Russian counter-sanctions: how Moscow can respond to Washington


The day before, Washington took another unfriendly step against our country. The United States imposed sanctions on several dozen Russian legal entities and individuals, expelled new diplomats, and also imposed a ban on operations with Russia's sovereign public debt. The cynicism lies in the fact that all this was done against the background of an alleged attempt to "normalize relations" by President Joe Biden. How can and should Moscow respond to this attack?


The formal reason for the next package of restrictive measures was the unsubstantiated accusations of the White House of the interference of Russian special services in the 2020 US presidential elections, as well as of a large-scale cyberattack on the American company SolarWinds, which was allegedly carried out by the notorious "Russian hackers". Summoned "to the carpet" at the Russian Foreign Ministry, Ambassador Joe Sullivan confirmed that Washington intends to continue to "hold accountable" our country for actions aimed at "harming the sovereignty or allies, partners and values" that the United States professes. Despite the fact that the meeting, according to the American diplomat, was "respectful," a business conversation on Smolenskaya Square clearly did not work out. According to the statement of the official representative of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation Maria Zakharova, Moscow is currently actively working on counter-sanctions:

Our answer is inevitable. It will be worked out. You will find out about him, I think, in the near future. Our experts are now directly involved in its preparation.

So what could be this inevitable answer? For adequate forecasting, several factors must be taken into account.

At first, the restrictive measures were not as tough as they could have been. Russia has not been disconnected from the SWIFT system, which has been scaring us since 2014. The sanctions have been imposed on primary transactions with OFZs, but come into force only from June 14, and there are no bans on the purchase and sale of domestic securities in the secondary market.

Secondly, the Kremlin is clearly not ready to "wave the sword" too actively in response. This was clearly made clear by the head of the profile committee of the Upper House of Parliament, Vladimir Dzhabarov:

Of course, we will select a countermeasure option that is most sensitive to the Americans, but in a way that does not harm us.

Yes, the root of the problem lies precisely in the fact that economic и technological cooperation between the United States and the Russian Federation is not too deep, and our range of possible sanctions instruments is not very large, and almost all of them are "double-edged". And now let's go through the list of possible countermeasures, and the specially adopted law "On measures of influence (counteraction) on unfriendly actions of the United States of America and other foreign states" will help us in this.

The first thing that this normative act proposes to do is to suspend or terminate cooperation with unfriendly states and organizations affiliated with them. In this context, to all appearances, the Russian Foreign Ministry will be able to mirror the US by expelling 10 American diplomats.

The second package of counter-sanctions measures involves restricting Russian exports to the United States of products and raw materials. I immediately recall domestic titanium, of which about 30% of American-made liners consist. Apart from him, Moscow could ban the sale of rare earth metals such as scandium, gallium, bismuth and antimony to America. Restricting supplies would be a painful blow to the Boeing aircraft corporation. Unfortunately, this is exactly the case when the Russian countermeasure will be double-edged.

The management of VSMPO-Avisma, the only domestic titanium producer, which in this case will be left without a guaranteed sales market in the United States, is categorically opposed. Probably, with such retaliatory steps, one could wait until the real restoration of the national civil aircraft industry, which would become the main consumer of Russian titanium. If our country produces its own competitive aircraft using domestic titanium, which will not be used for Boeing's needs, this will be the best countermeasure, won't it? But this will require from the authorities an adequate comprehensive industrial policy for the next few decades.

The third package of measures, which follows from the aforementioned federal law, provides for the restriction or termination of the import of foreign goods, raw materials or services into Russia. And this is probably the most promising response measure to date, since it hits the wallet of American corporations directly. The development of a regulatory act indicated the possibility of banning the import of agricultural, tobacco and alcoholic products from the United States into our country, as well as other food and raw materials. Let us add to this that it is worth considering the issue of restricting the work of American corporations, their services and services in Russia, while simultaneously supporting domestic counterparts. In particular, just a few days ago, Russian Foreign Minister Sergei Lavrov spoke about the refusal to use foreign payment systems and the transition in international settlements from the dollar to other currencies.

To summarize what has been said, it turns out that the set of tools for retaliatory sanctions is not so great in our country, but the most correct direction among them will be real import substitution both in industry and in the service sector, which will reduce Russia's dependence on the collective West, led by USA.
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Bulanov Offline Bulanov
    Bulanov (Vladimir) April 16 2021 15: 49
    +8
    that the set of instruments for retaliatory sanctions is not so great in our country,

    Try starting with McDonald's and Coca-Cola ...
    1. Pilot Online Pilot
      Pilot (Pilot) April 16 2021 17: 43
      +7
      Yes, we have our own drink "Baikal"
      1. Piramidon Offline Piramidon
        Piramidon (Stepan) April 18 2021 10: 40
        0
        Quote: Pilot
        Yes, we have our own drink "Baikal"

        And pies good
  2. Oleg Rambover Offline Oleg Rambover
    Oleg Rambover (Oleg Pitersky) April 16 2021 16: 33
    -5
    To summarize what has been said, it turns out that the set of tools for retaliatory sanctions is not so great in our country, but the most correct direction among them will be real import substitution both in industry and in the service sector, which will reduce Russia's dependence on the collective West, led by USA.

    Authorship has not brought anyone to any good yet.
    1. isofat Offline isofat
      isofat (isofat) April 16 2021 19: 40
      +4
      Quote: Oleg Rambover
      Authorship has not brought anyone to any good yet.

      So she brought you into the category of beginners who are just getting acquainted with this term. That's right - Autarchy. laughing
      PS

      Autarchy in the national economy is the economic independence of the country, freeing it from the import of the most important consumer goods.
    2. isofat Offline isofat
      isofat (isofat) April 16 2021 19: 58
      -1
      Oleg Rambover, it seems that my editor deliberately substitutes the wrong letter and changes "a" to "o". To write the word correctly, I had to "chew".

      Then excuse me, this is beyond my understanding. I have noticed before that the editor throws out words. But change letters?
  3. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker April 16 2021 20: 45
    +1
    The management of VSMPO-Avisma, the only domestic titanium producer, which in this case will be left without a guaranteed sales market in the United States, is categorically opposed.

    Titanium. Explain to me how only the USA needs such a metal? And here they "hung up noodles" for us that our aircraft construction is here, here! But it turns out that our industry does not need titanium! Why do we need sanctions? Putin and our government, these are our sanctions! When the state does not need titanium, it says only one thing - mediocrity rules !!!
    1. Raul Castro Offline Raul Castro
      Raul Castro (Lucifer) April 21 2021 20: 33
      +1
      mda, debili eshe ne perevelis
  4. 123 Online 123
    123 (123) April 16 2021 21: 35
    +2
    the Kremlin is clearly not ready to "wave the sword" too actively in response

    But you must? In my opinion, a completely pragmatic point of view yes Is it a reasonable measure to take measures from which we ourselves will suffer? Do not freeze your ears.

    Of course, we will select a countermeasure option that is most sensitive to the Americans, but in a way that does not harm us.

    In general, let's wait and see.

    In this context, to all appearances, the Russian Foreign Ministry will be able to mirror the US by expelling 10 American diplomats.

    It looks like they are going to dig a little deeper in this direction.

  5. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) April 17 2021 09: 13
    +1
    In general, everywhere they also write that we cannot introduce counter-sanctions renally.
    We will continue to supply titanium / steel / nickel / aluminum / oil and loans.

    The population will take the rap, the oligarchs will get rich.
  6. Enoch Offline Enoch
    Enoch (Enoch) April 17 2021 12: 50
    0
    We are being bent with sanctions and all sorts of words, and we give them RD-180, here you go. Money doesn't smell. Nekhai they say "colleagues" (for some) launch military satellites.
  7. The comment was deleted.
  8. Morgan Offline Morgan
    Morgan (Miron) April 17 2021 14: 03
    +3
    how can Moscow respond to Washington

    - but not how? It is forbidden to import iPhones, although they will go through Minsk as contraband, like cheese, shrimps, Polish apples - forgive Minsk apples, etc.
  9. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
    Jacques sekavar (Jacques Sekavar) April 17 2021 14: 45
    +2
    Break off diplomatic relations
    Recognize the independence of the DPR-LPR
    Alert the nuclear triad
    Place Yars and other similar weapons in Chukotka, the Kuril Islands, Primorskaya province.
  10. The comment was deleted.
  11. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
    Jacques sekavar (Jacques Sekavar) April 22 2021 13: 08
    0
    Lavrov bluntly said that the Russian Federation does not have the sanctioning capabilities of the Sshasovites, and no one even notices mosquito bites in the diplomatic field.
  12. The comment was deleted.

Контрсанкции России: как Москва может ответить Вашингтону


Накануне Вашингтон совершил очередной недружественный шаг против нашей страны. США ввели санкции в отношении нескольких десятков российских юридических и физических лиц, выслали очередных дипломатов, а также ввели запрет на операции с суверенным государственным долгом России. Цинизм заключается в том, что все это было проделано на фоне якобы попытки «нормализации отношений» со стороны президента Джо Байдена. Как же может и должна ответить на этот выпад Москва?


Формальным поводом для очередного пакета ограничительных мер стали бездоказательные обвинения Белого дома во вмешательстве российских спецслужб в прошедшие в 2020 году президентские выборы в США, а также в масштабной кибератаке на американскую компанию SolarWinds, которую якобы совершили пресловутые «российские хакеры». Вызванный «на ковер» в МИД РФ посол Джо Салливан подтвердил, что Вашингтон намерен и впредь «привлекать к ответственности» нашу страну за действия, направленные на «причинение вреда суверенитету или союзникам, партнерам и ценностям», которые исповедуют Соединенные Штаты. Несмотря на то, что встреча, по словам американского дипломата, была «уважительной», делового разговора на Смоленской площади явно не получилось. Если верить заявлению официального представителя Министерства иностранных дел РФ Марии Захаровой, Москва в настоящее время активно прорабатывает контрсанкции:

Наш ответ неотвратим. Он будет проработан. Вы узнаете о нем, я думаю, в ближайшее время. Наши эксперты сейчас непосредственно занимаются его подготовкой.

Так каким же может быть этот неотвратимый ответ? Для адекватного прогнозирования необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, ограничительные меры оказались не столь жесткими, какими могли быть. Отключения России от системы SWIFT, которым нас пугают с 2014 года, не произошло. Санкции наложены в отношении первичных операций с ОФЗ, но вступают в силу еще только с 14 июня, а также нет никаких запретов на покупку и продажу отечественных ценных бумаг на вторичном рынке.

Во-вторых, в Кремле явно не готовы слишком активно «махать шашкой» в ответ. Об этом четко дал понять глава профильного комитета Верхней палаты Парламента Владимир Джабаров:

Конечно, мы подберем такой вариант контрмер, который будет наиболее чувствителен для американцев, но так, чтобы это не нанесло ущерба нам.

Да, корень проблемы заключается как раз в том, что экономическое и технологическое сотрудничество между США и РФ не слишком глубоко, а набор возможных санкционных инструментов у нас не очень велик, и почти все они «обоюдоострые». А теперь пройдемся по списку возможных контрмер, и поможет нам в этом специально принятый закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

Первое, что предлагает сделать этот нормативный акт, это приостановление или прекращение сотрудничества с недружественными государствами и аффилированными с ними организациями. В данном контексте, судя по всему, МИД РФ сможет зеркально ответить США высылкой 10 американских дипломатов.

Второй пакет контрсанкционных мер предполагает ограничение экспорта из России в Соединенные Штаты продукции и сырья. Сразу вспоминается отечественный титан, из которого примерно на 30% состоят лайнеры американского производства. Помимо него, Москва могла бы запретить продажу в Америку таких редкоземельных металлов, как скандий, галлий, висмут и сурьма. Ограничение поставок стало бы чувствительным ударом для авиастроительной корпорации Boeing. К сожалению, это как раз тот случай, когда российская контрмера будет обоюдоострой.

Категорически против выступает руководство «ВСМПО-Ависма», единственного отечественного производителя титана, которое в таком случае останется без гарантированного рынка сбыта в США. Вероятно, с подобными ответными шагами можно было бы подождать до реального восстановления национального гражданского авиастроения, которое и стало бы главным потребителем российского титана. Если в нашей стране будут производиться собственные конкурентоспособные самолеты с применением отечественного титана, который не пойдет на нужды Boeing, это и будет лучшая контрмера, разве не так? Вот только это потребует от властей адекватной комплексной промышленной политики на ближайшие несколько десятилетий.

Третий пакет мер, которые следуют из упомянутого федерального закона, предусматривают ограничение или прекращение импорта в Россию иностранных товаров, сырья или услуг. И это, наверное, самая перспективная на сегодняшний день мера ответного воздействия, поскольку бьет она непосредственно по кошельку американских корпораций. Разработки нормативного акта указывали на возможность запрета ввоза в нашу страну сельскохозяйственной, табачной и алкогольной продукции из США, а также прочего продовольствия и сырья. Добавим к этому, что стоит рассмотреть вопрос об ограничении в России работы американских корпораций, их сервисов и услуг, при одновременной поддержке отечественных аналогов. В частности, буквально несколько дней назад глава МИД РФ Сергей Лавров говорил об отказе от использования иностранных платежных систем и переходе в международных расчетах от доллара к иным валютам.

Если резюмировать сказанное, то получится, что набор инструментов для ответных санкций у нас не так уж и велик, но самым верным направлением среди них будет реальное импортозамещение как в промышленности, так и в сфере услуг, которое снизит зависимость России от коллективного Запада во главе с США.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 16 апреля 2021 15:49
    +8
    что набор инструментов для ответных санкций у нас не так уж и велик,

    Попробуйте начать с Мак-Дональдса и Кока-колы...
    1. Лётчик Офлайн Лётчик
      Лётчик (Лётчик) 16 апреля 2021 17:43
      +7
      Да, у нас есть свой напиток "Байкал"
      1. Piramidon Офлайн Piramidon
        Piramidon (Степан) 18 апреля 2021 10:40
        0
        Цитата: Лётчик
        Да, у нас есть свой напиток "Байкал"

        И пироги good
  2. Oleg Rambover Офлайн Oleg Rambover
    Oleg Rambover (Олег Питерский) 16 апреля 2021 16:33
    -5
    Если резюмировать сказанное, то получится, что набор инструментов для ответных санкций у нас не так уж и велик, но самым верным направлением среди них будет реальное импортозамещение как в промышленности, так и в сфере услуг, которое снизит зависимость России от коллективного Запада во главе с США.

    авторкия еще никого до добра не довела.
    1. isofat Офлайн isofat
      isofat (isofat) 16 апреля 2021 19:40
      +4
      Цитата: Oleg Rambover
      авторкия еще никого до добра не довела.

      Вот и вас она привела в разряд новичков, только знакомящихся с этим термином. Правильно - Автapкия. laughing
      P.S.

      Автapкия в народном хозяйстве – это экономическая независимость страны, освобождающая ее от ввоза наиболее важных предметов потребления.
    2. isofat Офлайн isofat
      isofat (isofat) 16 апреля 2021 19:58
      -1
      Oleg Rambover, такое ощущение, что у меня редактор сознательно подставляет не ту букву и меняет "а" на "о". Чтобы написать слово правильно пришлось "химичить".

      Тогда извините, это выше моего понимания. То, что редактор выкидывает слова, я и раньше замечал. Но менять буквы?
  3. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 16 апреля 2021 20:45
    +1
    Категорически против выступает руководство «ВСМПО-Ависма», единственного отечественного производителя титана, которое в таком случае останется без гарантированного рынка сбыта в США.

    Титан. Объясните мне, как такой металл нужен только США? А нам здесь "лапшу вешали", что наше самолётостроение вот, вот!! А оказывается нашей промышленности титан не нужен! Зачем нам санкции? Путин и наше правительство, вот наши санкции! Когда государству не нужен титан, это говорит только об одном - бездари правят!!!
    1. Raul Castro Офлайн Raul Castro
      Raul Castro (Lucifer) 21 апреля 2021 20:33
      +1
      mda,debili eshe ne perevelis
  4. 123 Офлайн 123
    123 (123) 16 апреля 2021 21:35
    +2
    в Кремле явно не готовы слишком активно «махать шашкой» в ответ

    А надо? По моему вполне прагматичная точка зрения yes Принимать меры от которых пострадаем сами разве разумная мера? Морозить себе уши не стоит.

    Конечно, мы подберем такой вариант контрмер, который будет наиболее чувствителен для американцев, но так, чтобы это не нанесло ущерба нам.

    В общем подождем посмотрим.

    В данном контексте, судя по всему, МИД РФ сможет зеркально ответить США высылкой 10 американских дипломатов.

    Похоже в этом направлении несколько глубже копнуть собираются.

  5. Сергей Латышев (Серж) 17 апреля 2021 09:13
    +1
    Вобщем, везде тоже пишут, что контрсанкций ренально нифига ввести не можем.
    Поставлять титан/сталь/никель/алюминий/нефть и займы продолжим.

    Отдуваться будет население, олигархи богатеть.
  6. Инок Офлайн Инок
    Инок (Инок) 17 апреля 2021 12:50
    0
    Нас гнут санкциями и всяческими словами, а мы им РД-180, нате вам пожалуйста. Деньги не пахнут. Нехай мол "коллеги" (для некоторых) запускают военные спутники.
  7. Комментарий был удален.
  8. Morgan Офлайн Morgan
    Morgan (Miron) 17 апреля 2021 14:03
    +3
    как Москва может ответить Вашингтону

    - да ни как? Запретить завозить айфоны, правда они поедут через Минск контрабандой как и сыр, креветки, польские яблоки - простите минские яблоки и т.п.
  9. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 17 апреля 2021 14:45
    +2
    Разорвать дипотношения
    Признать независимость ДНР-ЛНР
    Привести в повышенную готовность ядерную триаду
    Разместить Ярсы и прочее подобное оружие на Чукотке, Курильских островах, Приморской губернии.
  10. Комментарий был удален.
  11. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 22 апреля 2021 13:08
    0
    Лавров прямо сказал, что РФ не обладает санкционными возможностями сшасовцев, а комариные укусы на дипломатическом поприще никто даже не замечает.
  12. Комментарий был удален.