Откуда на «Адмирале Кузнецове» взялась итальянская канализация
В истории нашего единственного на данный момент и многострадального тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» отразились, пожалуй, все мыслимые и немыслимые проблемы отечественного флота: изначально не самый удачный проект, серьезные технические неполадки при последующей эксплуатации, потеря нескольких самолетов не в бою при «сирийском походе», риск пойти на дно в мирное время вместе с плавучим доком, а также последующий пожар во время восстановительных работ. Теперь возникают серьезные вопросы по тому, как идет ремонт единственного российского легкого авианосца.
Наверное, основные проблемы «Адмирала Кузнецова» объясняются тем, что изначально он проектировался как вертолетоносец, но в дальнейшем из него решили сделать полноценный авианосец, способный принимать не только вертолеты и СВВП. При этом ТАВРК должен был позиционироваться именно как авианесущий крейсер, чтобы иметь возможность проходить турецкие проливы в соответствии с Конвенцией Монтре. Усугубляла ситуацию объективно недостаточная опытность пилотов российской палубной авиации и ряд технических проблем самого, весьма возрастного корабля. Сочетанием этих факторов и можно объяснить не слишком впечатляющие результаты сирийского похода «Адмирала Кузнецова».
Несмотря на это, отказываться от последнего авианосца в составе ВМФ Минобороны РФ явно не готово. ТАВРК, способный нести до 50 летательных аппаратов, по-прежнему может выполнять определенные боевые задачи, а также служить учебным кораблем для летчиков палубной авиации. В рамках модернизации на тяжелом крейсере должны установить новые котлы вместо прежних проблемных и насосы, новые полетные системы и системы связи, а также морскую версию ЗРПК «Панцирь». Ремонту подлежат и главные турбины его энергоустановки. Однако со всем этим как-то не заладилось.
В 2018 году «Адмирал Кузнецов» едва не пошел на дно не из-за попадания противокорабельной ракеты, а в результате аварии с плавучим доком ПД-50 на судоремонтном заводе в Мурманске. ТАВРК удалось спасти только благодаря действиям оставшейся на его борту части экипажа, но на его палубу обрушился подъемный кран, устроив пробоину в надводной части корпуса. На этом мытарства тяжелого крейсера, увы, не закончились. Год спустя во время сварочных работ на авианосце произошел сильнейший пожар, ущерб от которого был оценен главой Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в сумму 500 миллионов долларов. Из-за этого сроки сдачи ТАВРК военным сдвинулись до 2022 года.
К сожалению, этим «хождение по мукам» для последнего нашего авианосца не исчерпываются. В прошлом году ОСК была вынуждена расторгнуть договор с генеральным подрядчиком строительства сухого дока для крейсера компанией АО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (И.И.С.) со следующей формулировкой:
Финансовое состояние компании неудовлетворительное, аванс они взяли намного больше, чем выполнили работ.
А в марте 2021-го по подозрению в хищении средств, выделенных на ремонт ТАВРК, был арестован гендиректор АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод». Топ-менеджеру мурманского предприятия-подрядчика следствием вменяется хищение 45 миллионов рублей. Вот такие дела. Это все?
Нет, не все, увы. Теперь вопросы возникли к комплектующим, используемым при восстановлении крейсера. Вопросы далеко не праздные, поскольку зарубежные поставщики оборудования и компонентов могут в дальнейшем просто отказаться от их обслуживания и ремонта. Это большая проблема для отечественного гражданского судостроения, а для военного такая ситуация в принципе неприемлема. В целом, процесс импортозамещения в нашей стране действительно идет и набирает обороты, но кое-что из иностранного оборудования по-прежнему пытаются запихнуть и на «Адмирал Кузнецов».
Так, несмотря на наличие отечественных аналогов, на ТАВРК будут поставлены установки по очистке сточных вод (УОСВ) итальянского производства. На борту находится почти 2000 членов экипажа, без предварительной очистки слив в морскую воду запрещен. Изначально выбор был сделан в пользу итальянской компании Tecnicomar, но запротестовала российская «Винета», базирующаяся в Ленинградской области. В результате заказчик принял совсем уж странное решение, поставив на один корабль одновременно и российскую, и итальянскую установки. Понятно, что это только усложнит последующую эксплуатацию и создаст зависимость от иностранного поставщика. Хорошо хоть без итальянских ершиков обошлись.
Также недоумение вызывает выбор в пользу продукции норвежской компании Jotun Paints и ее лакокрасочного покрытия (ЛКП). У нее будет безо всяких тендеров закуплено более 52 тысяч литров краски, а в проектной документации по ремонту закреплено требования использования продукции именно этой компании. Что за чудо-краса такая, не имеющая аналогов? К слову, отечественные аналоги как раз есть, что и вызывает закономерные вопросы к заказчику. Хотя бы можно было провести открытый конкурс и сравнить все предложения на рынке.
Далее, несмотря на то, что в России уже смогли создать свои аналоги, на бортовых катерах «Адмирала Кузнецова» будут ставиться двигатели Caterpillar-3056 мощностью 138 кВт (188 л.с.) с реверс-редуктором. Возможно, это качественные силовые установки, но зачем своими же руками создавать зависимость от американской компании? Наконец, зачем-то использованы уплотнительные материалы немецкого производства в аэрофинишерах тяжелого крейсера, хотя соответствующую продукцию могут произвести сразу несколько российских предприятий.
Информация