Достройка «Северного потока-2»: кто ответит за фиаско «Академика Черского»

28

Последние новости со строительства СП-2: 17 июля КМТУС «Академик Черский» возвращается на ветку «А». Об этом сообщило немецкое Федеральное управление водных путей и судоходства. Его задача: до 15 августа уложить 2,6 км трубы в исключительной немецкой экономической зоне на мелководье в районе банки Адлергрунд (там глубина не более 22 м). «Академик Черский» двинется навстречу ТУБ «Фортуна», укладывающей свою часть маршрута в исключительной датской экономической зоне на глубинах от 60 до 63 метров. «Фортуне» на данный момент осталось пройти 59 км (в этой цифре и датский, и немецкий участок трубы). Последний составляет 14,4 км, из которых 2,6 км – мелководье, тянуть дальше 2,6 км «Черский» не будет, потому что стыковку двух частей газопровода удобнее производить на малых глубинах.

Что из этого следует? Путин торопится, кровь с носа надо успеть уложить трубу до 26 сентября, до дня выборов в Бундестаг. Сейчас погода на Балтике несколько испортилась. И хотя температура держится в районе 20 ℃, но с дождями и грозами, скорость ветра от 9 до 12 м/с, с порывами до 16 м/с. При таком ветре падает скорость укладки. Дело в том, что при усилении ветра свыше 10 м/с для «Черского» и свыше 8 м/с для «Фортуны» им приходится сбрасывать трубу, чтобы не привести к аварии. Швейцарский «Pioneering Spirit» мог работать при скорости ветра 6 м/с, вообще не сбрасывая трубу и не снижая при этом скорости укладки (максимальная скорость у него была – 4,8 км/сутки). Также надо учитывать, что на подъем трубы у «Черского» уходит 12 часов, у «Фортуны» почти сутки (от момента начала операции по зацепке до начала движения по укладке). Кроме того, на скорость укладки существенно влияет еще и высота волны (волнение моря), я уже не говорю про глубину и рельеф дна, направление ветра, курс к волне, скорость течения, плотность воды и наличие плавучих водорослей. Этим летом с погодой по месту работ – не сложилось. Местные не припомнят такой частоты штормового ветра на померанском взморье. Если бы погодные условия позволяли, то «Академик Черский» по своим техническим характеристикам способен укладывать до 3,15 км/сутки (при скорости ветра не более 4 м/с), а «Фортуна» до 1,21 км/сутки (при ветре не более 3 м/с). При увеличении скорости ветра скорость укладки естественно падает.



Но вся беда в том, что «Академик Черский» не выходил на свои проектные показатели, максимум давая от 400 до 700 м/сутки, почему и был заменен на «Фортуну». «Фортуна» же в последние дни ставит рекорды по скорости укладки, выйдя на показатель 1,3 км/сутки. Тот участок в немецких территориальных водах, который вместо нее пройдет «Академик Черский» она бы прошла за 2 дня, «Черскому» же дают почти месяц. Сами понимаете, что не от хорошей жизни – у «Ак. Черского» явные проблемы, но Путин торопится. Даже два дня имеют значение.

Как мы дошли до жизни такой. История вопроса


По состоянию на 21 декабря 2019 года, когда швейцарская компания Allseas со своими знаменитыми судами-трубоукладчиками «Pioneering Spirit», «Solitaire» и «Audacia» из-за американских санкций, объявленных Трампом, приостановила свое участие в проекте и вывела свои суда из Балтийского моря, по обеим веткам СП-2 ей оставалось проложить 148 км трубы из намеченных 2460 км. На данный момент из оставшихся 148 км усилиями «Фортуны» было уложено 63 км ветки «В», остальные 85 км ветки «А» должен был укладывать «Академик Черский». И 27 апреля 2021 года он приступил к этим работам («Фортуна» там работала с декабря 2020 года). Но по независящим от него причинам «Черский» не справился. В результате чего в ночь на 15 июня ТУБ «Фортуна» сменила его на ветке «А». На момент замены ему оставалось протянуть 68 км трубы, т.е. за 49 дней работы он уложил всего 17 км. Бешеная результативность – 350 м/сутки при проектной скорости укладки в 3,15 км/сутки.

Учитывая стоимость КМТУС «Академик Черский», превышающую 1 млрд. долларов, это фиаско. Обычная трубоукладочная баржа ТУБ «Фортуна» (хотя она совсем не обычная!), не имеющая, в отличие от «академика», системы динамического позиционирования, позволяющей удерживать судно на курсе без использования якорей, справилась с поставленной задачей дешевле, а главное быстрее.

ТУБ «Фортуна»


Что собою представляет «Фортуна»? Это якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов. Построена на судоверфи в Shanghai Zhenhua Heavy Industry Co. Ltd. в Шанхае в 2010 г, модернизирована в 2011 г. Полное водоизмещение – 39 989 тонн, габариты – 169 метров в длину и 46 в ширину, высота – более 13,5 м, осадка – от 5 до 9 метров. Максимальная глубина укладки труб – 200 м. Экипаж – 310 чел. Баржа оснащена 12-якорной системой позиционирования, с якорями весом по 20 тонн. Для снабжения электроэнергией на «Фортуне» имеются 4 дизельгенератора по 2500 КВт каждый. Подъемное оборудование состоит из гусеничного крана грузоподъемностью 250 тонн и штатного судового крана на левом борту судна грузоподъемностью 40 тонн.


После проведенной в 2012 году модернизации на судне был установлен кран грузоподъемностью 1600 тонн (300 тонн на вылете стрелы 72 м). Также на палубе предусмотрена возможность установки еще и штатного крана грузоподъёмностью до 2,5-3 тыс. тонн. Про проектную скорость укладки трубы в 1,21 км/сутки (при ветре не более 3 м/с), я уже сказал выше. Про недостатки в виде отсутствия системы динамического позиционирования, тоже. До появления «Черского» была флагманом трубоукладочного флота России. Похоже, что так им и остается. Владелец: ООО «КВТ-Рус», Москва, хотя до санкций входила в состав флота МРТС (Межрегионтрубопроводстроя). Раньше порт приписки был Гонконг, теперь – Архангельск.

КМТУС «Академик Черский»


Основное назначение КМТУС «Академик Черский» – укладка трубопроводов диаметром Ø 6 - 60 дюймов (внешний Ø, включая покрытие). И история у него совсем не рядовая, а словно написанная специально для крутого шпионского сериала. Судно-трубоукладчик «Академик Черский» (бывшее Jascon 18) IMO: 8770261, было заложено в 2007 году в Китае на верфи компании Jiangsu Hantong Ship Heavy Industry в Тунчжоу по заказу нигерийско-голландской компании Sea Trucks Group Limited (STG). Проект разработан норвежской компанией Vik-Sandvik. Назначение Jascon-18 – многоцелевое вспомогательное строительное судно. В июне 2011 года Jascon-18 прибыл на судоверфь Kwong-Soon shipyard в Сингапур для достройки. В декабре 2015 года судно было куплено Сингапурским филиалом российской компании МРТС. Для покупки судна компания под поручительство Газпрома оформила кредит у Газпромбанка в размере 1 млрд. долл. США. В январе 2016 года судно было арестовано в Сингапуре по иску судоверфи из-за неоплаты полной стоимости постройки. После разрешения споров, судно в июне 2016 года перешло на баланс ООО «Газпром флот», который переименовал его в «Академик Черский» (в честь академика АН СССР Николая Васильевича Черского). До августа 2017 года оно находилось в индонезийском порту Батам, затем было перебазировано в РФ (тогда СП-2 находился только в стадии подписания и использование в нем «академика» не планировалось). Изначально «Газпром-флот» собирался использовать КМТУС для разработки Киринского газоконденсатного месторождения в Охотском море в качестве вспомогательного судна, для чего оно прошло модернизацию и дооснащение на Находкинским судоремонтном заводе. Все работы были завершены до 31 мая 2019 года и обошлись заказчику в 813,763 млн. рублей.


Однако когда всплыла проблема с достройкой СП-2, выяснилось, что КМТУС «Ак. Черский» не пригоден для решения подобных задач, поскольку не имеет необходимого сварочного и монтажного оборудования. И тогда срочно в конце декабря 2019 года «Газпром флот» объявляет открытый конкурс на выполнение работ по дооснащению КМТУС сварочным и технологическим оборудованием. Стоимость работ была оценена в 873,5 млн. рублей. Был объявлен тендер, итоги которого были подведены 30 января 2020 года. Его выиграли несколько западных компаний. Дооснастить судно в условиях санкций – задача, мягко скажем, нетривиальная. Тем не менее европейские производители исхитрились оснастить «академика» по последнему слову техники, поставив на судно оборудование, по меньшей мере, стоимостью около 10 млн. долларов. Отличились итальянцы и голландцы. Итальянская компания Nuova Patavium поставила станки для обработки кромок труб и электрогидравлические силовые блоки к ним, другая итальянская компания Opus S.R.L. – элементы пневматического центратора для автоматической сварки труб, а голландская Vermaat Technics B.V. оснастила судно ультрасовременной компьютеризированной системой для наружной орбитальной сварки Veraweld Torch System D. Кремль ловко обошел санкции США через систему фирм-прокладок и занижая инвойс. Как говорится, на всякого хитрого Санта-Клауса всегда найдется свой Маколей Калкин (те, кто смотрел «Один дома», те поймут). Окончательную модернизацию и дооснащение «Черский» прошел в немецком порту Мукран на острове Рюген – логистической базе СП-2, куда он прибыл, совершив беспримерный трехмесячный трансокеанский переход из порта Находка через три океана (Тихий, Индийский и Атлантический) вокруг Африки в сопровождении военных судов конвоя с заходом во все возможные порты. Такая кругосветная одиссея тоже влетела Газпрому в копеечку. И все это только для того, чтобы потом глотать пыль из-под копыт какой-то «Фортуны»?

Основные характеристики:

Водоизмещение (летнее): 30146 т
Валовая вместимость: 29513 т
Длина: 150 м
Ширина: 36,8 м
Высота борта: 15,1 м
Осадка: 6,8 м
Макс. скорость: 12 узлов
Дальность плавания: 18 720 миль
Система динамического позиционирования: DP3
Система якорного позиционирования: 8-ми якорная
Краны: главный – SWL 1200 т (33 м) + SWL 600 т (29 м) = SWL 1800 т (27 м), вспомогательные – 2 х SWL 40 т (40 м)
Экипаж: 379 чел.

Корабль оснащен системой динамического позиционирования (DP3), которая управляет курсом и положением судна, активируя двигатели на основе информации, полученной от гирокомпаса, датчика ветра, а также заданного положения. Это позволяет отказаться от системы якорного позиционирования. Но по требованию Германии для работы на мелководье в ходе модернизации судно было дооборудовано и 8-якорной системой якорного позиционирования.

Собственник с июня 2020 года: АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (дочерняя структура «Газпром межрегионгаз»). Порт приписки: неизвестен (шифруется).

У меня только один вопрос (точнее два) – кто виноват в провале «Ак. Черского», и кто ответит за этот провал? Как выяснилось, СП-2 мы смогли достроить и без него, в основном усилиями «Фортуны». Зачем был нужен такой дорогостоящий банкет и что пошло не так?
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 июля 2021 07:56
    "банкет" у Газпрома явно не за счет налогоплательщиков из харькова laughing
    1. 0
      16 июля 2021 15:45
      а чей газ в у налогоплательщиков в Харькове? неужели катарский?! твой удел только гадить под дверью, ни на что большее мозгов не хватает!
      1. -6
        16 июля 2021 16:02
        этим налогоплательщикам ты требуешь отключить газ, а также лишить топлива? обречь женщин, детей и стариков на смерть? чем ты лучше свидомых, отрезавших Крыму воду? НИЧЕМ! так что не тебе про мозги судить, украинец! во главе России Путин, а не тарас бульба, чтобы паскудством заниматься. бюджет газпрома как пол бюджета твоей украины. у себя копейки считай.

        1. +2
          16 июля 2021 16:19
          опять явные проблемы с логикой - а зачем Путин строил СП-2? наверное, чтобы увеличить прокачку газа через украинскую ГТС?! я лучше свидомых, потому что борюсь с ними и такими как ты, которые ничем от свидомых не отличаются, только знаком. Они ненавидят всех русских, ты ненавидишь всех украинцев. При том, что Путин сказал, что мы есть один народ.
          1. -4
            16 июля 2021 16:28
            еще раз повторить для особо одаренных? ради борьбы со своим свидомым соседом ты готов отключить газ, свет, воду, отопление во всей своей хрущевке? борется он... свидомые так же с крымом боролись. я признаю русских, а не вырусь сменившую национальность на украинца. климкин может русский и один с русскими народ? или мне любить евреев с поляками считающих себя украинцами? тоже один с русскими народ?
            "а как же я, ведь я же лучше собаки..."
            твоя "борьба" сводится к тому чтобы вызвать ненависть к России у остатков лояльного населения, за устроенный геноцид, на радость свидомых.
            1. +2
              16 июля 2021 16:45
              это называется софистика - подмена понятий! Ты ненавидишь всех украинцев, всех без разбора, независимо от того за хунту они или против. При этом передергиваешь, говоря, что поставляя нам газ, ты тупо зарабатываешь на нас, тебе пофигу старики там или дети, деньги не пахнут. Я же говорю, что на войне как на войне - не нужно поставлять дизель для танков противника, который воюет с тобой. Без газа население 404 не останется - у нее собственная добыча 16 млрд кубов/год - этого с головой хватает населению, чтобы не замерзнуть, а деньги за транзит 404 складирует на войну, так зачем же ей платить? Отвечать не нужно! Мне тошнит от общения с тобой. Из-за таких как ты, я в РФ не хочу, мне такого добра у себя хватает!
              1. -2
                16 июля 2021 16:53
                лютый писец и клиника... потребление газа у украины выше чем добыча... разговор окончен. спорить с хохлом, только время терять.
                1. +1
                  16 июля 2021 17:03
                  ты ведь там переживал за детей и стариков, я тебе привел цифру собственной добычи 16 млрд кубов в год, это больше, чем требуется для бытовых нужд населения, про потребности газа для нужд промышленности речь не шла. Вижу, что не только думать не умеешь, а еще и читать. Случай клинический, медицина бессильна!
              2. -1
                17 июля 2021 19:38
                Из-за таких как ты, я в РФ не хочу, мне такого добра у себя хватает!

                Боже, что ж такое творится...)
        2. 0
          21 июля 2021 11:38
          Ты бы занялся своим исконным кошачьим делом? Разница в том, что укро....ые воюют с о своим согражданами, а Россия не участвует в этом деле. Воюющей стороне помогать- это принимать участие. Воюй.
  2. +1
    16 июля 2021 09:04
    и кто ответит за этот провал?

    Ответят налогоплательщики из ЕС своими деньгами при повышении цен на газ. А Россия, как и весь адекватный мир, потихоньку разворачивается на Восток. ЕСу хватит и ветряных мельниц (пардон, генераторов!) с бродящими между ними Гретами...
  3. -3
    16 июля 2021 09:07
    А, Академик Черский туда, Академик Черский сюда..
    Игра в Риторические вопросы и очевидные ответы.

    Парень, что публично удивлялся, почему трубы и укладка Газпрома ровно в 4 раза дороже укладки тех же самых труб в Германии где?
    Сами знаете.
    А кто в газпроме рулил и рулит, тоже...
    1. RIK
      +1
      18 июля 2021 09:11
      Это все СЛОВОБЛУДИЕ. (Доказательства ЕСТЬ??7 Нет. Значит прикрой рот).
      1. Комментарий был удален.
  4. 123
    +5
    16 июля 2021 09:13
    У меня только один вопрос (точнее два) – кто виноват в провале «Ак. Черского», и кто ответит за этот провал? Как выяснилось, СП-2 мы смогли достроить и без него, в основном усилиями «Фортуны». Зачем был нужен такой дорогостоящий банкет и что пошло не так?

    Интересная постановка вопроса, точнее последовательность их постановки.
    Может для начала правильнее так:
    1) Что пошло не так?
    2) По какой причине?
    3) Есть ли в этом вина сотрудников Газпрома?

    В общем для начала неплохо сначала разобраться что собственно случилось, а не шашкой махать.
    Насколько помню, судно переоборудовали. Сделать это было не просто, кругом санкциями обкладывали. Поскольку такое оборудование нельзя просто купить в ближайшем супермаркете или по быстрому склепать на коленке, видимо поставщики оборудования были "альтернативными" и получали его обходными путями. Возможно в этом дело. Но это все предположения.
    Что характерно, трубу достраивают, цены на газ бьют рекорды, но продолжается упорный поиск провалов и просчетов Газпрома.
    1. +4
      16 июля 2021 11:27
      Что характерно, трубу достраивают, цены на газ бьют рекорды, но продолжается упорный поиск провалов и просчетов Газпрома.

      - вот не в бровь, а в глаз.
      Маниловы никак не могут понять, что решения по достройке и сроках ПРИНИМАЮТ, а не тупо полагаются на ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Путин В.В. - разведчик, а они бывшими не бывают.
    2. 0
      16 июля 2021 15:54
      вы, тов. 123, уже давно могли бы понять, что я никаких бревен ни в чьих глазах не ищу (по моим предыдущим текстам хотя бы), и причины, приведшие к проблемам с достройкой СП-2 мне тоже известны, не хуже, чем вам. Более того, я еще могу вам рассказать, как Газпром обошел санкции при закупке оборудования при доукомплектации КМТУС. Но факт остаётся фактом - "Черский" не справился, деньги на ветер! Почему? Не знаю! По моим сведениям - оборудование оказалось не то. Вопрос к тем, кто проводил тендер.
      1. 123
        +3
        16 июля 2021 21:03
        В том то и дело, о обстоятельствах при закупке оборудования мы ничего не знаем, может брали осознанно рискуя нарваться на проблемы. Выбора не было, какой уж тут тендер...
        1. 0
          16 июля 2021 21:27
          вы не знаете, я знаю - выбор был! времени не было, а выбор был! а чем по вашему оснащена Фортуна? чего у нее проблем нет?
          https://www.dw.com/ru/firmy-iz-es-postavljali-oborudovanie-gazpromu/av-56934429
          1. 123
            +2
            16 июля 2021 22:25
            вы не знаете, я знаю - выбор был!

            А чего подробностями не поделились?

            времени не было, а выбор был!

            Какой же это выбор если на него времени нет? Дорога ложка к обеду.

            а чем по вашему оснащена Фортуна? чего у нее проблем нет?

            Я без понятия, насколько помню их не вместе переоборудовали. Может Черскому брак достался.
            Вы весь такой загадочный. Знаете так пишите что ли.
            Кстати, 10 млн. на оборудование, на фоне всех "терок" вроде контракта с Украиной, переходом Черского с Дальнего Востока, запретами, таранами и прочим это практически копейки. Наверняка дожидаясь разрешения Дании на простое больше потеряли.
            1. 0
              16 июля 2021 22:47
              времени не было на долгие тендеры, его и так продлили на неделю с 22 янв до 30 янв. Подробности я кинул выше - там видео с немецкой волны (на русском). Деньги на дооборудование - копейки, на фоне простоя СП-2, каждый день по 100 млн долл, как сказал директор Nord Stream 2 AG
              вы ведь знаете, что Черский возвращался и дважды перекладывал одну и ту же дистанцию, согласитесь, не от хорошей жизни
              1. 123
                +1
                16 июля 2021 23:33
                За видео спасибо, посмотрел yes Только в чем проблема с оборудованием из него не понятно request Там больше про стоимость и санкции.
                Что трубу перекладывал кончено знаю, видимо брак получился. Но что конкретно за проблема не известно.
                1. 0
                  16 июля 2021 23:56
                  там есть текстовая версия материала
                  https://www.dw.com/ru/dyrjavye-sankcii-ssha-firmy-iz-evropy-oborudovali-sudno-akademik-cherskij/a-56920296
                  из нее легче понять (на слух это тяжело сделать), насколько крутое оборудование было поставлено (я не вдавался у себя в тексте в подробности, ограничился только ценой и как Путин обошел санкции, раздробив поставки и занизив таким образом инвойс)
                  Странно, что подобное оборудование у нас не изготавливается (я сам инженер-сварщик, поэтому чуть-чуть в курсе как происходит сварка под флюсом труб большого диаметра), неужели и эти компентенции в РФ были утрачены за время после развала СССР, хотя там своя специфика, труба подается непрерывно и сварка происходит на судне на специальном стенде. Судя по всему, и итальянцы и голландцы - асы в этом деле, как мы купили не то, понять не могу. Я не хотел отягощать текст излишними деталями, но укладка трубы - это задача высшей категории сложности, там одновременно работают на дне команды водолазов, которые готовят дно под трубу (для этого там делают специальную траншею) и контролируют ее герметичность. Снимать часть трубы и перекладывать ее пришлось из-за нарушения именно последней (а она ведь еще и в бетонной оболочке). Архи сложная задача. Когда я говорил, что весь экипаж Фортуны будет представлен к гос. наградам, я совсем не шутил. И Героя получит кто-то тоже.
                  1. 123
                    +2
                    17 июля 2021 14:20
                    я не вдавался у себя в тексте в подробности, ограничился только ценой и как Путин обошел санкции, раздробив поставки и занизив таким образом инвойс

                    Сомневаюсь что он этим лично занимался, давайте хоть на Миллере ограничимся smile

                    Странно, что подобное оборудование у нас не изготавливается (я сам инженер-сварщик, поэтому чуть-чуть в курсе как происходит сварка под флюсом труб большого диаметра), неужели и эти компентенции в РФ были утрачены за время после развала СССР, хотя там своя специфика, труба подается непрерывно и сварка происходит на судне на специальном стенде.

                    А чего тут странного? Что вас удивляет? За годы разрухи утрачены многие технологии, которые приходится восстанавливать. Если ее не используют некоторое время то она теряется, кстати происходит подобное не только у нас.
                    Не уверен что у нас была эта технология (в смысле на требуемом уровне) иначе наверное иностранцы укладкой бы не занимались.
                    Судя по тому что экипаж "Черского" не перевели на "Фортуну" (ведь по идее возможности судна больше) проблема именно в оборудовании. Что именно с ним не так непонятно. По моему выводы делать преждевременно, рано менеджеров Газпрома на березах развешивать. hi
                    1. 0
                      17 июля 2021 16:14
                      Сомневаюсь что он этим лично занимался, давайте хоть на Миллере ограничимся smile

                      Ну чего вы к словам цепляетесь? Ясно, что Путин этим лично не занимался. Путин - это обобщающее понятие, условный Путин, символ страны

                      рано менеджеров Газпрома на березах развешивать. hi

                      а где у меня в тексте такие призывы? у каждой ошибки есть свое имя и своя фамилия, и виновные должны ответить
  5. +2
    16 июля 2021 17:03
    Пардоньте .А где провалились. Худо бедно нитку тянут.Эпопея с переоборудованием судна тоже на пользу.Будет своё судно. На него хоть мульён санкций-пофигу. Опыта наберутся.А главное -европцы к зиме должны раскинуть умишком.Колотун бабай -он такой.Ему до лампы кто прав кто виноват.Бейцы отморозят по другому запоют laughing
  6. 0
    17 июля 2021 17:49
    ясно одно, кто-то в составе "организованной группы"(по определению УК РФ), срубил хорошие бабки, что внукам хватит, ничего не поделаешь - система у нас такая.
  7. 0
    21 июля 2021 11:24

    Цитата: Волконский
    а чей газ в у налогоплательщиков в Харькове? неужели катарский?! твой удел только гадить под дверью, ни на что большее мозгов не хватает!

    Он не умеет искать информацию, думать о её содержании.
  8. +1
    21 июля 2021 11:57
    А почему никто не рассматривает причину такого "неуклюжего" поведения Ак.Черского не неудачами устройства, экипажа, а умышленным затягиванием прокладки? Этакая большая морковка перед мордой ЕС. На рост цен на газ не обратили внимание? А сроки, "потери" Газпрома от дезертирства заключивших договор, прокладки, будущие штрафные санкции, когда будет закончена работа и сумма потерь будет окончательно выверена? Чем больше сроки- тем больше насчитает калькулятор. У нас есть ещё 4 года на транзит газа через территорию врага. (Прямо так и назовём). Раскол в семействе ЕС. Осатанелые нападки на трубы Сев. Потоков Украиной, Польшей, разве не открывает глаза той же Германии, дотирующей экономики этих недогосударств? Германия уже признала турбины, для электрогенераторов Крыма не совсем Сименсовскими. Она же сняла ограничения третьего энергопакета с Сев. Потока-1, разрешив полную подачу газа. Она же предложила по Сев. Потоку-2 поставлять водород. обходя таким образом, тот же запрет? Она же пригрозила ссорой со своим партнёром из-за озера. Меркель- гениальный политик, сумевшей обойти все санкции американцев, и не ограничив Путина в транзитных делах. Она сказала- сохранить транзит Путин гарантировал. 2024 год не за горами. Заканчивается договоры, заканчиваются просьбы Меркель, заканчивается гарантия Путина. Но это будет уже 2025 год. Поможем разориться небрату? Тогда получайте в трубу несколько миллиардов в год. И закрыть не сможете, и содержать трубу придётся сугубо на собственные средства.