Как правительство само «ставит крест» на мировом успехе лайнера МС-21


Правительство РФ решило выделить огромные средства на развитие гражданского авиастроения. В ближайшие 10 лет должно быть построено свыше семисот новых самолетов и вертолетов разных классов. Казалось бы, радению кабинета министров о проблемах отрасли можно только аплодировать, но все равно нашлись недовольные, которые считают, что гражданские чуть ли не «обокрали» военных, а бюджетные средства надо направить на нужды ВКС РФ. Более того, отдельные эксперты считают, что выделяемые суммы являются избыточными, а то и вовсе вредными. Но так ли это на самом деле?


Давайте сперва пройдемся по списку того, на что выделяются 1,84 триллиона рублей. Сумма и правда впечатляющая, но что страна получит на выходе?

Прежде всего, это МС-21, самый перспективный отечественный гражданский авиалайнер, наша «большая белая надежда». В ближнемагистральном сегменте господдержку получат «Суперджет-100» и турбовинтовой Ил-114. Для региональных перевозок будет использоваться легкий самолет «Байкал» (ЛМС-901). Также перед «Ростехом» поставлена задача разработать 5 моделей новых многоцелевых вертолетов. А всего до 2030 года в стране будет произведено 735 гражданских летательных аппаратов. Итак, что мы видим? Наконец-то, финансовый поток щедрой рекой пошел на восстановление авиастроительной отрасли. Будут закрыты все рыночные ниши, кроме, разве что, дальнемагистральной. Более того, по прогнозам специалистов, к 2030 году государство сможет вернуть до 450 миллиардов рублей в виде налогов. И это очень положительная тенденция. Однако без подводных камней нам никак не обойтись.

Сперва стоит разобраться с претензиями по поводу того, что за счет развития гражданских якобы «обкрадываются» военные программы. Это совсем не так. Вернее, совсем не так. Дело в том, что на нужды гражданского авиастроения средства выделяются в основном не из федерального бюджета, а преимущественно из ликвидной части ФНБ. Да, это фонд вкладывает 1,59 триллиона рублей из 1,84 триллиона, и только 244 миллиарда пойдет из госбюджета. То есть, нельзя говорить о том, что финансирование МС-21 или Ил-114 осуществляется за счет секвестра расходов на производство военных самолетов. Напротив, стоит радоваться, что средства ФНБ идут именно в развитие отечественной промышленности, а не в какие-нибудь «фантики» иностранных ценных бумаг. Но на этом, увы, хорошие новости пока что исчерпываются.

Следует учитывать, что российские самолеты выйдут на рынок в крайне непростое время. Из-за последствий пандемии коронавируса объемы воздушных перевозок резко сократились, а вместе с ними упал и спрос на новые авиалайнеры. МС-21 и обновленному «Суперджету-100» придется конкурировать с продукцией ведущих западных корпораций, которая традиционно доминирует на мировом рынке. Если внутри России отечественные самолеты вполне можно пристроить авиакомпаниям при помощи льготных лизинговых программ и разнообразных методов убеждения/принуждения, то за рубежом это может и не сработать. Куда еще реально мы можем продать, например, среднемагистральный МС-21? В Беларусь? В страны СНГ? В находящиеся под санкциями КНДР и Иран? В Венесуэлу? Пожалуй, только туда, и это при условии, что корпорация «Иркут» научилась на ошибках «Суперджета» и заранее подготовит всю необходимую для постпродажного обслуживания инфраструктуру.

Необходимо объяснить, почему мы столь пессимистичны относительно перспектив выхода МС-21 и обновленного «Суперджет-100» на широкий международный рынок. Проблема заключается как раз в 1,8 триллиона рублей, которые выделяет на развитие гражданского авиастроения государство. Дело в том, что Россия по-прежнему состоит во Всемирной торговой организации, а ее нормы подобную поддержку прямо запрещают.

Да, корпорации Boeing и Airbus давно судятся между собой в рамках ВТО, обоснованно обвиняя друг друга в скрытой государственной поддержке авиапрома. Апелляционный суд ВТО установил, что Boeing получил от Пентагона и НАСА субсидии в размере 5,3 миллиарда долларов, которые пошли на разработку новых моделей гражданских лайнеров, включая Boeing 787. Также американская корпорация пользовалась налоговыми послаблениями, которые ей предоставляли некоторые штаты, что вело к ухудшению конкурентного положения Airbus. Но и европейская корпорация не осталась в долгу. Расследование ВТО установило, что Airbus получил порядка 18 миллиардов в виде ссуд с заниженной ставкой, а также еще несколько миллиардов в виде так называемой «стартовой помощи» для реализации проекта лайнера A380.
Это столкновение непримиримых конкурентов привело к настоящей «войне пошлин» между США и Евросоюзом. Дело очень серьезное, где фигурируют огромные суммы. Недавно Boeing и Airbus приостановили длившуюся не одно десятилетие торговую войну, чтобы объединиться против Китая. КНР активно развивает национальное авиастроение и имеет большой внутренний рынок, потому у китайских самолетов есть хорошие шансы быть востребованными в Юго-Восточной Азии.

Но это далеко не все «воздушные бои» в рамках ВТО. Если в премиальном сегменте между собой борются Boeing и Airbus, то в сегменте ближне-среднемагистральных и региональных лайнеров сцепились канадский Bombardier и бразильский Embraer. Компания Bombardier смогла закрепиться на рынке во многом благодаря ссудам и банковским гарантиям, предоставляемым покупателям самолетов государственным экспортным агентством Канады (EDC, Export Development Canada). Потеснить ее Embraer смог при помощи финансируемых государством программ экспортного кредитования PROEX (Programa de Financiamento às Exportações) и программы государственной поддержки производства и экспорта BNDES-Exim, которая предоставляла льготные условия по кредитам для авиационной промышленности и гарантии. Несмотря на то, что ВТО признала эти действия неправомерными, обе компании по-прежнему продолжают получать постоянную финансовую поддержку.

И теперь в эту яму со змеями прыгнула с головой наша страна, которая начала финансировать напрямую из средств ФНБ гражданское авиастроение, даже не пытаясь как-то завуалировать государственную поддержку. Чем это может закончиться, догадаться нетрудно. Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.

Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких «странах-изгоях», несмотря на то, что это очень хороший самолет.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. gorenina91 Офлайн gorenina91
    gorenina91 (Ирина) 13 июля 2021 14:59
    -15
    Как правительство само «ставит крест» на мировом успехе лайнера МС-21

    - Да и пошёл он ... - этот МС-21 ... - Всё на нём импортное (впрочем - как и на других новейших самолётах гражданской авиации , которыми российский авиапром всё никак не разродится)...
    - Короче ... -подобная ситуэйшн , что и с российским футболом ... - затраты просто космические ... - а толку никакого...
    1. Ром Ром Офлайн Ром Ром
      Ром Ром (Ром Ром) 14 июля 2021 03:31
      +2
      Цитата: gorenina91
      Да и пошёл он ...

      Нельзя, же так топорно...
      1. Алексндр П Офлайн Алексндр П
        Алексндр П (Александр) 14 июля 2021 09:25
        +2
        Да и пошёл он ... - этот МС-21

        бедная женщина.
        1. Ром Ром Офлайн Ром Ром
          Ром Ром (Ром Ром) 15 июля 2021 01:04
          0
          Блондинка, что с неё взять....
  2. Петр Владимирович (Петр) 13 июля 2021 15:00
    +6
    Ща пипл из Израиля , Украины, Эстонии набежит и про авиастроение все заяснит... Всё знают, везде побывали (с)
  3. Буланов Офлайн Буланов
    Буланов (Владимир) 13 июля 2021 15:20
    +2
    Да пусть для начала российские потребности удовлетворят! Там работы немеряно! А потом и ОДКБ подтянется. Кстати, гражданские самолеты можно использовать и как военно-транспортную авиацию.
    1. Pete Mitchell Офлайн Pete Mitchell
      Pete Mitchell (Pete Mitchell) 13 июля 2021 15:32
      +3
      Цитата: Буланов
      Да пусть для начала российские потребности удовлетворят! Там работы немеряно!

      Вот именно - если на своей территории В737/А320 подвинут - это уже будет большой успех
  4. 123 Офлайн 123
    123 (123) 13 июля 2021 16:13
    +3
    Я не понял, в чем суть проблемы? request
    США датируют авиастроителей, ЕС датирует. судятся договариваются, ВТО признает эти действия неправомерными, караван идет...
    России то почему то нельзя этого делать?
    Ну пусть недовольные в ВТО обжалуют, насколько помню там уже и судей не осталось, выборы новых США давно блокируют.
    Вы опять ищите несуществующие проблемы на ровном месте? Чем то Дождь напоминаете, те тоже постоянно моросят.
  5. Сергей Латышев (Серж) 13 июля 2021 17:28
    -1
    А ктото реально считает, что американцы, Китайцы, Японцы или европейцы просто пустят к себе хлебом солью штучного конкурента? без логистики, сервиса и тп?
    Наверняка и автор все понимает, но....
  6. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 13 июля 2021 17:43
    +4
    Прекратите мечтать, о большом и светлом сразу и сейчас! Начните с малого - наполните рынок отечественными самолётами! Это и будет, отличная реклама нашим самолётам.
  7. Александр Логинов (Александр Логинов) 13 июля 2021 18:09
    +1
    По смыслу статьи, самолёты и вертолёты должны разрабатываться бесплатно, исключительно за счёт конструкторских бюро, иначе вто не даст продавать за рубеж? А оно будет, это ВТО через 2-3 года? Без инвестиций невозможно разработать, запустить в серию авиатехнику и наладить финансирование продаж. Поэтому, всё правильно делают. Ну, наверное, в Европе и США их не купят, а вот Африка, Азия и Латинская Америка вполне могут.
  8. Комментарий был удален.
  9. Bakht Офлайн Bakht
    Bakht (Bakhtiyar) 14 июля 2021 05:58
    +2
    Проблема решается просто - выходом из ВТО. Вообще вхождение в эту организацию было огромной ошибкой.
  10. nikolai.soot Офлайн nikolai.soot
    nikolai.soot (Николай Арбаев) 14 июля 2021 07:45
    -1
    Нашу гражданскую авиацию спасёт : пассажирские лайнеры с сверхмощными высоко-оборотистыми высоковольтными электродвигателями от 20000 кВт.(кВ.А.) и более , который летит с Москвы до Хабаровска со сверхзвуковой скоростью от 1200 км/час и более , над высоковольтной линией ЛЭП (0,4-10-110-220-330-500-750-1150 кВ.) по лучу лазера или ЛЭП линия (1150 кВт.) СВЧ-излучатель , а ЛА (самолёт , вертолёт , дирижабль и другие) в клетке Фарадея , а грузовой беспилотный лайнер летит со сверх- гиперзвуковой скоростью от 5 до 10 тыс. км/час и более ... .
  11. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 14 июля 2021 08:27
    +2
    Цитата: Александр Логинов
    По смыслу статьи, самолёты и вертолёты должны разрабатываться бесплатно, исключительно за счёт конструкторских бюро, иначе вто не даст продавать за рубеж? А оно будет, это ВТО через 2-3 года? Без инвестиций невозможно разработать, запустить в серию авиатехнику и наладить финансирование продаж. Поэтому, всё правильно делают. Ну, наверное, в Европе и США их не купят, а вот Африка, Азия и Латинская Америка вполне могут.

    Это не по смыслу статьи, а по смыслу ВТО. Эту контору для того и создавали, чтобы США и ЕС могли продвигать свои интересы, задвигая конкурентов.
    Именно потому, что без господдержки невозможно развивать авиапром, США и ЕС обходными путями фактически кормят свои концерны, нарушая нормы ВТО. И мы тоже не можем развивать авиапром без поддержку государства.
    Вопрос в том, на кой ляд мы тогда в ВТО вступили? США и ЕС между собой в итоге договорились, но нам скидок никто делать не станет. Тем более, что мы напрямую нормы ВТО нарушаем, даже без формального прикрытия. За это мы получим новую войну пошлин и запрет доступа на западные рынки.
    Еще раз: зачем мы вступили в ВТО, если для нас это вредно и чревато массой негативных последствий? Никто не говорит, что не надо финансировать авиапром. Надо. Только сперва наверное надо выйти из ВТО?
    Нет? Или это "антироссийская пропаганда в стиле Дождя"?
    П.С. никуда ВТО теперь не денется, это детище глобалистов, которые вернулись с Байденом. Развалиться контора имела шанс только при Трампе или его единомышленниках.
  12. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 14 июля 2021 08:28
    +1
    Цитата: Bakht
    Проблема решается просто - выходом из ВТО. Вообще вхождение в эту организацию было огромной ошибкой.

    Именно так. Но зато это было выгодно для олигархов-сырьевиков. Для них и сделали в ущерб производственникам.
  13. Маржецкий Офлайн Маржецкий
    Маржецкий (Сергей) 14 июля 2021 08:30
    +2
    Цитата: gorenina91
    - Да и пошёл он ... - этот МС-21 ... - Всё на нём импортное (впрочем - как и на других новейших самолётах гражданской авиации , которыми российский авиапром всё никак не разродится)...

    Нет, не все, Ирина, не путайте с Суперджетом.
    И Суперджет кстати тоже вскоре полностью русифицируют, программа соответствующая принята.
  14. Комментарий был удален.
  15. Adler77 Офлайн Adler77
    Adler77 (Denis) 14 июля 2021 08:40
    +1
    Ну во первых, одной нашей страны хватит что бы обеспечить загрузку заводов на 200%. Во вторых, с после налаживания выпуска, в случае появления каких либо ограничений на продажу за границу, можно ввести зеркальные меры относительно боинга или аирбаса.
    1. Кристаллович (Руслан) 14 июля 2021 09:23
      +1
      У нас авиакомпании обеспечены относительно новыми самолетами на 90%. Их хватит еще лет на 10-12 эксплуатации. А учитывая пандемию и сокращение числа полетов, – и на все 15.
      1. Adler77 Офлайн Adler77
        Adler77 (Denis) 14 июля 2021 09:51
        +3
        Они не в собственности, а в лизинге, если наши предложат похожую структуру, то почему нет? Поменяют.
        Кроме того, мы все понимаем, что на самом деле о массовом выпуске можно только помечтать сегодня и при реально достаточном финансировании значимые объемы самолетов мы увидим лет через 5-7.
        1. Кристаллович (Руслан) 14 июля 2021 14:24
          0
          если наши предложат похожую структуру,

          В России нет компании, способной дать в лизинг сотни бортов.
          1. Adler77 Офлайн Adler77
            Adler77 (Denis) 14 июля 2021 21:06
            +1
            Сотни бортов то нет…
            Если будет сотня бортов, так и компания найдётся.
  16. kriten Офлайн kriten
    kriten (Владимир) 14 июля 2021 12:59
    +1
    Автор не понимает простой вещи : не обеспечив внутренний рынок - выходить на внешний бесполезно. Откуда берутся такие горе аналитики на этом сайте. Это не радетель страны , а вредитель.
    1. Денис Глухой (Денис Глухой) 21 июля 2021 11:36
      0
      тут не только паралитик тут и горе комментаторы
  17. Every Офлайн Every
    Every 14 июля 2021 15:31
    +2
    Западные корпорации вполне обоснованно предъявят России претензии в рамках ВТО, что может послужить поводом для объявления торговой войны, а также запрета на продажу новых отечественных самолетов в развитых странах.
    Таким образом, МС-21 имеет шансы стать заменой продукции Boeing и Airbus лишь в самой России, в СНГ, а также нескольких «странах-изгоях»

    Boeing и Airbus будут стараться всеми силами, включая административный и судебный ресурсы, выдавить МС-21 как конкурента независимо от того - были ли госсубсидии или нет.
    А без субсидий МС-21 загнется и его не будет даже на внутренних авиалиниях. Будут Boeing и Airbus.
    Вот и возникает вопрос - что лучше, получить субсидии и иметь свой собственный самолет или закупать за границей Boeing и Airbus? Другими словами - стимулировать свое производство или давать возможность наживаться иностранным производителям, убив при этом своих?
    Зато выполним правила ВТО как честные и наивные дурачки.
    1. сталевар Офлайн сталевар
      сталевар 14 июля 2021 21:09
      -1
      Если бы страной правили умные и честные, то и в ВТО не полезли бы.
  18. Vasil K. Офлайн Vasil K.
    Vasil K. (Vasil K.) 15 июля 2021 11:07
    +1
    Не будет своего товара, дорого купится чужой...
  19. Alov Офлайн Alov
    Alov (Al) 19 июля 2021 05:58
    0
    ВТО сами западники, во главе с США своими рестрикциями (которые почему-то называют санкциями) и пошлинами хоронят полным ходом. Поскольку в свободной конкуренции проигрывают Китаю. Сейчас ещё завели "песню" про экологию... Так что не всё так просто, поживём - увидим.
  20. Денис Глухой (Денис Глухой) 21 июля 2021 11:35
    0
    страны изгои это как минимум половина земного шара. это называется "с открытым забралом"...