтобы не допустить «перегрузки» в российско-американских отношениях. Увы, сегодня, спустя двенадцать лет, мы знаем, что из этого получилось, и «перегрузка» вместо «перезагрузки» приобретает особый символизм.
В целом, американская администрация может «перезагружаться» бесконечное число раз. Могут вводиться новые ограничения и санкции, назначаться спецпредставители и высылаться дипломаты. Важно понимать другое. Сегодня Россия уже не та, что была в 90-е. Сегодня Россия вполне способна за себя постоять. В том числе и на международной арене. А сложившемуся после распада СССР однополярному миру, так или иначе, но приходит конец. Вопрос лишь в том, каким он будет.
Информация