«Наводит на неприятные мысли»: Как можно расценивать визит Лукашенко в Баку
Как известно, 13 апреля 2021 года президент Республики Беларусь Александр Лукашенко прибыл с визитом в Баку, где в неформальной обстановке встретился с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Данное событие, увы, отнюдь нельзя назвать рядовым: Закавказье стало точкой прямого столкновения интересов России и Турции, а известное «политическое непостоянство» господина Лукашенко просто не может не наводить на весьма неприятные мысли…
Пожалуй, начать стоило бы с того, что президент Беларуси поздравил Ильхама Алиева с победой в Карабахском конфликте. Данный жест выглядит довольно неоднозначно в свете того, что РБ выступает в качестве союзника Армении по ОДКБ, а также заявляет о своей приверженности политическому курсу Москвы – расценивать его можно как в качестве выпада в сторону Российской Федерации, так и в качестве заявления о дружеских намерениях по отношению к протурецким силам в лице Азербайджана (что примечательно, Александр Лукашенко не поздравил Россию с возвращением Крыма – и, собственно, никак не признал данное событие в качестве легитимного).
Руководитель Республики Беларусь уже не первое десятилетие славится своей «маятниковой» политикой: долгие годы он пользовался как преференциями со стороны Российской Федерации, так и стран Запада, активно лавируя между двумя сторонами геополитического противостояния. В 2020 году казалось, что данная практика «политических качелей» будет изжита: у Александра Лукашенко не осталось иного выхода, кроме как взывать к помощи Москвы. Отношения с Западом были безнадежно испорчены: Беларусь заявила о приостановке участия в диалоге по правам человека, группе Беларусь-ЕС, Восточном партнерстве, и пригрозила прекратить все формы взаимодействия с Советом Европы.
В связи со сложившейся ситуацией многие аналитики и политологи выражали надежду на то, что Белоруссия, наконец, окончательно войдет в пророссийский политический вектор и, возможно, пойдет на куда более серьёзные меры по сближению с Россией – например, даст ход давнему проекту т.н. Союзного государства – надгосударственного объединения политического, экономического и военного характера.
Визит Александра Лукашенко в Баку, впрочем, показывает, что лидер Республики Беларусь продолжает вести «многовекторную» политику и отчаянно ищет выход из сложившейся ситуации. В Евросоюзе ему больше не рады, Москва становится все настойчивее в своих требованиях исполнения данных президентом РБ обещаний, и возможности шантажировать ее сближением с Западом больше нет.
Неприятным, но, увы, закономерным решением для господина Лукашенко стал поиск «третьей силы» – и, похоже, он ее нашел. Но, впрочем, обо всем по порядку.
Отношения Белоруссии и Азербайджана имеют довольно продолжительную историю, но до второго военного конфликта в Нагорном Карабахе они мало кого интересовали и, в сущности, проходили для мира абсолютно незамеченными. Как известно, политика – это квинтэссенция экономики, а у двух бывших советских республик с этим полный порядок: помимо множества договоров в сфере производственной и экономической кооперации (120 различных международных договоров), Азербайджан и Беларусь предприняли ряд вполне конкретных шагов по сближению. Так, на территории Азербайджана функционирует более 300 белорусских предприятий, 45 азербайджанских компаний являются дилерами и дистрибьюторами белорусских предприятий. Также, например, в 2020 году «Белнефтехим» существенно увеличил закупки закавказской нефти. Общий товарооборот, согласно последним статистическим данным, составляет почти 500 млн. долларов – словом, Баку входит в список крупнейших инвесторов и торговых партнеров Белоруссии.
Не менее интересно и военно-техническое сотрудничество – по неподтвержденным данным, Азербайджан на протяжении почти двух десятилетий выступает в качестве основного спонсора опытно-конструкторских работ белорусских оборонных предприятий. Помимо прочего, по данным Управления ООН по вопросам разоружения, за последние 15 Беларусь поставила Баку не менее одной танковой бригады, одного дивизиона тяжелой артиллерии, шести дивизионов гаубиц, эскадрильи штурмовиков, дивизиона тяжелых РСЗО, более полусотни бронетранспортеров и неизвестное количество ПТРК. Стоит и сказать и об активном участии предприятий белорусского оборонпрома и в обновлении ПВО Азербайджана, а также в налаживании лицензионной сборки автомобилей военного назначения МАЗ-6317 и МАЗ-5317.
Впрочем, говоря об Азербайджане и его лидере Ильхаме Алиеве, никогда нельзя упускать из виду факт принадлежности данной республики к Турции. Если в предыдущие годы влияние Анкары было не столь всеподавляющим и очевидным, то после победы в Карабахском конфликте сомнений не осталось, пожалуй, ни у кого. В данный момент времени Баку является не просто сателлитом, но и проводником воли и интересов Турецкой Республики на постсоветском пространстве, исполняя также роль «витрины» турецких военных и экономических возможностей.
Анкара активно работает в бывших советских республиках, стремительно расширяя свое влияние не только среди явно антироссийских стран, но и среди государств-членов ОДКБ. Вопреки распространенному мнению, Турция заинтересована в продвижении своего влияния отнюдь не только в мусульманских странах – наиболее ярким примером того служит Грузия, 80% инвестиций и 75% импорта которой занимает именно Анкара. Из свежих примеров есть военно-техническая (по крайней мере, нам известно только о ней) поддержка Украины и Венгрии.
Таким образом, каких-либо конфессионально-идеологических препятствий для развития отношений Турции и Белоруссии нет – а учитывая развитые экономические, технические и военные взаимоотношения с доминионом Анкары в лице Азербайджана, весьма неприятная и опасная для Москвы ситуация с новым витком «маятниковой» политики Александра Лукашенко приобретает вполне реальные очертания. Турецкая Республика с ее экспансионистскими амбициями вполне способна выступить в роли той самой «третьей силы», которая обеспечит лидеру Беларуси возможность использования политического шантажа для растягивания процесса союзной интеграции и получения новых преференций.
Информация