Зачем Беларуси торговый путь с Европой в обход России
Год назад после не вполне однозначных результатов президентских выборов Александр Лукашенко едва удержался у власти лишь благодаря прямой и недвусмысленной поддержке Кремля. Теперь пришел черед официального Минска отблагодарить Москву за помощь, сделав дальнейшие шаги по экономической интеграции в рамках Союзного государства. Однако «Батька» вновь включил свой фирменный режим «многовекторности». Чем же это опасно для России и для самого Александра Григорьевича?
Как известно, Белоруссия не имеет прямого выхода к морю, но при этом ведет активный экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений и прочей продукции морским путем. Ранее это делалось транзитом через соседнюю Литву, но после событий 2020-го года по политическим мотивам Минск решил «проучить» Вильнюс, переведя перевалку примерно половины от общего объема бензина, мазута, газойля и масла в российские порты на Балтике. Доставка осуществляется по железной дороге, где белорусские экспортеры получили «союзническую» скидку на тарифы. Вторая половина так и осталась в Клайпеде. «Многовекторность». Также в планах Минска построить в российской Усть-Луге собственный терминал для перевалки сыпучих грузов, таких как минеральные удобрения, но дело это небыстрое, займет не один год.
Казалось бы, теперь все в порядке: в вопросе переориентации грузопотоков на Россию, наконец, произошел долгожданный прорыв, и «кидать предъявы» Александру Григорьевичу не за что. К сожалению, это не совсем так. Пару дней назад белорусский Минтранс вышел со следующим заявлением:
Белорусское морское пароходство выразило готовность организовать экспериментальные рейсы по доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия) с погрузкой в Мозыре.
Почему же от этого нам стоит слегка поднапрячься? С одной стороны, Беларусь вполне могла бы воспользоваться услугами российской транспортной инфраструктуры. С другой стороны, выбор сделан в пользу Украины, которая занимает открыто враждебную позицию по отношению к нашей стране и одновременно не признает легитимным президентом самого Александра Григорьевича. Почему так?
Важный нюанс заключается в том, что поставки продукции белорусской металлургии и так уже давно идут через Одессу, причем их объемы только растут. В 2020-м Белорусский металлургический завод вывез через этот украинский порт 460 тысяч тонн. О каких таких «экспериментальных рейсах» тогда вообще идет речь? Очевидно, что в Минске демонстративно хотели привлечь внимание Кремля и отечественных СМИ к данному маршруту, идущему в обход России. А он весьма интересный. Белорусская продукция загружается на суда класса «река-море» в Мозыре, они спускаются по реке Припяти, идущей через зону отчуждения в районе Чернобыльской АЭС, к Днепру и по нему идут к Одессе, а оттуда – к Сербии. Казалось бы, чего тут такого, обычный речной торговый путь. Однако есть один принципиальный момент.
Дело в том, что эта водная артерия является составной частью перспективной трансъевропейской водной магистрали Е40 от Гданьска до Херсона. Предполагается, что Балтийское и Черное моря могут быть соединены новым путем «из варяг в греки» через территорию Польши, Белоруссии и Украины. Этот проект Евросоюза под названием Е40 должен реализовываться в рамках «Восточного партнерства». Теоретически в будущем возможно соединение польской Вислы с французскими реками, этот путь носит название Е70. Объемы речной торговли между Балтикой и Черноморским бассейном оцениваются в 5-7 миллионов тонн в год. Не так много, но для Украины и Белоруссии это вполне приличные деньги. В 2019-м, когда президент Лукашенко еще был на Западе рукопожатным, он заявил:
Мы сделали всё со своей стороны. Вопрос стоял только в одном – он и сейчас у вас в одном: это углубление дна Припяти и Днепра. Мы на себя взяли обязательства и углубили днепровское дно до Припяти, теперь вопрос за вами. Чтобы везде могли проходить суда «река-море».
Почему же «Батька» вновь привлек повышенное внимание к потенциалу речного пути из Белоруссии в украинскую Одессу? Дело в том, что в случае запуска магистрали Е40 блок НАТО получит возможность переброски своих боевых кораблей малого класса в обход турецких проливов в Черное море. Причем никаких ограничений со стороны пресловутой Конвенции Монтре на них налагаться не будет. Неудивительно, что строительство Е40, несмотря на его не такой уж и высокий экономический потенциал, вызывает интерес у американского экспертного сообщества как способ сдерживания военных возможностей России.
Единственным препятствием для реализации подобного проекта двойного назначения может быть только позиция Москвы, которая может напомнить Минску о его союзнических обязательствах. И вот тут у «Батьки» откроется пространства для очередных политических маневров, давления на Кремль и торговли своей «многовекторностью».
Информация