Nationalization or Liberalization: How to Stop the Continuous Rise in Gasoline Prices


Prices for gasoline and diesel fuel in Russia have been growing for several months in a row. Given that there is a sowing plant on the nose, this can be a big problem. The government is considering a scenario of limiting the export of motor fuel abroad, but a number of independent experts believe that this is a half-measure that will only have a temporary effect. What are the options for solving a problem so important for the country's economic development?


Russia, one of the largest oil-producing countries, is unique in that the prices of oil products in our country are in no way linked to the quotations of "black gold" in the world. It doesn't matter if they rise or fall, for domestic motorists the price tags at gas stations will rise in any case. Why is this happening?

It's all about the system of internal pricing for motor fuel, which is regulated not so much by the market as by the state. It is estimated that 70% of the cost of 1 liter of gasoline at a gas station is made up of excise tax on fuel, VAT, MET and refinery costs for production and transportation. To this must be added the wrap up that the owners of the gas station do. The share of the cost of oil itself in the cost of oil products sold is about 7%. It is also necessary to take into account inflation, since, according to the established rules, motor fuel prices should rise within 1-2 percentage points below the inflation rate. According to the Central Bank, as of March 2021, it was officially 5,79%.

Since the beginning of the year, oil quotes began to grow significantly, but world markets should not have had a negative impact on the Russian one because of the so-called damper. According to this mechanism, the state compensates oil workers for part of the price in the form of negative excise taxes if the export price of raw materials is higher than domestically. It is believed that this allows companies to sell motor fuel in Russia at no loss. Conversely, if the export price is lower, then the refineries must compensate for the difference in the state budget. Remember, last year oil prices fell radically, but domestic motorists did not notice it? It's all damper.

We seem to have figured out the unusual pricing mechanism, but it is still not clear why then domestic prices began to grow so strongly? It's even more interesting here.

On the one hand, oil companies blame everything on “seasonal and climatic factors”. This refers to the abnormally cold winter of 2020-2021, as well as preparation for sowing, which will require a large amount of motor fuel and lubricants. On the other hand, according to independent experts, the government itself is to blame for the rise in gas station prices, which regularly raises excise taxes. Indeed, business is a business in order to earn money, he will not be involved in charity. Once costs have risen, oil companies, refineries and gas stations will shift their costs to the end consumer, that is, motorists, as well as farmers and everyone else.

In this context, it is curious how the government intends to deal with the fuel crisis. And the recipe from Prime Minister Mishustin, a native of the Tax Service, is rather unusual. First, in mid-April, the state allocated an additional 20 billion rubles for additional payments to oil companies within the framework of the damper mechanism. Now the Cabinet of Ministers is considering options to limit the export of motor fuel abroad. This should stabilize the situation and stop the rise in gasoline and diesel prices. However, it seems that the government is not fighting the cause of the disease, but its symptoms. Instead of reducing excise taxes, it intends to increase the standard for the supply of petroleum products to the domestic market for producers from 11% to 15%, as well as increase the amount of compensations from the federal budget for oil workers working in Russia. At the same time, other scenarios are also possible to resolve the problem with the fuel crisis, which regularly gives rise to relapses.

There are two mutually exclusive approaches. According to the first, the fuel market should be liberalized as much as possible. The state should enable new companies to build refineries, most likely compact ones, in the regions. Large players will then have to make room, but more supply will appear on the domestic market, which will lead to lower prices at gas stations. According to the second, diametrically opposite approach, the authorities should nationalize the entire oil sector of the country, creating something like Nefteprom by analogy with Gazprom. The emergence of a single monopoly would allow the state to centrally regulate motor fuel prices and not resort to a rather strange damper mechanism.

Instead, the government continues to maintain a bizarre symbiosis of several private oil companies and the federal budget. Whether such a scheme is justified and beneficial to our country is a big question.
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) April 27 2021 12: 50
    0
    something familiar .... Chernyshevsky: "what to do", Solzhenitsyn "how to equip Russia", etc.
    The reality was not influenced in any way
  2. Bulanov Offline Bulanov
    Bulanov (Vladimir) April 27 2021 13: 18
    0
    It is high time to create the state corporation of the Federal Reserve, where to trade the prices set by the state for both fuels and lubricants and food.
    1. trampoline instructor (Bazil Bazil) April 27 2021 14: 00
      0
      About 35-40 years ago, "state-set prices for food products" were already passing.
      And money was endlessly changed, and large bills were confiscated, and coupons were printed. In the end, the products ran out.
      By the way, already this year they began to regulate the prices for butter, eggs and sugar, but then it came to light that the products would disappear, but no one would sell them "at the prices set by the states".
      And now this regulation seems to have been abandoned.
      1. Bulanov Offline Bulanov
        Bulanov (Vladimir) April 27 2021 14: 52
        +2
        And no one is calling for the abolition of other forms of ownership! Let the private owner sell its own, and the state - its own. In Zap. Europe also changed money and printed coupons. And in the United States, food is still issued with ration cards, but not to everyone.
        Socialism is not to blame for the lack of products, but those who ruled the country at that time. In China, under socialism, there is everything and salaries are possibly more than they were in the USSR. Why does it happen? Was the party swagger to blame or something else?
        1. Oleg Rambover Offline Oleg Rambover
          Oleg Rambover (Oleg Pitersky) April 27 2021 15: 40
          -2
          Quote: Bulanov
          Socialism is not to blame for the lack of products, but those who ruled the country then.

          Some (the economist Ludwig von Mises) argue that socialism is the cause of scarcity. Read about the calculation argument.
        2. trampoline instructor (Bazil Bazil) April 27 2021 20: 32
          +2
          China has everything under socialism

          Who told you that there is socialism in China?
          "Not everything is gold that glitters" = "Not everything is socialism, where the red flag is."
          In my opinion, in China there is capitalism with the strongest material stratification of the population. And the portraits of the leaders, but they do not deceive me.
        3. 123 Offline 123
          123 (123) 2 May 2021 21: 22
          +2
          Is it socialism in China? belay
  3. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker April 27 2021 13: 26
    +1
    The article describes in detail what a mess we have. And this mess was not created in order to eliminate it, but on the contrary, to make it more convenient to steal.

    In mid-April, the state allocated an additional 20 billion rubles for additional payments to oil companies within the framework of the damper mechanism.
  4. trampoline instructor (Bazil Bazil) April 27 2021 13: 52
    +3
    I don't have a car, maybe I basically do not want to have it, therefore I look at the problems of motorists completely detached.
    I'm used to the fact that in this country a lot is beyond common sense and understanding.

    40 years ago, a ride in the Moscow metro cost 5 kopecks, and now it costs 60 rubles. (rises every year).
    At the same time, 1 kW of electricity cost 4 kopecks, and now in the Moscow region - 5.73 rubles. (rises every year).
    In Russia, which possesses huge reserves of natural gas, a third of the population does not have it and is heated with wood. (This fact KGBE recently became known to the president and surprised him very much).
    In my district center near Moscow, a trip in a Mostransavto bus around the city costs 58 rubles, and a taxi ride costs from 100 rubles, so even my neighbors, schoolchildren, go to school in the morning by taxi, which makes up more than half of the vehicles on the streets of the town.

    I cannot explain all these phenomena from the point of view of pure reason, because there are two options - either take it for granted, or go crazy. I chose the first one, without explanation.

    At the same time, I sometimes recall the biblical parable about Moses, who led the Jews in the desert for 40 years, and sadly state that I will hardly live until 2040: that year, forever zeroed Moses II will only be 88, and I can only bequeath to my grandchildren never listen to his promises and "messages to the federal assembly."
    1. 123 Offline 123
      123 (123) 2 May 2021 21: 27
      +2
      I cannot explain all these phenomena from the point of view of pure reason, because there are two options - either take it for granted, or go crazy. I chose the first one without explanation.

      Did everything suit you until 2000? Have you had any mental health problems? Of course, prices did not grow and there was no inflation?
      By the way, during the past as a helmsman, as a rule, schoolchildren did not take a taxi to the buloshnaya. And before him, too, since the Brezhnev era, as far as I remember, everyone was walking on foot with a knapsack on a hump. To what the tyrant brought the people laughing
  5. Jacques sekavar Offline Jacques sekavar
    Jacques sekavar (Jacques Sekavar) April 27 2021 14: 12
    +3
    Prices are growing not only for gasoline - for everything, but the so-called. “Indexation” is marking time and, unlike the PRC, it does not increase either purchasing power or the standard of living. The question - why, should be addressed to the chief accountant of the Russian Federation - Mr. Siluanov and the head of the Central Bank of the Russian Federation - Mrs. Nabiullina, who was recognized as the best leader in her industry for a reason, as at one time and Mr. Kudrin.
    Such great and honored people know exactly the answer why in the largest oil-producing state gasoline is one of the most expensive in the world and why, with all natural minerals in almost unlimited quantities, the production sector suffers from chronic anemia, and the income level of the population is incomparable even with the Persian states. gulfs that have no other resources in addition to oil and sand in the desert.
    1. 123 Offline 123
      123 (123) 2 May 2021 21: 48
      +3
      Prices are growing not only for gasoline - for everything, but the so-called. “Indexation” is marking time and, unlike the PRC, it does not increase either purchasing power or the standard of living. The question - why, should be addressed to the chief accountant of the Russian Federation - Mr. Siluanov and the head of the Central Bank of the Russian Federation - Mrs. Nabiullina, who was recognized as the best leader in her industry for a reason, as at one time and Mr. Kudrin.

      I have nothing against what was said, but in my opinion you are overly idealizing the PRC.

      Such great and honored people know exactly the answer why in the largest oil-producing state, gasoline is one of the most expensive in the world and why, in the presence of all natural minerals

      Here, let me disagree, we are still far from the highest prices. Please see the link. And if you also consider that most of the price is excise tax, then you are more likely to claim the level of taxation.

      https://ru.globalpetrolprices.com/gasoline_prices/

      the manufacturing sector suffers from chronic anemia,

      It is what it is yes With the existing global financial system, the problem is difficult to solve. The country is consistently cut off from funding from abroad, and the local Central Bank is, in fact, deprived of the right to print money just like that.

      the level of income of the population is incomparable even with the states of the Persian Gulf, which, apart from oil and sand in the desert, have no other resources.

      Even with the Gulf states? laughing This problem is easy to solve yes It is enough to declare as citizens a part of the population comparable to, say, Saudi Arabia, and declare the rest as migrants as migrant laborers without rights. Let's get an Arabian tale. Then we'll heal yes If, of course, we fall into the first category winked
      Something like this hi
  6. AICO Offline AICO
    AICO (Vyacheslav) 2 May 2021 09: 05
    0
    - Deratization from rats !!!
  7. 123 Offline 123
    123 (123) 2 May 2021 21: 21
    +2
    Will the excise tax be cut and the gasoline prices will stop growing? Are you seriously? belay laughing Their conscience will not allow them to do this, or a feeling of deep moral satisfaction?
    If you remove the excise tax, then tax revenues will fall out. In my opinion, this tax is fair, you consume more, pay more. What are you planning to replace them with? To impose some kind of new tax on everyone without exception?

    The state should enable new companies to build refineries, most likely compact ones, in the regions. Large players will then have to make room, but more supply will appear on the domestic market, which will lead to lower prices at gas stations.

    And now they are not allowed to build factories? There is a shortage of fuel in the Far East. Trktnev is sad, says there are no volunteers request

    https://www.interfax.ru/russia/750225

    They all want tax breaks for 300 years and government co-financing of 99,5% laughing
    A small candle, sorry refinery is great, but how cost effective it is and whether they can live up to modern standards is a big question. I would like to listen to the opinion of experts.

Национализация или либерализация: Как остановить постоянный рост цен на бензин


Цены на бензин и дизельное топливо в России растут уже несколько месяцев подряд. Учитывая то, что на носу посевная, это может стать большой проблемой. Правительство рассматривает сценарий с ограничением экспорта моторного топлива за рубеж, но ряд независимых экспертов считает, что это полумера, которая будет иметь лишь временный эффект. Какие же есть варианты решения столь важной для экономического развития страны проблемы?


Россия, одна из крупнейших нефтедобывающих стран, уникальна тем, что цены на нефтепродукты у нас никак не увязаны с котировками «черного золота» в мире. Неважно, растут они или падают, для отечественных автомобилистов ценники на АЗС будут подниматься в любом случае. Почему же так происходит?

Все дело в системе внутреннего ценообразования на моторное топливо, которую регулирует не столько рынок, сколько государство. Согласно подсчетам, 70% от стоимости 1 литра бензина на заправке составляют акциз на топливо, НДС, НДПИ и расходы НПЗ на добычу и транспортировку. К этому надо прибавить накрутку, которую делают владельцы АЗС. Доля стоимости самой нефти в себестоимости реализуемых нефтепродуктов составляет порядка 7%. Также необходимо учитывать инфляцию, поскольку, согласно установленным правилам, цены на моторное топливо должны расти в пределах 1-2 процентных пунктов ниже уровня инфляции. По данным Центробанка, по состоянию на март 2021 года она официально составляла 5,79%.

С начала года нефтяные котировки начали существенно расти, однако мировые рынки не должны были оказывать негативное влияние на российский из-за так называемого демпфера. Согласно этому механизму, государство компенсирует нефтяникам часть цены в виде отрицательных акцизов, если экспортная цена на сырье выше, чем внутри страны. Считается, что это позволяет компаниям продавать моторное топливо в России не в убыток себе. И наоборот, если экспортная цена ниже, то НПЗ должны компенсировать разницу в госбюджет. Помните, в прошлом году цены на нефть радикально упали, но отечественные автомобилисты это не заметили? Это все демпфер.

С необычным механизмом ценообразования мы вроде бы разобрались, но по-прежнему непонятно, с чего тогда так сильно начали расти внутренние цены? Тут еще интереснее.

С одной стороны, нефтяные компании все валят на «сезонный и климатический факторы». Имеется в виду аномально холодная зима 2020-2021 годов, а также подготовка к посевной, где потребуется большое количество моторного топлива и ГСМ. С другой стороны, как утверждают независимые эксперты, в росте цен на АЗС виновато само правительство, которое регулярно повышает акцизы. Действительно, бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать деньги, благотворительностью он заниматься не будет. Раз выросли издержки, нефтяные компании, НПЗ и автозаправки переложат свои расходы на конечного потребителя, то есть, автомобилистов, а также аграриев и всех прочих.

В этом контексте любопытно, как же с топливным кризисом намерено бороться правительство. А рецепт у премьер-министра Мишустина, выходца из Налоговой службы, довольно необычный. Сперва государство в середине апреля в рамках демпферного механизма направило на доплаты нефтяным компаниям дополнительно 20 миллиардов рублей. Теперь же кабинет министров рассматривает варианты с ограничением экспорта моторного топлива за рубеж. Это должно стабилизировать ситуацию и остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Однако создается впечатление, что правительство борется не с причиной болезни, а с ее симптомами. Вместо того чтобы снизить акцизы, оно намерено увеличить с 11% до 15% норматив по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок для производителей, а также увеличить размер компенсаций из федерального бюджета для нефтяников, работающих в России. При этом возможны и иные сценарии для разрешения проблемы с топливным кризисом, которая регулярно дает рецидивы.

Есть два взаимоисключающих подхода. Согласно первому, топливный рынок необходимо максимально либерализовать. Государство должно дать возможность новым компаниям построить нефтеперерабатывающие заводы, скорее всего, компактные, в регионах. Крупным игрокам тогда придется потесниться, но на внутреннем рынке появится больше предложения, что приведет к снижению ценников на автозаправках. Согласно второму, диаметрально противоположному подходу, власти должны провести национализацию всего нефтяного сектора страны, создав нечто вроде «Нефтепрома» по аналогии с «Газпромом». Появление единой монополии позволило бы государству централизованно регулировать цены на моторное топливо и не прибегать к довольно странноватому механизму демпфера.

Вместо этого правительство продолжает поддерживать причудливый симбиоз нескольких частных нефтяных компаний и федерального бюджета. Насколько подобная схема оправданна и выгодна нашей стране, большой вопрос.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 27 апреля 2021 12:50
    0
    чтото знакомое.... Чернышевский : "что делать", Солженицын "как обустроить Россию", и т.п.
    На реалии никак не влияли
  2. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 27 апреля 2021 13:18
    0
    Давно пора создать государственную корпорацию Фед.резерва, где торговать установленными государством ценами и на гсм, и на продукты питания.
    1. инструктор батутной зоны (Bazil Bazil) 27 апреля 2021 14:00
      0
      Лет 35-40 назад уже проходили "установленные государством цены на продукты питания".
      И деньги бесконечно меняли, и крупные купюры изымали, и талоны печатали. Кончилось тем, что продукты закончились.
      Кстати, уже в этом году принялись было за регулировку цен на масло, яйца и сахар, но потом дошлО, что исчезнут продукты, но продавать их "по установленным государствам ценам" никто не будет.
      И сейчас от этой регуляции вроде отказались.
      1. Буланов Офлайн Буланов
        Буланов (Владимир) 27 апреля 2021 14:52
        +2
        А никто не призывает отменять другие формы собственности! Пусть частник продает своё, а государство - своё. В Зап. Европе тоже и деньги меняли, и талоны печатали. А в США до сих пор по карточкам продукты выдают, но не всем.
        Не социализм виноват в отсутствии продуктов, а те, кто руководил тогда страной. В Китае при социализме есть всё и зарплаты возможно поболее, чем были в СССР. А почему так получается? Партийное чванство было виновато или что-то еще?
        1. Oleg Rambover Офлайн Oleg Rambover
          Oleg Rambover (Oleg Rambover) 27 апреля 2021 15:40
          -2
          Цитата: Буланов
          Не социализм виноват в отсутствии продуктов, а те, кто руководил тогда страной.

          Некоторые (экономист Людвига фон Мизеса) утверждают, что как раз социализм причина дефицита. Почитайте про калькуляционный аргумент.
        2. инструктор батутной зоны (Bazil Bazil) 27 апреля 2021 20:32
          +2
          В Китае при социализме есть всё

          А кто вам сказал, что в Китае социализм?
          "Не всё - золото, что блестит" = " Не всё социализм, где красный флаг".
          По-моему, в Китае - капитализм с сильнейшим материальным расслоением населения. И портреты вождей, но меня они не обманывают.
        3. 123 Офлайн 123
          123 (123) 2 мая 2021 21:22
          +1
          А в Китае разве социализм? belay
  3. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 27 апреля 2021 13:26
    +1
    В статье подробно описан какой у нас бардак. И этот бардак создавали не для того чтобы его устранять, а наоборот чтобы воровать было удобней.

    государство в середине апреля в рамках демпферного механизма направило на доплаты нефтяным компаниям дополнительно 20 миллиардов рублей.
  4. инструктор батутной зоны (Bazil Bazil) 27 апреля 2021 13:52
    +3
    Автомобиля у меня нет, тк я принципиально не желаю его иметь, поэтому на проблемы автомобилистов смотрю совершенно отстраненно.
    Я привык уже к тому, что в этой стране многое находится за гранями здравого смысла и понимания.

    40 лет назад проезд в московском метро стоил 5 коп, а сейчас - 60 руб. (поднимается каждый год).
    Тогда же 1 квт электроэнергии стоил 4 коп, а сейчас в Подмосковье - 5.73 руб. (поднимается каждый год).
    В России, обладающей огромными запасами природного газа, треть населения его не имеет и обогревается дровами. (Этот факт каГБЭ недавно стал известен президенту и очень удивил его).
    В моем подмосковном райцентре поездка в автобусе Мострансавто по городу стоит 58 руб, а поездка на такси - от 100 руб, поэтому даже мои соседи школьники утром до школы едут на таксомоторах, составляющих более половины транспортных средств на улицах городка.

    Всё эти явления я не могу объяснить с точки зрения чистого разума, тк тут два варианта - или принять как данность, или сойти с ума. Я выбрал первый, без объяснений.

    При этом я иногда вспоминаю библейскую притчу про Моисея, водившего 40 лет евреев по пустыне, и с грустью констатирую, что до 2040 года я вряд ли доживу: в том году навечно обнуленному Моисею-II стукнет всего 88, и я смогу лишь завещать своим внукам никогда не слушать его обещания и "послания федеральному собранию".
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 2 мая 2021 21:27
      +1
      Всё эти явления я не могу объяснить с точки зрения чистого разума, тк тут два варианта - или принять как данность, или сойти с ума. Я выбрал первый, без объяснений.

      А до 2000 года вас все устраивало? С психическим здоровьем проблем не возникало? Цены конечно же не росли и инфляции не было?
      Кстати, при прошлом кормчем в булошную как правило школьники на такси не ездили. Да и до него тоже, с брежневских времен насколько помню все пешочком топали с ранцем на горбу. До чего тиран народ довел laughing
  5. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 27 апреля 2021 14:12
    +3
    Цены растут не только на бензин – на всё, а т.н. “индексация” – топтание на месте и, в отличие от КНР, не повышает ни покупательную способность, ни уровень жизни. Вопрос – почему, надо адресовать главному бухгалтеру РФ – господину Силуанову и начальнице Центральной Банки РФ – госпоже Набиуллиной, которую не просто же так признали лучшим руководителем в своей отрасле как в своё время и господина Кудрина.
    Такие великие и заслуженные человеки точно знают ответ почему в крупнейшем нефтедобывающем государстве бензин один из самых дорогих в мире и почему при наличии всех существующих в природе полезных ископаемых в практически неограниченном количестве производственный сектор страдает от хронического малокровия, а уровень доходов населения несопоставим даже с государствами Персидского залива у которых кроме нефти и песка в пустыне нет никаких других ресурсов.
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 2 мая 2021 21:48
      +2
      Цены растут не только на бензин – на всё, а т.н. “индексация” – топтание на месте и, в отличие от КНР, не повышает ни покупательную способность, ни уровень жизни. Вопрос – почему, надо адресовать главному бухгалтеру РФ – господину Силуанову и начальнице Центральной Банки РФ – госпоже Набиуллиной, которую не просто же так признали лучшим руководителем в своей отрасле как в своё время и господина Кудрина.

      Ничего не имею против сказанного, но по моему вы излишне идеализируете КНР.

      Такие великие и заслуженные человеки точно знают ответ почему в крупнейшем нефтедобывающем государстве бензин один из самых дорогих в мире и почему при наличии всех существующих в природе полезных ископаемых

      Вот тут позвольте не согласится, до самых высоких цен нам еще далеко. По ссылочке посмотрите пожалуйста. А если еще учесть что большая часть цены это акциз, то у вас скорее к уровню налогообложения претензии.

      https://ru.globalpetrolprices.com/gasoline_prices/

      производственный сектор страдает от хронического малокровия,

      Что есть то есть yes При существующей мировой финансовой системе проблему решить сложно. От финансирования из за рубежа страну последовательно отрезают, а местный Центробанк по сули лишен права деньги просто так печатать.

      уровень доходов населения несопоставим даже с государствами Персидского залива у которых кроме нефти и песка в пустыне нет никаких других ресурсов.

      Даже с государствами Персидского залива? laughing Это проблему решить просто yes Достаточно объявить гражданами часть населения сопоставимую скажем с Саудовской Аравией, а остальных объявить бесправными батраками мигрантами. Получим арабскую сказку. Вот тогда заживем yes Если конечно в первую категорию попадем winked
      Как то так hi
  6. AICO Офлайн AICO
    AICO (Вячеслав) 2 мая 2021 09:05
    0
    - Дератизация от крыс!!!
  7. 123 Офлайн 123
    123 (123) 2 мая 2021 21:21
    +1
    Снизят акциз и перестанут расти цены на бензин? Вы серьезно? belay laughing Им это делать совесть не позволит или чувство глубокого морального удовлетворения?
    Если убрать акциз значит выпадают налоговые поступления. По моему данный налог справедливый, больше потребляешь, больше платишь. Замещать их чем планируете? Всех поголовно каким нибудь новым налогом обложить?

    Государство должно дать возможность новым компаниям построить нефтеперерабатывающие заводы, скорее всего, компактные, в регионах. Крупным игрокам тогда придется потесниться, но на внутреннем рынке появится больше предложения, что приведет к снижению ценников на автозаправках.

    А сейчас им не разрешают заводы строить? На дальнем Востоке дефицит топлива. Трктнев грустит, говорит нет желающих request

    https://www.interfax.ru/russia/750225

    Они все хотят налоговых льгот лет на 300 и государственного совфинансирования в размере 99,5% laughing
    Маленький свечной, простите нефтеперерабатывающий заводик это замечательно, но насколько это рентабельно и смогут ли они соответствовать современным стандартам большой вопрос. Хотелось бы мнение специалистов послушать.