Мировая авиационная торговая война только начинается
Проходивший в Британии саммит лидеров «Большой семерки» помимо большого количества политических деклараций и не слишком реалистичных экономических прожектов (вроде создания альтернативы китайскому «Один пояс – один путь»), увенчался решением как минимум одной серьезной и болезненной проблемы. Речь о прекращении длившейся целых 17 лет «торговой войны», вспыхнувшей между США и Европейским союзом из-за обвинений в государственном субсидировании мировых авиастроительных гигантов Boeing и Airbus.
Этот конфликт, обошедшийся его сторонам в десятки миллиардов долларов, нанесший немалый урон «трансатлантическому единству» и нисколько не способствовавший развитию отрасли, возможно, и завершится. Однако есть серьезные основания предполагать, что «авиационные торговые войны» в мировом масштабе по-настоящему только начинаются.
Абсолютно рекордный скандал
Нельзя не отметить, что тяжба между Соединенными Штатами и Евросоюзом, где каждая из сторон отстаивала интересы собственных самолетостроителей, является для Всемирной торговой организации (ВТО) рекордной как по ее продолжительности, превысившей полтора десятилетия, так и по накалу страстей. Началась эта история еще в 2004 году, причем, как несложно догадаться, по инициативе Вашингтона. Американцы обратились в ВТО с крайне обстоятельной кляузой на европейцев, которые, по их утверждению применяли совершенно нерыночные и неконкурентные методы в борьбе за первенство на мировом авиационном рынке. Со слов представителей США выходило, что концерн Airbus получает «незаконные субсидии от государства», что предоставляет ему «неправомерные преимущества» в борьбе за умы, сердца и кошельки потенциальных покупателей воздушных судов.
Надо сказать, что в Брюсселе не только не подумали признавать предъявленные из-за океана обвинения, но и уже буквально через год обратились в ВТО с совершенно аналогичным иском, в котором все претензии были выписаны, что называется под копирку – вот только адресовались американской корпорации Boeing. Классический пример «зеркального» ответа. Споры, ссоры, слушания и расследования длились больше семи лет – каждая из сторон стояла на своем, с пеной у рта доказывая неправоту оппонентов и отстаивая собственную невиновность и непричастность. В конечном итоге в ВТО в 2012 году все-таки признали правомерность, как минимум, части обвинений, выдвинутых против Вашингтона. Да, правительство выделило Boeing 5.3 миллиарда долларов, что, собственно, позволило компании разработать свою знаменитую модель 787, виноваты… Впрочем, это было только начало. Второй раунд схватки стал намного интереснее, а, главное, «кровопролитнее».
Произошло это в 2018 году, когда в ВТО вынесли вердикт о том, что американцы со своей господдержкой в сравнении с Европой – мальчики в коротких штанишках. По выводам специалистов организации, Airbus перепали от государственных «щедрот» все 20 миллиардов долларов. Это вывело события в совершенно новую плоскость. От обмена словесными колкостями и упреками противоборствующие стороны перешли к более серьезным действиям. А именно: принялись от всей души «бить» друг друга долларом и евро. Принятое Всемирной торговой организацией решение дало Вашингтону полное право вводить против европейских производителей воистину драконовские пошлины. В американской администрации не замедлили этим воспользоваться и в 2019 году установили таковые сразу в 25% на многие поставляемые из Старого Света товары.
Что самое замечательное, «под раздачу» угодили не только самолеты Airbus (из-за которых, собственно, и разгорелся весь сыр-бор), а вдобавок не имевшие к авиастроению ни малейшего отношения производители виски, вин, сыров и даже оливкового масла. «Вы мне еще за пошлины на джинсы и мотоциклы Harley-Davidson ответите!» – мстительно бросил Дональд Трамп потерявшим берега Атлантики европейцам и пошел в Овальный кабинет готовить пакеты новых ограничений. Однако победу ему суждено было праздновать недолго. Буквально в том же году ВТО пришло к выводу, что поскольку претензии Евросоюза относительно Boeing тоже имеют под собой вполне реальные основания, то и ответить американцам они могут соответствующим образом. В Брюсселе сделали в сторону Белого дома интернационально понятный обидный жест и засели за свой вариант санкций. В конечном итоге под них угодили сельскохозяйственные и промышленные товары из США на общую сумму в 4 миллиарда долларов.
Давайте дружить! Против китайцев и русских…
Спору и взаимному обмену экономическими «ударами», становящимися все тяжелее и болезненнее, казалось, не будет конца. Тем не менее «ветер перемен» все-таки подул – «злюку» Трампа в Белом доме сменил «милашка» Байден, еще во время выборов обещавший наладить расстроенные предшественником отношения с Европой. И вот 11 марта нынешнего года все ограничительные меры были «поставлены на паузу» на целых четыре месяца. Впрочем, возобновлены они так и не будут – об этом заявили 15 июня торговый представитель США Кэтрин Тай и заместителя председателя Европейской комиссии Валдис Домбровскис, которые в результате длительных и непростых переговоров достигли-таки определенного компромисса. Нет, к состоянию до начала спора ситуацию «откатить» не удалось – однако официальный срок для окончательного его улаживания «отодвигается» до 2026 года. В течении этих пяти лет уже введенные пошлины обеими сторонами взиматься не будут. Впрочем, отменять их окончательно (по крайней мере в США) не спешат. По словам той же Тай они в любую минуту могут быть «реанимированы» в том случае «если европейцы не будут придерживаться правил честной конкуренции». Довольно расплывчатая формулировка вообще-то…
Тем не менее решение конфликта должно, в соответствии с достигнутым соглашением, переместиться из суда ВТО за стол «цивилизованных» переговоров. Также стороны договорились о «финансировании авиапроизводителей исключительно на рыночных условиях», «отказе от применения налоговых льгот и прочих фискальных инструментов, дающих незаконные конкурентные преимущества» и даже о создании некоей «совместной европейско-американской группы по вопросам производства больших пассажирских авиалайнеров». Курировать работу таковой должны будут руководители торговых министерств.
Впрочем, для нас, пожалуй, намного больший интерес представляет другой пункт соглашения, заключенного с участием Домбровскиса и Тэй. В нем речь идет о «совместном противодействии нерыночным практикам, которые могут нести вред крупным авиапроизводителям». О чем это они? Для тех, кто еще не догадался, уточню – общаясь с журналистами в Брюсселе Кэтрин Тай открыто заявила, что противостоявшие друг другу стороны отныне намерены «объединить свои усилия против общей угрозы вместо того, чтобы драться с ближайшим союзником». Кто подразумевается под новым врагом тоже было сказано достаточно конкретно – в соответствующем официальном заявлении Еврокомиссии, где не скрывают, что намерены объединиться с американцами для того, чтобы «противодействовать Китаю в его действиях, нарушающих законы свободного рынка и добросовестной конкуренции».
«Ларчик открывается» довольно просто – по оценкам большинства экспертов в области авиации Китайская корпорация коммерческой авиации (Commercial Aircraft Corp. of China, COMAC) может начать теснить на мировых рынках обоих «грандов» авиастроения уже к концу нынешнего десятилетия – если не еще раньше. Вот именно против нее и намерены «дружить» Boeing и Airbus, позабыв на время о собственной смертельной вражде. И юридические основания для дискриминации производителей из Поднебесной у них найдутся самые, что ни на есть «железобетонные» – ведь Пекин даже не скрывает государственной поддержки ведущих отраслей собственной экономики. Кстати говоря, ровно те же самые грязные приемчики впоследствии могут быть применены и против нашей страны – если вдруг США и ЕС увидят конкурента и в ней. Впрочем, определенные шаги в данном направлении уже предпринимаются.
Сегодня Соединенные Штаты прилагают немалые усилия для того, чтобы ликвидировать собственную зависимость от поставок из России одного из важнейших для авиастроения видов сырья – титана, а также комплектующих из этого металла для своих самолетов. Делается это достаточно хитрым путем. Основным отечественным поставщиком в данном случае выступает компания «ВСМПО-Ависма», 25%+1 акция которой принадлежат корпорации «Ростех». Совместное предприятие с ней (Ural Boeing Manufacturing) американцы создали еще в 2009 году и с тех пор из «Титановой долины» в Свердловской области в США исправно идут детали для авиалайнеров. Более того, по имеющейся информации, в начале нынешнего года был подписан новый, расширенный американо-российский контракт, в соответствии с которым в нашей стране будут изготавливаться детали из титана для целой линейки наиболее популярных самолетов Boeing 787 Dreamliner, 777, 767 и 737.
В целом «ВСМПО-Ависма» сегодня «перекрывает» не менее 35% «титановых потребностей» этой корпорации, что, конечно, не нравится очень многим в Вашингтоне. Настолько не нравится, что в конце прошлого года Минфин США внес «Ависма» в свой санкционный «черный список» в качестве «конечного военного пользователя». Правда, действовали эти ограничения недолго – их признали «ошибочными» уже чуть ли не в первые дни 2021 года. Можно не сомневаться – без всяких усилий с российской стороны. На разошедшихся финансистов, скорее всего, надавили «тузы» из Boeing или их вашингтонские лоббисты.
И вот, как стало известно, в настоящее время американская сторона вдруг начала проявлять повышенный интерес к титановым месторождениям и горно-обогатительным комбинатам соответствующего профиля, расположенным на Украине. В очередной санкционный список СНБО «нэзалэжной» почему-то попали вместе как имеющие непосредственное отношение к «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков и Сергей Чемезов, так и украинский олигарх Дмитрий Фирташ, являющийся если не полноправным обладателем, то, как минимум, ведущим акционером едва ли не всех тамошних титановых ГОК и месторождений.
Есть все основания полагать, что на его активы, которые теперь запросто могут быть конфискованы, нацелились как раз американцы. А санкции против «Ависмы» – прямое предупреждение российской стороне, которая может попробовать этому воспрепятствовать. Можно не сомневаться – в том случае, если украинский титан окажется в руках представителей США, там однозначно попытаются максимально свернуть сотрудничество с Россией по этому направлению. Как видно, настоящая борьба за господство на мировом авиационном рынке еще впереди.
Информация