Национализация или либерализация: Как остановить постоянный рост цен на бензин


Цены на бензин и дизельное топливо в России растут уже несколько месяцев подряд. Учитывая то, что на носу посевная, это может стать большой проблемой. Правительство рассматривает сценарий с ограничением экспорта моторного топлива за рубеж, но ряд независимых экспертов считает, что это полумера, которая будет иметь лишь временный эффект. Какие же есть варианты решения столь важной для экономического развития страны проблемы?


Россия, одна из крупнейших нефтедобывающих стран, уникальна тем, что цены на нефтепродукты у нас никак не увязаны с котировками «черного золота» в мире. Неважно, растут они или падают, для отечественных автомобилистов ценники на АЗС будут подниматься в любом случае. Почему же так происходит?

Все дело в системе внутреннего ценообразования на моторное топливо, которую регулирует не столько рынок, сколько государство. Согласно подсчетам, 70% от стоимости 1 литра бензина на заправке составляют акциз на топливо, НДС, НДПИ и расходы НПЗ на добычу и транспортировку. К этому надо прибавить накрутку, которую делают владельцы АЗС. Доля стоимости самой нефти в себестоимости реализуемых нефтепродуктов составляет порядка 7%. Также необходимо учитывать инфляцию, поскольку, согласно установленным правилам, цены на моторное топливо должны расти в пределах 1-2 процентных пунктов ниже уровня инфляции. По данным Центробанка, по состоянию на март 2021 года она официально составляла 5,79%.

С начала года нефтяные котировки начали существенно расти, однако мировые рынки не должны были оказывать негативное влияние на российский из-за так называемого демпфера. Согласно этому механизму, государство компенсирует нефтяникам часть цены в виде отрицательных акцизов, если экспортная цена на сырье выше, чем внутри страны. Считается, что это позволяет компаниям продавать моторное топливо в России не в убыток себе. И наоборот, если экспортная цена ниже, то НПЗ должны компенсировать разницу в госбюджет. Помните, в прошлом году цены на нефть радикально упали, но отечественные автомобилисты это не заметили? Это все демпфер.

С необычным механизмом ценообразования мы вроде бы разобрались, но по-прежнему непонятно, с чего тогда так сильно начали расти внутренние цены? Тут еще интереснее.

С одной стороны, нефтяные компании все валят на «сезонный и климатический факторы». Имеется в виду аномально холодная зима 2020-2021 годов, а также подготовка к посевной, где потребуется большое количество моторного топлива и ГСМ. С другой стороны, как утверждают независимые эксперты, в росте цен на АЗС виновато само правительство, которое регулярно повышает акцизы. Действительно, бизнес на то и бизнес, чтобы зарабатывать деньги, благотворительностью он заниматься не будет. Раз выросли издержки, нефтяные компании, НПЗ и автозаправки переложат свои расходы на конечного потребителя, то есть, автомобилистов, а также аграриев и всех прочих.

В этом контексте любопытно, как же с топливным кризисом намерено бороться правительство. А рецепт у премьер-министра Мишустина, выходца из Налоговой службы, довольно необычный. Сперва государство в середине апреля в рамках демпферного механизма направило на доплаты нефтяным компаниям дополнительно 20 миллиардов рублей. Теперь же кабинет министров рассматривает варианты с ограничением экспорта моторного топлива за рубеж. Это должно стабилизировать ситуацию и остановить рост цен на бензин и дизельное топливо. Однако создается впечатление, что правительство борется не с причиной болезни, а с ее симптомами. Вместо того чтобы снизить акцизы, оно намерено увеличить с 11% до 15% норматив по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок для производителей, а также увеличить размер компенсаций из федерального бюджета для нефтяников, работающих в России. При этом возможны и иные сценарии для разрешения проблемы с топливным кризисом, которая регулярно дает рецидивы.

Есть два взаимоисключающих подхода. Согласно первому, топливный рынок необходимо максимально либерализовать. Государство должно дать возможность новым компаниям построить нефтеперерабатывающие заводы, скорее всего, компактные, в регионах. Крупным игрокам тогда придется потесниться, но на внутреннем рынке появится больше предложения, что приведет к снижению ценников на автозаправках. Согласно второму, диаметрально противоположному подходу, власти должны провести национализацию всего нефтяного сектора страны, создав нечто вроде «Нефтепрома» по аналогии с «Газпромом». Появление единой монополии позволило бы государству централизованно регулировать цены на моторное топливо и не прибегать к довольно странноватому механизму демпфера.

Вместо этого правительство продолжает поддерживать причудливый симбиоз нескольких частных нефтяных компаний и федерального бюджета. Насколько подобная схема оправданна и выгодна нашей стране, большой вопрос.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 27 апреля 2021 12:50
    0
    чтото знакомое.... Чернышевский : "что делать", Солженицын "как обустроить Россию", и т.п.
    На реалии никак не влияли
  2. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 27 апреля 2021 13:18
    0
    Давно пора создать государственную корпорацию Фед.резерва, где торговать установленными государством ценами и на гсм, и на продукты питания.
    1. инструктор батутной зоны (Bazil Bazil) 27 апреля 2021 14:00
      0
      Лет 35-40 назад уже проходили "установленные государством цены на продукты питания".
      И деньги бесконечно меняли, и крупные купюры изымали, и талоны печатали. Кончилось тем, что продукты закончились.
      Кстати, уже в этом году принялись было за регулировку цен на масло, яйца и сахар, но потом дошлО, что исчезнут продукты, но продавать их "по установленным государствам ценам" никто не будет.
      И сейчас от этой регуляции вроде отказались.
      1. Буланов Офлайн Буланов
        Буланов (Владимир) 27 апреля 2021 14:52
        +2
        А никто не призывает отменять другие формы собственности! Пусть частник продает своё, а государство - своё. В Зап. Европе тоже и деньги меняли, и талоны печатали. А в США до сих пор по карточкам продукты выдают, но не всем.
        Не социализм виноват в отсутствии продуктов, а те, кто руководил тогда страной. В Китае при социализме есть всё и зарплаты возможно поболее, чем были в СССР. А почему так получается? Партийное чванство было виновато или что-то еще?
        1. Oleg Rambover Офлайн Oleg Rambover
          Oleg Rambover (Oleg Rambover) 27 апреля 2021 15:40
          -2
          Цитата: Буланов
          Не социализм виноват в отсутствии продуктов, а те, кто руководил тогда страной.

          Некоторые (экономист Людвига фон Мизеса) утверждают, что как раз социализм причина дефицита. Почитайте про калькуляционный аргумент.
        2. инструктор батутной зоны (Bazil Bazil) 27 апреля 2021 20:32
          +2
          В Китае при социализме есть всё

          А кто вам сказал, что в Китае социализм?
          "Не всё - золото, что блестит" = " Не всё социализм, где красный флаг".
          По-моему, в Китае - капитализм с сильнейшим материальным расслоением населения. И портреты вождей, но меня они не обманывают.
        3. 123 Офлайн 123
          123 (123) 2 мая 2021 21:22
          +1
          А в Китае разве социализм? belay
  3. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 27 апреля 2021 13:26
    +1
    В статье подробно описан какой у нас бардак. И этот бардак создавали не для того чтобы его устранять, а наоборот чтобы воровать было удобней.

    государство в середине апреля в рамках демпферного механизма направило на доплаты нефтяным компаниям дополнительно 20 миллиардов рублей.
  4. инструктор батутной зоны (Bazil Bazil) 27 апреля 2021 13:52
    +3
    Автомобиля у меня нет, тк я принципиально не желаю его иметь, поэтому на проблемы автомобилистов смотрю совершенно отстраненно.
    Я привык уже к тому, что в этой стране многое находится за гранями здравого смысла и понимания.

    40 лет назад проезд в московском метро стоил 5 коп, а сейчас - 60 руб. (поднимается каждый год).
    Тогда же 1 квт электроэнергии стоил 4 коп, а сейчас в Подмосковье - 5.73 руб. (поднимается каждый год).
    В России, обладающей огромными запасами природного газа, треть населения его не имеет и обогревается дровами. (Этот факт каГБЭ недавно стал известен президенту и очень удивил его).
    В моем подмосковном райцентре поездка в автобусе Мострансавто по городу стоит 58 руб, а поездка на такси - от 100 руб, поэтому даже мои соседи школьники утром до школы едут на таксомоторах, составляющих более половины транспортных средств на улицах городка.

    Всё эти явления я не могу объяснить с точки зрения чистого разума, тк тут два варианта - или принять как данность, или сойти с ума. Я выбрал первый, без объяснений.

    При этом я иногда вспоминаю библейскую притчу про Моисея, водившего 40 лет евреев по пустыне, и с грустью констатирую, что до 2040 года я вряд ли доживу: в том году навечно обнуленному Моисею-II стукнет всего 88, и я смогу лишь завещать своим внукам никогда не слушать его обещания и "послания федеральному собранию".
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 2 мая 2021 21:27
      +1
      Всё эти явления я не могу объяснить с точки зрения чистого разума, тк тут два варианта - или принять как данность, или сойти с ума. Я выбрал первый, без объяснений.

      А до 2000 года вас все устраивало? С психическим здоровьем проблем не возникало? Цены конечно же не росли и инфляции не было?
      Кстати, при прошлом кормчем в булошную как правило школьники на такси не ездили. Да и до него тоже, с брежневских времен насколько помню все пешочком топали с ранцем на горбу. До чего тиран народ довел laughing
  5. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 27 апреля 2021 14:12
    +3
    Цены растут не только на бензин – на всё, а т.н. “индексация” – топтание на месте и, в отличие от КНР, не повышает ни покупательную способность, ни уровень жизни. Вопрос – почему, надо адресовать главному бухгалтеру РФ – господину Силуанову и начальнице Центральной Банки РФ – госпоже Набиуллиной, которую не просто же так признали лучшим руководителем в своей отрасле как в своё время и господина Кудрина.
    Такие великие и заслуженные человеки точно знают ответ почему в крупнейшем нефтедобывающем государстве бензин один из самых дорогих в мире и почему при наличии всех существующих в природе полезных ископаемых в практически неограниченном количестве производственный сектор страдает от хронического малокровия, а уровень доходов населения несопоставим даже с государствами Персидского залива у которых кроме нефти и песка в пустыне нет никаких других ресурсов.
    1. 123 Офлайн 123
      123 (123) 2 мая 2021 21:48
      +2
      Цены растут не только на бензин – на всё, а т.н. “индексация” – топтание на месте и, в отличие от КНР, не повышает ни покупательную способность, ни уровень жизни. Вопрос – почему, надо адресовать главному бухгалтеру РФ – господину Силуанову и начальнице Центральной Банки РФ – госпоже Набиуллиной, которую не просто же так признали лучшим руководителем в своей отрасле как в своё время и господина Кудрина.

      Ничего не имею против сказанного, но по моему вы излишне идеализируете КНР.

      Такие великие и заслуженные человеки точно знают ответ почему в крупнейшем нефтедобывающем государстве бензин один из самых дорогих в мире и почему при наличии всех существующих в природе полезных ископаемых

      Вот тут позвольте не согласится, до самых высоких цен нам еще далеко. По ссылочке посмотрите пожалуйста. А если еще учесть что большая часть цены это акциз, то у вас скорее к уровню налогообложения претензии.

      https://ru.globalpetrolprices.com/gasoline_prices/

      производственный сектор страдает от хронического малокровия,

      Что есть то есть yes При существующей мировой финансовой системе проблему решить сложно. От финансирования из за рубежа страну последовательно отрезают, а местный Центробанк по сули лишен права деньги просто так печатать.

      уровень доходов населения несопоставим даже с государствами Персидского залива у которых кроме нефти и песка в пустыне нет никаких других ресурсов.

      Даже с государствами Персидского залива? laughing Это проблему решить просто yes Достаточно объявить гражданами часть населения сопоставимую скажем с Саудовской Аравией, а остальных объявить бесправными батраками мигрантами. Получим арабскую сказку. Вот тогда заживем yes Если конечно в первую категорию попадем winked
      Как то так hi
  6. AICO Офлайн AICO
    AICO (Вячеслав) 2 мая 2021 09:05
    0
    - Дератизация от крыс!!!
  7. 123 Офлайн 123
    123 (123) 2 мая 2021 21:21
    +1
    Снизят акциз и перестанут расти цены на бензин? Вы серьезно? belay laughing Им это делать совесть не позволит или чувство глубокого морального удовлетворения?
    Если убрать акциз значит выпадают налоговые поступления. По моему данный налог справедливый, больше потребляешь, больше платишь. Замещать их чем планируете? Всех поголовно каким нибудь новым налогом обложить?

    Государство должно дать возможность новым компаниям построить нефтеперерабатывающие заводы, скорее всего, компактные, в регионах. Крупным игрокам тогда придется потесниться, но на внутреннем рынке появится больше предложения, что приведет к снижению ценников на автозаправках.

    А сейчас им не разрешают заводы строить? На дальнем Востоке дефицит топлива. Трктнев грустит, говорит нет желающих request

    https://www.interfax.ru/russia/750225

    Они все хотят налоговых льгот лет на 300 и государственного совфинансирования в размере 99,5% laughing
    Маленький свечной, простите нефтеперерабатывающий заводик это замечательно, но насколько это рентабельно и смогут ли они соответствовать современным стандартам большой вопрос. Хотелось бы мнение специалистов послушать.