Российская база в Судане: печальный урок для Москвы
Как наверняка слышали многие наши читатели, еще несколько лет Россия желала получить военно-морскую базу в Судане. В не столь далеком 2017 году президент государства Омар аль-Башир обратился к Владимиру Путину с просьбой «защитить Судан от США», после чего наши страны заключили ряд соглашений в сфере военного сотрудничества.
Тогда же начались и переговоры о создании ПМТО, но уже в 2019 году аль-Башир был свергнут. Новое гражданское правительство, впрочем, не отказывалось от данной инициативы предыдущего президента и даже заключило с Москвой соглашение о строительстве базы (это случилось в ноябре 2020 г.). Однако ратифицировать его не успели – официально в стране нет соответствующего законодательного органа, а выборы в него пройдут лишь в конце 2022 года.
Само собой, было бы наивно надеяться, что данным промедлением не воспользуются конкуренты Москвы – и, конечно же, они не упустили прекрасную возможность и приложили все силы, дабы не позволить существовать союзу Судана и России.
2 июня начальник Генштаба Судана Мухаммад аль-Хусейн заявил в интервью телеканалу «Голубой Нил» о пересмотре соглашения, подписанного между нашими странами. Причина тому была названа весьма прозаичная – текущий договор якобы «не соответствует интересам Судана». Это, конечно же, лишь малая часть правды – и наша редакция предлагает подробнее разобраться в происходящем.
Начать данный рассказ стоило бы с того, что довольно длительный срок (с 1993 г.) Судан находился в американском списке государств, спонсирующих терроризм. Этот факт серьезно подрывал экономику и политическое положение страны, но ситуация переменилась после свержения упомянутого выше Омара аль-Башира – новое правительство Хартума пошло на примирение с США.
Впрочем, несмотря на выплату компенсаций жертвам терактов со стороны нового руководства Судана, Вашингтон не торопился убирать страну из «черного списка». Произошло это, по странному совпадению, лишь в декабре 2020 года – на следующий месяц после заключения соглашения между Москвой и Хартумом.
Далее события начинают разворачиваться все стремительнее – в Судан прибыл спецпосланник США Дональд Бут. Дипломат выразил свою горячую поддержку действующему переходному правительству, а на последовавших переговорах с премьер-министром Абдаллой Хамдоком согласился предоставить стране промежуточный кредит – именно с его помощью Судан погасил свою задолженность перед Всемирным банком. Дабы не терять инициативу, спецпосланник сразу же встретился и с министром финансов и экономического планирования Габриэлем Ибрагимом – они договорились о создании условий работы для крупного западного капитала.
В начале 2021 года в ход пошла «тяжелая артиллерия» – в страну прибыла делегация Африканского командования США: заместитель командующего AFRICOM по военно-гражданскому сотрудничеству Эндрю Янг и начальник управления флотской разведки контр-адмирал Хайди Берг. В ходе этой встречи обсуждались куда более интересные вещи – если говорить откровенно, американцы предложили ряд услуг (подготовка вооруженных сил и правоохранительных органов, создание военной базы США, сотрудничество спецслужб) в обмен на ликвидацию соглашения между Россией и Суданом.
После этих событий в апреле 2021 г. появилась информация о том, что сотрудничество между Москвой и Хартумом будет расторгнуто.
К сожалению, тогда ей уделили недостаточно внимания – эти данные были названы ложью и дезинформацией. Несмотря на это Минобороны РФ срочно отправило в Судан делегацию – но, увы, на этом все не закончилось…
В дело начали активно включаться американские союзники: Судан в своем нынешнем виде представляет огромный интерес для потенциальных инвесторов. Чрезвычайно бедная страна отчаянно нуждается в притоке денег – и в обмен на разрыв с Россией они полились на нее рекой.
Одними из первых проявили себя Объединенные Арабские Эмираты – они выразили желание инвестировать в суданский Дарфур. Далее – Катар, который предложил создать в стране экономическую инвестиционную зону (стоит отметить, что премьер-министр Судана уже дал свой положительный ответ на эту идею и предложил увязать ее с общим развитием инфраструктуры).
Не осталась в стороне и Саудовская Аравия – она, в свою очередь, использует лоббистов в Суверенном совете Судана, продавливая возможности инвестирования в сельское хозяйство и экономику. Буквально на днях посол страны заявил о том, что между Хартумом и Эр-Риядом готовы к подписанию три проекта, в том числе в области здравоохранения, образования и электроэнергетики. Кроме того, обсуждались возможности взаимодействия в области развития телекоммуникаций, животноводства, транспортной инфраструктуры и энергетики.
Конечно же, ни в коем случае нельзя забывать и о Турции: 28 мая в Анкаре состоялись турецко-суданские переговоры по расширению двустороннего сотрудничества. Стороны обсудили взаимодействие в области энергетики, нефтедобычи, сельского хозяйства, инфраструктуры и транспорта. Турция заявила о желании значительно увеличить товарооборот между странами, и представители различных турецких компаний, занимающиеся строительством дорог, мостов и других объектов инфраструктуры, уже отправились в Судан.
Анкара планирует экономическую экспансию, опираясь на достигнутое в ходе переговоров инвестиционное соглашение на сумму более 10 миллиардов долларов.
Как нетрудно понять, бедная африканская страна просто-напросто не могла устоять перед лицом многочисленных экономических благ и международного внимания, которым ее одарили США и их союзники. Несмотря на многочисленные и довольно щедрые предложения Москвы, Хартум явно предпочел выбрать иную сторону – он был просто-напросто выкуплен крупным западным капиталом (этот термин более чем подходит и для таких восточных стран, как Турция и ОАЭ).
Впрочем, надежда еще есть – возможно, Россия сможет склонить правительство Судана в свою сторону, отстоять нашу базу и уже вложенные в страну деньги.
В противном случае нашей стране, увы, придётся усвоить очередной горький и печальный урок – и еще более тщательно подбирать союзников.
Информация