Способна ли африканская Джибути заменить ВМФ РФ потерянный Порт-Судан
Итак, наши худшие предположения начали подтверждаться. С большой долей вероятности можно утверждать, что российской военно-морской базы (ПМТО) в Порт-Судане все-таки не будет. Поскольку за изменением решения официального Хартума явно прослеживается давление со стороны США, для Кремля этот отказ будет серьезным имиджевым ударом. Что же теперь остается делать, и так ли нам на самом деле нужна своя военно-морская база на Красном море?
Решение о создании пункта материально-технического обслуживания в Порт-Судане было принято еще в прошлом году. Его условия были весьма выгодны для Москвы: в течение следующих 25 лет Россия получала на побережье Красного моря небольшую военно-морскую базу, где одновременно смогли бы находиться не более 4 боевых кораблей (в том числе с ядерной силовой установкой, т.е. любой из двух наших ТАРК проекта «Орлан»), а также не менее трех сотен военнослужащих для ее защиты. Взамен Хартум должен был получить на безвозмездной основе российскую военную технику и вооружения, а наша сторона брала на себя обязательства по модернизации порта и неформально – по обеспечению безопасности в этом сложном регионе.
Слухи о том, что Хартум может передумать, появились еще месяц назад, когда суданские власти объявили о приостановке соглашения о строительстве, принятого предыдущим режимом. В принципе, уже тогда все было понятно, но в МИД РФ бодрились, прикрывая провал обтекаемыми дипломатическими формулировками, а в отечественной прессе все подобные сообщения и теории упорно называли «фейками». Увы, это был не «фейк». Новая вводная от Хартума по поводу перспектив соглашения с Россией об открытии ПМТО звучит следующим образом:
Мы пересматриваем его, чтобы определить интересы Судана в этом соглашении… Мы хотим в реализации этого соглашения достичь выгоды для себя.
На первый взгляд, все выглядит не так уж и страшно. Мол, давайте просто предложим Хартуму больше, и дело в шляпе. К сожалению, в этом «суданском аукционе» нам конкурентов никак не перебить. С той стороны стоят США, которые твердо вознамерились выдавить из Африки Китай и заодно не дать укрепиться на ее побережье России, о причинах чего мы подробно рассказывали еще месяц назад. Вашингтон уже дал Судану столько, сколько Москва не смогла бы дать в принципе: исключил эту африканскую страну из списка спонсоров международного терроризма, помог с погашением долга перед Всемирным банком и с получением нового кредита. Посетившие Судан американские сенаторы пообещали предоставление новых траншей финансовой помощи. Можно, конечно, попробовать предложить больше, но у США точно нет проблем с печатанием новых долларов. При необходимости они вообще могут обойтись взаимозачетом, добившись погашения части внешнего долга Судана перед Парижским клубом, который составляет 60 миллиардов долларов. Но вот стоит ли этот ПМТО того, чтобы так за него «рубиться на аукционе» с американцами?
Определенная польза от собственной военно-морской базы на Красном море для нашего ВМФ действительно будет: корабли смогут там заправиться и получить ремонт, их экипажи отдохнут на берегу. По поводу всего остального есть некоторые сомнения. Обычно тут принято тыкать в карту и показывать, что через Красное море проходят морские маршруты из Средиземного моря в Индийский океан и далее в Азиатско-Тихоокеанский регион. Дескать, имея там свою базу, наш военно-морской флот мог бы взять под контроль Баб-эль-Мандебский пролив, через который на Запад идут углеводороды из стран Персидского залива. Звучит здорово, но давайте будем реалистами. Как всего четыре российских корабля, даже если один из них будет ТАРК «Петр Великий» или «Адмирал Нахимов», при поддержке 300 «спартанцев» на берегу могут организовать и обеспечивать подобную морскую блокаду? Слишком уж неравны силы с потенциальным противником. А каким путем они пройдут в Красное море и потом обратно, через Суэц? Какая степень автономии у наших кораблей? Как будут снабжаться после организации блокады? Насколько Москва сможет отпустить туда один из «Орланов»? Вопросов много, а адекватных ответов пока нет. Это все просто нереально, и ничем хорошим для нашего немногочисленного суданского контингента не закончится.
Что же мы имеем в сухом остатке. Минобороны РФ действительно не помешал бы новый ПМТО в данном регионе, но именно как пункт для снабжения и отдыха, а не военно-морская база, откуда мы могли бы брать под контроль какие-то там стратегические проливы. Для выполнения подобных задач нашему надводному флоту и морской авиации еще расти и расти. Если Хартум выбрал в качестве партнера США, то в Судане ВМФ РФ делать уже особо нечего, но можно поискать другие, более гостеприимные места.
Например, на ум приходит маленькая африканская страна Джибути, которая всю свою экономику и внешнюю политику построила на размещении любых иностранных военных баз за плату. Свои представительные контингенты там официально имеют США, Франция, Италия, Япония и Китай. Кроме того, на территории одной из баз Пятой Республики размещаются военные из Испании и Германии. Если с европейцами все понятно, то обращает на себя внимание наличие в Африке китайцев. Пекин открыл свою первую военно-морскую базу за рубежом в 2017 году именно в Джибути. Она находится несколько особняком от остальных и может разместить до 10 тысяч военнослужащих. После расширения китайская база способна принимать даже авианосцы. Вот это действительно серьезная заявка на контроль над судоходными районами между Красным морем и Аденским заливом.
Так почему бы и России не последовать примеру Поднебесной и не взять в долгосрочную аренду кусок скалистого побережья Джибути для открытия своего ПМТО в Африке?
Информация