«Адмирал Нахимов» показал, что «Петр Великий» российскому флоту не нужен?

21

В 2022 году должна завершиться модернизация тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов», и его место на стапелях займет его собрат по проекту «Петр Великий». С учетом чрезвычайно высокой стоимости модернизации «Нахимова» для бюджета, уже сейчас высказываются предложения не делать ее столь же масштабной на «Петре», а сэкономленные средства направить на строительство других кораблей. Что важнее для страны: сверхмощный, но единственный «Орлан», или же 3-4 новейших фрегата, оснащенных управляемым ракетным оружием?

Вопрос весьма неоднозначный, потому постараемся учесть все «за» и «против». Сперва необходимо разобраться, зачем вообще создавался проект «Орлан». А возник он как советский ответ на морскую операцию ВМС США под названием Sea Orbit («Морская орбита»). В 1964 году атомный авианосец «Энтерпрайз», сопровождаемый атомным ракетным крейсером «Лонг Бич» и атомным эсминцем «Бэйнбридж», демонстративно совершили кругосветный переход, проводя по пути военные учения со своими союзниками. Благодаря ядерным силовым установкам, американские корабли имели неограниченный запас хода, высокую автономность и могли свободно действовать на дальних морских коммуникациях. Все это произвело сильное впечатление на Москву, и в качестве симметричного ответа в СССР началась разработка собственного тяжелого атомного авианесущего крейсера проекта 1160 «Орел», для сопровождения и защиты которого требовался большой мощный атомный корабль.



В результате появился проект «Орлан», сочетающий в себе одновременно ударные, противовоздушные и противолодочные функции, способный действовать в дальней морской зоне, а вот с атомным авианосцем у нас не заладилось. В итоге СССР получил четыре сверхмощных ТАРК, которые унаследовала Российская Федерация. Два из тяжелых крейсеров списаны и подлежат утилизации, «Адмирал Нахимов» стоит на модернизации, а «Петр Великий» ожидает своей очереди. И тут возникает ключевой вопрос, насколько глубокой она должна быть.

С одной стороны, российский военно-морской флот испытывает острый дефицит надводных кораблей, особенно крупных, а два «Орлана» – вот они. Каждый из них может нести на своем борту гигантское количество вооружений и выполнять полный спектр боевых задач. После модернизации ТАРК способен наносить массированные ракетные удары «Калибрами», «Ониксами» и перспективными «Цирконами», отражать налеты авиации и топить подводные лодки противника. В качестве флагмана флотского соединения «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» резко повышают его боевые возможности и устойчивость. С учетом дефицита больших надводных кораблей это дорогого стоит. А еще их грозный внешний вид заставляет себя уважать.

С другой стороны, когда-то большое впечатление на неприятеля производили и японский «Ямато», и немецкий «Бисмарк». Каждый наш «Орлан» по отдельности способен какое-то время противостоять массированной атаке АУГ противника и немало вражеских кораблей утопить, но его финал будет предсказуемым. В одиночку такой тяжелый крейсер в дальние рейды ходить не станет, атомного авианосца в пару для него у нас нет и не предвидится, а фрегаты имеют относительно небольшую автономность. Получается, что обоим ТАРК объективно отведена роль флагманов, но флагманы выходят очень дорогими. В ходе модернизации «Адмирал Нахимов» был почти полностью переделан, а ее стоимость оценивается в сотни миллиардов рублей. Критики проекта вполне справедливо отмечают, что на эти средства можно построить вторую серию стратегических АПЛ «Борей-А», 3-4 ракетных фрегата проекта 22350М, бригаду корветов или обновить всю нашу морскую авиацию одним махом. Объективно пользы от них было бы побольше.

Какие же тогда остаются варианты?

Во-первых, можно все-таки по максимуму «прокачать» и «Петра Великого», не поскупившись на деньги, и направить его потом, например, на усиление нашего относительно слабого Тихоокеанского флота, оставив «Адмирала Нахимова» в качестве флагмана Северного флота.

Во-вторых, можно вообще отказаться от модернизации «Петра Великого», отправив его на металл, как его собрата по проекту «Адмирала Лазарева». На сэкономленные средства можно построить 3-4 фрегата модернизированного проекта 22350М. Это довольно перспективные корабли, призванные стать основой нашего флота дальней морской зоны. Такие фрегаты должны получить по 24 универсальные пусковые установки, то есть, по 48 «Калибров», «Ониксов» или «Цирконов», а также 96 ячеек под ЗУР. Благодаря увеличенному водоизмещению, они приближаются к американскому эсминцу класса «Арли Берк», основной рабочей лошадке ВМС США. Да, каждый фрегат проекта 22350М будет слабее «Орлана», но вместо одного корабля их может быть четыре. Если говорить о боевой живучести группы, то 4 всегда предпочтительнее 1.

В-третьих, можно пойти путем компромисса и не отправлять советского ветерана на незаслуженную утилизацию. Вместо этого его можно направить на модернизацию, но не полную, а частичную. Ее результатом должны стать продление срока службы возрастного крейсера, а также повышение его ударных возможностей. Его можно превратить в мощную плавучую ракетную батарею, заодно снабдив современным противолодочным комплексом «Пакет-НК». Стоимость модернизации значительно снизится, высвободив средства на другие кораблестроительные проекты, например, все те же фрегаты проекта 22350М.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    +5
    22 мая 2021 16:04
    Сколько можно об одном и том же? Разве на фрегаты денег не хватает? В каком супермаркете можно 3-4 фрегата 22350М прикупить?
    1. +1
      23 мая 2021 10:40
      Там же,где яхты Абрамовичей и Роттенбергов, Вексельбергов
      1. 123
        -2
        23 мая 2021 10:46
        Там же,где яхты Абрамовичей и Роттенбергов, Вексельбергов

        Эх Василий smile И вы туда же? Хотите просто поворчать про олигархов? Так не нойте, идите на баррикады, восстанавливайте социальную справедливость. А где вы были в августе 1991 года? С клятыми олигархами при незабвенном Борисе Николаевиче боролись не разгибая спины? Партбилет в знак протеста хоть порвали?
        Где фрегаты то купить можно, адрес точный назовите?
    2. Комментарий был удален.
  2. -6
    22 мая 2021 19:56
    О чём статья, у государства нет денег на содержание флота, про постройку новых кораблей уже вопрос не стоит!
    1. 123
      +2
      23 мая 2021 10:54
      О чём статья, у государства нет денег на содержание флота, про постройку новых кораблей уже вопрос не стоит!

      УсБагойтесь, статья не про Украину.
    2. -1
      7 июня 2021 13:01
      Про деньги спросите у таможенника, у которого 18 тонн золота в подвале нашли, наверно обнуленному не занес, сразу и нашли. А раньше не знали? ниии, ни в коей мере. Принцип такой, воруешь - заноси, не заносишь, - посиди чуть чуть, просто что бы попугать, и воруй дальше.
  3. -1
    22 мая 2021 21:54
    С одной стороны верно ,с другой стороны не приведены конкретные цифры. Поэтому судить о 3х вариантах бестолку.

    Имхо, интересен 3й вариант ,но во скольео он встанет и встанет потом эксплуатация? Если впихнуть в Петр по сути Фрегат.
  4. -1
    23 мая 2021 09:45
    Ну слава Богу не автору в итоге решать, что строить а что модернизировать.
  5. +2
    23 мая 2021 10:17
    В который раз вижу точку зрения, что проблемы строительства флота увязаны с финансами. В ГПВ-2020 на флот было выделено до 25%..
    С моей колокольни, военные кораблестроение и судоремонт буксуют из-за фактора организации производства, кадрового вопроса (яркий пример - глава ОСК Рахманов, который банально проф непригоден для такой должности). Так сложно организовать производство редукторов для ГТУ фрегатов?
    Так что сколько не выделяй бюджетных средств, не факт, что их освоют, тем более по назначению!
  6. +1
    23 мая 2021 10:17
    Цитата: Герои Шипки
    Ну слава Богу не автору в итоге решать, что строить а что модернизировать.

    Это еще почему? Как-то вменяемо аргументировать по силам?
  7. avg
    +1
    23 мая 2021 11:33
    Статья не о чем. Автор даже представления не имеет не о финансовой стороне вопроса не о боевых потенциалах, но выводы делает смело. А вот о том, что в личном хозяйстве выгодней, корова или десяток кроликов, судить бы не решился.
    1. 0
      24 мая 2021 07:13
      На самом деле, какое-какое представление имею.
  8. 0
    23 мая 2021 13:37
    Конечно, решать будут адмиралы и министры, но с моей точки зрения флот надо формировать исходя из того, что полноценного конфликта с США не будет. Будут стычки, как в Сирии. Насчёт Китая (в будущем) я бы подумал. Китаю скоро будет не хватать жизненного пространства/ресурсов. Попрут они в Африку или на север? Соответственно и состав флота должен отбить желание у континентальных держав (Турции, Китая, ,,,)испытывать прочность России.
  9. 0
    23 мая 2021 15:27
    Хм "чрезвычайно высокой стоимости модернизации " - было бы странно если бы этого не было.
    У нас последнее время речь не идет о модернизации, усилении, улучшении...= СКОКА! ОТМУТИТЬ БАБЛА получится...
  10. +1
    23 мая 2021 20:36
    Модернизация Адмирара Нахимова и так проводится урезанной - в частности всесто планировавшегося морского варианта ЗРК С-400 там будет морской вариант С-350. Но каким-то чижикам-пыжикам всё неймётся, они сильно переживают за дороговизну и малофективность и предлагают исправить это либо порезкой хотя бы одного крейсера на металлолом (а лучше двух конечно), либо сокращением модернизации другого - тогда точно станет эффективнее! :) Клоуны конечно редкостные, но раз они так суетятся - значит на что-то расчитывают. Возможно решение за кулисами уже принято, а этим информационным гуано подготавливают военноориентированную общественность. Картавым владельцам российских суперяхт часто снятся кошмары что военные их вешают и воссоздают монархию - вот по этому военным в России уделяется внимание.
  11. +3
    23 мая 2021 21:25
    Крейсера хороши тем,что они могут быть флагманом любого отряда,а фрегаты,строятся они очень медленно и на флагманы едва ли тянут,ибо ЗРК типа С-300(Форт) или С-400 на них нет,а их боекомплект по сравнению с крейсерами ни о чем. Прежде чем говорить о списании Орланов,нужно построить хотя бы несколько новых эсминцев и если вы хотите иметь авианосец,то ему нужен соответствующий эскорт...Что РФ точно не нужно,так это яхты Киркоровых,Абрамовичей и им подобных !!! Эти господа за РФ воевать не пойдут,а ресурсов из РФ на них уходит чрезмерно много...
  12. надо оба орлана поставить на страже севморпути. мышь не проскочит!
  13. 0
    24 мая 2021 07:12
    Цитата: Sapsan136
    Крейсера хороши тем,что они могут быть флагманом любого отряда,а фрегаты,строятся они очень медленно и на флагманы едва ли тянут,ибо ЗРК типа С-300(Форт) или С-400 на них нет,а их боекомплект по сравнению с крейсерами ни о чем. Прежде чем говорить о списании Орланов,нужно построить хотя бы несколько новых эсминцев и если вы хотите иметь авианосец,то ему нужен соответствующий эскорт...Что РФ точно не нужно,так это яхты Киркоровых,Абрамовичей и им подобных !!! Эти господа за РФ воевать не пойдут,а ресурсов из РФ на них уходит чрезмерно много...

    Лично я являюсь сторонником сохранения и модернизации Орланов как флагманов наших флотов. Но должен был описать разные варианты.
  14. 0
    25 мая 2021 04:57
    А на утилизацию деньги не нужны? Ещё и какие! А потом, рассуждать о том как и что будет в случае войны удел генштаба и верховного. Вы окончили курсы генштаба? Или вы уже верховный главнокомандующий? Все не так просто.
  15. +1
    25 мая 2021 10:40
    Статья не о чем. Все упирается в возможности кораблестроительных предприятий и их поставщиков. Если отказаться от модернизации Петра, то на сэкономленные деньги никоем образом не построить 22350! От слова СОВМСЕМ! Фрегаты строят только Северные верфи, которые загружены заказами под завязку. Где еще можно организовать производство? Янтарь? наверное можно, но это время. Но у Янтаря есть и текущие заказы, индийский контракт, да и вроде как на нем десантные корабли строить собирались. Но даже если организовать производство, то где взять ГЭУ? Их только начали производит и это штучный товар, он не печется как пирожки. Так что к тому времени пока ГЭУ будет в достатке, а производство будет уже запущено еще на одной верфи, то Петра уже можно будет и модернизировать)))))) кстати опять же эти работы делаются совершенно на другом предприятии - Севмаше
  16. -1
    9 июня 2021 19:46
    Наверное кому то из околоплавающих яхта понадобилась - размером с «Петр Великий»?!