Лайнер МС-21 – это платформа для обкатки передовых российских технологий

23

Два года назад США ввели санкции на поставки в Россию композитных материалов, необходимых для производства «черного крыла» среднемагистрального лайнера МС-21. Руководство авиастроительной отрасли пообещало произвести их импортозамещение в самые кратчайшие сроки, и вот уже полностью отечественные «черные крылья» прибыли на Иркутский завод, где разрабатывается перспективный самолет. Почему же это по праву можно считать настоящим технологическим прорывом, остановить или замедлить которых так пытались американцы?

МС-21 – это наш первый среднемагистральный лайнер, разработанный с нуля. Его сертификация ожидается до конца 2021 года, а серийное производство – с 2025 года. Причиной подобной задержки и постоянных переносов сроков вправо стали санкции, вводимые США. Но чего же так испугались в Вашингтоне? В планах «Иркута» выпускать до 70 самолетов год, в то время как Boeing за то же время производит свыше шести сотен лайнеров. Объективности ради, следует признать, что наш МС-21 сможет занять совсем небольшую долю от мирового рынка. Неужели ради сохранения ее США необходимо связываться с подобными ограничительными мерами, что, прямо скажем, не делают чести американским производителям?



На самом деле, все намного сложнее, а ставки выше, чем кажется. Ключевой момент заключается в тех технологиях, что будут обкатываться на МС-21.

Во-первых, это, конечно, авиадвигатель ПД-14. Это также полностью российская разработка, соответствующая всем современным экологическим нормативам. Что еще важнее, он должен стать родоначальником целого семейства силовых агрегатов: его дефорсированная версия может устанавливаться на ближнемагистральные Superjet New вместо проблемных SaM-146 французской разработки, а более мощная версия ПД-18Р (Р — редукторный) – на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Кроме того, для замены украинских вертолетных двигателей на базе газогенератора ПД-14 должен быть разработан турбовальный ПД-12В с тягой 11,5 тс для тяжелых винтокрылых машин. В общем, ожидаются одни плюсы, а апробирована перспективная силовая установка будет именно на среднемагистральном МС-21.

Во-вторых, чрезвычайно важным для возрождения отечественного авиастроения является то, что на лайнере будет обкатано применение композитных материалов, их доля в МС-21 достигает 35%. Из композитов собраны крылья, элементы киля и хвостового оперения. За счет особенностей конструкции наш среднемагистральный самолет обладает самым широким салоном среди узкофюзеляжных лайнеров в своем классе. Несомненно, это является его конкурентным преимуществом. Неудивительно, что США, защищая интересы своего национального производителя, пошли путем введения ограничительных мер против российского проекта, запретив поставлять американские и японские композиты. Процесс их импортозамещения занял целых два года, но результат того стоил.

Интересно, что в ряде СМИ все это время весьма настойчиво звучала точка зрения о том, что не стоит заниматься ерундой. Якобы никакого преимущества «черные крылья» МС-21 не дадут, и вообще это тупиковый путь, раз конкуренты из США и Европы делают композитные крылья только для своих самых тяжелых широкофюзеляжных лайнеров, куда ж мы лезем. Самое любопытное, что именно тут и кроется ответ.

Действительно, свои «черные крылья» имеют широкофюзеляжный Boeing 787 Dreamliner и сверхширокофюзеляжный лайнер Airbus A350 XWB. Их применение стало результатом острой конкурентной борьбы между американской и европейской корпорациями. Авиастроительные гиганты схватились между собой в стремлении максимально сократить массу самолетов и расход топлива, чтобы повысить заинтересованность воздушных перевозчиков, за счет максимального внедрения композитных материалов. Снижение массы лайнеров позволяло установить на нем дополнительное бортовое оборудование для увеличения комфортности перелета пассажиров. Кроме того, современные композитные материалы имеют больший ресурс прочности, чем металлические.


И тут начинается самое интересное. Есть разные технологии создания композитов. Корпорации Airbus и Boeing имеют заказы на большие серии самолетов, и потому экспериментировать начали с относительно небольшими, широкофюзеляжными, сделав ставку на так называемую технологию препрегов. По этой методике каждая отдельная деталь «выпекается» в специальных автоклавах отдельно, а потом они собираются вместе и повторно «выпекаются». В результате определенная граница между разными элементами одной детали сохраняется, и общая прочность снижается. В МС-21 пошли другим путем. При производстве российского «черного крыла» используется технология вакуумной инфузии: углеткань раскраивается и выкладывается слоями в специальный конверт, откуда откачивается воздух и заливается специальная полимерная смола. После все это «запекается» в течение 20 часов. На специальной оснастке полученные стрингеры и панели заливаются связующим совместно, благодаря чему получается единая, более прочная и при этом дешевая деталь, чем при автоклавной технологии, которую применяют Airbus и Boeing.

Таким образом, на нашем среднемагистральном лайнере отрабатываются самые передовые технологии, которые в дальнейшем могут быть использованы при производстве перспективных широкофюзеляжных самолетов в России. Пожалуй, американцам все-таки есть из-за чего поднапрячься. Как известно, русские долго запрягают, но потом быстро ездят.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    16 мая 2021 12:32
    на нашем среднемагистральном лайнере отрабатываются самые передовые технологии, которые в дальнейшем могут быть использованы при производстве перспективных широкофюзеляжных самолетов в России. Пожалуй, американцам все-таки есть из-за чего поднапрячься.

    Не, припоминая посадку сухого суперджета в мае 19-го в Шереметьево и не только там, я лучше буду на "арбузе" летать.
    А тут пусть запрягают и дальше.
    Несчастные американцы! На местных креаклов они действуют как красная тряпка на испанских быков:))
    1. +5
      16 мая 2021 13:00
      Цитата: Miffer
      припоминая посадку сухого суперджета в мае 19-го в Шереметьево и не только там, я лучше буду на "арбузе" летать. А тут пусть запрягают и дальше.

      А вы готовы ответить на вопрос почему погиб SSJ?
      Это и называется выбор - хотите принципиально летать на А320/В737 - ваш выбор. Только будьте готовы столкнуться с другими проблемами.
      Дорогу осилит идущий и этот задел МС21 просто необходим для перспективы. РФ выпала из числа производителей на два десятка лет и сколь трудно восстанавливать утраченное. Пропустить это поколение техники - создать следующее будет уже не возможно
      1. -6
        16 мая 2021 13:03
        К сожалению Вы ошибаетесь, Россия избрала ,,свой путь" и избрали ей, России, свои же ,,распорядители"!
      2. -5
        16 мая 2021 13:14
        Это и называется выбор - хотите принципиально летать на А320/В737 - ваш выбор.

        Я всего лишь выбираю авиакомпанию. И слава богу, "мои" авиакомпании не используют суперджеты.
        1. +2
          16 мая 2021 14:11
          Не знаю где вы работаете, но слава Богу я никогда не сотрудничаю с такими патриотами арбузов, по той простой причине, что вы ничего толкового не способны сделать. От вас лучше держаться подальше. Если бы все были такими, как вы, то и на полёты на арбузах у нас денег не было.
        2. +6
          16 мая 2021 18:09
          MCMLX Здесь никому не интересно, что ты там выбираешь. Можешь даже пешком ходить. Самое главное, не нужно здесь воздух портить своими высерами.
    2. 123
      +5
      16 мая 2021 14:05
      Не, припоминая посадку сухого суперджета в мае 19-го в Шереметьево и не только там, я лучше буду на "арбузе" летать. А тут пусть запрягают и дальше

      Летайте на здоровье, хотя упс...



      Может вам Boeing 737 попробовать? smile Что тоже нет? Тогда вам остается запрягать коня в телегу, все равно вы самолеты строить разучились.

      Несчастные американцы! На местных креаклов они действуют как красная тряпка на испанских быков:))

      Это как на вас русский самолет? laughing Кстати, быки красный цвет не особо различают. winked
      https://fermilon.ru/hozyajstvo/zhivotnovodstvo/razlichayut-li-tsveta-byki.html
      1. +3
        16 мая 2021 15:11
        Человек пишет про красный цвет явно не зная что быка раздражает движение ткани а не цвет её.Быку плевать какого она цвета хоть белой тряси перед его мордой хоть зелёной или красной
        1. 0
          17 мая 2021 12:47
          Значение словосочетания
          ДЕЙСТВОВАТЬ, КАК КРАСНАЯ ТРЯПКА НА БЫКА
          Переносный смысл. оказывать сильное раздражающее действие; приводить в бешенство
          https://kartaslov.ru/

          Я вам, умникам забубенным, могу ещё на пальцах объяснить, что такое "переносный смысл".
  2. -2
    16 мая 2021 16:13
    В СССР строили самолёты а в России уже 30 лет платформы для обкатки и распила !
    1. dpu
      +9
      16 мая 2021 16:59
      Я закончил авиационный институт в 1978 году. К началу 1990 я и мои сокурсники стали очень квалифицированными спецами. Но тут подоспел ЕБН с "партией и правительством" Чубайса и Гайдара и они десять лет буквально ГНОИЛИ нас оставляя без работы и зарплаты. К началу 2000-ных авиапром находился в глубочайшем нокауте благодаря предательской деятельности вышеуказанных гоблинов и примкнувшим к ним алчных чиновников. Люди разошлись, разбежались. Семьи надо кормить и просто выживать. Учат сейчас не так как в наше время. За что у нас ставили трояки в вузах, сейчас лепят пятаки. студенты платят деньги, вузы расплачиваются с ними дипломами. И что Пермский моторный завод, остановившийся в 1995 году, когда в легкую мог завалить авиапром хорошими движками ПС-90А, вдруг нынче создает ПД-14 - это просто ЧУДО! В Ульяновске сатли делать крыло - молодец!!! Назло фашистам - чубайсятам. Поэтому сейчас молодые спецы учатся заново, ОБКАТЫВАЮТСЯ. Дело не только в чубо-распиле. А в том что - убить человека можно за секунду. А нового родить и вырастить -18-20 лет. Со специалистами - ещё сложнее. На их выращивание уйдет 20-40 лет. А поколение утеряно!!! Мы уже пенсионеры. На нашей работе всю жизнь учишься сам и учишь молодых.
      1. -1
        17 мая 2021 12:26
        Мы уже пенсионеры

        Вы не правы, товарищ. Торопиться на пенсию никогда не надо. Опять же учтите два момента:

        Первое. Наш любимый президент В.В.Путин вот уже двадцать лет неустанно, подобно рабу на галерах, трудится на своем боевом посту! Даже его супруга, Людмила Александровна, несколько лет назад поняла, что очень устала от бесконечной трудовой вахты своего супруга и развелась с ним. Но не это главное.
        Относительно недавно с подачи нашей 83-летней космической Чайки были буквально протащены через все формальные высокие инстанции тн законы, позволяющие нашему родному и любимому ВэВэПэ быть президентом до 2042 года. Это ли не победа? И вы, наш дорогой труженик, берите пример высокого служения Родине с нашего президента и не уходите на пенсию в столь раннем возрасте.

        Второе. В 2018 году наш горячо любимый президент выдвинул блестящую идею пенсионной реформы. Наши недруги злобно клевещут, что по пути неустанных реформ весь пенсионный фонд был разворован, и пенсии старикам платить было нечем. Но это - ложь и клевета! Поэтому пришлось могучим рывком поднимать пенсионный возраст всего на 5 лет. Если дела по всем направлениям внешней и внутренней политики пойдут так же успешно, то придется пенсионный возраст поднимать до 80 лет. И вот тут ваши силы, опыт и знания очень пригодятся, поэтому не спешите на покой. Как в той чудесной песне пелось: "а помирать нам рановато, есть у нас ещё ... дела". И берегите себя! Тут ещё этот треклятый вирус со всей его пандемией раздухарился, будь они неладны! Одно хорошо - можно хоть на них свалить все причины своих эпохальных и бесконечных успехов.
        Держитесь там! Хорошего вам настроения, бодрости и здоровья!
        1. 0
          23 мая 2021 11:00
          Вот интересно, кто минусует за правду? Боты, или единороссы у кормушки?
    2. -4
      17 мая 2021 11:03
      БРАВО! smile Прямо снял с языка!
      И ещё деталь! Нравится! Как Тебя "гордые Россиянские пац.риоты" - минусуют Им Ты прямо обиду обидную причинил laughing !
      Очень верно и грустно! В "проклятом , тоталитарном, отсталом коммунистическом конс лагере - СССРе" за 30 лет, скажем с 50-х после страшной разрушительной и убийственной - убыль населения Великой Отечественной войны.... по сути вновь Советские создали авиа промышленность и ДЕСЯТКИ!! авиа КБ они создали систему авиа развития, авиастроения, авиа производства! А как известно ЛЮБАЯ СИСТЕМА создается последовательно , этапно, по от поколения к поколению. А СССРовская система - успешно убита, а нового НЕ УМЕЮТ создавать!
      ... это не даёт мгновенное БАБЛО! миллиарды, и яхты "забугром" Что сегодня в России - вашейраше жизненно самое главное!.
      Вот и нынешняя вашараша уже 30 лет использует с гонором советское с криком - " ЭТО НАШЕ РОССИЙСКОЕ" , при этом просто распродает, что продаётся, что не продаётся уничтожает, убивает советское авиа наследие, Созданное отцами и дедами для ВСЕХ народов СССР.
      Всё на что "способны" нынешние ... силами опять же советских "не добитых" конструкторов за 30 !!! лет СУ-57.
      ЕДИНСТВЕННЫЙ! за 30 лет. и то ещё не "на крыле" в войсках.


  3. -2
    16 мая 2021 21:54
    Но чего же так испугались в Вашингтоне (т.е. в Боинге)?

    Они, в Боинге, испугались не российского самолёта, а Bonkers Tri-Wing Jumbo Jet!
    https://www.yahoo.com/lifestyle/bonkers-tri-wing-jumbo-jet-141500229.html
    Или
    https://www.seaeronautics.com/

    В новом прототипе SE200 SE Aeronautic применен революционный подход ко всем параметрам конструкции и характеристик сверхширокофюзеляжных самолетов. Трехстворчатая конструкция с двойным хвостовым оперением и двумя двигателями, установленными в задней части, сможет вместить 264 пассажира, но будет потреблять на 70 процентов меньше топлива, чем реактивный самолет аналогичного размера. Этот сверхэффективный дозвуковой реактивный самолет может перевозить более 264 пассажиров со скоростью 0,9 Маха с дальностью полета 10 560 миль при 500+ PMPG.
    Конструкция крыла с большой высотой подъема дает SE200 возможность короткого взлета и посадки (экономия топлива взл/пос до 70%) , что увеличивает количество небольших аэропортов, в которые он может попасть. Некоторые из его секретов: хранение топлива больше не будет происходить в крыльях, поэтому конструкторы сделали их тоньше и аэродинамичнее. Вместо этого топливо хранится в баллоне наверху фюзеляжа, что является частью уникальной конструкции самолета. SE указывает на свою интегрированную монококовую конструкцию как на прорыв в производительности и безопасности. Компания отмечает, что производители самолетов скрепляют вместе большие секции, называемые «стволами», для увеличения производства. «Обычно это место, где фюзеляжи разламываются в результате аварии», - говорит SE. «SE построит цельный прочный композитный фюзеляж». Конструкция монокока и композитные материалы сделают самолет самым эффективным из когда-либо построенных, утверждает компания, со сроком службы 50 лет. «Мы также сможем построить эти самолеты менее чем вдвое быстрее, чем обычно строят самолет такого размера», - говорится в сообщении.
    1. dpu
      0
      17 мая 2021 06:40
      Вместо этого топливо хранится в баллоне наверху фюзеляжа, что является частью уникальной конструкции самолета.

      Это для того, чтобы при аварийной посадке всех пассажиров облить керосином? Очень интересная идея! Бипланы, трипланы и прочие многопланы - это все уже проходили. Красивая картинка на сайте? Изображен уродец. А некрасивые самолеты по мнению классиков авиации - некрасиво летают. Картинка для дилетантов плюс маркетинговый ход, не более.
  4. -3
    17 мая 2021 18:25
    Хорошо сказано "Передовых российских" , это не значить Передовых мировых. Можно сколько угодно гнаться , но пока технологии не выходят на самоокупаемость толку от них мало. В Мире две ведущих авиастроительных компании. Несколько региональных производителей. Россия и добавится в эту группу. Третьим крупнейшим производителем может стать Китай.
    1. Комментарий был удален.
  5. 0
    17 мая 2021 23:38
    Три года нас заверяли, что вот решим проблему с «черным крылом», и все с лайнером будет распрекрасно. Но проблему решили, и что же? Оказывается в конструкции лайнера много еще чего иностранного. И, к сожалению, именно американского.
    Когда самолет только начали проектировать, то в него заложили 62% иностранных комплектующих. Когда началось санкционное бешенство, было решено снизить иностранщину до 3%. Похоже, о трех процентах поговорили, да и забыли. Потому что в апреле вице-премьер Юрий Борисов вдруг заявил, что предстоит напряженная работа по снижению иностранной доли до 40%. Но сколько надо еще работать, Борисов не сказал. Поэтому есть подозрение, что в 2022 году срок поставок лайнера опять будет перенесен.
    У американцев по-прежнему в руках прекрасные рычаги по препятствованию выхода МС-21 на рынок. В любой момент они могут запретить использование созданных ими для МС-21 важнейших систем — части авионики (Rockwell Collins), электронных планшетов (Honeywell), «стеклянной кабины» (UTC Aerospace Systems), системы управления полетом (Goodrich Corporation), электрогенераторов (Hamilton Sundstrand)… И еще по мелочам.

    https://svpressa.ru/economy/article/298583/
  6. +1
    18 мая 2021 09:05
    Цитата: Captain Stoner
    У американцев по-прежнему в руках прекрасные рычаги по препятствованию выхода МС-21 на рынок. В любой момент они могут запретить использование созданных ими для МС-21 важнейших систем — части авионики (Rockwell Collins), электронных планшетов (Honeywell), «стеклянной кабины» (UTC Aerospace Systems), системы управления полетом (Goodrich Corporation), электрогенераторов (Hamilton Sundstrand)… И еще по мелочам.

    Это неизбежно, потому является поводом для импортозамещения этих систем. Сроки запуска могут опять сдвинуться вправо, но в итоге МС-21 на 100% будет отечественным. Нет худа без добра.
    1. +1
      18 мая 2021 12:09
      но в итоге МС-21 на 100% будет отечественным.

      Да-да, это произойдёт примерно в 2200 году, когда страны тн "загнивающего Запада" внедрят или другие летательные аппараты, или другие способы перемещения людей в пространстве.
  7. +1
    18 мая 2021 09:06
    Цитата: Владест
    Что касается какого то "испуга" США , то надо всегда иметь ввиду Украину. За подлости и гадости что творит современная РФ соседями и всем остальным надо наказывать. Это и делают США. Наказывают.

    Что за подлости и гадости, можно подробнее?
    1. 0
      23 мая 2021 11:11
      Насчёт Украины это и так известно. Это поддержка ЛНР, ДНР не признавая их фактически, поставками вооружения, боеприпасов, топлива, инструкторов, денег, добровольцев, раздачей паспортов, и этим поддерживая конфликт. И для нас говорят это хорошо, чтобы Украина не ушла в НАТО, и т.д.
  8. +1
    30 мая 2021 18:11
    Потребность в Ил-112В и ТВС-2МС больше, они нужнее.