Почему Китай не строит боевые корабли для российского ВМФ

24

Удручающее состояние надводной компоненты ВМФ по-прежнему остается одной из самых чувствительных болевых точек России. Да, процесс восстановления флота постепенно идет, но комплекс проблем отрасли столь велик, что преодоление его займет еще очень многие годы. Мы с большим трудом смогли локализовать производство силовых установок для фрегатов проекта 22350, а о строительстве новых эсминцев, крейсеров и тем паче авианосцев остается только мечтать.

Но что, если уже завтра нам действительно придется «слегка» повоевать в Мировом океане, на что намекают провокационные действия ВМС Великобритании? Времени на раскачку может уже не оказаться, и никого не волнует, что Россия к этому откровенно не готова, напротив, слабость только провоцирует на агрессию. Так есть ли какие-то реальные варианты, как нашей стране обзавестись боеспособным надводным флотом в разумные сроки?



Приходится признать, что государственная программа вооружений (ГПВ) на 2011-2020 годы по военно-морскому флоту оказалась в значительной степени проваленной. Если по подводной компоненте все более-менее нормально, то с надводной оказалась масса серьезных проблем.

Во-первых, даже после принятия ГПВ Минобороны неоднократно ее пересматривало, ставя порой чересчур оптимистичные сроки строительства и увязывая их с параллельной разработкой перспективных образцов вооружений для кораблей, что зачастую приводило к смещению сроков реализации вправо.

Во-вторых, сорвало программу строительства фрегатов проекта 22350 и проекта 11356 решение Киева перестать поставлять в Россию газотурбинные силовые установки. Также жертвой западных санкций оказались корветы проектов 20380 и 20385, что остались без немецких дизелей фирмы MTU. Если НПО «Сатурн» смогло справиться с замещением судовых двигателей для фрегатов проекта 22350, то на корветы приходится ставить дизели китайского производства, а завод «Звезда» сорвал поставку отечественных дизелей М507 для малых ракетных кораблей проекта 22800. Разумеется, раньше или позже импортозамещение завершится, но сроки, сроки…

В-третьих, крайне неудовлетворительно обстоит дело со скоростью строительства новых кораблей, а также ремонтом и модернизацией старых. Строят у нас долго и дорого, в разы дольше, чем на Западе или в Корее, Японии и Китае. Недаром заказ на плавдоки для новейших российских ледоколов «уплыл» в Турцию, где подрядчик предложил намного более комфортные условия по цене и срокам.

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Есть стремительно возросший спрос на строительство новых военных и гражданских судов. Знаменитые судостроительные заводы в Николаеве мы безвозвратно потеряли вместе с Украиной. Оставшихся верфей на все не хватает, их мощности зарезервированы на годы вперед, и строят они долго и дорого. Это напоминает так называемый «тришкин кафтан», когда под проект отечественного авианосца пришлось бы высвобождать стапеля «Севмаша» в ущерб строительству подводных лодок. Приходится выбирать или то, или это. При этом из-за секвестра оборонного бюджета перспективные проекты, вроде атомного эсминца «Лидер», были надолго положены под сукно, скорее всего, навсегда. Это означает, что в ближайшее десятилетие ничего крупнее фрегата «СуперГоршков», мы реально не построим. То есть, будущее нашего ВМФ это: модернизированные старые советские «Орланы», крейсеры и БПК, а также новые фрегаты проектов 22350 и 22350М плюс два новеньких строящихся в Керчи УДК. Честно говоря, негусто.

Ситуация в судостроительной отрасли крайне удручающая, и наиболее верным решением представляется создание новой верфи, способной при необходимости что авианосец построить, что ТАРК отремонтировать, что часть заказов по фрегатам и субмаринам на себя взять для ускорения реализации ГПВ. Однако пока ничего об инициативах такого рода от властей не слышно. И что же тогда остается? Еще в 2009 году главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил следующее:

Мы по крайней мере не исключаем закупок иностранных кораблей за рубежом.

Естественно, на адмирала тут же накинулись с критикой, но что такого крамольного в сущности он сказал? Вспомним, что легендарный русский крейсер «Варяг» был построен по заказу в США, как и броненосец «Ретвизан». Канонерская лодка «Кореец» была произведена в Швеции. Броненосец «Цесаревич» для Российской империи построила Франция. Во времена СССР наш ВМС использовал БПК, созданные в Польше, также судостроительные заказы размещались в ГДР, Румынии и Югославии. В общем и целом, ничего зазорного в этом не было ни для царской России, ни для советской. Главное только не встрять, как Российская Федерация, с французскими «Мистралями», но этих проблем можно было бы избежать, не делая заказ в стране-члене НАТО. И где же теоретически мы могли бы построить так недостающие нам большие надводные корабли быстро и относительно недорого?

Логика подсказывает, что в качестве партнера для реализации подобной программы мог бы выступить Китай. Темпы работы судостроительной отрасли Поднебесной просто поражают, военные корабли там появляются, как горячие пирожки в базарный день, день ото дня растут на стапелях авианосцы. При этом Пекин не брезгует строить под заказ боевые корабли для своих союзников. Так, китайцы помогают Пакистану усилить свой военно-морской флот. Замначальника штаба военно-морских сил исламской республики контр-адмирал Фейсал Расул Лодхи пояснил:

ВМС Пакистана к 2021 году получат 4 фрегата Type 054A. Эти корабли значительно улучшат боевые возможности
пакистанского флота и внесут серьезный вклад в операции по обеспечению морской безопасности в регионе.

Таким образом, при желании Россия также могла бы разместить на китайских верфях заказ на строительство боевых кораблей для ВМФ РФ: как «под ключ», при постоянном контроле со стороны заказчика за ходом исполнения контракта, так и частично, с последующей доводкой и вооружением уже на отечественных судостроительных заводах. Самое интересное, что теоретически можно было бы заказать корабли более серьезных классов, чем по силам нашим верфям, эсминцы и крейсеры китайских проектов. Возможно, Пекин будет готов построить для Москвы подобные корабли с учетом требований заказчика. Без шуток, китайцы довольно далеко продвинулись вперед, и у них в составе ВМС есть на что посмотреть.

Например, это эскадренные миноносцы четвертого поколения проекта 055 «Наньчан», имеющие полное водоизмещение до 13 000 тонн, аналог американской системы «Иджис» и универсальные пусковые установки с 112 ячейками. По размерам эти китайские эсминцы уступают только «Замволту», а по своим характеристикам они близки ракетным крейсерам класса «Тикондерога». ВМС КНР намерены обзавестись 16 такими многоцелевыми кораблями. Их предшественниками являются эскадренные миноносцы типа 052D, являющиеся аналогами американского «Арли Берка». Китайцы уже построили 25 ракетных эсминцев данного класса. Также НОАК располагает современными БПК и УДК и строит уже третий по счету авианосец, который по возможностям должен приблизиться к «Нимитцу».

Если удастся достичь приемлемых условий соглашения, то Россия могла бы дать Китаю заказ на постройку серии больших надводных кораблей, которые ей пока самой не по силам. Очевидно, что это будет и быстрее, и даже дешевле, чем пытаться растянуть «тришкин кафтан» отечественного судостроения на все потребности ВМФ РФ. Ну, или давайте все-таки построим новую военную суперверфь в своей стране.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 июля 2021 12:41
    ...давайте все-таки построим новую военную суперверфь в своей стране...

    Только своими силами ! Китай - очень ненадежный союзник, всяких каверз
    от него только и жди!
    1. -3
      11 июля 2021 15:21
      Путинская Россия "ещё надёжнее"
  2. +2
    10 июля 2021 12:58
    Вопрос в заголовке поставлен не корректно. Правильный вопрос должен звучать так: Почему Минобороны РФ не заказывает постройку кораблей в Китае?
  3. -2
    10 июля 2021 13:58
    Почему Китай не строит боевые корабли для российского ВМФ

    А он обязан?
    1. +3
      10 июля 2021 14:03
      Любопытная постановка вопроса. Если заказать и оплатить деньги, то да. Если не делать этого, то, конечно же, нет, не обязан. hi
  4. +5
    10 июля 2021 14:41
    Большего бреда - не читал... Китай бы построил, только вот был уже опыт установки его дизелей, вернулись к коломенским, которым уже 50 лет...
    1. 0
      10 июля 2021 17:15
      Согласен, даже при гипотетическом заказе военных кораблей у Китая Россия не получит доступ к последним технологиям Поднебесной.
      1. -2
        10 июля 2021 19:21
        Все что выше 5000 квт это удел газотурбинных технологий.Вы о чем?
  5. +7
    10 июля 2021 19:29
    Китай рассматривается как срединное государство, центральное, центр мира и это предопределяет отношение ко всем другим.
    Разный общественный строй предопределяет столкновение в будущем, а потому глупо вредить самим себе, даже несмотря на сиюминутную выгоду. Это только РФ, в погоне за сиюминутной прибылью, рекламирует и продаёт по демпинговым ценам самые передовые вооружения и технологии, как например помогает тому же Китаю в создании системы раннего предупреждения о ракетном нападении.
  6. 0
    10 июля 2021 20:33
    Строят у нас долго и дорого, в разы дольше, чем на Западе или в Корее, Японии и Китае.

    Основной смысл в этих словах. И так во всём и везде. Остальное можно даже и не читать
  7. +1
    10 июля 2021 21:34
    В статье в красках описано и доказано - бездари правят! А вот вывод не правильный почему то сделан. Если автор предлагает Китаю делать наши военные корабли, то тогда сразу бы и править страной китайцам предложил? А китайцы с бездарями не церемонятся.
  8. -1
    11 июля 2021 00:56
    ...давайте все-таки построим новую военную суперверфь в своей стране...

    Ну построим. А где китайцев взять, чтобы работали на этой супер-пуперверфи? Те китайцы которые лес у нас тырят не подходят. Хохлы уже все разучились корабли строить. Вот если бы эту верфь в центре Москвы построили, тогда бы корабелы нашлись быстро.
  9. +1
    11 июля 2021 08:14
    Нам нужно иметь свои верфи, полностью подходящие для строительства крупных военных кораблей, таких как эсминцы и авианосцы, нельзя такие стратегически важные вопросы ставить в зависимость от иностранных государств, неужели прецедента с французскими Мистралями оказалось не достаточно для подтверждения этого факта, сегодня Китай нам друг, а что будет завтра никто не знает!!!
    1. +4
      11 июля 2021 11:04
      Работать руками некому. Ни на верфях, ни в других местах. Ибо в России, за работу руками люди получают гроши. Путинский "средний класс" не зря начинается с 17000 рублей. Никто не идет вкалывать на производство за те деньги которые там платят, причём на опасное производство, ибо судоремонт и судостроения производства опасные. И государству насрать на нищенские зарплаты в производстве, даже наоборот, оно(государство) всеми силами поддерживает минимальный уровень зарплат в производственной сфере, следуя одному из "железных" правил "Кудриномики"- стоимость производственных ресурсов должна быть минимальной, для поддержания инвестиционной привлекательности. Кроме того, труд в России опущен ниже плинтуса- те кто зарабатывает деньги своими руками считаются неудачниками, нищебродами. Деньги типа, надо не зарабатывать, а- " делать". Не случайно лицом инвестиционно-экономического форума в Питере стал не человек труда или учёный, а "тик-токер". Верфи построить можно, но кто на них работать будет?
      1. +4
        11 июля 2021 14:08
        Это верно, без достойной оплаты труда никто не будет работать, и уж тем более в таких областях как судостроение, авиастроение, космическая промышленность, необходимо сдвигать приоритеты в сторону инженерно - технических работников, они сейчас нам нужны гораздо больше, чем юристы, экономисты и "эффективные менеджеры" всех мастей!!!
  10. -2
    11 июля 2021 13:19
    Также можно заказать пару вертолетоносцев у Франции, опыт есть.
  11. -1
    11 июля 2021 15:24
    Россия Путина уверенно догоняет Российскую Империю Николая 2 по "достижениям в экономике и политике".
  12. -2
    11 июля 2021 17:21
    Да ,неудобный заголовок.

    У китайцев другое отношение к откатам...
  13. +3
    11 июля 2021 17:29
    Надо не плакаться о отсутствии мощностей, а строить верфи - это первое.
    А да той поры, по возможности, модернизировать имеющие корабли. Хотя проблемы с двигательной установкой имеющихся кораблей первого ранга, ввиду отсутствии компонентов на замену вышедшего из строя, не решаема - производство прекращено или осталось у хохлов..
    Прострали при алкоголике Ельцине все, что могли.
    Надо исправлять ситуацию и вводить новые мощности. Дело это финансово и ресурсное затратное, но, необходимое. Ведь строим же гигантские объекты. Верфь не простой объект, но вполне решаемо.
    1. +1
      12 июля 2021 11:09
      А Путину и его кагалу оно надо?
  14. 0
    12 июля 2021 22:06
    Дизели MTU на корветы 20380 никогда не ставились,там всегда стояли и стоят Коломенские дизеля,те же моторы поставили и на 20385 вместо немецких MTU. МРК не корветы,это МРК,а китайские моторы ставили не на Каракурты,а на Буяны-М,вместо немецких дизелей,причем качеством китайских моторов отечественный флот остался недоволен.
  15. 0
    13 июля 2021 08:19
    Поправки. Опечатка, в Польше строили не БПК, а БДК пр.775. А строили у нас в СССР всегда медленно, да и в царской России тоже. ПРОБЛЕМА N1. Даже без 2 заводов в Николаеве крупные НК у нас могут строить 3 завода на Балтике и, теперь в Керчи 1 завод. Итого 4 плюс в Зеленодольске что то может в размере СКР. Да и СМП ремонтирует крупные НК.
    1. -1
      13 июля 2021 10:58
      Цитата: USSRNAVY
      А строили у нас в СССР всегда медленно, да и в царской России тоже. ПРОБЛЕМА N1.

      Царскую Россию в ваш список я бы не стал включать.

      Официальная закладка броненосцев состоялась 9 ноября 1895 г. 7 мая 1898 г. спустили на воду«Пересвет», а 27 октября «Ослябю»

      Броненосец "Александр 3" - 3 года.
      Нет смысла перечислять всю программу модернизации и строительства флота РИ, но сроки от закладки до принятия флотом несравнимы с современными российскими.
  16. 0
    21 июля 2021 13:43
    проблема в том, что в корабле легко установить скрытый маячек для наведения ракет и еще много всяких скрытых неожидонностей.