На что рассчитывает Япония в решении Курильского вопроса

19
На что рассчитывает Япония в решении Курильского вопроса

И снова о Курилах. О необходимости успеть решить этот территориальный вопрос до конца президентских полномочий Владимира Путина заявил японский парламентарий, «эксперт по России», Мунэо Судзуки. Звучит довольно странно, если учесть, что именно под «обнуление» сроков главы государства была принята поправка в Конституцию РФ, запрещающая отторжение территорий нашей страны и даже переговоры на эту тему. Так на что же тогда рассчитывают в Токио?

Несомненно, все эти проблемы японцы себе создали сами. Еще в начале прошлого века Страна восходящего солнца была милитаристским государством, проводящим крайне агрессивную экспансионистскую политику за счет своих соседей по региону. Объективно столкновение с интересами США вынудило Токио вступить в союз с нацистской Германией. В мае 1945 года Третий рейх пал, а вскоре капитулировала и Япония. По итогам Второй мировой войны СССР получил от Берлина Калининградскую область, а от Токио – Курильские острова. При этом суверенитет России как правопреемницы Советского Союза над данными землями подкреплен соответствующими международными соглашениями. Однако японцы все никак не могут успокоиться и довели мечту о возвращении своих «северных территорий» до статуса национальной идеи, на которой теперь паразитируют местные политиканы.



При этом шансы вернуть хотя бы часть утраченного в результате военного поражения у Токио были, и не раз. В 1956 году была подписана Совместная декларация, согласно которой Москва допускала передачу Токио острова Шикотана и группы мелких островов Хабомаи, сохранив за СССР Итуруп и Кунашир, имеющих важнейшее стратегическое значение. Однако японские власти пожадничали, потребовав все острова, а также вмешались США, пригрозившие не отдать им обратно Окинаву. После того, как американские военные получили право размещать свои базы на территории Страны восходящего солнца, в том числе, на Курилах, запирающих наше Охотское море, СССР отказался от своего предложения. Позже новая возможность появилась у Японии во времена «Перестройки», когда Михаил Горбачев, если верить слухам, готов был продать Курильские острова за 200 миллиардов долларов. Но в Токио вновь пожадничали, предложив только 28 миллиардов, и стороны не договорились. Затем к декларации 1956 года хотел вернуться президент Ельцин, но японцам опять оказалось мало двух островов, им подавай все. Не сошлись.

И вот несколько лет назад к многострадальной Совместной декларации зачем-то решил вернуться уже президент Путин, который сделал ряд обнадеживающих заявлений для японской стороны. Тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ раздухарился до такой степени, что начал публично рассуждать о дальнейшей судьбе русского населения Курил, милостиво дозволив «гайдзинам» пока там пожить. Все это вызвало крайне негативную реакцию в России, поскольку абсолютное большинство наших соотечественников были против передачи «северных территорий». В Кремле резко сдали назад, разъяснив, что мы все неверно поняли. В итоге в 2020-м году в ходе голосования за «обнуление» президентских сроков Владимира Путина в Конституцию РФ была внесена «поправка Машкова», запрещающая отторжение и даже переговоры о возможности отторжения части российской территории. Часть 2.1 статьи 67 Основного закона теперь выглядит следующим образом:

Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Кроме того, есть статья 280.2 Уголовного Кодекса РФ, которая гласит:

Отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 278, 279 и 280.1 настоящего Кодекса, – наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Итак, юридически территориальная целостность нашей страны защищена. На что же тогда надеются японцы? О чем вообще теперь можно с ними говорить по данному поводу, рискуя «присесть» от шести до десяти? Вариантов никаких, за исключением тех, что в скобках. Это про делимитацию и демаркацию границы:

Делимитация границы – определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Делимитация нужна при переговорах об установлении или изменении госграниц, и соглашения о ней обычно являются частью мирных договоров. А демаркация – это проведение границы непосредственно на местности. Почему эта лазейка в законе была оставлена? Да потому, что у нас до сих пор не завершена демаркация границы с соседним Казахстаном, не ратифицировано соглашение с США о разграничении экономической зоны и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях. Судя по всему, «эксперт по России» господин Судзуки рассчитывает на эту юридическую лазейку, в рамках которой переговоры по Курилам могут вестись о делимитации. Но тогда возникает закономерный вопрос, неужели население нашей страны на этот раз останется пассивно и не сочтет подобные соглашения о фактическом отторжении части территории национальным предательством? Непонятно.

Если резюмировать сказанное, получится, что возможности вернуть «северные территории» мирным путем для Токио закрыты. Остаются только немирные, а тут все нерадостно. Морские силы самообороны Японии значительно превосходят Тихоокеанский флот РФ. В настоящее время проводится переоснащение двух японских вертолетоносцев в легкие авианосцы, несущие по 40 истребителей пятого поколения F-35 каждый. Также Токио располагает большим флотом Береговой охраны, который может быть использован для проведения десантной операции на островах. И вызывает большую настороженность, что в Японии о неких подобных силовых сценариях уже начинают говорить вслух. Несколько месяцев назад известный политолог и бывший кадровый дипломат Акио Каватао на страницах издания Newsweek Japan заявил дословно следующее:

Для того чтобы российские власти осознавали важность решения территориальной проблемы, японское правительство должно демонстрировать свою готовность и способность блокировать пролив Соя (Лаперуза) и Цугару (Сангарский), которые являются основными маршрутами снабжения и между материковой частью России, и четырьмя «северными островами».

Вот так вот. Японцы уже публично дискутируют на тему морской блокады российских островов. И надо отметить, что у них есть для этого все возможности. Вначале морская блокада, потом стремительный десант и оккупация, а после бесконечные переговоры под эгидой ООН. Почему господин Кавато считает подобные сценарии против ядерной державы реалистичными? Он сам призывает подождать, пока «национальная мощь» России ослабнет, как это было в 90-е годы, и ей самой будет не до Курил. Вот тогда, по всей видимости, и стоит ждать незваных гостей.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 июня 2021 11:09
    На что рассчитывает Япония в решении Курильского вопроса

    На предательство и продажность власти! А Россию больше не как не победить и покорить.
    1. Я согласен с вами..Не покорить Россию..!
  2. 0
    6 июня 2021 11:39
    Сильный всегда прав.
    Была сильна СССР, а Япония слаба - и вопросов небыло.
    А теперь наоборот. И флот, и население, и экономика у Японии все растет.
  3. +9
    6 июня 2021 12:58
    РФ сама даёт повод претензиям Японии на Курильские острова своей невразумительной политикой – вроде бы как и согласны отдать на устраивающих РФ условиях, а вроде как упирается и отдавать не собирается.
    В результате вопрос не в принадлежности Курильских островов, т.е. что они Японские, а в условиях их передачи Японии.
    Декларация 56 года, как и любая декларация это не юридически обязывающий международный договор, а договор о Намерениях(!), которые могут измениться в любой момент.
    РФ не СССР – другое государство с другим общественным строем и давно бы следовало внести ясность, определиться раз и навсегда и закрыть тему Курильских островов.
    Если Япония отказывается от подписания мирного договора, значит находится в состоянии войны с РФ со всеми вытекающими последствиями. Следовательно ничто не мешает РФ сбросить несколько атомных изделий на Токио и Осаку чтобы закончить войну и утихомирить японцев как это сделали сшасовцы в 1945 году.
    1. Комментарий был удален.
  4. -1
    6 июня 2021 15:33
    Цитата: Jacques Sekavar
    Если Япония отказывается от подписания мирного договора, значит находится в состоянии войны с РФ со всеми вытекающими последствиями. Следовательно ничто не мешает РФ сбросить несколько атомных изделий на Токио и Осаку чтобы закончить войну и утихомирить японцев как это сделали сшасовцы в 1945 году.

    Ой, вот да. Посчитать, в чём они больше, - в Посейдонах или Сатанах. Они ж так озабочены своими размерами!
    1. -5
      6 июня 2021 16:59
      Посчитать, в чём они больше, - в Посейдонах или Сатанах. Они ж так озабочены своими размерами!

      - Они "больше в населении"... - Самих японцев в Японии больше , чем русских в России ( непосредственно - самих русских ; белорусов, украинцев и прочего этнического европейского населения)... больше в 1,5 раза... - И все эти японы (которых в 1.5 раза больше , чем русских) мыслят "практически одинаково"...
      -По отношению к Курилам.., во всяком случае... - все японы мыслят одинаково ... - и все 99,9 % японов Японии проголосуют , как один ... - за то , что ...что...что ... - лично Я даже и не хочу произносить того , за что они все проголосуют...
      1. -1
        7 июня 2021 01:01
        Когда дамочка бьётся в истерике, нужно отвесить ей пощечину.
        1. -1
          7 июня 2021 07:28
          для Ром Ром (Ром Ром) Сегодня, 01:01

          - Ромовую бабу ... - в помощь ... - да чтобы попытаться откусить от неё в "очень смешном презренном уголочке"... - куда всю "непотребность" сваливают... -Очень подходящее уютненькое местечко ... -именно для таких "геройчиков"... - идите туда...-вам там место...
          1. Комментарий был удален.
  5. 0
    6 июня 2021 18:30
    Японцы сами виноваты что Курильские острова им не принадлежат. Надо соглашаться на любые условия – компенсации, совместное управление, демилитаризация, неразмещение сшасовских баз и т.п., а потом бы сделали всё по своему. Примеров тому в международных отношениях выше крыши. РФ бы только “утёрлась”, но войной не пошла.
  6. +2
    6 июня 2021 20:41
    Вы ребята вообще догадываетесь к чему готовится Россия?
    К 3- мировой которая вспыхнет при преемнике Путина и тогда опять Россия нахлопает и уж тем более Японию и вопрос " северных территорий " тогда навсегда отпадает так как уже переговоров никто уж и вести не будет потому что Они все опять проиграют!!!)))
  7. +3
    7 июня 2021 07:04
    Цитата: Jacques Sekavar
    РФ не СССР – другое государство с другим общественным строем и давно бы следовало внести ясность, определиться раз и навсегда и закрыть тему Курильских островов.

    Строго говоря, РФ - правопреемница СССР. Но так, да, тему Курил надо было закрыть давно, а не дразнить японцев, как это сделал Путин, обнадежив. Только хуже сделал этим.
    1. 0
      7 июня 2021 09:22
      не дразнить японцев, как это сделал Путин

      Обывательская позиция - во всём виноват Путин. Декларацию подписали ещё когда В.В.Путин пешком под стол ходил. С тех пор вопрос прошло много лет, проблемами обросла неразрешимыми обстоятельствами. Политика дело тонкое и провалы чреваты непредсказуемыми последствиями, а В.В.Путин сторонник порядка, предсказуемости и последовательности, а потому рубить с плеча как Н.С.Хрущёв не в его стиле. Такой же философии придерживается и начальник МИДа С.В.Лавров, говоря что 10 лет переговоров лучше одного года войны.
  8. +4
    7 июня 2021 11:51
    Цитата: Jacques Sekavar
    Обывательская позиция - во всём виноват Путин. Декларацию подписали ещё когда В.В.Путин пешком под стол ходил. С тех пор вопрос прошло много лет

    Ничего подобного. Никто силой не заставлял его возвращаться к этой теме, да еще и под таким соусом, что все подумали о его желании торгануть Курилами.

    РФ сама даёт повод претензиям Японии на Курильские острова своей невразумительной политикой – вроде бы как и согласны отдать на устраивающих РФ условиях, а вроде как упирается и отдавать не собирается.
    В результате вопрос не в принадлежности Курильских островов, т.е. что они Японские, а в условиях их передачи Японии.

    Вы ж сами себе противоречите, не находите?

    П.С. и вообще, скажите, пожалуйста, в условиях жесткой вертикали власти, выстроенной в нашей стране, кто является главным ответственным лицом за принятие всех ключевых решений?
    1. +1
      7 июня 2021 13:52
      1. К вопросу принадлежности Курильских островов после подписания договора периодически возвращались все руководители СССР, а после его распада тема перешла по наследству к руководителям РФ.
      2. Государственное устройство и систему управления определяет высший законодательный орган государства – выборный орган.
      3. Вертикаль власти – производственные отношения, как на любом производстве. Она не может быть другой – мягкой, разболтанной и т.п.
      4. Вопрос не в жесткости вертикали власти, а в структуре, полномочиях, представительстве, ротации, финансировании и т.п.
      5. Производственные отношения предопределяют ответственность руководителя за вверенное ему хозяйство, что не исключает возможность ошибок и их исправление. Так например, на юбилее МГИМО, С.В.Лавров говорил о приоритете Украины во внешней политике. После госпереворота на Украине и провала приоритетного направления от должности освободили не руководителя МИДа, а исполнителя – посла РФ на Украине М.Ю.Зурабова и подобных примеров немерено у каждого в обыденной жизни – сest la vie.
    2. 0
      12 июня 2021 18:01
      согласен с Вами..уже долгое время ситуация в подвешенном состоянии и это только раздраконивает жапов...или это опять хитрый план какой-то...игра вдолгую, до полного выяснения позиций..может это и правильно, а может и нет..не могу решить...
  9. +1
    8 июня 2021 15:53
    Цитата: Jacques Sekavar
    2. Государственное устройство и систему управления определяет высший законодательный орган государства – выборный орган.
    3. Вертикаль власти – производственные отношения, как на любом производстве. Она не может быть другой – мягкой, разболтанной и т.п.
    4. Вопрос не в жесткости вертикали власти, а в структуре, полномочиях, представительстве, ротации, финансировании и т.п.

    Много слов, но все не по делу
  10. 0
    8 июня 2021 17:30
    Японцы уже публично дискутируют на тему морской блокады российских островов.

    Много слов, но всё не по делу.

    И надо отметить, что у них есть для этого все возможности. Вначале морская блокада, потом стремительный десант и оккупация, а после бесконечные переговоры под эгидой ООН.

    Исключительно в воспалённом мозгу автора текста.
    Может ещё японских отмороженных реваншистов, но таких немного.

    Почему господин Кавато считает подобные сценарии против ядерной державы реалистичными? Он сам призывает подождать, пока «национальная мощь» России ослабнет, как это было в 90-е годы, и ей самой будет не до Курил.

    Так вот, где собака порылась.
    Либо Кавато, либо Япония сдохнет раньше обещанного? laughing
  11. +1
    12 июня 2021 12:04
    РФ нужно предупредить о том,что японская морская пехота может высадиться на Курильские острова,но если она это сделает,возвращаться ей будет некуда,ибо от Японии в этом случае РФ оставит только пепел !!! Если на стороне Японии в войну вмешаются США,ядерных боеголовок у РФ и на янки хватит,о чем янки тоже следует предупредить,дабы не питали иллюзий о том,что оккупировать территории РФ можно безнаказанно !!!
  12. +1
    12 июня 2021 16:59
    Все надежды - дождаться в России продажной власти.