Ukraine: Space Launch or Launch of Space-Scale Theft?


Recently, conversations about the "prospects" of this "power" in the aerospace field have somehow become very suspiciously livened up in the "nezalezhnoy". Relevant National Target Scientifictechnical the program was approved by the Ukrainian Cabinet back in January this year. The government intends to make the main emphasis in its implementation precisely "to outer space." Not so long ago, the appointed head of the country's State Space Agency (in Ukraine, officials in this position change more often than the weather in March), Vladimir Taftay is already giving interviews with might and main about what "huge plans" he and his subordinates intend to implement in the near foreseeable future.


However, skeptics believe that in fact all loud statements of this kind are not just empty boasting, but a "smokescreen" for the true plans of those in power, who, having launched the ideas of next grandiose projects "to the masses", intend to simply create under their cover the plundering of state budget funds on a not just large, but truly cosmic scale.

Zelensky said: "Let's go!"


It should be noted that the incumbent president of the “non-profit”, who has an undoubted inclination to loud phrases, as a rule, voices something as grandiose as unrealizable as “horizons” for the country he heads. For example, on April 12, the day of cosmonautics, he announced that Ukraine is downright "obliged to regain its world status as a leading aerospace power." Excuse me, but how can you return something that has never been ?! All the successes in this area of ​​the republic, now called "nezalezhnoy", refer exclusively to those times when it was part of the USSR.

Yes, the contribution to the Soviet space exploration of the design bureaus and factories located in Ukraine was considerable. But all these were Soviet enterprises and scientific institutions that were firmly part of the all-Union system and only in it had any meaning, weight and significance. As soon as Kiev finally got the longed-for independence, failures began, one more shameful than the other, which brought the country nothing but colossal debts and international problems. However, he is not too "friendly" with both the truth and the history of Zelensky, this does not bother at all. For example, he demands that by the end of this year - the 30th anniversary of Ukraine's independence, the satellite "Sich 2-30 (2-1)" be launched into near-earth orbit. How? How?! Yes, even with a slingshot! The comic president does not care about such "small details" at all. However, there are still some "developments" in this direction. However, having familiarized yourself with those, you do not know whether to laugh or cry at the ambitions of the Ukrainian "conquerors of space".

Is it necessary to "throw" a satellite into orbit? No problem - Elon Musk will help us! For some time now, the information that SpaceX is ready to deliver the Sich into space even tomorrow for a ridiculous amount of a million dollars has been circulated by the Ukrainian media as an incredible achievement. Well, basically, why not? Americans somehow don't care what kind of trash to shoot into space - as long as they get paid. But according to the recent recognition of the same head of the State Space Agency, the "non-profit" million, this is ... how to put it mildly ... Not quite a correct figure. It turns out that it "includes only the cost of delivering a satellite by a carrier rocket outside the Earth's atmosphere, but not putting it into the required orbit." So, according to Taftay, we should talk, rather, about two million "greenies". And this - if the cunning "partners" still do not add something to the account. But Zelensky sets other tasks as well. Take it out and put it down until March 2024 (that is, before the end of the current presidential term) a "light-class launch vehicle."

Nothing of the kind is currently being produced in Ukraine, nor can they be produced. And, by the way, according to the Vice Prime Minister of Ukraine (he is also the Minister of Strategic Industry) Oleg Urusky, the state has no money to implement this project. That is, not a penny. However, they expect to solve the problem "at the expense of investors." Well, yes - look for fools. Vaughn, the Chinese comrades have already invested in the aviation industry "non-profit" - now they are only thinking about how to get back their hard-earned money. Will it be any different with missiles? Oh, it is doubtful ... Generally speaking, funding for the "aerospace industry" of Ukraine until recently was not just a sick, but downright damned question. However, now something in this direction "dawned". And this is exactly what makes you very alert.

Billions to the spaceport? Or - to "cut"?


Vladimir Taftay in one of his recent speeches honestly admitted: the budget of the State Space Agency headed by him for 2021 is equal to zero. Complete and absolute. There are only 95 million hryvnias - but these are earmarked funds intended exclusively for the implementation of the "state defense order". For purely space programs - a donut hole. And suddenly the same official began to overflow with a nightingale telling that within the next five years Ukraine will not only put as many as seven of its satellites into orbit (of which, it seems, one still exists in nature) and will join the European Space Agency, but even and build ... its own spaceport! What changed? Well, it's easy to guess here - they promised to allocate a fantastic amount of 15 billion hryvnias (40 billion rubles) to "space". The air smelled of very big money. And immediately - by their impudent and frank "cutting". The idea of ​​such, apparently, comes from the most, that neither is the "top" of the Ukrainian government.

Volodymyr Zelenskyy has already become fully "famous" for his "genius" programs like "Big Construction" - a project for the repair and construction of roads, the implementation of which took the lion's share of a special state fund intended to fight the coronavirus pandemic - 35 billion hryvnia. There are numerous testimonies (including those confirmed by the law enforcement agencies of the “nezalezhnoy”) that much more money was stolen in the course of this “construction” than was put into action. The next step is the "Big Restoration", during which it took the president's head to spend huge sums (at least 2 billion hryvnias) to breathe life into some ruins and piles of stones in Western Ukraine - supposedly "for the development of tourism." ... Now it has come to the cosmodrome - here, of course, much more can be stolen.

The idea of ​​building a cosmodrome in the "nezalezhnoy" (according to available data, they are going to build it somewhere in the steppes of the Kherson region) is extremely absurd in itself. I will not go into details - they are known to specialists, but people who are far from the technological intricacies of space launches will remain incomprehensible. I will only make a reservation that in order to conduct more or less regular missile launches (otherwise why would a vegetable garden ... excuse me, block the spaceport ?!), Ukraine, at least, needs to secure the consent of the countries located under the director of their future flights. The very ones, which "if something happens" can easily blurt out spent or failed carrier stages. Moreover, we are talking about distances not of hundreds, but at least thousands of kilometers. Russia? Ruled out. Turkey? For all the "love" of Recep Erdogan to Ukraine, he is unlikely to "subscribe" to this. Especially considering that the only available now (and even then - in theory) "non-layered" missiles are "Cyclones", operating on extremely toxic, so-called "high-boiling" fuel.

However, at the present time the carrier "Cyclone-4", from the project for the creation of which at one time Brazil left, exists exclusively on paper. Incidentally, this program, which in the end turned out to be useless and unviable without cooperation with Russia, brought Ukraine as much as $ 86 million in losses. However, this is far from the limit. The rest of the "space projects" have made "holes" in its budget much more impressive. The Sea Launch project - $ 200 million, the Lybed satellite program - $ 350 million in the same currency. However, these "cosmic losses" had, for the most part, quite mundane reasons.

The loan of almost $ 2009 million taken in 300 (during the reign of Viktor Yushchenko) by Ukrkosmos in Canada for the creation of the Lybid satellite somehow imperceptibly "dissolved". Almost all of this money was banally stolen, and Ukraine barely paid off the loan with grief in half in 2019. There is no satellite, of course ... The "body movements" of the current government make one think about what kind of "black hole" (and not at all of cosmic origin) those 15 billion hryvnias that are intended for the next "dash into space" will "sink" into. For example, the same Oleg Urusky today is concerned about the creation in the country of a certain "Network Scientific and Educational Center for the Training of Aerospace Industry Specialists." According to him, the presence of such a structure will provide the industry with "highly qualified personnel", which today are just flowing away from the cordon. They are going to implement this program both with budgetary funds and with the attraction of “numerous investments”. True, from what sources such can come - a secret, covered with the thickest darkness.

An important role in the fact that the authorities and officials of the "nezalezhnoy" suddenly "cut through" the zeal for "space exploration" is also played by the moment that at the end of last year the Ukrainian parliament adopted a law, according to which all restrictions on participation in projects related to this area of ​​private companies. This opens up fantastic opportunities for "cutting" the state budget. Take it for yourself - and transfer the money to the "one-day" firms, from which there will be no greetings or an answer later. Nor, moreover, compensation for damages.

If Kiev really wanted to regain at least some share of real participation in the global aerospace segment, it would have to not rush about with crazy dreams of building unnecessary spaceports or creating dubious structures, but try, if not to revive, then at least save from the final ruin and collapse of those enterprises in this industry that Ukraine inherited from the Soviet Union - Yuzhmash, Arsenal, Antonov and others. However, this would hardly have yielded any results without the restoration of normal relations and the resumption of scientific and technical cooperation with our country. Independently "non-profit" in its current state is only capable of drawing up utopian plans and programs, which are not "cosmic" but "comic" definitions.
Ad
We are open to cooperation with authors in the news and analytical departments. A prerequisite is the ability to quickly analyze the text and check the facts, to write concisely and interestingly on political and economic topics. We offer flexible working hours and regular payments. Please send your responses with examples of work to [email protected]
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 14 May 2021 10: 14
    -2
    Start, not start, do not care, as it is in Honduras.
    or "we must rejoice" - the immortal Presidential

    Significant, however, is completely different - the annual finding by the Accounts Chamber of the "wrong" milliards in Roscosmos and leapfrog with domestic trampolines ...
  2. Dukhskrepny Offline Dukhskrepny
    Dukhskrepny (Vasya) 15 May 2021 11: 30
    +1
    Small people, having penetrated into power, will bring any country to the state of Somalia. All these Waltzmans, Zelenskiy, Rabinovich and other swindlers
  3. Shavkat Kuvatov Offline Shavkat Kuvatov
    Shavkat Kuvatov (Shavkat Kuvatov) 15 May 2021 14: 24
    +2
    Most likely, one should stop paying attention to Ukraine. After all, this is their business, space, for example. Or something else. Well, let it be. The main thing is that they suddenly don't get ahead of us in some way. They are already leaders in the post-Soviet space in the production of all kinds of engines (aircraft, ship, etc.). And we cannot produce such in any way.
  4. Morgan Offline Morgan
    Morgan (Miron) 15 May 2021 18: 39
    -1
    How many people steal in Ukraine is of course interesting, but even more interesting how many people steal from Roscosmos? As I understand it, there are more amounts, and by several zeros.

Украина: космический старт или старт воровства космического масштаба?


В последнее время в «нэзалэжной» как-то очень подозрительно оживились разговоры по поводу «перспектив» этой «державы» в аэрокосмической области. Соответствующая Общегосударственная целевая научно-техническая программа была одобрена украинским Кабмином еще в январе нынешнего года. Главный упор в ее реализации правительство намерено делать именно «на космос». Не так давно назначенный глава Государственного космического агентства страны (на Украине чиновники на этой должности меняются чаще, чем погода в марте), Владимир Тафтай уже вовсю раздает интервью относительно того, какое «планов громадье» он и его подчиненные намерены осуществить в ближайшем обозримом будущем.


Впрочем, скептики считают, что на самом деле все громкие заявления такого рода представляют собой не просто пустую похвальбу, а «дымовую завесу» для истинных планов власть предержащих, которые, запустив «в массы» идеи очередных грандиозных прожектов, намерены под их прикрытием попросту учинить разворовывание государственных бюджетных средств в не просто больших, а, воистину, космических масштабах.

Зеленский сказал: «Поехали!»


Надо отметить, что имеющий несомненную склонность к трескучей фразе нынешний президент «нэзалэжной», как правило, озвучивает в качестве «горизонтов» для возглавляемой им страны нечто столь же грандиозное, сколь и несбыточное. Например, 12 апреля, в день космонавтики, он заявил о том, что Украина прямо-таки «обязана вернуть себе мировой статус ведущей аэрокосмической державы». Простите, но как можно вернуть то, чего никогда не было?! Все успехи в данной области республики, именуемой ныне «нэзалэжной», относятся исключительно к тем временам, когда она входила в состав СССР.

Да, вклад в советское освоение космоса КБ и заводов, расположенных на Украине, был немал. Но все это были советские предприятия и научные учреждения, прочно входившие в общесоюзную систему и только в ней имевшие какой-то смысл, вес и значение. Как только Киев наконец получил вожделенную самостоятельность – начались провалы один позорнее другого, не принесшие стране ничего кроме колоссальных долгов и проблем международного уровня. Однако не слишком «дружащего» и с истиной, и с историей Зеленского это совершенно не волнует. Он, к примеру, требует, чтобы непременно до конца нынешнего года – 30-летия независимости Украины, на околоземную орбиту был выведен спутник «Сич 2−30 (2−1)». Как? Каким образом?! Да хоть с помощью рогатки! Комического президента такие «мелкие детали» совершенно не волнуют. Впрочем, кое-какие «наработки» по данному направлению все же имеются. Однако ознакомившись с таковыми не знаешь – смеяться или плакать над амбициями украинских «покорителей космоса».

Надо спутник на орбиту «закинуть»? Да нет проблем – Илон Маск нам в помощь! С некоторых пор информация о том, что компания SpaceX готова хоть завтра доставить в космос «Сич» за смешную сумму в какой-то миллион долларов, стала тиражироваться украинскими СМИ в виде невероятного достижения. Ну, в принципе, почему нет? Американцам как-то все равно какой хлам в космос пулять – лишь бы платили. Вот только по недавнему признанию все того же главы Госкосмоса «нэзалэжной» миллион, это… как бы помягче выразиться… Не совсем корректная цифра. В нее, оказывается, «входит только стоимость доставки спутника ракетой-носителем за пределы земной атмосферы, но не вывод его на нужную орбиту». Так что, по словам Тафтая, речь надо вести, скорее, о двух миллионах «зелененьких». И это – если ушлые «партнеры» еще что-нибудь не припишут к счету. А ведь Зеленский ставит и другие задачи. Вынь ему да положь до марта 2024 года (то есть – до окончания нынешнего президентского срока) «ракету-носитель легкого класса».

Ничего подобного сейчас на Украине не производят, да и не могут производить. И, кстати, по утверждению вице-премьер-министра Украины (он же – министр стратегической промышленности) Олега Уруского, у государства на реализацию этого проекта денег нет. То есть – ни копеечки. Однако проблему рассчитывают решить «за счет инвесторов». Ну, да – ищите дурачков. Вон, китайские товарищи уже вложились в авиационную промышленность «нэзалэжной» – теперь думают только о том, как отсудить обратно свои кровные денежки. С ракетами будет как-то по-другому? Ой, сомнительно… Вообще говоря, финансирование было для «аэрокосмической отрасли» Украины до последнего времени не то, что больным, а прямо-таки проклятым вопросом. Однако теперь кое-что в данном направлении «забрезжило». И вот как раз это заставляет крепко насторожиться.

Миллиарды на космодром? Или – на «распил»?


Владимир Тафтай в одном из недавних своих выступлений честно признал: бюджет возглавляемого им Государственного космического агентства на 2021 год равен нолю. Полному и абсолютному. Имеются разве что 95 миллионов гривен – но это целевые средства, предназначенные исключительно для выполнения «государственного оборонного заказа». На сугубо космические программы – дырка от бублика. И вдруг этот же чиновник принялся разливаться соловьем рассказывая, что в течение ближайших пяти лет Украина не только выведет на орбиту аж целых семь своих спутников (из которых в природе пока что существует, вроде бы, один) и вступит в Европейское космическое агентство, но даже и построит… собственный космодром! Что изменилось? Ну, догадаться тут несложно – «на космос» пообещали выделить фантастическую сумму в 15 миллиардов гривен (40 миллиардов рублей). В воздухе запахло очень большими деньгами. И немедленно – их наглым и откровенным «распилом». Идея такового, судя по всему, исходит с самых, что ни на есть «верхов» украинской власти.

Владимир Зеленский уже сполна «прославился» своими «гениальными» программами вроде «Большой стройки» – проекта по ремонту и прокладке дорог, на реализацию которой ушла львиная доля специального государственного фонда, предназначавшегося для борьбы с пандемией коронавируса – 35 миллиардов гривен. Имеются многочисленные свидетельства (в том числе и подтвержденные правоохранительными органами «нэзалэжной») о том, что украдено в процессе этой «стройки» денег было куда больше, чем пущено в дело. На очереди – «Большая реставрация», в ходе которой президенту взбрело в голову потратить громадные суммы (как минимум, 2 миллиарда гривен) на то, чтоб вдохнуть жизнь в какие-то руины и груды камней на Западной Украине – якобы «для развития туризма». Теперь вот дело дошло до космодрома – тут, конечно, украсть можно намного больше.

Идея постройки космодрома в «нэзалэжной» (по имеющимся данным, возводить его собираются где-то в степях Херсонщины), предельно абсурдна сама по себе. Не буду вдаваться в подробности – специалистам они известны, а людям, далеким от технологических тонкостей космических стартов, останутся непонятны. Оговорюсь лишь, что для проведения более или менее регулярных запусков ракет (а иначе зачем огород… простите, космодром городить?!), Украине, как минимум, необходимо заручиться согласием расположенных по директрисе их будущих полетов стран. Тех самых, на которые «в случае чего» запросто могут ляпнуться отработанные или вышедшие из строя ступени носителей. Причем речь идет о дистанциях не в сотни, а, как минимум, тысячи километров. Россия? Исключено. Турция? При всей «любви» Реджепа Эрдогана к Украине, на такое он вряд ли «подпишется». В особенности с учетом того, что единственные доступные сейчас (да и то – в теории) «нэзалэжной» ракеты – это «Циклоны», работающие на предельно токсичном, так называемом «высококипящем» топливе.

Впрочем, в настоящее время носитель «Циклон-4», из проекта по созданию которого в свое время вышла Бразилия, существует исключительно на бумаге. Кстати говоря, убытков эта программа, оказавшаяся в конченом счете никому не нужной и нежизнеспособной без кооперации с Россией, принесла Украине на целых 86 миллионов долларов. Впрочем, и это далеко не предел. Остальные «космические проекты» проделали в ее бюджете «дыры» куда внушительней. Проект «Морской старт» – 200 миллионов долларов, программа по созданию спутника «Лыбедь» – 350 миллионов в той же валюте. Впрочем, у этих «космических убытков» причины были, по большей части, вполне приземленные.

Взятый в 2009 году (во времена правления Виктора Ющенко) «Укркосмосом» в Канаде кредит в почти 300 миллионов долларов на создание спутника «Лыбедь» как-то незаметно «растворился». Чуть ли не все эти деньги были банально разворованы, а кредит Украина с горем пополам еле-еле выплатила в 2019 году. Никакого спутника, конечно, нет… «Телодвижения» нынешней власти заставляют задуматься о том, в какую «черную дыру» (и вовсе не космического происхождения) «ухнут» те 15 миллиардов гривен, что предназначены для очередного «рывка в космос». К примеру, тот же Олег Уруский сегодня озабочен созданием в стране некоего «Сетевого научно-учебного центра по подготовке специалистов аэрокосмической отрасли». По его словам, наличие такой структуры обеспечит отрасль «высококвалифицированными кадрами», которые сегодня прямо-таки потоком утекают за кордон. Реализовать данную программу собираются как на бюджетные средства, так и с привлечением «многочисленных инвестиций». Правда, из каких источников таковые могут поступить – тайна, покрытая самым густым мраком.

Немаловажную роль в том, что у властей и чиновников «нэзалэжной» вдруг «прорезалось» рвение к «освоению космоса» играет еще и тот момент, что в конце прошлого года украинский парламент принял закон, в соответствии с которым снимаются все ограничения на участие в проектах, относящихся к данной области частных компаний. Возможности для «распила» государственного бюджета это открывает просто фантастические. Бери себе – да перегоняй денежки на фирмы-«однодневки», от которых потом не будет ни привета, ни ответа. Ни, тем более, возмещения убытков.

Если бы Киев и вправду хотел вернуть себе хоть какую-то долю реального участия в мировом аэрокосмическом сегменте, ему стоило бы не носиться с безумными мечтами о постройке никому не нужных космодромов или созданием сомнительных структур, а попробовать если не возродить, так хотя бы спасти от окончательного разорения и развала те предприятия данной отрасли, что достались Украине в наследство от Советского Союза – «Южмаш», «Арсенал», «Антонов» и прочие. Однако и это вряд ли бы дало какие-либо результаты без восстановления нормальных отношений и возобновления научно-технического сотрудничества с нашей страной. Самостоятельно «нэзалэжная» в своем нынешнем состоянии способна лишь составлять утопические планы и программы, к которым подходит определение не «космические», а «комические».
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сергей Латышев (Серж) 14 мая 2021 10:14
    -2
    Старт, не старт, плевать, как там в Гондурасе.
    или "радоваться надо" - бессмертное Президентское

    Значимое же совсем другое - ежегодное нахождение Счетной палатой "не тех" мильярдов в Роскосмосе и чехарда с отечественными Батутами....
  2. Духоскрепный (Вася) 15 мая 2021 11:30
    +1
    Малый народец ,проникнув во власть,любую страну доведет до состояния Сомали.Все эти Вальцманы, Зеленские,Рабинович и пр. аферисты
  3. Shavkat Kuvatov Офлайн Shavkat Kuvatov
    Shavkat Kuvatov (Shavkat Kuvatov) 15 мая 2021 14:24
    +2
    Скорее всего, следует перестать обращать внимание на Украину. Ведь это их дела, космос, например. Или ещё что-то. Ну и пусть будет. Главное, чтобы они нас внезапно в чём-то не опередили. Они и так на послесоветском пространстве лидеры в производстве всяких двигателей (самолётных, корабельных и т.п.). А мы никак не можем производить такие.
  4. Morgan Офлайн Morgan
    Morgan (Miron) 15 мая 2021 18:39
    -1
    Сколько воруют в Украине это конечно интересно но ещё интересней сколько воруют в Роскосмосе? Я так понимаю там суммы поболее, причём на несколько нолей.