Нужно ли России восстанавливать Сирию?
Семь с лишним лет длится гражданская война в Сирии. За это время правительственные войска, опираясь на помощь России и Ирана, смогли добиться очень больших успехов в борьбе с террористами. Постепенно военные силы, верные президенту Башару Асаду, восстанавливают контроль над территорией страны. Исключение составляют лишь земли, контролируемые курдами, но с последними возможен лишь политический диалог, поэтому курдский вопрос в Сирии стоит особняком.
Естественно, что в сложившейся ситуации стоит подумать и о том, что станет с Сирией после окончательного подавления террористических группировок. Семилетняя война принесла на сирийскую землю не только смерть сотен тысяч людей, но и колоссальные разрушения. Многие города разрушены практически полностью. Серьезный ущерб нанесен промышленности, транспортной и социальной инфраструктуре. Восстановление городов и селений и выход Сирии на довоенный уровень потребуют вложений в размере не менее 12-13 трлн рублей.
Справиться с последствиями войны самостоятельно Сирия не сможет. Но есть ли смысл России взваливать на себя столь тяжелую ношу? Ведь за вторую половину ХХ века Советский Союз оказал помощь десяткам развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, во многих случаях не получив никакой реальной отдачи. Вложения в Сирию могут оказаться столь же убыточными, причем они совершенно не гарантируют того, что Сирия останется в орбите российского влияния. Москва может вложить в возрождение арабской республики бешеные деньги, а плоды будут собирать Китай или те же США с Евросоюзом. Это прекрасно понимает и российское руководство. Но беспокоиться о том, чтобы в Сирии не получилось также, как в 1950-е – 1980-е годы во многих странах Африки и Азии, не стоит. Российская внешняя политика уже освободилась от издержек советского романтизма.
Помощь Сирии Россия сможет оказать и, скорее всего, будет оказывать, но лишь потому, что для нашей страны это экономически выгодно.
Во-первых, участие в восстановлении сирийской инфраструктуры будет не бесплатным. Сирия обладает достаточными ресурсами в виде нефти, газа, фосфатов, чтобы расплатиться за оказанную помощь.
Во-вторых, привлечение российских компаний к работам в Сирии означает создание дополнительных рабочих мест для российских специалистов – от менеджеров и инженеров до квалифицированных рабочих. Например, российские строительные компании, участвуя в восстановлении инфраструктуры, получат возможность заключать многомиллионные контракты с сирийским правительством, обеспечивая себя работой.
В-третьих, в Сирию придут российские финансовые структуры, что также принесет нашей стране прямую экономическую выгоду.
Наконец, участие российских компаний в восстановлении Сирии станет еще одним инструментом нашего политического влияния на Ближнем Востоке. Поэтому столь важно, уже потратив значительные силы и средства на борьбу с терроризмом в этой ближневосточной стране, сохранить над ней контроль, не допуская ухода действующей сирийской власти под «крыло» какого-либо другого государства. Именно с этой целью в последнее время Россия стремится ограничить Иран, который в мирной Сирии из союзника и партнера может превратиться в конкурента.
Естественно, что в сложившейся ситуации стоит подумать и о том, что станет с Сирией после окончательного подавления террористических группировок. Семилетняя война принесла на сирийскую землю не только смерть сотен тысяч людей, но и колоссальные разрушения. Многие города разрушены практически полностью. Серьезный ущерб нанесен промышленности, транспортной и социальной инфраструктуре. Восстановление городов и селений и выход Сирии на довоенный уровень потребуют вложений в размере не менее 12-13 трлн рублей.
Справиться с последствиями войны самостоятельно Сирия не сможет. Но есть ли смысл России взваливать на себя столь тяжелую ношу? Ведь за вторую половину ХХ века Советский Союз оказал помощь десяткам развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, во многих случаях не получив никакой реальной отдачи. Вложения в Сирию могут оказаться столь же убыточными, причем они совершенно не гарантируют того, что Сирия останется в орбите российского влияния. Москва может вложить в возрождение арабской республики бешеные деньги, а плоды будут собирать Китай или те же США с Евросоюзом. Это прекрасно понимает и российское руководство. Но беспокоиться о том, чтобы в Сирии не получилось также, как в 1950-е – 1980-е годы во многих странах Африки и Азии, не стоит. Российская внешняя политика уже освободилась от издержек советского романтизма.
Помощь Сирии Россия сможет оказать и, скорее всего, будет оказывать, но лишь потому, что для нашей страны это экономически выгодно.
Во-первых, участие в восстановлении сирийской инфраструктуры будет не бесплатным. Сирия обладает достаточными ресурсами в виде нефти, газа, фосфатов, чтобы расплатиться за оказанную помощь.
Во-вторых, привлечение российских компаний к работам в Сирии означает создание дополнительных рабочих мест для российских специалистов – от менеджеров и инженеров до квалифицированных рабочих. Например, российские строительные компании, участвуя в восстановлении инфраструктуры, получат возможность заключать многомиллионные контракты с сирийским правительством, обеспечивая себя работой.
В-третьих, в Сирию придут российские финансовые структуры, что также принесет нашей стране прямую экономическую выгоду.
Наконец, участие российских компаний в восстановлении Сирии станет еще одним инструментом нашего политического влияния на Ближнем Востоке. Поэтому столь важно, уже потратив значительные силы и средства на борьбу с терроризмом в этой ближневосточной стране, сохранить над ней контроль, не допуская ухода действующей сирийской власти под «крыло» какого-либо другого государства. Именно с этой целью в последнее время Россия стремится ограничить Иран, который в мирной Сирии из союзника и партнера может превратиться в конкурента.
Информация