Зачем Беларуси торговый путь с Европой в обход России

15

Год назад после не вполне однозначных результатов президентских выборов Александр Лукашенко едва удержался у власти лишь благодаря прямой и недвусмысленной поддержке Кремля. Теперь пришел черед официального Минска отблагодарить Москву за помощь, сделав дальнейшие шаги по экономической интеграции в рамках Союзного государства. Однако «Батька» вновь включил свой фирменный режим «многовекторности». Чем же это опасно для России и для самого Александра Григорьевича?

Как известно, Белоруссия не имеет прямого выхода к морю, но при этом ведет активный экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений и прочей продукции морским путем. Ранее это делалось транзитом через соседнюю Литву, но после событий 2020-го года по политическим мотивам Минск решил «проучить» Вильнюс, переведя перевалку примерно половины от общего объема бензина, мазута, газойля и масла в российские порты на Балтике. Доставка осуществляется по железной дороге, где белорусские экспортеры получили «союзническую» скидку на тарифы. Вторая половина так и осталась в Клайпеде. «Многовекторность». Также в планах Минска построить в российской Усть-Луге собственный терминал для перевалки сыпучих грузов, таких как минеральные удобрения, но дело это небыстрое, займет не один год.



Казалось бы, теперь все в порядке: в вопросе переориентации грузопотоков на Россию, наконец, произошел долгожданный прорыв, и «кидать предъявы» Александру Григорьевичу не за что. К сожалению, это не совсем так. Пару дней назад белорусский Минтранс вышел со следующим заявлением:

Белорусское морское пароходство выразило готовность организовать экспериментальные рейсы по доставке металлургической продукции в страны Европы через порты Одессы (Украина) и Смедерево (Сербия) с погрузкой в Мозыре.

Почему же от этого нам стоит слегка поднапрячься? С одной стороны, Беларусь вполне могла бы воспользоваться услугами российской транспортной инфраструктуры. С другой стороны, выбор сделан в пользу Украины, которая занимает открыто враждебную позицию по отношению к нашей стране и одновременно не признает легитимным президентом самого Александра Григорьевича. Почему так?

Важный нюанс заключается в том, что поставки продукции белорусской металлургии и так уже давно идут через Одессу, причем их объемы только растут. В 2020-м Белорусский металлургический завод вывез через этот украинский порт 460 тысяч тонн. О каких таких «экспериментальных рейсах» тогда вообще идет речь? Очевидно, что в Минске демонстративно хотели привлечь внимание Кремля и отечественных СМИ к данному маршруту, идущему в обход России. А он весьма интересный. Белорусская продукция загружается на суда класса «река-море» в Мозыре, они спускаются по реке Припяти, идущей через зону отчуждения в районе Чернобыльской АЭС, к Днепру и по нему идут к Одессе, а оттуда – к Сербии. Казалось бы, чего тут такого, обычный речной торговый путь. Однако есть один принципиальный момент.

Дело в том, что эта водная артерия является составной частью перспективной трансъевропейской водной магистрали Е40 от Гданьска до Херсона. Предполагается, что Балтийское и Черное моря могут быть соединены новым путем «из варяг в греки» через территорию Польши, Белоруссии и Украины. Этот проект Евросоюза под названием Е40 должен реализовываться в рамках «Восточного партнерства». Теоретически в будущем возможно соединение польской Вислы с французскими реками, этот путь носит название Е70. Объемы речной торговли между Балтикой и Черноморским бассейном оцениваются в 5-7 миллионов тонн в год. Не так много, но для Украины и Белоруссии это вполне приличные деньги. В 2019-м, когда президент Лукашенко еще был на Западе рукопожатным, он заявил:

Мы сделали всё со своей стороны. Вопрос стоял только в одном – он и сейчас у вас в одном: это углубление дна Припяти и Днепра. Мы на себя взяли обязательства и углубили днепровское дно до Припяти, теперь вопрос за вами. Чтобы везде могли проходить суда «река-море».

Почему же «Батька» вновь привлек повышенное внимание к потенциалу речного пути из Белоруссии в украинскую Одессу? Дело в том, что в случае запуска магистрали Е40 блок НАТО получит возможность переброски своих боевых кораблей малого класса в обход турецких проливов в Черное море. Причем никаких ограничений со стороны пресловутой Конвенции Монтре на них налагаться не будет. Неудивительно, что строительство Е40, несмотря на его не такой уж и высокий экономический потенциал, вызывает интерес у американского экспертного сообщества как способ сдерживания военных возможностей России.

Единственным препятствием для реализации подобного проекта двойного назначения может быть только позиция Москвы, которая может напомнить Минску о его союзнических обязательствах. И вот тут у «Батьки» откроется пространства для очередных политических маневров, давления на Кремль и торговли своей «многовекторностью».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    7 мая 2021 13:40
    Хочешь жить - умей вертеться.
    1. 123
      +5
      7 мая 2021 15:52
      Хочешь жить - умей вертеться.

      Это ваше жизненное кредо?
      На родовом гербе ужик на фоне сковородки? smile
      1. -5
        7 мая 2021 16:12
        Это ваше жизненное кредо?

        Нет, это ж вы с Лукашенко одного поля ягоды. Правда, у него есть, из-за чего вертеться, а вот у вас это, похоже, просто стиль жизни такой.
  2. +2
    7 мая 2021 16:22
    Как бы вертелку вместе крутилкой в следующий раз не открутили по самые помидоры, а то или телефон окажется занят или вертолёт до Ростова на Дону не заправлен!!!
  3. +1
    7 мая 2021 17:19
    А, "ловкость рук и никакого мошенничества"
    Что "Год назад после" Сми хором писали - Батька сдулся, на 33х наехал , надо сместить - уже молчок.

    Теперь пришел черед официального Минска отблагодарить ...

    - случайно с МММ не перепутали?

    А Батька как устроил военнные учения на границе с нато, так все вздрогнули.
    Теперь Кремль его благодарит - денег дали, часть долгов простили, оружия подкинули, Аэс построили, Логистику удешевили......

    Батька же не спрашивает, нафига России все новые "Потоки" в страны НАТО....
  4. 0
    7 мая 2021 18:04
    Зачем Беларуси торговый путь с Европой в обход России

    - Да , чушь собачачья...

    Однажды Лебедь, Рак, да Щука
    Везти с поклажей воз взялись,

    - Кому это понадобилась подобная нелепица ... - Может ещё и шлюзы построят в нескольких местах... - И что возить собрались и куда ??? - В Персию , что ли ???
    - А за чей счёт состоится весь этот "банкет" ??? - Китай не полезет в это "проблемное и конфликтное" Чёрное море...
    - А уж американам всё это и подавно не нужно...
    - Но вот речь опять должна пойти о Лукашенко... - Уж сколько лично Я писала (просто со счёта уже сбилась) о том , что "убирать" надо России Лукашенко ... - такая "дружба" России и Беларуси очень плохо закончится... - И очень скоро...
    - Это всё напоминает "дружбу" СССР с...с...с Анваром Садатом ; которая закончилась Кэмп-Дэвидскими соглашениями... - Для СССР это был тогда такой удар , что...что...что...
    - Вот и от Ло (Лукашенко) можно нечто подобное ожидать...
    - Вопрос в том ... - а зачем "ожидать" ???
  5. +1
    7 мая 2021 19:31
    Очевидно, что в Минске демонстративно хотели привлечь внимание Кремля и отечественных СМИ к данному маршруту, идущему в обход России. А он весьма интересный. Белорусская продукция загружается на суда класса «река-море» в Мозыре, они спускаются по реке Припяти, идущей через зону отчуждения в районе Чернобыльской АЭС, к Днепру и по нему идут к Одессе, а оттуда – к Сербии. Казалось бы, чего тут такого, обычный речной торговый путь. Однако есть один принципиальный момент.

    Дело в том, что эта водная артерия является составной частью перспективной трансъевропейской водной магистрали Е40 от Гданьска до Херсона.

    Нет там ничего перспективного.
    Потому и длится тягомотина более ста лет.

    По расчетам западноевропейских экспертов, общий грузооборот между Польшей, Беларусью и Украиной по балтийско-черноморскому водному пути может составить 5-7 млн. тонн ежегодно, что в несколько раз меньше, чем аналогичный показатель таких морских портов как Клайпеда, Гданьск и Одесса.

    Батька хочет многовекторности?
    В ближайшее время нахлебается по полной..
  6. +2
    7 мая 2021 19:46
    Бацьке очень нужны эти 5-7 млн тонн. Как возможность спрятать от Российской таможни мутные промыслы.
    Хотя и в Е-40 поверить трудно, как и в то, что доктрина Монтрё распространяется на проливы, а не на суда нечерноморских стран.
    1. 0
      7 мая 2021 20:18
      спрятать от Российской таможни

      Как давно и что ты от таможни прятал? Поделись, ну просто интересно же?
      1. 0
        7 мая 2021 20:34
        И что, я должен отвечать на ... "это"? Слово вот поприличней подберу...

        Лукашенко не знает чей Крым! А уж экспорт оружия ...
        Не так давно кричал "что его Россия поставила раком", не замечая что сам ползает на карачках перед Западом. В том числе и этим проектом. Понятно, что Запад его кастрирует в любом случае, но настырный надежду не теряет...

        И не передергивайте. Тайно продавать и покупать что то, что не потерпит Россия - это его природа. А с Украиной этим "праэктом" он явно мечтает "подружиться". Они ближе ему, чем Россия. В доказательство напомню, что Украина не признала до сих пор "президентом".

        Не замечаете этого только Вы и, в сухом остатке, нынешний Кремль.
    2. 0
      7 мая 2021 21:12
      По дороге отечественных креветок до размеров лобстеров надувать будут!
      1. -1
        8 мая 2021 10:02
        Зато никто не упрекнёт бацьку в контрабанде. "А из под причала начерпал... А креветки, так те сами на пирс выползали... Ну а мы, не будь дураками, собирали - работящие, патаму што "

  7. +5
    8 мая 2021 12:40
    Лукавый РФ не союзник,а типичный самостийщик,который и Крым частью РФ не признает и георгиевскую ленту в РБ тихо запретил,там сейчас вместо нее цветок яблони и в Казахстане назвал Россию оккупантом,который навязывал РБ свои войны. Вообщем с такими друзьями как Лукавый и врагов не надо...Пора прекращать кормить за счет РФ и в ущерб РФ Лукавого Сатану ! Посмотрим сколько он сам и его семья проживут без помощи РФ ! Повесят это гнилье,как Хуссейна и это то,чего он заслуживает своей гнилостью и продажностью,которую маскирует под многовекторность. Кто не с нами,тот против нас ! А те,кто и нашим и вашим,причем больше им,чем нам,нам не нужны ! В РФ деньги берет,а все мысли о том,как бы западным хозяевам задницу лизнуть ! Тьфу,мерзость !
  8. вдругорядь папу Лу не спасать!
  9. 0
    9 мая 2021 22:35
    Чето я первый раз слышу о металлургии у сябров.Скорее всего имеется электрометаллургия за счет АЭС.А на украине водные артерии давно похеренны.Нет там инфры