Воздушная блокада Белоруссии станет очередным «выстрелом в ногу» Запада
Объявленный рядом европейских авиакомпаний «бойкот» белорусского воздушного пространства, равно, как и введение запрета для тамошних самолетов на полеты в Великобританию и Францию, были восприняты представителями «мирового сообщества» в лучших советских традициях – то есть «с чувством глубокого удовлетворения». Сейчас, к примеру, западные СМИ вовсю смакуют официальное заявление «Белавиа» о грядущем сокращении штатов в связи с падением объема перевозок. Все это трактуется как «победа цивилизованного мира над кровожадным диктаторским режимом», сплошное «торжество демократии» и «победа европейских ценностей».
Однако так ли все обстоит на самом деле? Экономика, как известно – дама весьма суровая и едва ли не пуще всего остального ей не по нраву вмешательство в ее дела политиков и их попытки поставить собственные сомнительные «принципы» превыше ее незыблемых законов. Стремление «побольнее наказать» Александра Лукашенко и страну, во главе которой он стоит, вполне может оказаться «выстрелом в ногу» тем, кто решил пойти в данном случае на крайние меры. Уж больно неудачное время они выбрали для подобных демаршей. Почему так? А вот сейчас попробуем разобраться.
«Не просто плохо, а хуже некуда…»
Именно таким образом еще совсем недавно охарактеризовало состояние мировой авиации руководство организации, которая уж точно владеет всей полнотой информации по данному вопросу – Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В обнародованном им прогнозе относительно будущего состояния дел в данной отрасли обнаружить что-либо позитивное не смогли бы, пожалуй, даже самые завзятые оптимисты. Мировой поток пассажиров воздушных лайнеров, как там надеются, сможет достичь в 2021 году отметки в 2 с лишним миллиарда человек (это – если нигде в мире не случится новой вспышки коронавируса и границы вновь не закроются наглухо). Однако даже эта, на первый взгляд впечатляющая цифра не составит даже половины от тех, кто путешествовал под облаками в кажущемся сейчас нереально далеком «допандемийном» 2019 году. Ни о каких прибылях или хотя бы «выходе в ноль» для авиаперевозчиков, следовательно, и речи быть не может. По оценкам IATA их ожидают убытки в размере, приближающемся к 50 миллиардов долларов. И это, представьте себе – еще лучший вариант.
На 2020 год IATA прогнозировала по отрасли финансовые потери сперва в 85 миллиардов долларов без малого, затем – в 118 с половиной. В реальности же они составили более 126 миллиардов долларов, то есть в полтора раза превысили изначально предсказываемые. Наиболее жестокие финансовые потери при этом, как считают в IATA, ждут как раз именно европейские авиакомпании – не менее 22 с лишним миллиардов долларов. По имеющимся данным, под угрозой закрытия в настоящий момент находятся не менее двух сотен европейских аэропортов – они попросту разорены дотла… Значительного улучшения ситуации (то есть возврата к уровням авиаперевозок тех времен, когда мир еще не знал слова «коронавирус»), по оценкам экспертов организации, можно ожидать не ранее 2024-2025 годов. В лучшем, опять-таки, случае…
Прошу прощения за весьма пространное вступление, однако без него дальнейшие мои выводы и предположения кому-то могли бы показаться преувеличениями. Комментируя приведенные выше данные, глава IATA Вилли Уолш констатировал, что «негативные последствия «коронакризиса» для авиационной отрасли в ближайшее время будут только нарастать». А, следовательно, выжить смогут только те ее представители, которые «сумеют максимально и даже сверх того оптимизировать собственные расходы» (то есть – сэкономить на всем, на чем можно и нельзя). Ну, и еще те, кто «получит действенную поддержку от национальных правительств». Вот последнее – это как раз о «Белавиа». Штаты-то они сейчас, возможно, и урежут несколько. Однако разориться и погибнуть государственной авиакомпании Александр Лукашенко не даст ни в коем случае – тут уж будьте покойны. А что до тех, кто намерен отныне шарахаться от белорусского неба, как, простите, черт от ладана – то вот тут есть вопросы.
География, как ни крути, штука упрямая и обмануть ее никоим образом не получится. Достаточно взглянуть на любую, даже самую простенькую карту, чтобы убедиться – Белоруссия (ну, что ты будешь делать?!) расположилась в центре Европы и находится на пути из нее в Азию, на Ближний Восток и так далее… Нет, небо, оно, конечно большое – облететь не проблема. Однако все это лишние часы в воздухе, лишние тонны авиационной горючки, а следовательно – и лишние деньги. То есть – заведомое подорожание авиаперелетов. И, кстати, кто там у нас поставляет в Европу нефть и продукты ее переработки, включая топливо для самолетов? Русские и белорусы?! Ой-ей-ей, как нехорошо получается! У европейских авиакомпаний сейчас и без всего этого проблем – выше головы. И прежде всего – финансовых. Умножать их своими руками – право же, не самое разумное решение.
Ryanair – те еще лгуны
Вот, кстати, о проблемах, причем очень к месту. Таковые возникли у авиакомпании, невольно оказавшейся в эпицентре событий 23 мая – ирландского лоукостера Ryanair. Надо сказать, что повели себя ее представители во всей этой истории, мягко говоря, далеко не самым достойным и порядочным образом. В первом официальном заявлении компании – пресс-релизе по поводу экстренной посадки в Минске информация о происшествии подавалась в спокойном и сдержанном тоне. Там говорилось, что пилоты рейса, получив сообщение от диспетчеров, в соответствии с требованиями безопасности, приземлились в ближайшем аэропорту, откуда, после проверки, проведенной соответствующими службами, борт вполне благополучно отбыл восвояси. Никаких упоминаний об «обысках», «задержаниях» и «истребителях» там не было – просто извинения перед пассажирами за «досадную задержку, которая произошла не по нашей вине».
Очевидно, после такого невероятного «промаха» руководству Ryanair крепко «прочистили мозги», да еще и на самом высшем уровне. Именно после этого на официальной странице компании в Twitter появилось совсем другое заявление, более всего напоминающее истерику (то есть вполне соответствующее стилистике общей реакции Запада на случившееся). Вот там уже было и «решительное осуждение незаконных действий властей» и даже «воздушное пиратство». И чему тут верить? Право же, не знаю, но вот как раз в настоящее время против Ryanair выдвинуты обвинения в проведении «некорректной» и, более того, «лживой» рекламной кампании, обмане пассажиров и тому подобных вещах, названных «недобросовестной коммерческой практикой». Управление по конкуренции и рынку Италии «впаяло» за такие проделки ирландскому лоукостеру немалый штраф в 4.2 миллиона евро и обязало «устранить выявленные недостатки».
Собственно говоря, скандал разгорелся из-за того, что Ryanair и не подумала возмещать своим пассажирам стоимость билетов на рейсы, отмененные после 3 июля 2020 года – несмотря на то, что ограничения из-за пандемии коронавируса уже были сняты. Несмотря на дававшиеся ранее обещания о полном возврате средств, авиакомпания отказалась отдавать деньги, попытавшись взамен этого всучить раздосадованным клиентам некие «ваучеры», по которым летать они могли только ее рейсами. Надо сказать, что ирландцы в данных, крепко отдающем мошенничеством, действиях вовсе не одиноки. Точно такими же делишками «баловались» еще, как минимум, два европейских лоукостера – британский EasyJet и испанская Volotea. Первую компанию власти Италии обязали выплатить около 3 миллионов евро штрафных санкций, вторую – около полутора. В связи с этим возникает вопрос – можно ли верить заявлениям тех, кто меняет свою трактовку совершенно очевидных событий по принципу «чего изволите» да еще и при этом публично уличен в самом настоящем мошенничестве?
Впрочем, это вопрос из категории морально-этической, а мы вернемся к экономике. Как видим, европейские авиакомпании вынуждены выкручиваться из нынешней тяжелейшей ситуации любыми доступными способами – буквально на грани законного, а иногда и за этой гранью. Разумно ли для них ставить себя в заведомо неравное положение в конкуренции с авиакомпаниями российскими, которые облетать Белоруссию стороной и не подумают? А ведь наверняка найдутся и другие… Отныне те перевозчики, что будут следовать прямым маршрутом, не выделывая в небе никому не нужные «петли», смогут предложить намного лучшие цены своим пассажирам по целому ряду направлений. Речь, прежде всего, повторюсь, об авиакомпаниях отечественных.
Есть, конечно, опасность того, что еще какие-либо страны Европейского Союза вздумают пойти по пути Литвы и запретить на своей территории посадку любым воздушным судам, проследовавшим через белорусское небо. Тут, конечно, потенциальные последствия могут быть весьма серьезными. Однако вероятность подобного развития событий крайне мала, поскольку подобные решения будут означать начало самой настоящей «воздушной войны» с взаимными дискриминационными действиями различных сторон. При этом позиции России в таком гипотетически возможном противостоянии намного прочнее – ведь стоит ей «закрыть» свое небо для всех европейских рейсов, следующих в Юго-Восточную Азию (тот же Китай) – и это будет транспортной катастрофой для ЕС. Именно так и случится, ведь от полетов по этим направлениям вынуждена была отказаться Украина – после того, как разорвала авиасообщение с нашей страной. Простейшие подсчеты «обходных вариантов» показали, что на Луну слетать будет дешевле…
Кстати говоря, ситуация с «нэзалэжной», едва ли не одной из первых разорвавшей всякое авиасообщение с Белоруссией, это, как всегда, особый случай. Украинские авиаперевозчики вынуждены будут отказаться от популярнейшего направления – ведь именно через Минск множество граждан этой страны путешествовало воздушным путем в Россию. Сейчас привыкшие к таким вояжам украинцы спешно прорабатывают другие варианты. С ними, надо сказать, не густо. В Европе жителей «нэзалэжной», с ее эпидемиологической катастрофой, видеть не хотят. У Турции в данное время нет авиасообщения с нашей страной. Разве что через Молдавию? В любом случае очередное дурацкое решение Киева на пользу тамошним авиаторам точно не пойдет. Насколько известно, компания «Международные авиалинии Украины» только с апреля 2020 года по март года нынешнего вынуждена была вернуть своим несостоявшимся пассажирам 33 миллиона долларов за билеты на отмененные рейсы. Теперь таковых станет еще больше…
Как бы то ни было, но в результате поспешных и принятых «на эмоциях» решений некоторых стран Европы об ограничении авиасообщения с Белоруссией Москва в накладе точно не будет. А раз так – то и Минску поможет справиться с ситуацией. Ну, а дальше посмотрим, как дело обернется.
Информация