Почему на Украине погибает великий русский Днепр
Днепр, великая русская река, проходящая через территорию современной Украины, находится в состоянии самой настоящей экологической катастрофы. Еще несколько лет, и Незалежной вернется «кармический бумеранг» из Крыма, когда она сама останется без воды. Некая высшая справедливость в этом, возможно, есть, но почему-то совсем не до злорадства. Скорее, грустно, и вот почему.
Во времена Н.В. Гоголя не всякая птица могла долететь до его середины, а нынче Днепр в районе Киева местами можно перейти вброд, отдыхая по пути на множестве образовавшихся по его руслу отмелей и островков. Экологи и взбудораженная местная общественность давно бьют тревогу, украинские власти подтверждают серьезность проблемы и даже вроде бы готовы что-то делать для спасения великой реки. Значение Днепра для современной Украины невозможно переоценить: его водою обеспечиваются две трети территории страны, 50 крупных городов и масса населенных пунктов поменьше, промышленные предприятия, сельское хозяйство, а также 4 атомных электростанции. Но, увы, беда, приключившаяся с великой рекой, столь масштабна, что помочь ей уже практически невозможно. Что же пошло не так, кто виноват, и что еще можно попытаться сделать?
На самом деле, проблема носит комплексный характер, и все предпосылки к экологической катастрофе являются делом рук человеческих.
Во-первых, большое влияние на Днепр оказало строительство на нем целого каскада гидроэлектростанций в советский период в целях индустриализации Украины. За счет создания по течению реки нескольких ГЭС с водохранилищами удалось решить вопрос с электрификацией, проблему с периодическими наводнениями, а также улучшить судоходство. К сожалению, была у данного технического прогресса и своя обратная сторона. Течение Днепра замедлилось, увеличилась средняя температура воды в реке, изменился ее химический состав, а на пути миграции рыб возникли искусственные преграды.
Во-вторых, на ускоренную деградацию Днепра негативно повлияло пренебрежительное и даже вредительское отношение к расчистке его русла. Это необходимо регулярно делать при помощи земснарядов, однако вместо углубления дна на нужных участках местные предприниматели просто выкачивают песок там, где им проще и выгоднее. Разумеется, все делается бесконтрольно, а результатом подобного браконьерского промысла является произвольное изменение речного русла. После того как украинские бизнесмены размывают реки ради добычи песка, в сторону образовавшихся пустот произвольно сдвигается грунт.
В-третьих, добивают великую русскую реку вредные стоки, промышленные, сельскохозяйственные и бытовые, бесконтрольно сливаемые в Днепр. Одним из основных загрязнителей мусором и бытовыми сточными водами является «Киевводоканал». Дело в том, что водовыпуски канализации украинской столицы не оснащены фильтрами, и все неприятное, что в ней содержится, включая опасные химические реагенты, попадает напрямую в реку. Твердый бытовой мусор оседает на ее дне, формируя отмели. Тысячи автомоек бесконтрольно сливают в Днепр отработанные моющие вещества, содержащие фосфаты. Это приводит к усиленному росту цианобактерий (сине-зеленых водорослей), которые опасны для большинства живых организмов, а у людей могут вызывать даже ожоги на коже. Разросшиеся цианобактерии приводят к дефициту кислорода, а высокое содержание в воде железа, цинка, марганца и фенолов провоцирует болезни и гибель рыб и прочих речных обитателей. Вносят свою лепту в деградацию Днепра украинские агрохолдинги, которые отбирают большое количество воды для орошения, но при этом одновременно в реку попадают пестициды и прочие химические средства с пашен, расположенных на побережье.
Нельзя сказать, что местные власти совсем ничего не делают. В 2012 году была принята программа экологического оздоровления Днепра, действовавшая до 2021 года. Предполагалось выделить порядка 5,7 миллиарда долларов на внедрение водосберегающих технологий, строительство очистных сооружений и восстановление экосистемы вдоль прибрежных защитных полос. Однако после государственного переворота в 2014 году вместо реальных мероприятий по спасению реки происходит их имитация, а финансовые средства выделяются в ограниченном объеме. Особо хотелось бы упомянуть про одну весьма неоднозначную международную программу, на которую теперь рассчитывает Киев как панацею.
Это проект соединения Балтийского и Черного морей в рамках проекта «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр–Висла». Предполагается расширение и углубление русла Днепра, по которому из Польши должны пойти суда класса «море-река» с грузами.
Проблема заключается в том, что этот транспортный маршрут пройдет через реку Припять, которая не так уж и давно по историческим меркам оказалась в зоне катастрофы на Чернобыльской АЭС. Экологи предупреждают, что при строительстве и последующей эксплуатации со дна Припяти может подняться накопленный там радиоактивный ил и двинуться вниз по течению в Днепр. Если уровень радиации повысится в реке, питающей и орошающей две трети Украины, это станет для нее самой настоящей катастрофой.
Информация