Какую пользу может извлечь Россия из афганского кризиса
Решение Вашингтона вывести войска НАТО из Афганистана будет иметь очень серьезные последствия для всего региона Центральной Азии. Нетрудно догадаться, что США это делают с косвенным умыслом создать очередную точку военной напряженности возле границ сразу обоих своих главных конкурентов, КНР и РФ. Но, как известно, любой кризис сулит не только неприятности, но и открывает определенное окно возможностей. Может ли Москва избежать очередного «заафганивания» и извлечь из произошедшего определенную пользу?
Боевики запрещенного в РФ движения «Талибан» ежедневно отнимают все новые и новые территории у армии официального правительства в Кабуле. Если подобная динамика сохранится и дальше, недалек тот день, когда наступит такая геополитическая реальность, при которой Москве придется принимать какие-то принципиальные политические решения относительно правового статуса этой структуры, что может стать полноправным хозяином Афганистана. Ключевой вопрос, что будет дальше, пойдут ли талибы в Среднюю Азию? Руководство исламистской группировки накануне заверило, что соседний Таджикистан может этого не опасаться:
У нас будут хорошие отношения с нашей дружественной страной – Таджикистаном. На границах будет установлена безопасность, и никакого вмешательства не произойдет.
Правда, о перспективах дальнейших взаимоотношений «Талибана» с другими странами региона, в частности, с Туркменистаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Казахстаном, а также с Российской Федерацией, отдельных уточняющих заявлений пока что не поступало. Судя по всему, в Душанбе предпочитают дуть на воду, поскольку немногочисленная таджикская армия начала процесс мобилизации. Призвать в нее намерены до 20 тысяч резервистов. Учитывая ее крайне невысокую боеспособность, особого сопротивления талибам, закаленным в многолетних боях с западными интервентами и оккупантами, она оказать не сможет. Понимая это, президент Таджикистана решил обратиться за помощью по линии ОДКБ. И что же вся эта ситуация означает для России?
С одной стороны, американцы действительно создали Москве дополнительную головную боль. В рамках Договора о коллективной безопасности Россия сейчас ведет консультации с Душанбе и Бишкеком, а также переговоры с Ташкентом. Если талибы или боевики иной запрещенной террористической группировки попробуют перейти границы Таджикистана и пойти дальше, реально встречать их придется уже нашим военным из 201-й военной базы, самой крупной из зарубежных у Минобороны РФ. Будто мало нам войны в Сирии и многолетнего стояния на границе с Украиной и блоком НАТО, где сосредоточены самые боеспособные части ВС РФ!
С другой стороны, афганский кризис одновременно открывает перед Россией определенные возможности, которыми можно попробовать воспользоваться.
Во-первых, ничто так не объединяет, как образ единого внешнего врага. Пока неизвестно, кто одержит окончательный верх в Афганистане, «Талибан» или еще более опасная и запрещенная в РФ террористическая группировка ИГИЛ, которая несомненно вскоре вновь там проявится. В любом случае, на границе бывших советских республик образуется центр радикального исламизма и потенциальной его экспансии. Это дает Москве шанс доказать, что ОДКБ – это не «бумажный», а реальный оборонительный союз, подправив его репутацию после событий в Нагорном Карабахе.
Во-вторых, собрав вокруг себя реальную региональную военную коалицию, куда могут войти не только члены ОДКБ, например, Узбекистан или даже Туркменистан, Россия может тем самым воспрепятствовать приходу и закреплению в Центральной Азии США и Турции. Напомним, что эти страны проявляют большой интерес к размещению своих военных и сопутствующей инфраструктуры на территории бывших советских среднеазиатских республик. Анкара несомненно видит во всей этой ситуации возможность закрепиться в регионе, где она пытается продвинуть свой проект тюркоязычного «Великого Турана» с его объединенной армией. Кремлю стоит не только «внимательно наблюдать за ситуацией», но и успеть подсуетиться, первым договорившись об использовании авиабаз в Киргизии и Узбекистане для нужд ВКС РФ.
В-третьих, усиление позиций Москвы по линии ОДКБ в регионе может повлечь также определенные политические и экономические изменения. Обычно в рамках «мягкой силы» сперва приходят образовательные, культурные и деловые программы, а только потом военные базы. В данном случае все может произойти наоборот. В качестве благодарности за военную помощь официальные Душанбе и Ташкент могли бы пересмотреть подход к своей программе дерусификации всего и вся в своих странах, а также задуматься о вступлении в Евразийский экономический союз. Если русские готовы за вас воевать, то и вы тогда ответьте им со всем полагающимся уважением, верно?
Иначе говоря, «афганский кризис» сулит нам массу проблем, но также и предоставляет некоторые возможности, которыми можно попытаться воспользоваться или не воспользоваться.
Информация