Европейский «углеродный налог» серьёзным образом скажется на российской экономике
Начиная с 2023 года, Европейский союз вводит специальный «углеродный налог» для зарубежных компаний, поставляющих продукцию на его рынок. В первую очередь он коснется экспортеров нефти, газа, продукции нефтехимии, металлургии, удобрений, а также цемента, при производстве которых выделяется значительное количество парниковых газов. Это означает, что основная тяжесть нового «экологического бремени» ляжет на Россию. Чем же сможет ответить на этот вызов наша страна?
Прежде всего, необходимо указать, что «углеродный налог» является оборотной стороной программы «декарбонизации» мировой экономики. Руководство Евросоюза поставило целью добиться его климатической нейтральности уже к 2050 году. Для этого необходимо постепенно отказаться от использования угля, нефти и газа в энергетике и перейти на возобновляемые «зеленые» источники энергии. Очевидно, что это приведет к росту издержек европейских производителей, поэтому уравнять их шансы по сравнению с «карбоновыми» конкурентами возможно только за счет административных рычагов, в частности, введения специального налога на импортеров продукции, имеющей высокий «углеродный след» при производстве.
Для нашей страны все это вдвойне дурные новости. С одной стороны, Европа, крупнейший рынок для сбыта российских углеводородов, в ближайшие 20-30 лет будет планомерно снижать их потребление. С другой стороны, искусственно вводятся дополнительные издержки для экспортеров прочей продукции. И это может стать очень большой проблемой, поскольку под «углеродный налог» может попасть до 40% отечественного экспорта. И это мы говорим только про европейский рынок, хотя в США и КНР тоже подумывают об аналогичных защитных мерах для защиты своего внутреннего рынка и местных производителей. С чем же останется тогда Россия?
Дело в том, что «углеродный след» у нас действительно очень большой, на что влияет сочетание сразу нескольких факторов. Во-первых, основной российский экспортный товар – это не электромобили или смартфоны, а газ, нефть и металлы. Во-вторых, при их добыче и производстве затрачивается много электрической и тепловой энергии, получаемых отнюдь не из «зеленых» источников. В-третьих, энергия затрачивается и при прокачке нефти и газа по трубопроводам, откуда, по мнению европейских экспертов, могут происходить утечки. Пока точных методик расчета «углеродного налога» еще нет, но по предварительным оценкам, потери российских экспортеров уже к 2030 году могут составить от 5 до 50 миллиардов евро. Усредненная цифра составляет 33 миллиарда.
Вероятно, изначально пошлина будет небольшой, но ее размер и количество позиций, которые она охватывает, будут только возрастать. Подсчитано, что производители стального проката могут потерять до 40% своей прибыли, целлюлозы – до 60%, а экспортеры сырой нефти – до 20%. Нетрудно догадаться, что государство будет вынуждено идти навстречу отечественным олигархам и снижать для них налоговую нагрузку: сократятся отчисления в бюджет от НДПИ и экспортной пошлине по нефти и газу. Это означает, что финансовые возможности федерального центра сократятся еще сильнее, и недобор от сырьевиков придется компенсировать ростом налоговой нагрузки на кого-то еще. (Интересно, на кого?). Впрочем, можно не сомневаться, что наше правительство, возглавляемое бывшим главным налоговиком страны Михаилом Мишустиным, обязательно что-то придумает.
Но, быть может, мы зря недовольно бурчим, и ради экологически чистой планеты стоит затянуть пояса и потерпеть? Возможно, что и так. А может быть, и нет. О том, что «зеленый мир» является просто удобным предлогом для глобального передела мировой экономики, свидетельствует один важный нюанс. Если бы речь шла о поиске реального баланса между вредными выбросами и компенсацией причиненного природе ущерба за них, то следовало бы учитывать, что выбросы CO2 имеют свойство поглощаться лесами. Наша страна является одним из лидеров по объемам лесного покрова, по праву считаясь «легкими планеты». Да, российская промышленность вносит свой скромный вклад в копилку потепления, но леса эти выбросы поглощают и очищают атмосферу. Будь все по справедливости и исключительно ради экологии, чиновники Евросоюза учитывали бы этот фактор при расчете методик «углеродного налога», но они его по надуманным предлогам просто игнорируют. Возможно, потому, что в ЕС площадь лесов относительно невелика и не может конкурировать с российскими.
«Карбоновая удавка» начнет постепенно сдавливать сырьевую экспортно-ориентированную отечественную экономику всего через два года. И что же нам остается делать?
Вариантов остается всего три. На переходный период использовать механизм взаимного погашения квот на выбросы СО2, которые «на бумаге» делают продукцию климатически-нейтральной. Начать программу комплексной реиндустриализации российской экономики и внедрения «зеленых» источников энергии при производстве продукции для ее диверсификации и снижения зависимости от экспорта углеводородного сырья. Путем переговоров добиваться от европейских чиновников учета «лесного фактора» при определении налоговой нагрузки. Тогда при превышении объемов выбросов отечественные производители смогут их компенсировать за счет высадки новых и восстановления выгоревших лесов. Для нашей многострадальной тайги это стало бы большим благом.
Информация