Почему Украина вознамерилась продать свою ГТС

4

Президент Владимир Зеленский довольно неожиданно заявил о готовности продать украинскую ГТС европейским и американским партнерам. Вернее, слово «продажа» вообще не прозвучало, а вместо него была использована более обтекаемая формулировка «иметь в качестве совладельцев», что можно при желании трактовать весьма расширительно. Что это, жест отчаяния или финальный этап поглощения Западом остатков украинской экономики?

Сперва необходимо сказать несколько слов о самой газотранспортной системе и предыдущих попытках Киева ее кому-то продать, чтобы по справедливости оценить то, до чего довела свою страну «молодая демократия». ГТС досталась Незалежной по наследству от СССР и по-прежнему является одной из крупнейших в мире: это свыше 37 тысяч километров труб и 71 компрессорная станция. Она является составной частью единой внутренней газораспределительной системы Украины, поэтому на входе ГТС способна принять до 290 миллиардов кубов в год, а на выходе ее мощность составляет 175 миллиардов. Из-за дефицита финансирования состояние газотранспортной системы приближается к критическому. Еще 6 лет назад независимая германская компания-оценщик установила уровень износа в 85%. Естественно, ГТС нуждается в срочном капитальном ремонте, и уже очень давно, но проблема упиралась в украинские коррупционные реалии, а также в банальные жадность и глупость чиновников.



Еще в 2002 году Киеву был предложен вариант с трехсторонним управлением газотранспортной системы с участием европейских потребителей. Но украинская власть не захотела расставаться со своим монопольным положением и позволять кому-то сунуть нос в свою «кормушку», если называть вещи своими именами. Это стало лишним доводом к тому, чтобы Москва строила обходные газопроводы «Ямал-Европа» и «Голубой поток». «Газовые войны» периода правления президента Ющенко подтвердили необходимость дополнительного «Северного потока» и «Южного потока» через Болгарию. При Януковиче «Газпром» предлагал Киеву выкупить 50% газотранспортной системы Незалежной за 4 миллиарда долларов и предоставить в обмен скидку на газ на продолжительный срок. Но и тут не сошлись по цене: украинские власти оценили ГТС в несколько десятков миллиардов долларов. Не смогли вновь договориться и о совместном с европейцами трехстороннем управлении. А потом пришел Майдан 2014 года, и все подобные темы были окончательно сняты с повестки дня.

Что же им имеем в сухом остатке на сегодняшний день? Есть изношенная украинская ГТС, через которую «Газпром» обязан в течение следующих четырех лет прокачивать до 40 миллиардов кубометров газа в год. Уже построен обходной «Турецкий поток» на замену болгарскому «Южному», и почти достроен «Северный поток-2», по которому российский монополист по проекту может прокачивать до 55 миллиардов кубометров газа ежегодно. Стало быть, после запуска его в строй на полную мощность услуги Киева Москве более не понадобятся. Украина потеряет плату за транзит газа в Европу, а также лишится так называемого «виртуального реверса». На самом деле, Незалежная просто отбирает из магистральной трубы российское топливо для собственных нужд, а после производит взаимозачет с европейскими партнерами. Если не будет реального транзита, то и отбирать будет уже нечего. Тогда Киеву придется или искать излишки газа у соседей по ЕС, или же просить «Газпром» о возобновлении прямых поставок. А там, глядишь, за экономическими уступками последуют и политические. Победа, товарищи?

Увы, все сложнее, чем хотелось бы. Коллективный Запад крайне не заинтересован в том, чтобы отпускать Украину обратно к России. Для европейцев это дополнительный рынок сбыта своей продукции, источник дешевой рабочей силы и ресурсов, для США – удобнейший плацдарм для военного и политического давления на Кремль. Кроме того, ЕС для надежного прохождения отопительного сезона нужны огромные украинские ПХГ для балансировки объемов, а для этого должен сохраняться транзит газа через ГТС. Недаром канцлер Меркель без обиняков настаивала на сохранении украинского транзита даже в случае запуска «Северного поткоа-2». Европе и России дополнительный газопровод в обход Украины необходим, Киеву и Вашингтону – нет. При этом США имеют мощный рычаг давления для того, чтобы ставить препоны на пути реализации «Северного потока-2». Вот такой сложнейший геополитический клубок интересов образовался вокруг этого газопровода. А теперь давайте попытаемся представить, как его могла бы разрубить наша страна, вернее, что должно произойти, чтобы Россия вышла из этой партии победителем.

Представим, что обходной газопровод достроен и сертифицирован. В соответствии с нормами Третьего энергопакета «Газпром» сможет использовать его лишь на 50% мощности, то есть прокачивать не 55 миллиардов кубометров в год, а только половину. Допустим, Вашингтон и Брюссель приходят к некоему консенсусу, при котором «Северный поток-2» может работать, но при условии сохранения определенных объемов транзита через Украину. Естественно, на Западе будут пытаться повесить на российскую корпорацию бремя ее содержания и капитального ремонта. Что тогда остается? Только надеяться на «чудо», которое исключит украинскую ГТС из общего расклада. Вспомним, что в 2014-2015 годах в этой безумной стране кто только не говорил о том, чтобы взорвать газопровод. Такую угрозу высказывал, например, лидер запрещенного в России экстремистского «Правого сектора». О том, насколько неадекватна украинская власть, может свидетельствовать также интервью замминистра по вопросам «временно оккупированных территорий» Юрий Грымчака, где он заявил дословно следующее:

Вы думаете, не было планов подорвать газопроводную систему с нашей стороны? Я вам о государственных планах рассказываю.

Сумасшедшая страна, безумные люди, куча оружия на руках. Вот возьмут и правда взорвут свой собственный магистральный трубопровод. А потом еще раз, но уже в другом месте. И еще раз. Или еще что нехорошее случится с изношенной системой. Подобный «черный лебедь» полностью изменит расклад вокруг «Северного потока-2», поскольку уже сама Европа будет упрашивать «Газпром» использовать газопровод на полную проектную мощность. И тут мы возвращаемся к последнему заявлению президента Зеленского, который явно сердцем почувствовал что-то неладное:

Я действительно считаю, что было бы круто иметь как партнеров, так и совладельцев в ГТС Украины Европу и Соединенные Штаты. Потому что вопрос не в том, что никто бы нам не повредил эту трубу, не предпринимал бы против нее каких-то действий, а в том, что все защищали бы эти контракты и защищали бы в целом безопасность Украины и Европы.

Очевидно, в Киеве надеются, что переход прав собственности к западным партнерам будет для ГТС своего рода «оберегом». Все может быть. Правда, стоит учитывать, что счастливые новые «совладельцы» ветхой трубы будут вынуждены нести бремя ее содержания и капитального ремонта, а вот нужно ли это им? Большой вопрос.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 июня 2021 22:52
    Всё правильно!
    Ждём зарубежных "коллег!", ща набегут ...
  2. 0
    2 июня 2021 23:13
    Украина. Не нужна нам эта труба. Мы не хотим, (уже столько отводов сделали), что напишут что была усушка и утруска, а мы всё покупаем, а не крадём. Беда в том, что бедолагам никто не верит. Ведь там ещё есть бандеры, которые враз могут трубы взорвать на другой стороне и сказать .что это сделали Россияне что бы оболгать самую несчастную и честную страну в этом Молочно-кефирном пути.
  3. +1
    2 июня 2021 23:32
    а вместо него была использована более обтекаемая формулировка «иметь в качестве совладельцев»,

    Надо отметить, что в словах Зели есть здравый смысл, только это очень запоздалое "прозрение" со стороны окраины.
    В 2010 г. Газпром предложил выкупить 50% ГТС - не сошлись в цене, окраина "задрала" планку.
    Было предложение с нашей стороны создать консорциум "Газпром - Нафтогаз" по управлению и эксплуатации ГТС, все закончилось в 2014г.
    Износ порядка 80-85%.. Репутация делового партнера оставляет желать лучшего.
    Предложить то можно, вот только надо найти идиота, кто вложится в ГТС окраины.
    35-40 млрд кубов прокачки это "предельная рентабельность". Газпром не откажется от прокачки до 2025г по нескольким причинам: ввод в эксплуатацию СП 2 на проектную мощность займет пару лет, добавим время на решение проблем, которые могут возникнуть при сертификации и страховании СП2, контракты с Румынией и Молдавией, контрактная схема "качай или плати".
    После 2025г прокачка может составить 10-15 млрд кубов газа, что уже не спасет ГТС от серьезных проблем.
    Будем надеяться, что в августе СП2 будет достроен. (тьфу-тьфу).
  4. -1
    6 июня 2021 19:14
    Очередной развод. Купят за наши с вами деньги.