Нежелание Донецка и Луганска объединяться ставит под угрозу существование независимого Донбасса
Глава ДНР Денис Пушилин вновь заявил, что объединение с ЛНР нецелесообразно, поскольку помешает переговорам с Киевом. Но почему же две непризнанных республики Донбасса, уже седьмой год воюющие с Украиной, не могут вступить в полноценный союз? Чего в этом больше, местечковых дрязг, или же им мешает Кремль, готовый в любой момент вернуть их обратно Незалежной по итогам реализации Минских соглашений? Попробуем разобраться.
Идея союза ДНР и ЛНР, федеративного или конфедеративного, напрашивается сама собой. Референдумы о независимости от Украины Донецк и Луганск провели, но в состав России их, в отличие от Крыма, так и не приняли. И вот уже который год провозглашенные, но не признанные республики находятся под постоянными обстрелами и угрозой полномасштабного наступления со стороны ВСУ. Объединение может дать ДНР и ЛНР довольно многое: создание общих органов государственного и военного управления уберет ненужное дублирование и повысит их эффективность, а ополчение и «народная милиция» сольются в единые Вооруженные силы Донбасса с общим снабжением. В экономическом отношении союз означает ликвидацию таможенных барьеров: да-да, представьте себе, между двумя воюющими против Киева непризнанными республиками существует таможня, которая увеличивает издержки и без того находящегося в трудном положении местного бизнеса. В политическом аспекте появление нового надгосударственного органа управления означает повышение субъектности Донбасса в переговорном процессе. Значительная часть населения региона осознает пользу от объединения и поддерживает эту идею. Тем не менее этого не происходит, но почему?
Давайте вспомним события 2014 года. 24 июня, практически сразу же после проведения референдумов о самоопределении, ДНР и ЛНР приняли решение о создании Союза народных республик, иначе, Конфедеративной республики Новороссия (КНР), а 26 числа спикером объединенного парламента был избран Олег Царев. Подразумевалось, что этот геополитический проект может стать правопреемником исторической Новороссии в противовес враждебной Украине. Однако год спустя, весной 2015-го, действие соглашения о конфедерации двух непризнанных республик было приостановлено. Впоследствии неоднократно звучали призывы к нему вернуться, но они ни к чему не приводили. Существует две популярные версии, пытающиеся объяснить, почему так произошло. Они диаметрально противоположны, поскольку основываются на разном толковании степени зависимости ДНР и ЛНР от России.
Согласно первой, которую продвигают преимущественно отечественные политики и СМИ, провозглашенные республики являются самостоятельными политическими субъектами, с которыми Киев должен договариваться самостоятельно. Москва же является гарантом безопасности ДНР и ЛНР от попытки Украины решить вопрос с ними силой. В рамках данной парадигмы Россия в той или иной форме помогает республикам по военной линии, а также подкармливает с «белых КАМАЗов», но порядка 70% вопросов Донецк и Луганск решают на местах самостоятельно. И в этом и кроется главная проблема.
«Донецкие» и «луганские» тянут одеяло на себя, при этом последние находятся в менее выгодном положении. Еще до войны Донецкая область жила заметно богаче, чем соседи, поскольку там было больше промышленных предприятий и шахт, лучше развита инфраструктура. Да, там чаще стреляют ВСУ, но уровень жизни чуть повыше, раздается больше гуманитарной помощи. Местные луганские «элиты» опасаются, что в случае объединения они окажутся на вторых ролях, а также произойдет перераспределение активов в пользу более сильных. По этой логике объединению больше сопротивляются в ЛНР, невзирая на очевидную пользу для общественного блага.
В принципе, с ними все понятно. Однако обращают на себя внимание используемые при этом формулировки. Еще в 2015 году Олег Царев заявил следующее:
Проект не закрывается, он заморожен. А причина в том, что Минские соглашения не предусматривают создание Новороссии, объединения двух республик. Парламент не распущен, депутаты остаются на своих местах, но парламент не собирается и не принимает законов, не формируются исполнительные органы Новороссии.
А в 2021 году ровно теми же словами о «нецелесообразности» объединения в период переговорного процесса с Украиной говорит новый глава ДНР Пушилин. Итак, версия вторая, которую можно условно назвать «рука Кремля». Если честно, то аргументы касательно неслыханной самостоятельности Донецка и Луганска вообще не впечатляют. Достаточно вызвать «из отпусков» людей, занимающихся военными вопросами, вернуть на склады бронетехнику, закрыть границу с российской стороны, и тогда эти республики смогут просуществовать в лучшем случае несколько дней. Возможно, «кураторы» и не лезут во все местечковые вопросы, но общая генеральная линия однозначно доводится с самого верха. А она такова: ДНР и ЛНР – это часть Украины, и они должны вернуться в ее состав по исполнению Минских соглашений. Вновь процитируем господина Царева:
Если Минские соглашения будут реализованы полностью, пройдут местные выборы и будут 2 автономии в составе Украины, то нам придется после выборов самим распускаться. Новороссия ни в каких соглашениях не предусмотрена.
Вот, собственно говоря, и весь ответ. Пока в Кремле не видят за Донбассом никакой иной судьбы, кроме возвращения в состав Украины в форме неких «автономий», никакой конфедерации ДНР с ЛНР и тем паче Большой Новороссии не может быть в принципе. Ибо незачем.
Информация