Как правительство само «ставит крест» на мировом успехе лайнера МС-21

28

Правительство РФ решило выделить огромные средства на развитие гражданского авиастроения. В ближайшие 10 лет должно быть построено свыше семисот новых самолетов и вертолетов разных классов. Казалось бы, радению кабинета министров о проблемах отрасли можно только аплодировать, но все равно нашлись недовольные, которые считают, что гражданские чуть ли не «обокрали» военных, а бюджетные средства надо направить на нужды ВКС РФ. Более того, отдельные эксперты считают, что выделяемые суммы являются избыточными, а то и вовсе вредными. Но так ли это на самом деле?

Давайте сперва пройдемся по списку того, на что выделяются 1,84 триллиона рублей. Сумма и правда впечатляющая, но что страна получит на выходе?



Прежде всего, это МС-21, самый перспективный отечественный гражданский авиалайнер, наша «большая белая надежда». В ближнемагистральном сегменте господдержку получат «Суперджет-100» и турбовинтовой Ил-114. Для региональных перевозок будет использоваться легкий самолет «Байкал» (ЛМС-901). Также перед «Ростехом» поставлена задача разработать 5 моделей новых многоцелевых вертолетов. А всего до 2030 года в стране будет произведено 735 гражданских летательных аппаратов. Итак, что мы видим? Наконец-то, финансовый поток щедрой рекой пошел на восстановление авиастроительной отрасли. Будут закрыты все рыночные ниши, кроме, разве что, дальнемагистральной. Более того, по прогнозам специалистов, к 2030 году государство сможет вернуть до 450 миллиардов рублей в виде налогов. И это очень положительная тенденция. Однако без подводных камней нам никак не обойтись.

Сперва стоит разобраться с претензиями по поводу того, что за счет развития гражданских якобы «обкрадываются» военные программы. Это совсем не так. Вернее, совсем не так. Дело в том, что на нужды гражданского авиастроения средства выделяются в основном не из федерального бюджета, а преимущественно из ликвидной части ФНБ. Да, это фонд вкладывает 1,59 триллиона рублей из 1,84 триллиона, и только 244 миллиарда пойдет из госбюджета. То есть, нельзя говорить о том, что финансирование МС-21 или Ил-114 осуществляется за счет секвестра расходов на производство военных самолетов. Напротив, стоит радоваться, что средства ФНБ идут именно в развитие отечественной промышленности, а не в какие-нибудь «фантики» иностранных ценных бумаг. Но на этом, увы, хорошие новости пока что исчерпываются.

Следует учитывать, что российские самолеты выйдут на рынок в крайне непростое время. Из-за последствий пандемии коронавируса объемы воздушных перевозок резко сократились, а вместе с ними упал и спрос на новые авиалайнеры. МС-21 и обновленному «Суперджету-100» придется конкурировать с продукцией ведущих западных корпораций, которая традиционно доминирует на мировом рынке. Если внутри России отечественные самолеты вполне можно пристроить авиакомпаниям при помощи льготных лизинговых программ и разнообразных методов убеждения/принуждения, то за рубежом это может и не сработать. Куда еще реально мы можем продать, например, среднемагистральный МС-21? В Беларусь? В страны СНГ? В находящиеся под санкциями КНДР и Иран? В Венесуэлу? Пожалуй, только туда, и это при условии, что корпорация «Иркут» научилась на ошибках «Суперджета» и заранее подготовит всю необходимую для постпродажного обслуживания инфраструктуру.

Необходимо объяснить, почему мы столь пессимистичны относительно перспектив выхода МС-21 и обновленного «Суперджет-100» на широкий международный рынок. Проблема заключается как раз в 1,8 триллиона рублей, которые выделяет на развитие гражданского авиастроения государство. Дело в том, что Россия по-прежнему состоит во Всемирной торговой организации, а ее нормы подобную поддержку прямо запрещают.

Да, корпорации Boeing и Airbus давно судятся между собой в рамках ВТО, обоснованно обвиняя друг друга в скрытой государственной поддержке авиапрома. Апелляционный суд ВТО установил, что Boeing получил от Пентагона и НАСА субсидии в размере 5,3 миллиарда долларов, которые пошли на разработку новых моделей гражданских лайнеров, включая Boeing 787. Также американская корпорация пользовалась налоговыми послаблениями, которые ей предоставляли некоторые штаты, что вело к ухудшению конкурентного положения Airbus. Но и европейская корпорация не осталась в долгу. Расследование ВТО установило, что Airbus получил порядка 18 миллиардов в виде ссуд с заниженной ставкой, а также еще несколько миллиардов в виде так называемой «стартовой помощи» для реализации проекта лайнера A380.
Это столкновение непримиримых конкурентов привело к настоящей «войне пошлин» между США и Евросоюзом. Дело очень серьезное, где фигурируют огромные суммы. Недавно Boeing и Airbus приостановили длившуюся не одно десятилетие торговую войну, чтобы объединиться против Китая. КНР активно развивает национальное авиастроение и имеет большой внутренний рынок, потому у китайских самолетов есть хорошие шансы быть востребованными в Юго-Восточной Азии.

Но это далеко не все «воздушные бои» в рамках ВТО. Если в премиальном сегменте между собой борются Boeing и Airbus, то в сегменте ближне-среднемагистральных и региональных лайнеров сцепились канадский Bombardier и бразильский Embraer. Компания Bombardier смогла закрепиться на рынке во многом благодаря ссудам и банковским гарантиям, предоставляемым покупателям самолетов государственным экспортным агентством Канады (EDC, Export Development Canada). Потеснить ее Embraer смог при помощи финансируемых государством программ экспортного кредитования PROEX (Programa de Financiamento às Exportações) и программы государственной поддержки производства и экспорта BNDES-Exim, которая предоставляла льготные условия по кредитам для авиационной промышленности и гарантии. Несмотря на то, что ВТО признала эти действия неправомерными, обе компании по-прежнему продолжают получать постоянную финансовую поддержку.

И теперь в эту яму со змеями прыгнула с головой наша страна, которая начала финансировать напрямую из средств ФНБ гражданское авиастроение, даже не пытаясь как-то завуалировать государственную поддержку. Чем это может закончиться, догадаться нетрудно. Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.

Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких «странах-изгоях», несмотря на то, что это очень хороший самолет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -15
    13 июля 2021 14:59
    Как правительство само «ставит крест» на мировом успехе лайнера МС-21

    - Да и пошёл он ... - этот МС-21 ... - Всё на нём импортное (впрочем - как и на других новейших самолётах гражданской авиации , которыми российский авиапром всё никак не разродится)...
    - Короче ... -подобная ситуэйшн , что и с российским футболом ... - затраты просто космические ... - а толку никакого...
    1. +2
      14 июля 2021 03:31
      Цитата: gorenina91
      Да и пошёл он ...

      Нельзя, же так топорно...
      1. +2
        14 июля 2021 09:25
        Да и пошёл он ... - этот МС-21

        бедная женщина.
        1. 0
          15 июля 2021 01:04
          Блондинка, что с неё взять....
  2. +6
    13 июля 2021 15:00
    Ща пипл из Израиля , Украины, Эстонии набежит и про авиастроение все заяснит... Всё знают, везде побывали (с)
  3. +2
    13 июля 2021 15:20
    Да пусть для начала российские потребности удовлетворят! Там работы немеряно! А потом и ОДКБ подтянется. Кстати, гражданские самолеты можно использовать и как военно-транспортную авиацию.
    1. +3
      13 июля 2021 15:32
      Цитата: Буланов
      Да пусть для начала российские потребности удовлетворят! Там работы немеряно!

      Вот именно - если на своей территории В737/А320 подвинут - это уже будет большой успех
  4. 123
    +3
    13 июля 2021 16:13
    Я не понял, в чем суть проблемы? request
    США датируют авиастроителей, ЕС датирует. судятся договариваются, ВТО признает эти действия неправомерными, караван идет...
    России то почему то нельзя этого делать?
    Ну пусть недовольные в ВТО обжалуют, насколько помню там уже и судей не осталось, выборы новых США давно блокируют.
    Вы опять ищите несуществующие проблемы на ровном месте? Чем то Дождь напоминаете, те тоже постоянно моросят.
  5. -1
    13 июля 2021 17:28
    А ктото реально считает, что американцы, Китайцы, Японцы или европейцы просто пустят к себе хлебом солью штучного конкурента? без логистики, сервиса и тп?
    Наверняка и автор все понимает, но....
  6. +4
    13 июля 2021 17:43
    Прекратите мечтать, о большом и светлом сразу и сейчас! Начните с малого - наполните рынок отечественными самолётами! Это и будет, отличная реклама нашим самолётам.
  7. +1
    13 июля 2021 18:09
    По смыслу статьи, самолёты и вертолёты должны разрабатываться бесплатно, исключительно за счёт конструкторских бюро, иначе вто не даст продавать за рубеж? А оно будет, это ВТО через 2-3 года? Без инвестиций невозможно разработать, запустить в серию авиатехнику и наладить финансирование продаж. Поэтому, всё правильно делают. Ну, наверное, в Европе и США их не купят, а вот Африка, Азия и Латинская Америка вполне могут.
  8. Комментарий был удален.
  9. +2
    14 июля 2021 05:58
    Проблема решается просто - выходом из ВТО. Вообще вхождение в эту организацию было огромной ошибкой.
  10. -1
    14 июля 2021 07:45
    Нашу гражданскую авиацию спасёт : пассажирские лайнеры с сверхмощными высоко-оборотистыми высоковольтными электродвигателями от 20000 кВт.(кВ.А.) и более , который летит с Москвы до Хабаровска со сверхзвуковой скоростью от 1200 км/час и более , над высоковольтной линией ЛЭП (0,4-10-110-220-330-500-750-1150 кВ.) по лучу лазера или ЛЭП линия (1150 кВт.) СВЧ-излучатель , а ЛА (самолёт , вертолёт , дирижабль и другие) в клетке Фарадея , а грузовой беспилотный лайнер летит со сверх- гиперзвуковой скоростью от 5 до 10 тыс. км/час и более ... .
  11. +2
    14 июля 2021 08:27
    Цитата: Александр Логинов
    По смыслу статьи, самолёты и вертолёты должны разрабатываться бесплатно, исключительно за счёт конструкторских бюро, иначе вто не даст продавать за рубеж? А оно будет, это ВТО через 2-3 года? Без инвестиций невозможно разработать, запустить в серию авиатехнику и наладить финансирование продаж. Поэтому, всё правильно делают. Ну, наверное, в Европе и США их не купят, а вот Африка, Азия и Латинская Америка вполне могут.

    Это не по смыслу статьи, а по смыслу ВТО. Эту контору для того и создавали, чтобы США и ЕС могли продвигать свои интересы, задвигая конкурентов.
    Именно потому, что без господдержки невозможно развивать авиапром, США и ЕС обходными путями фактически кормят свои концерны, нарушая нормы ВТО. И мы тоже не можем развивать авиапром без поддержку государства.
    Вопрос в том, на кой ляд мы тогда в ВТО вступили? США и ЕС между собой в итоге договорились, но нам скидок никто делать не станет. Тем более, что мы напрямую нормы ВТО нарушаем, даже без формального прикрытия. За это мы получим новую войну пошлин и запрет доступа на западные рынки.
    Еще раз: зачем мы вступили в ВТО, если для нас это вредно и чревато массой негативных последствий? Никто не говорит, что не надо финансировать авиапром. Надо. Только сперва наверное надо выйти из ВТО?
    Нет? Или это "антироссийская пропаганда в стиле Дождя"?
    П.С. никуда ВТО теперь не денется, это детище глобалистов, которые вернулись с Байденом. Развалиться контора имела шанс только при Трампе или его единомышленниках.
  12. +1
    14 июля 2021 08:28
    Цитата: Bakht
    Проблема решается просто - выходом из ВТО. Вообще вхождение в эту организацию было огромной ошибкой.

    Именно так. Но зато это было выгодно для олигархов-сырьевиков. Для них и сделали в ущерб производственникам.
  13. +2
    14 июля 2021 08:30
    Цитата: gorenina91
    - Да и пошёл он ... - этот МС-21 ... - Всё на нём импортное (впрочем - как и на других новейших самолётах гражданской авиации , которыми российский авиапром всё никак не разродится)...

    Нет, не все, Ирина, не путайте с Суперджетом.
    И Суперджет кстати тоже вскоре полностью русифицируют, программа соответствующая принята.
  14. Комментарий был удален.
  15. +1
    14 июля 2021 08:40
    Ну во первых, одной нашей страны хватит что бы обеспечить загрузку заводов на 200%. Во вторых, с после налаживания выпуска, в случае появления каких либо ограничений на продажу за границу, можно ввести зеркальные меры относительно боинга или аирбаса.
    1. +1
      14 июля 2021 09:23
      У нас авиакомпании обеспечены относительно новыми самолетами на 90%. Их хватит еще лет на 10-12 эксплуатации. А учитывая пандемию и сокращение числа полетов, – и на все 15.
      1. +3
        14 июля 2021 09:51
        Они не в собственности, а в лизинге, если наши предложат похожую структуру, то почему нет? Поменяют.
        Кроме того, мы все понимаем, что на самом деле о массовом выпуске можно только помечтать сегодня и при реально достаточном финансировании значимые объемы самолетов мы увидим лет через 5-7.
        1. 0
          14 июля 2021 14:24
          если наши предложат похожую структуру,

          В России нет компании, способной дать в лизинг сотни бортов.
          1. +1
            14 июля 2021 21:06
            Сотни бортов то нет…
            Если будет сотня бортов, так и компания найдётся.
  16. +1
    14 июля 2021 12:59
    Автор не понимает простой вещи : не обеспечив внутренний рынок - выходить на внешний бесполезно. Откуда берутся такие горе аналитики на этом сайте. Это не радетель страны , а вредитель.
    1. 0
      21 июля 2021 11:36
      тут не только паралитик тут и горе комментаторы
  17. +2
    14 июля 2021 15:31
    Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.
    Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких «странах-изгоях»

    Boeing и Airbus будут стараться всеми силами, включая административный и судебный ресурсы, выдавить МС-21 как конкурента независимо от того - были ли госсубсидии или нет.
    А без субсидий МС-21 загнется и его не будет даже на внутренних авиалиниях. Будут Boeing и Airbus.
    Вот и возникает вопрос - что лучше, получить субсидии и иметь свой собственный самолет или закупать за границей Boeing и Airbus? Другими словами - стимулировать свое производство или давать возможность наживаться иностранным производителям, убив при этом своих?
    Зато выполним правила ВТО как честные и наивные дурачки.
    1. -1
      14 июля 2021 21:09
      Если бы страной правили умные и честные, то и в ВТО не полезли бы.
  18. +1
    15 июля 2021 11:07
    Не будет своего товара, дорого купится чужой...
  19. 0
    19 июля 2021 05:58
    ВТО сами западники, во главе с США своими рестрикциями (которые почему-то называют санкциями) и пошлинами хоронят полным ходом. Поскольку в свободной конкуренции проигрывают Китаю. Сейчас ещё завели "песню" про экологию... Так что не всё так просто, поживём - увидим.
  20. 0
    21 июля 2021 11:35
    страны изгои это как минимум половина земного шара. это называется "с открытым забралом"...