Почему западные санкции не смогут остановить российский лайнер МС-21


Начало серийного производства перспективного российского авиалайнера МС-21 откладывается до 2022 года. Причиной стали проблемы с импортными комплектующими, которые необходимо замещать. При этом некоторые представители либеральной экономической школы высказываются в том духе, что, дескать, ничего страшного, и время для выхода самолета неудачное, да и не стоит игра свеч – ради «национальной гордости» бороться за российский рынок, который составляет лишь 2% от общемирового. Стоит ли прислушаться к мнению подобных «экспертов» или же давно пора послать их всех «лесом»?


За минувшие после распада СССР десятилетия отечественное гражданское авиастроение было доведено реформаторами, как говорится, «до ручки». Сегодня наше небо де-факто принадлежит корпорациям Boeing и Airbus. МС-21 – это наша «большая белая надежда» в среднемагистральном сегменте авиаперевозок. Самолет должен иметь возможность эксплуатироваться как на внутренних, так и на международных авиалиниях, то есть, составить конкуренцию продукции американской и европейской корпорациям, а конкретно - среднемагистральным лайнерам Boeing 737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320neo, также китайскому Comac C919. При этом российский самолет имеет перед всеми ними явное конкурентное преимущество в виде необычайно широкого для узкофюзеляжного лайнера салона, что обеспечивается за счет оригинального конструктивного решения с его композитными крыльями. Так называемое «черное крыло» МС-21, сделанное на основе углеродной ленты, больше по размерам, чем у собратьев по классу, и позволяет обеспечить большую топливную экономию при перелете.

Недоброжелатели могут сколько угодно иронизировать над «утратой компетенций» и «технологической отсталостью» России, однако МС-21 – это реальная заявка на успех. Понятное дело, что один этот лайнер не сможет пустить по миру Boeing и Airbus, но он способен конкурировать на равных и даже превосходить в чем-то их продукцию. При условии организации адекватного постпродажного обслуживания, этот самолет имеет шансы на постепенное вытеснение Boeing 737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320neo с внутреннего российского рынка, а также на завоевание доли на международном. Отраслевые эксперты говорят про 5%, и для начала это уже очень неплохо. За ним придут лайнеры уже следующего поколения, которые продолжат постепенно поддавливать американский и европейский концерны. На Западе знают, что Россия долго запрягает, но ездит быстро. Именно поэтому там попытались подрезать МС-21 его крылья на самом взлете. Причем в буквальном смысле слова.

Главной проблемой перспективного лайнера было то, что проектировался он, как и «Суперджет-100», по заветам отечественных либералов. Ну, международная кооперация, которой якобы нет альтернатив, «невидимая рука рынка», и все такое. В результате из-за подобного подхода доля российских комплектующих в российском же самолете должна была составлять всего 38%, что стало для него огромной проблемой. Сперва США наложили санкции на поставку в нашу страну композитных материалов для производства «черных крыльев». Без них лайнер растерял бы все свои конкурентные преимущества перед продукцией Boeing и Airbus. Пришлось спешно искать предприятия, имеющие соответствующие компетенции. Оказалось, что таковое еще сохранилось в Татарстане, где научно-производственная корпорация «Химпроминжиниринг» сумела наладить выпуск углеродной ленты для крыльев МС-21.

К сожалению, одного этого оказалось недостаточно. США в своем желании остановить возрождение российского авиастроения пошли иным путем. В конце прошлого года представитель Минпромторга, глава департамента радиоэлектронной промышленности Василий Шпак пожаловался на «необъявленные санкции», которые были де-факто введены:

Наши иностранные партнеры, которые поставляют готовые системы для наших самолетов, кто-то гласно, кто-то негласно, проинформировали наших авиастроителей, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут.

Это уже намного серьезнее, чем просто наладить в стране выпуск углеродной ленты. Радиоэлектроника требует мощной научно-производственной базы, и нельзя сказать, что мы в этом прямо в числе мировых лидеров. Президент Владимир Путин подобные действия со стороны западных стран назвал «хамством». Но словами делу не поможешь. Придется оперативно импортозамещать иностранную электронику для российских самолетов. Сроки серийного производства МС-21 опять сдвинулись вправо, что признал профильный вице-премьер Юрий Борисов:

Нам еще предстоит очень тяжелая напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте.

Заместим? Заместим, но этот процесс займет несколько лет. Обидно, неприятно, но зато в России в итоге появится производство собственной радиоэлектроники, что снизит зависимость отечественного гражданского авиастроения от иностранных поставщиков. В планах довести долю российских комплектующих в МС-21 до 97%. К слову, печальный опыт ближнемагистрального лайнера «Суперджет-100» привел к тому, что «Ростех» взялся создать его версию под названием Sukhoi Superjet New, степень локализации которого достигает также 97%. Стало быть, на ошибках все-таки учимся.

Что еще больше радует, при разработке МС-21 изначально предусматривалась опция установки на нем сразу двух разных двигателей, американского и российского. Не будь у нас своего ПД-14, который в настоящее время заканчивает процесс сертификации по европейским стандартам, можно не сомневаться, что США непременно ударили бы по России санкциями на поставку силовой установки. А так получатся, что у нас и авиадвигатель современный есть, и очень приличный среднемагистральный лайнер через несколько лет в строю будет. Если на деле выяснится, что компания-производитель извлекла верные уроки из невеселого опыта зарубежной эксплуатации «Суперджета», то тогда точно прорвемся. Что до ожидаемой относительно скромной доли МС-21 на мировом рынке, то ведь надо с чего-то начинать, верно?
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Духоскрепный (Вася) 19 апреля 2021 12:31
    0
    "Нас не догонишь!"
  2. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 19 апреля 2021 13:37
    +4
    Еще после запрета на покупку Россией "Оппеля" нужно было делать выводы. А теперь нечего вздыхать и охать, а нужно вводить санкции на Кока-колу и Макдональдсы.
    1. татьяна корженко (татьяна корженко) 19 апреля 2021 13:49
      -3
      И Кока-Кола,и Макдональдс это франшизы,и такими санкциями можно только увеличить количество безработных в России,а самим фирмам от этого особого ущерба не будет.
      1. Буланов Офлайн Буланов
        Буланов (Владимир) 19 апреля 2021 13:51
        +5
        А дать работу для продажи своего лимонада, пельмений, блинов и пирожков с котлетами не пробовали? Та же шаурма работу не даёт?
        1. татьяна корженко (татьяна корженко) 19 апреля 2021 14:59
          -1
          Знаете сколько в России заведений того же Макдональдса?Выгнать всех на улицу?А что там,сколько и когда будет «своего»,это вилами по воде писано.И главное,ущерб для того же Мака будет никакой.
          1. Буланов Офлайн Буланов
            Буланов (Владимир) 19 апреля 2021 15:05
            +3
            Ага! А доходы идут в пользу голоающих детей Африки? Говорите, что ущерба Кока-коле не будет, если её не будут продавать в России? Вы это серьезно? А прибыль России и её гражданам будет, если вместо этого пойла начнут продавать российские напитки типа Байкала и Лимонада, и прибыль в стране останется? А насчет "вилами по воде" - такие как Вы и "Зил" закрыли и гражданскую авиацию проморгали отечетсвенную, типа - лучше западное покупать, чем свое восстанавливать.
            1. татьяна корженко (татьяна корженко) 19 апреля 2021 17:59
              -1
              Байкалы и Лимонады разбирали пока Россия не была частью глобального мира.Сегодня шансы только у глобальных игроков.Все эти Байкалы и Пельменные никак не восполнят исчезновение Мака и подобных сетей.Кстати,то же касается и ЗИЛа.Он был востребован пока Россия была закрыта для западного автопрома.Потом всё стало ясно.Вот я знаю в советское время закупались для северов партии «Магирусов».И как вы думаете,на каких машинах хотели ездить водители?
              1. Kofesan Офлайн Kofesan
                Kofesan (Валерий) 19 апреля 2021 20:45
                +1
                Прошу прощения за вмешательство в диалог... И хотя мне ближе позиция Буланова, но и в ваших аргументах много здравого.

                В своё время Загорский ОМЗ выпускал лучшие в мире профессиональные бинокли. Даже многие импортные трехметровые телескопы проигрывали нашим (всего лишь) БИНОКЛЯМ. И совсем не чета они были тому, что продается в России (да и не только) сейчас...

                Это я к тому, что при желании можно сделать "конфискацию" и "Мака" и даже "Дональдса" очень полезной для занятости в России, особенно если сырьё для гамбургеров не будет экспортироваться из Европы и США. (Завод, кстати, загибался-загибался и всё таки сгинул. То, что цена на бинокли была вполне конкурентоспособной, говорит покупка, например, Австралией (разово-случайная) почти 1000 шт.)

                А вот это к тому, что ключевое слово "желание". И профессионализм.

                А вот с этим самым у руководства России проблемы. Их "Мотивация" - феодальная преданность в обмен на кормление. Так не получится ничего и ни у кого... А если у кого то и получится " тильки для себя, любимого", то ненадолго...
                1. Kofesan Офлайн Kofesan
                  Kofesan (Валерий) 19 апреля 2021 21:15
                  0
                  Извините, сам завод не сгинул, но его продукция практически не продается на Западе. Вот что я хотел уточнить...
              2. Игорь Berg Офлайн Игорь Berg
                Игорь Berg (Игорь Berg) 24 апреля 2021 22:23
                -1
                да и "Татры" закупались... и тот же вопрос был к водителям..
  3. 123 Офлайн 123
    123 (123) 19 апреля 2021 14:02
    +3
    Начало серийного производства перспективного российского авиалайнера МС-21 откладывается до 2022 года. Причиной стали проблемы с импортными комплектующими, которые необходимо замещать.

    Как странно, а люди говорят что до конца года планируют завершить сертификацию. Соответственно начало серийного производства ожидается на конец 2021, начало 2022 года. Начинать серийный выпуск самолета без сертификации довольно странно. Дело точно в импортных комплектующих?



    По моему Борисов имел ввиду проблемы прежде сего с композитами, самолет готов иначе его нет смысла отправлять на сертификацию. Да он с импортными комплектующими и на американском двигателе. Но разве его изначально не предполагалось производить в "двух различных комплектациях"?

    Сроки серийного производства МС-21 опять сдвинулись вправо, что признал профильный вице-премьер Юрий Борисов:

    Нам еще предстоит очень тяжелая напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте.

    Заместим? Заместим, но этот процесс займет несколько лет.

    Если я вас правильно понял, то получается серийного производства не будет еще несколько лет? Но Борисов этого не говорил. Разве он не объяснял почему производство не началось в установленные сроки?

    Наши иностранные партнеры, которые поставляют готовые системы для наших самолетов, кто-то гласно, кто-то негласно, проинформировали наших авиастроителей, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут.

    Об этом говорили год назад, там еще есть предполагаемые сроки:

    Тем не менее, старт серийного производства МС-21 был в очередной раз отложен, по последним официальным данным он ожидается в конце 2021 года.

    https://www.interfax.ru/russia/729264

    В общем пока ни о каком переносе сроков начала серийного выпуска на несколько лет речи не идет.
  4. Сергей Латышев (Серж) 19 апреля 2021 23:02
    -1
    Ха. А причем здесь "мнение либеральных «экспертов»", если " МС-21 откладывается ".???

    Они ТЗ не давали, запчасти не покупали, перемоги не пиарили, сроки не обещали, двигатель не заказывали и не разрабатывали.

    Ровно наоборот: обещалки и по SSВ, и по МС-21 раздавали именно переможные пэтриоты...
  5. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 20 апреля 2021 09:27
    +3
    Цитата: Сергей Латышев
    Ровно наоборот: обещалки и по SSВ, и по МС-21 раздавали именно переможные пэтриоты...

    Это кто например? Все решения по созданию Суперджета и МС-21 в рамках международной кооперации приняты на основе либеральной "рыночной"идеологии.
    И сейчас т.н. "эксперты" из ВШЭ прямо говорят, что не стоит и пытаться что-то сделать самостоятельно.
  6. Игорь Berg Офлайн Игорь Berg
    Игорь Berg (Игорь Berg) 24 апреля 2021 22:26
    -1
    Если на деле выяснится, что компания-производитель извлекла верные уроки из невеселого опыта зарубежной эксплуатации «Суперджета», то тогда точно прорвемся.

    А если не извлекла?
  7. Glarear Офлайн Glarear
    Glarear 9 мая 2021 15:05
    0
    Сроки серийного производства МС-21 опять сдвинулись вправо

    Скажите, а куда смотреть? Где у вас "право"? Ну, или как вы повёрнуты к лесу: "передом" или "задом"?
    Что? Если убрать это ваше "вправо", то предложение потеряло бы всякий смысл?