Карабах: как обе стороны пытаются подорвать миротворческие усилия России
На территории Гегаркуникской области Армении азербайджанские военные захватили в плен шестерых армянский солдат, выполнявших инженерные работы на приграничном участке: минирование и установку соответствующих предупредительных знаков. В ответ, если верить заявлениям Баку, разведывательно-диверсионная группа Вооруженных сил Армении попыталась проникнуть на территорию Азербайджана, но была задержана. Количество пограничных инцидентов между двумя непримиримыми противниками непрерывно нарастает, несмотря на достигнутые трехсторонние соглашения о перемирии. Возможна ли очередная эскалация, способная привести ко второму, завершающему раунду войны за Нагорный Карабах?
Скажем прямо, да, возможна. Проблема заключается в том, что ключевая задача, стоявшая перед официальным Баку и союзной ему Анкарой по открытию транспортного коридора через Армению, фактически так и не достигнута. Речь идет о Зангезурском (Сюникском) коридоре. После распада СССР Нахичеванская Автономная Республика оказалась отрезанной от остальной территории Азербайджана Сюникской областью Армении (Зангезуром). В советский период там функционировала автомобильная трасса и южное ответвление Закавказской железной дороги. По итогам первой, успешной для Еревана Нагорно-Карабахской войны несколько азербайджанских районов, граничащих с Ираном, перешли под контроль армян, сухопутный коридор был перекрыт, а железнодорожное полотно и вовсе разобрано. Транспортная связь с эксклавом Баку мог поддерживать только по воздуху или транзитом через соседнюю Исламскую Республику. Путем мирных переговоров найти компромисс сторонам так и не удалось.
Разрешить проблему Баку сумел в 2020 году военной силой, при поддержке Анкары всего за полтора месяца разгромив армянскую армию и вернув себе контроль над большей частью Нагорного Карабаха. В соответствии с трехсторонними соглашениями Ереван должен был открыть для Азербайджана сухопутный Зангезурский (Сюникский) коридор. Это дало бы победителям массу «плюшек». Подсчитано, что азербайджанский экспорт вырастет ежегодно более чем на 700 миллионов долларов. Баку сможет сэкономить до 10 миллионов долларов в год, которые сейчас приходится тратить на субсидирование авиационных полетов в Нахичевань, а также на транзите газа через Иран, где Тегеран удерживает в качестве оплаты своих услуг до 15% от стоимости. Ну, а Турция получила бы через территорию своего союзника сухопутный коридор на Каспий, где открываются заманчивые перспективы создания «логистической супердержавы».
Так вот, с момента завершения военного разгрома Армении прошло уже более полугода, но воз и ныне там. В Ереване связывают открытие транспортного коридора через Сюникскую область с выдачей всех военнопленных. В Баку отказываются, считая, что задержанные после объявления перемирия армянские военные являются «диверсантами и террористами». Почему Ереван фактически уклоняется от исполнения взятых на себя обязательств, понять можно. Проблема заключается в не вполне урегулированном правовом статусе Сюникской области. Вернее, каждая из сторон по-разному этот статус трактует и считает карты, на которые ссылаются оппоненты, «фальшивками». Армяне вполне обоснованно опасаются, что после открытия транспортного коридора и начала строительства дороги Азербайджан фактически завладеет спорным стратегически важным регионом и одновременно отрежет его от иранской границы. Баку на правах победителя требует своего:
Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет, то решим проще, если не захочет - решим силой. Так же, как до и в период войны я говорил, что они должны по доброй воле убраться с наших земель, или мы выдворим их силой. Так и случилось. Такой же будет и судьба Зангезурского коридора.
Некое головокружение от успехов у президента Алиева явно налицо. На территорию спорной Сюникской области недавно были введены азербайджанские военные. Бывший премьер-министр Никол Пашинян, который участвует в новой избирательной кампании, в свою очередь требует от ОДКБ принять все необходимые меры, чтобы Баку вывел всех своих солдат с армянской земли. Конфликт очевиден и неразрешим мирными методами. Азербайджан и Турция так и не получили то, ради чего в значительной мере и затевалась вторая Нагорно-Карабахская война. И почему же все считают, что те будут это бесконечно терпеть? Сил на второй раунд у Баку хватит, а в Ереване сейчас даже нет легитимной власти.
Ключевой вопрос, как в этом случае будет вести себя Кремль, чью сторону займут российские миротворцы, находящиеся на территории непризнанной республики? Во время «полуторамесячной войны» 2020 года Москва была подчеркнуто нейтральной, чтобы не испортить свои отношения с Азербайджаном и Турцией, так почему что-то должно быть иначе на этот раз? И ведь формально Кремль прав, дистанцируясь от этого давнего межнационального конфликта. Проблема заключается в том, что тем самым расшатывается фундамент ОДКБ, в рамках которой Россия и Армения являются военными союзниками. Ереван демонстративно направил обращение в данную организацию с просьбой принять меры для выдворения азербайджанских военных с территории Сюникской области. Та пока что изучает вопрос. В ответ Никол Пашинян пригрозил обратиться в иные структуры:
Армения не исключает возможности обращения в Совбез ООН, если инструменты ОДКБ не позволят решить проблему на границе.
Готовность армянского руководства решать вопрос через голову ОДКБ и Кремля, мягко говоря, не самым лучшим образом работает на международный имидж этой организации и России, вокруг которой она фактически и создана. По сути дела, наша страна сама становится заложницей своей же политики «многовекторности», за которую мы традиционно ругаем Белоруссию.
Информация