Роковая дата: Почему на Россию дважды нападали 22 июня

42

В нынешнем году исполняется 80 лет с того момента, когда на нашу Родину вероломно напали полчища нацистской Германии, а также ее многочисленных союзников и сателлитов. Эта страшная и скорбная дата навеки хранима в нашей памяти, в наших сердцах. И пусть именно тогда начался путь к победному 9 мая 1945 года, но боль и ужас этого дня не забудутся никогда. Нельзя не упомянуть еще и вот о чем – ровно 209 лет назад в этот же самый день Французская империя (а, по сути – объединенная под ее скипетром Европа) объявила войну Российской. Так началась первая в нашей истории Отечественная война, также закончившаяся полнейшим разгромом посягнувших на нашу землю иноземных оккупантов.

Что же это за дата такая? Почему именно на нее приходится развязывание против нашей страны двух самых масштабных агрессий, два нашествия огромнейших вражеских армий, сумевших захватить огромные территории, однако впоследствии не только позорно изгнанных с них, но и расплатившихся за свои посягательства взятием собственных столиц. Что это – совпадение, мистика, некий таинственный «перст судьбы», как считает кое-кто? Или же закономерность, имеющая под собой чисто практические причины?



«Рок влечет Россию…»


Это слова из обращения императора Франции Наполеона Бонапарта к его Великой Армии, подписанного им 22 июня в его польской штаб-квартире в Вилковишках. Первые французские солдаты сунулись через Неман на следующий день, а уже 24 июня по наведенным через эту реку переправам полки и корпуса хлынули потоком. Началось «нашествие двунадесяти языков» на Россию. Император Александр I узнал о нем вечером 24-го, но это исключительно потому, что государь находился в том момент не в столице, а в Вильно (современный Вильнюс). На самом деле французский посланник Жак де Лористон вручил ноту об объявлении войны главе правительства Российской империи графу Николаю Салтыкову вечером 22-го. Так что «официальное» начало Отечественной войны 1812 года следует отсчитывать все-таки от этой даты.

Времена тогда, конечно, были другие – войну сперва галантно и чинно объявляли, а уж потом развязывали реальные боевые действия. Да и Франция все-таки была не Третьим рейхом. А Наполеон – ни в коем случае не Гитлером. По правде говоря «захватывать» нашу страну он (во всяком случае, если верить многочисленным историческим свидетельствам) ни в коем случае не собирался. Россия в виде пепелища, усеянного трупами, Бонапарту, судя по всему, абсолютно была не нужна. Он хотел от нее участия в «континентальной блокаде» Великобритании и грядущем походе в Индию, захватив которую французский император рассчитывал серьезно подорвать финансовую и экономическую мощь своих главных врагов – англичан. Оккупировать и «колонизировать» Россию Наполеон и в мыслях не имел, прекрасно понимая, что это не по силам никому.

Сохранились его собственные слова о том, что, перейдя Неман, Великая Армия должна была дойти максимум до Смоленска и Минска и там «остановиться». Бонапарт планировал, наголову разгромив русскую армию в одном (двух – максимум) масштабных приграничных сражениях, принудить Александра I к кабальному миру на условиях Парижа и продолжить свою смертельную схватку с Лондоном. Правда, когда наши армии, не принимая генеральной битвы, начали откатываться вглубь необъятных русских просторов, планы пришлось корректировать и император, который был огорошен подобным маневром настолько, что 18 дней просидел в Вильно в полном бездействии, заговорил уже о том, что пойдет на Москву, чтобы «поразить Россию в самое сердце», рвался «сжечь Тулу», и тем самым «обезоружить русских», при этом продолжая утверждать, что война будет «кончена в один-два боя». Наивный…

Впереди были Бородино, бессмысленная московская «победа», унизительные просьбы о мире «любой ценой», игнорируемые Александром, ужасы Старой Смоленской дороги и позор Березины. Судьба очень зло и вполне заслуженно позабавится над возомнившим себя властелином мира корсиканцем – 22 июня 1815 года ему придется поставить подпись под последним своим отречением от французского престола, перед этим пережив триумфальное возвращение ровно на 100 дней и сокрушительный разгром под Ватерлоо. Неведомо, размышлял ли Бонапарт над этим совпадением, находясь в последнем своем пристанище – на острове Святой Елены и медленно умирая от яда. Вполне возможно. Летом, обращаясь к своим маршалам и солдатам, казавшимися ему тогда непобедимыми, император обещал «решить судьбу России», но, на деле, именно в тот момент он распорядился судьбой собственной – причем самым неразумным образом.

«Россия должна быть ликвидирована!»


Адольф Гитлер, в 1941 году говоривший о нападении на нашу страну едва ли не беспрестанно, был предельно откровенен в своих планах и намерениях. «Полный разгром всего государства», «война на уничтожение», «абсолютное истребление всех враждебных элементов», «расчленение на множество частей» и так далее. Нас шли не просто завоевывать и покорять, но в самом буквальном смысле слова стереть с лица земли – и страну, и ее жителей. В данном случае военное поражение означало бы не утрату геополитической самостоятельности и суверенитета, как в 1812 году, а полное исчезновение советского, и, в первую очередь, русского народа. Повторяя ошибки своего предшественника, Гитлер и его сподвижники на полном серьезе рассчитывали разгромить СССР в «кратковременной летней кампании», ни в коем случае не доводя военные действия до наступления поздней осени и зимы.

При оглашении Гитлером окончательной даты нападения – 22 июня, глава Верховного командования сухопутных сил Вермахта (ОКХ) фельдмаршал фон Браухич бодро отрапортовал фюреру о том, что «оборонительные сражения РККА в приграничных районах» продлятся, максимум, месяц. После этого возможны разве что «отдельные случаи вялого сопротивления». Ну да, ну да… Строя на протяжении почти целого года безумные планы нападения на Советский Союз (первые конкретные их наброски начали создаваться в конце июля 1940 года), генералы и фельдмаршалы Вермахта, равно как и нацистское руководство Третьего рейха, и представить себе не могли, что дело им придется иметь не только с Красной армией, Военно-морским флотом, войсками НКВД, а со всем советским народом, который, поднявшись от мала до велика будет не «оказывать вялое сопротивление», а стоять насмерть за каждую пядь родной земли.

И все-таки, почему именно 22 июня? В подписанной Гитлером 18 декабря 1940 года зловещей «директиве №21» «Барбаросса» значилась иная дата – 15 мая. Однако в период с 7 по 30 апреля 1941 года она была скорректирована. По данному поводу бытует множество объяснений, причем различного толка. Прежде всего, нападение пришлось отложить из-за того, что Вермахт «застрял» на Балканах, нарвавшись там на ожесточенный отпор (прежде всего, в Югославии), которого не ожидал. Это правда, которая подтверждается соответствующими директивами ОКХ. Но отчего именно 22, а не 21 или, скажем, 23? Кое-кто уверяет, что свою роль сыграл мистицизм «великого фюрера», который и вправду был чуть ли не помешан на астрологии, нумерологии, всяческих символах и «знамениях». Особенно влекли его разнообразные языческие культы. Древний праздник Солнцестояния вполне мог казаться бесноватому фанатику лучшим днем для начала похода на Восток. Более того – именно 22 июня 1940 года перед Третьим рейхом постыдно капитулировала даже особо не пытавшаяся сопротивляться Вермахту Франция.

Соответствующий процесс был самым тщательным образом срежиссирован и подкорректирован гитлеровцами для того, чтобы сделать его максимально унизительным для бывших победителей в Первой мировой. Не все знают, но свои автографы под едва ли не уничтожавшим их государство договором, официально подписанным в Версале 28 июня 1919 года, представители Германии поставили неделей раньше. Да, да – 22 июня… И пусть среди присутствовавших в Версале представителей держав-победителей России (на тот момент РСФСР) не было, но о полученных в первую мировую от русского оружия поражениях ефрейтор Шикльгрубер помнил. Мстил изощренно, «привязываясь» к позорной для его страны дате? Почему бы и нет.

Вне всяких сомнений, в первую очередь следует говорить о мотивах и резонах сугубо материалистического свойства. Да, начинать наступление на Россию с ее бескрайними полями разумнее было (что в 1812 году, что в 1941) после того, как эти поля будут засеяны и дадут хлебные всходы, которыми впоследствии смогут поживиться завоеватели, кормя свою армию. Да, 22 июня в 1941 году было воскресным днем, единственным в те времена выходным в СССР, на что гитлеровцами, несомненно также делался расчет (во многом, увы, оправдавшийся). Ну, и, конечно, общеизвестным является тот факт, что именно на эту дату приходится самый длинный световой день в году. При переброске через границу огромных массивов войск, развертывании масштабных наступательных операций это, безусловно, очень важно. И все-таки…

Обе Отечественных войны, ставших самыми трагическими и героическими страницами истории нашей Родины, нашего народа, начались именно 22 июня, а не днем раньше или позже. Неужели день этот – и вправду некая сакральная дата, несущая в себе зерно невероятных испытаний, жертв и побед? При всей абсолютной несхожести императорской Франции XIX века и нацистской Германии века ХХ в глаза бросается не только это число, но и еще кое-что. Наполеон в 1812 году, обосновывая свой захватнический поход, писал о необходимости «положить конец тому гибельному влиянию, которое Россия оказывает на все дела Европы».

Во врученной в 5.30 утра 22 июня 1941 года Народному комиссару иностранных дел СССР Вячеславу Молотову послом Германии Вернером фон Шуленбургом ноте об объявлении войны нашу страну упрекали в «ведении пропагандистской подрывной деятельности», «попытках экспансии», а также «шпионаже и диверсиях в Европе», «стягивании войск к своим Западным границам» и тому подобных вещах. Вам это ничего не напоминает?! До боли, до жути, до скрежета зубовного? Хотя бы цитаты из недавнего выступления главного дипломата ЕС Борреля по поводу «концепции сдерживания и противодействия России», принимать которую в Брюсселе собираются, опять-таки, в 20-х числах июня? Когда они успокоятся? Боюсь, ответ: «никогда».

Что 80, что 209 лет назад 22 июня против нас поднималась вся «объединенная Европа», для которой походы на Восток неизменно заканчивались самым скверным образом. Этот день в конечном итоге становился днем нашего триумфа и торжества. 22 июня 1945 года Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин подписал приказ о Проведении Парада Победы. Так было и так будет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 июня 2021 11:29
    И грязь к этому времени, в основном, подсыхает. И наши направления становились похожи на дороги.
  2. -2
    19 июня 2021 11:33
    Вах! Вот когда Неу... нечаянно (наверняка) забывает об "любимых" укропах и амерах, и почитать приятно.
  3. +2
    19 июня 2021 14:05
    Во-первых, готовясь к нападению, изучили дорожную сеть, её пропускную способность и климатические условия объекта нападения.
    Во-вторых, дороги той поры не были мощёными и в весеннюю распутицу не могли обеспечить полноценное снабжение армии продовольствием и амуницией.
    Во-третьих, ни в первом, ни во втором случае не предполагалось вести затяжную войну.
    Наполеон и Гитлер – одного поля ягоды, оба военные Преступники.
    Разница только в том, что одного возвеличивают, а другого предали анафеме.
    1. 0
      27 июня 2021 19:07
      с чего это Бонапарт - военный преступник? В чём его преступления выражались?
  4. +1
    19 июня 2021 16:38
    Франция капитулировала 22 июня 1940 года.
  5. +1
    19 июня 2021 17:40
    Наполеон предпринял попытку записаться на хорошо оплачиваемую офицерскую службу в Русскую императорскую армию

    (с) Вика
    Интересно, как повернулось бы колесо истории, если бы он это сделал.....

    PS: автору плюс wink
  6. -6
    19 июня 2021 17:50
    ефрейтор Шикльгрубер

    Неукропный, вам не стыдно? Подскажите кто такой этот самый ефрейтор Шикльгрубер, почему гугл о нем не знает?
    1. +5
      19 июня 2021 19:06
      Адольф Шикльгрубер ефрейтор (воинское звание присвоено 1 ноября 1914г.) 6-го резервного батальона 16-го Баварского пехотного полка Адольф Гитлер (Шикльгрубер) родившийся 20 апреля 1889г. в г.Браунау-на-Инне, Австро-Венгрия и зачисленный в состав этого подразделения 16 августа 1914г. в качестве добровольца.

      Уважаемый Александр!
      Нотик 14 инчей, wink , ASUS, ткнул, выдал... fellow
      1. -2
        19 июня 2021 19:26
        У "меня" есть несколько личных документов Гитлера, могу прислать фото, если дадите адрес. Даже его пропуск до границы Австрии где он значится как ефрейтор Гитлер.
        1. 0
          19 июня 2021 19:52
          Противоречия не понял. Вика пишет, ты подтверждаешь.
          fellow
          1. +1
            20 июня 2021 00:51
            Вика не истина в последней инстанции, то одно пишет, то другое. Алоис Шикльгрубер стал Алоисом Гитлером в январе 1876г., поэтому все его законные дети носили (по документам) фамилию Гитлер с рождения.
      2. 0
        20 июня 2021 12:19
        Шикльгрубер, Алоиз (Алоис) (нем. Alois Schicklgruber, 1837—1903) — отец Адольфа Гитлера, носивший фамилию своей матери-одиночки до 1876 г., когда своё отцовство признал Иоганн Непомук Гюттлер, записанную по ошибке как Гитлер (Hitler). (Сам Адольф Гитлер, родившийся в 1889 г., никогда не носил фамилию Шикльгрубер, хотя это утверждение с подачи кандидата исторических наук, доцента и старшего научного сотрудника Института всеобщей истории АН СССР В. Д. Кульбакина попало даже в столь серьёзное издание, как 3-е издание БСЭ).

        Шикльгрубер, Мария Анна (нем. Maria Anna Schicklgruber, 1795—1847) — жена Иоганна Георга Гидлера, мать Алоиза Шикльгрубера и бабушка Адольфа Гитлера.
      3. 0
        27 июня 2021 19:08
        Это старая байка, ничего общего с истиной не имеющая.
    2. +1
      20 июня 2021 10:49
      Цитата: AlexZN
      почему гугл о нем не знает?

      10% населения Земли считают что того, чего нет в Гугле, не существует. Вы очевидно из их числа. Так что ваш вопрос "вам не стыдно?" можете задать себе.
    3. Комментарий был удален.
  7. -2
    19 июня 2021 18:03
    22 июня, глава Верховного командования сухопутных сил Вермахта (ОКХ) фельдмаршал фон Браухич бодро отрапортовал фюреру о том, что «оборонительные сражения РККА в приграничных районах» продлятся, максимум, месяц.

    Неукропный обычно не допускал столько проколов...
    Во-первых, Браухич был прав - в приграничных районах оборонительные бои продлились максимум месяц, Во-вторых, в 1941 году не было РККА, с 1939 официальное название изменили на КА.
    1. +5
      19 июня 2021 18:47
      в 1941 году не было РККА, с 1939 официальное название изменили на КА.

      Да, в Википедии именно так и написано


      А это почтовая марка, выпущенная в 1943 году.
    2. +5
      19 июня 2021 23:53
      Во-вторых, в 1941 году не было РККА, с 1939 официальное название изменили на КА.

      Рабоче-Крестьянская Красная армия (РККА) – официальное название вооруженных сил России с 1918 по 1943 гг.

      В 1943 г. в условиях Великой Отечественной войны РККА переименована в Советскую армию.

      P.S.В третьих, вы жертва "вики". smile
  8. -3
    19 июня 2021 19:14
    Цитата: Петр Владимирович
    "Адольф Шикльгрубер ефрейтор (воинское звание присвоено 1 ноября 1914г.) 6-го резервного батальона 16-го Баварского пехотного полка Адольф Гитлер (Шикльгрубер) родившийся 20 апреля 1889г. в г.Браунау-на-Инне, Австро-Венгрия и зачисленный в состав этого подразделения 16 августа 1914г. в качестве добровольца."

    Уважаемый Александр!
    Нотик 14 инчей, wink , ASUS, ткнул, выдал... fellow

    Вы не то и не туда ткнули! Читайте не надписи на заборе (там может оказаться гвоздь). В апреле 1889 года родился Адольф Гитлер, никогда он не носил фамилию Шикльгрубер и соответственно стать в августе 1914 года ефрейтором мог только Гитлер.
    Ни в одном документе Адольф Гитлер не значился как Шикльгрубер!
  9. -2
    19 июня 2021 19:17
    Цитата: Bakht
    в 1941 году не было РККА, с 1939 официальное название изменили на КА.

    Да, в Википедии именно так и написано


    А это почтовая марка, выпущенная в 1943 году.

    Странная у вас логика. Если сейчас выпустят марку изображающую победу КА, это будет значить, что КА существует и сейчас.
    Ларчик открывается очень просто, в 1943-м исполнилось 25 лет со дня создания РККА\КА.
    1. +3
      19 июня 2021 19:30
      Я не опровергаю, что Вы сказали. Просто я всегда считал, что была РККА. Прочитал, что с 1939 года стала КА. Но когда именно? Постановления или приказа нет. Параллельно существовали две армии - РККА и КА. Например в майском приказе НКО № 78 от 1 мая 1939 года четко сказано

      ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

      С приветствием личному составу Красной Армии в день 1 Мая

      А в тексте самого приказа также четко сказано

      Рабоче-Крестьянская Красная Армия вместе со всеми трудящимися Советского Союза встречает 1 Мая

      Поздравляю весь личный состав Рабоче-Крестьянской Красной Армии с всенародным праздником — 1 Мая!

      Подписал приказ Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

      Итак сказано, что РККА переименовали в КА. Постановления никто из историков не нашел. Вплоть до 1940-го года шли оба наименования РККА и КА. Если найдете Постановление или Приказ буду благодарен.
      1. +3
        19 июня 2021 23:55
        Я не опровергаю, что Вы сказали. Просто я всегда считал, что была РККА. Прочитал, что с 1939 года стала КА. Но когда именно? Постановления или приказа нет.

        Их и не было.
        КА сокращённое от РККА.
        Просто кто-то опять пытается натянуть сову на глобус..
  10. -1
    19 июня 2021 19:43
    Цитата: Bakht
    Я не опровергаю, что Вы сказали. Просто я всегда считал, что была РККА. Прочитал, что с 1939 года стала КА. Но когда именно? Постановления или приказа нет. Параллельно существовали две армии - РККА и КА. Например в майском приказе НКО № 78 от 1 мая 1939 года четко сказано

    ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
    С приветствием личному составу Красной Армии в день 1 Мая

    А в тексте самого приказа также четко сказано

    Рабоче-Крестьянская Красная Армия вместе со всеми трудящимися Советского Союза встречает 1 Мая

    Поздравляю весь личный состав Рабоче-Крестьянской Красной Армии с всенародным праздником — 1 Мая!

    Подписал приказ Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

    Итак сказано, что РККА переименовали в КА. Постановления никто из историков не нашел. Вплоть до 1940-го года шли оба наименования РККА и КА. Если найдете Постановление или Приказ буду благодарен.

    Для сохранения преемственности название не поменяли, а упростили, поэтому какое-то время использовались оба названия, но к 1941 использовалось только КА. Не стоит игнорировать и привычки в обозначении за пределами самой армии. Люди до сих пор используют названия как гаишник, ГРУ, КГБ...
    И еще, часто пользуются журналистскими штампами, которые немного нелепы. Не мог немецкий фельдмаршал говорить про рабочекрестьянскуюкраснуюармию (это такая же глупость как у Моржецкава, что министр обороны Израиля что-то рекомендовал Тель-Авиву, он конечно рекомендовал, но Иерусалиму).
    1. -4
      19 июня 2021 19:58
      Уважаемый Александр!
      Если не большой секрет, из какой державы постим?
      Я из РФ, Москва, район Ясенево... drinks
      1. 0
        20 июня 2021 17:17
        Трое коллег не согласны. Простой вопрос, с чем?
    2. +1
      19 июня 2021 21:30
      Официального изменения названия не было. Официально РККА существовала до 1946 года. Когда ее переименовали в Советскую Армию. Но Вы правы в том, что в документах того времени РККА сокращалось до КА. Людям свойственно упрощать. Я где-то видел публикации, что РККА переименовали в КА в январе 1943 года с введением офицерских званий и погон. Но приказа такого я не видел.

      Сове́тская армия (в Большой российской энциклопедии используется написание «Советская Армия») — официальное наименование основного формирования — сухопутных войск Вооружённых сил Советского Союза (кроме военно-морского флота, пограничных и внутренних войск).

      Сокращённое наименование — СА. До февраля 1946 года основное военное формирование Союза ССР носило официальное наименование Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА, Красная армия). Основана согласно декрету о создании Рабоче-крестьянской Красной армии 15 (28) января 1918 года

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_армия
    3. +1
      20 июня 2021 00:04
      Для сохранения преемственности название не поменяли, а упростили, поэтому какое-то время использовались оба названия, но к 1941 использовалось только КА

      Ложь.

      Покажите нам документы тех лет, где использовалось только КА.
  11. -3
    19 июня 2021 20:01
    Цитата: Петр Владимирович
    Противоречия не понял. Вика пишет, ты подтверждаешь.
    fellow

    Все претензии к Неукропному, это его прокол.
    1. 0
      20 июня 2021 00:05
      Это ваш прокол.
      КА использовалось только как сокращённый вариант от РККА.
  12. 0
    19 июня 2021 20:02
    Цитата: Петр Владимирович
    Уважаемый Александр!
    Если не большой секрет, из какой державы постим?
    Я из РФ, Москва, район Ясенево... drinks

    Иерусалим
    1. 0
      19 июня 2021 23:15
      Шалом шабат! wink И такое знаю...Ты в моей стране никогда не был и её ругаешь, а я в твоей был и не ругаю. Причина есть? РФ 2021, какие претензии... ?
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    20 июня 2021 07:31
    Цитата: Улисс
    Во-вторых, в 1941 году не было РККА, с 1939 официальное название изменили на КА.

    Рабоче-Крестьянская Красная армия (РККА) – официальное название вооруженных сил России с 1918 по 1943 гг.

    В 1943 г. в условиях Великой Отечественной войны РККА переименована в Советскую армию.

    P.S.В третьих, вы жертва "вики". smile

    Вы сначала пишете, а потом читаете, но это не только ваш недостаток, все мы этим грешим.
    РККА существовала не до 1943, а до 1946...
    Я вчера уточнил, что название не ИЗМЕНИЛИ, а СОКРАТИЛИ (в конце концов армия не перестала быть рабоче-крестьянской). Выяснили, что так и не понятно на основании какого документа было принято перейти от использования РККА к КА.
    Мой посыл в оценке фразы Укропного об оценке армии противника сводился к тому, что немецкий фельдмаршал точно не мог обозначать противника как рабочекрестьянскуюкраснуюармию. Красная армия, армия большевиков, армия русских...
    1. +2
      20 июня 2021 13:23
      Уточнили и все выяснили. Так что и в 1939 и в 1941 году существовало вполне официальное название РККА. А то, что название часто сокращали, так это было и до 1939 года. В 1920 году впервые прозвучала песня "Красноармейская"

      Но от тайги до британских морей
      Красная Армия всех сильней.
  15. 0
    20 июня 2021 07:39
    Цитата: Петр Владимирович
    Шалом шабат! wink И такое знаю...Ты в моей стране никогда не был и её ругаешь, а я в твоей был и не ругаю. Причина есть? РФ 2021, какие претензии... ?

    Откуда эти выводы? В вашей стране был много раз, у меня там живет брат. Не заметил чтобы я ругал (?) Россию. Я могу участвовать в дискуссиях, но ругать...
  16. 0
    20 июня 2021 07:55
    Цитата: Улисс
    Для сохранения преемственности название не поменяли, а упростили, поэтому какое-то время использовались оба названия, но к 1941 использовалось только КА

    Ложь.

    Покажите нам документы тех лет, где использовалось только КА.

    Без проблем. Главные документы - это приказы Верховного Главнокомандующего по КА и КФ - именно так они обозначались. Печатались в Красной Звезе. С 1939 года происходит замена использования РККА на РК
    https://fnkaa.ru/rupor-tovarishha-stalina/
    Приказ 227 переданый в армию начинался так -

    Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:

    1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтов:

    а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда
    1. 0
      20 июня 2021 08:08
      Смею предположить, что Сталин лично редактировал подобные приказы и это он сократил в своих приказах РККА до РК волевым характером, что привело к сокращению названия по цепочке во всех документах.
      Брежнев в своё время написал - развитОй социализм и во всех программных документах развитЫй социализм изменил название.
  17. 0
    20 июня 2021 08:46
    наголову разгромив русскую армию в одном (двух – максимум) масштабных приграничных сражениях, принудить Александра I к кабальному миру на условиях Парижа

    Странно, а почему Наполеон на Москву пошёл, а не на Петербург? Столицей был Питер, царь, правительство были в Питере, не ясно, зачем ему эта Москва сдалась.
    1. +1
      20 июня 2021 17:32
      На ВО коллеги обсуждали. Якобы задача стояла разгромить Российскую армию в приграничных районах и вынудить Александра I подписать мир c обязательством присоединиться к Континентальной блокаде. А российские военачальники отходили и в итоге битва была на Бородинском поле. Дальше сидение в Кремле, попытка марша на зимние квартиры в Киев, Малоярославец и далее везде... Вплоть до о. Святой Елены... wink
      1. -2
        21 июня 2021 05:46
        По понятиям того времени, Бородино Наполеон выиграл.
        По количеству живой силы и артиллерии силы России и Франции были примерно равны, но у России было порядка 400 тыс тн ополчения. После Бородино русские оставили там своих раненых, те раненые, которые смогли добраться до Москвы, сгорели в московских пожарах.
        А до святой Елены был Бунцлау.
        1. -2
          22 июня 2021 02:56
          Потери русских в сражении оцениваются по разным системам подсчета от 40 до 45 тысяч. Французов – от 35 до 40 тысяч. Это только непосредственно в битве. Санитарная уборка поля состоялась только в 1813 году, и по упрощенной системе подсчета удалось убрать порядка 67 тысяч человеческих тел и 36 тысяч лошадиных трупов. Но сколько останков растащили звери (по свидетельствам, две недели на поле отъедались стаи волков), да и просто оказались ненайденными? Еще в 1818 году на поле, где состоялось сражение, непосредственно на поверхности белели человеческие черепа.
          Понятное дело, что подобная бойня не могла обойтись без раненых. И как русские решили эту проблему? Оказалось, что ее особо-то и не решали. Уже в конце битвы совершенно измученные доктора уехали в Можайск. И помогать пострадавшим было особо и некому. Пока армия не отошла, горели два сигнальных огня, на которые и выходили те, кто еще мог передвигаться. Раненым наскоро помогали (если могли помочь) и отправляли своим ходом по можайской дороге. Весь же наличный транспорт, ставший вдруг дефицитом из-за огромной потери лошадей, использовали для эвакуации армейского имущества. Об оставшихся лежать на поле просто не думали.
          Французские мемуаристы говорят, что даже через неделю после сражения на поле время от времени находили живых русских солдат. А в первую ночь над полем и вовсе стоял сплошной крик, который постепенно затихал – люди теряли силы.
          Вся можайская дорога была усыпана раздавленными телами. А на обочинах сидели мертвые – кто умер от ран. А кто просто замерз. Транспорт, кареты и пушки уже не разбирали по чему ехать – это есть и во французских, и в русских источниках. Ну а в самой Москве, по разным свидетельствам, на момент ухода армии находилось от 15 до 20 тысяч раненых, которых оставляли французам.
          В теории им должны были оказать помощь – нормальная практика той поры, когда раненый солдат неприятеля после сражения не расценивался как враг и получал помощь наравне с общей массой больных. Ну а на деле… На деле солдаты Наполеона изрядно подрастеряли запал, и даже есть рассказы очевидцев, что императора не приветствовали вовсе или при его появлении раздавались жиденькие виваты (собственно, к нашему Кутузову тоже тогда здорово изменилось отношение и из Москвы ему пришлось ехать в закрытой карете). То есть разложение армии уже шло полным ходом. Ну а после сожжения города, устроенного самими же русскими (француза на мороз!), ситуация и вовсе оказалась ужасающей. Французы, понятное дело, спасались от пожара сами. И в первую очередь их интересовали собственные жизни, награбленное добро, армейское имущество и жизни собственных товарищей. Так что в огне погибла масса русских раненых. Кто говорит, что почти все 20 тысяч. Кто настаивает на 10 тысячах. Но эта цифра минимальная.
          Интересно, что люди в России того времени даже не думали ставить в упрек Кутузову тот факт, что он бросил такую массу раненых в городе и окрестностях. Это как раз воспринималось нормальным. Мол, во имя великой цели и сохранения боеспособности армии (что в общих чертах верно). Но вот сдачу Москвы многие ему так и не простили. Увы, такое прекрасное время тогда было. И люди мыслили совершенно иными категориями, в рамках которых общая идея всегда доминировала над элементарной человечностью.
  18. -1
    20 июня 2021 11:06
    Цитата: magma
    Цитата: AlexZN
    почему гугл о нем не знает?

    10% населения Земли считают что того, чего нет в Гугле, не существует. Вы очевидно из их числа. Так что ваш вопрос "вам не стыдно?" можете задать себе.

    А за что мне должно быть стыдно? За то, что Неукропный написал непозволительную для автора глупость о ефрейторе Шикльгрубере?
  19. -1
    20 июня 2021 11:54
    ... Жак де Лористон вручил ноту об объявлении войны главе правительства Российской империи графу Николаю Салтыкову вечером 22-го. Так что «официальное» начало Отечественной войны 1812 года следует отсчитывать все-таки от этой даты.

    Следует, и всё тут. Местные писаки что только не придумают:))

    когда на нашу Родину вероломно напали полчища нацистской Германии,

    Смысл выделенного слова я до конца понял совсем недавно.
    Именно "вероломно напали". В августе и сентябре 1939 заключили с ними, поgлецами, договоры о ненападении, о дружбе, разорвали совместными усилиями польскую "гиену", и вроде бы устаканилось всё, а они взяли и напали.
  20. +3
    22 июня 2021 06:40
    Весь период Великой Отечественной Войны-это вопрос памяти нашей.Мы можем по двести дней в году поминать погибших в этой войне.Создавать фильмы о войне.Вопрос в другом.Когда мы поминаем родителей,мы вспоминаем их наказы.И нам становится больно,если мы делаем что то не так.Я думаю большинство погибших смотрели бы на нас с укором.Ту землю,за которую они проливали кровь,мы отдали просто так.Чтобы на нас смотрели с улыбкой запада.Настоящая память -это строительство государства с людьми,у которых лица полные надежд на будущее.