Как Турция смогла перехватить украинский «Мотор Сич» у китайцев
Вот и определился настоящий победитель американского-китайского противостояния за обладание «Мотор Сич». Пока Пекин пытался получить контроль над знаменитым украинским авиастроительным предприятием, Вашингтон руками своих киевских марионеток ставил ему препоны. А выгоду из этой принципиальной схватки извлечет, нет, не Россия, а Турция, наш большой «друг и партнер», которая переходит Кремлю дорогу снова и снова.
«Мотор Сич», расположенный в Запорожье, занимается разработкой и производством вертолетных и самолетных двигателей, а также промышленных газотурбинных установок. Созданное при СССР, это предприятие было настоящей гордостью сверхдержавы и входило в тройку крупнейших производителей авиадвигателей в мире. Силовая установка – это самая сложная часть летательного аппарата, разработать и произвести которую крайне нетривиальная задача, доступная очень узкому кругу стран. Для России разрыв промышленных связей с Украиной в 2014 году стал огромной проблемой, поскольку без двигателей под вопросом оказались многие программы по производству вертолетов и самолетов.
Для Китая же, рвущегося в закрытый привилегированный клуб высокотехнологичных держав, имеющих полный цикл создания любого самолета, вплоть до широкофюзеляжного, потеря Незалежной российского рынка стала окном возможностей. Инвесторы из Поднебесной попытались купить контрольный пакет акций «Мотор Сич», но тут им дорогу перешли американцы, желающие замедлить стремительное развитие прямого конкурента. Под давлением США по запросу СБУ украинский суд сперва арестовал акции предприятия, после оно было и вовсе национализировано, а в отношении китайских инвесторов президент Владимир Зеленский ввел санкции. Вот такая получилась «история сотрудничества» КНР с молодой украинской демократией.
Теперь в ту же реку хочет войти Турция, но ее шансы на успех явно повыше, и вот почему. Как заявил глава компании Turkish Aerospace Industries (TAI) Темел Котил, Украина будет поставлять для нее двухкамерный турбовальный двигатель мощностью 2,5 тысячи лошадиных сил. Силовая установка будет использоваться в проектируемом ударном вертолете АТАК II. Прямо название «Мотор Сич» не было озвучено, но единственный авиадвигатель, удовлетворяющий этим требованиям, ТВ3−117ВМА, производится только на этом украинском предприятии. И кто бы мог еще несколько лет назад подумать, что Анкара обойдет Пекин?
Впрочем, о чем-то таком при желании вполне можно было догадаться. Сегодня Турция откровенно пытается занять новое место под солнцем, более достойное наследников Османской империи. О ее пантюркистском проекте уже многое сказано, но Анкара подкрепляет свои имперские амбиции еще и развитием своего военно-промышленного комплекса. Так, турки пытаются довести до ума свой национальный танк «Алтай», стремятся добиться максимальной локализации при производстве по немецкой лицензии современных субмарин, готовятся построить свой второй авианосец, разрабатывают собственный истребитель пятого поколения. Ударные БПЛА «Байрактар» турецкого производства прогремели по всех смыслах этого слова сразу в нескольких вооруженных конфликтах. Также Анкара намерена создать собственный ударный вертолет, который смог бы конкурировать с американским «Апачем» и нашим «Ночным охотником».
Собственно говоря, проблемы по последним двум проектам и вынудили «султана» обратиться к Украине. «Мотор Сич» способен производить силовые установки как для турецких БПЛА, так и для вертолетов. Что же представляет собой АТАК II?
Сперва надо сказать пару слов о его предшественнике, легком вертолете Т129 АТАК. Минобороны Турции планировало обновить свои ВВС в рамках программы АТАК (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters - вертолет огневой поддержки). Тендер на участие выиграла итальянская компания AgustaWestland с ее винтокрылой машиной A 129 Mangusta. Вертолет вышел достаточно удачным, благодаря модернизации и использованию современной авионики, произведенной в Турции. Он успешно эксплуатируется как в стране, так и идет на экспорт. Однако ударным он точно не получился, это многоцелевая легкая разведывательная машина, предназначенная для эксплуатации в условиях жаркого климата. Недоброжелатели называют Т129 АТАК «одноразовым вертолетом», поскольку его разработчики допустили одну, но фатальную ошибку. Погнавшись за модными стелс-технологиями и композитными материалами, они сделали его недостаточно защищенным и бронированным, что плохо закончится для экипажа после первого же попадания.
По заявлению компании-разработчика, ею был учтен опыт турецкой армии в Сирии. Новый боевой вертолет тяжелого класса будет иметь взлетную массу в 10 тонн и свыше 1,2 тонны полезной нагрузки. Вооружена винтокрылая машина будет 30-мм пушкой и ракетными комплексами, опробованными на более легком предшественнике. Повышенное внимание уделено бронированию и защите экипажа. Полететь АТАК 2 должен уже в 2024-2025 годах на украинских двигателях. Вероятность того, что Анкара выбьет из Киева все нужные ей технологии, очень высока. Судя по всему, чтобы не зависеть от прихотей украинских властей, Турция будет требовать локализации производства силовых установок у себя.
Информация