С возвращением Як-141 для ВМФ РФ становится актуальным эскортный авианосец

49

Через несколько дней начнется авиасалон МАКС-2021, вокруг которого уже создана интрига. «Ростех» показал тизер некого принципиально нового самолета, который должен заинтересовать иностранных покупателей и составить конкуренцию, очевидно, США. Но что это за самолет, и где он сможет применяться?

На сайте госкорпорации по этому поводу сказано следующее:



Россия – одна из немногих стран мира, обладающая технологиями полного цикла для производства перспективных авиационных комплексов, а также признанный законодатель мод в создании боевых самолетов. Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом.

Сейчас все гадают, что это за принципиально новая крылатая машина такая. Одни ставят на легкую одномоторную версию истребителя пятого поколения Су-57, другие – на перспективный сверхзвуковой перехватчик МиГ-41. Третьи высказывают предположение, что критериям принципиальной новизны все же больше соответствовал бы истребитель вертикального взлета и посадки (СВВП). Несколько лет назад о возрождении этой программы на базе советского Як-141 заявил профильный вице-премьер Юрий Борисов. Так это или нет, мы узнаем всего через несколько дней, но, если это действительно так, перед нашей страной открываются новые интересные возможности.

Во-первых, это выход на новый рынок, где, кроме американского F-35B, фактически нет конкуренции. Да, рынок относительно узок, но сейчас очень многие страны обзаводятся собственными универсальными десантными кораблями и желают заиметь хотя бы легкие авианосцы. СВВП российского производства под них могли бы приобрести КНР, Индия, Египет и даже Турция, которая осталась без американских истребителей из-за санкций.

Во-вторых, что гораздо важнее для нас самих, возрожденные «вертикалки» смогли бы базироваться на двух строящихся в настоящее время в Керчи УДК проекта 23900. Корабли предназначены не только для перевозки морского десанта с техникой, но и для размещения на них 17 вертолетов и нескольких БПЛА. Конструкция УДК также позволит эффективно разместить на нем от 8 до 12 истребителей, а также 3-4 вертолета. Появление СВВП на универсальных кораблях большого водоизмещения наряду с вертолетами резко усилит возможности ВМФ РФ, поскольку наш флот де-факто тогда обзаведется двумя легкими авианосцами, вокруг которых столько сломано копий.

Если Як-141 реально возродится, это будет лишним доказательством того, что авианосцы России еще как нужны, просто мы пока не можем себе их позволить из-за бедности и потому делаем хорошую мину при плохой игре. Но есть ли способ в кратчайшие сроки обзавестись носителями для СВВП? Конечно, есть, все давно придумано до нас, достаточно обратиться к богатому опыту «повелителей морей» англосаксов.

Вторая мировая война вынудила союзников срочно искать возможности по увеличению численности авианесущих кораблей для борьбы с немецким подводным флотом и люфтваффе. Это оказалось возможно быстро сделать только за счет переоснащения мирных гражданских судов, которые оборудовались взлетной палубой и надстройкой-островом. Первые образцы получили название «торговых авианосцев» (merchant aircraft carrier), и они могли нести всего несколько самолетов устаревших конструкций. Тем же путем шла и Япония, которая превращала в авианосцы свои танкеры. Выглядели такие импровизированные авианесущие корабли весьма специфически, если не сказать уродливо, однако определенные боевые задачи они все же могли решать.

Дальнейшим этапом развития этой идеи стали так называемые «эскортные авианосцы». На основе грузовых и пассажирских судов, а также танкеров монтировались одноярусный ангар для самолетов и полетная палуба. В ВМС Великобритании первым кораблем данного типа считается HMS Audacity, переоборудованный из германского сухогруза MV Hannover, где могло разместиться от 6 до 8 самолетов. В ВМС США головным кораблем серии «эскортных авианосцев» считается USS Bogue. На нем базировалась группа всего в 24 самолета. Несмотря на сомнительное происхождение, импровизированный американский авианосец за все время боевых действий в Атлантике смог потопить 13 немецких подлодок, самостоятельно либо во взаимодействии с другими кораблями. USS Bogue дал начало целой серии «эскортных авианосцев», и сама история кораблей данного класса, обеспечивавших противолодочное и противовоздушное прикрытие океанских конвоев, заставляет относиться к ним с уважением. Разумеется, переделанному на скорую руку гражданскому кораблю очень далеко до настоящего военного, но поставленные перед ними боевые задачи они решали, помогая отправлять на дно «волчьи стаи».

В целом, опыт оказался настолько успешным, что идея получила дальнейшее развитие в виде универсальных десантных кораблей, что по сути являются плавучим доком с прямой полетной палубой. УДК могут эффективно использоваться как во время десантных операций, так и при охране морских конвоев силами вертолетов и палубных истребителей. Другим перспективным направлением для ВМС США считалась концепция применения легких авианосцев (Sea Control Ship), оснащенных СВВП. Пентагон в свое время от нее отказался, сделав ставку на доминирование в Мировом океане при помощи огромных атомных авианосцев класса «Нимитц», однако некоторое время назад американские военные вновь вернулись к обсуждению старой идеи как более соответствующей современным реалиям. Есть над чем задуматься.

Но самой интересной для нас может оказаться программа под названием ARAPAHO, которую Вашингтон и Лондон совместно разработали в 70-е годы прошлого века как обобщение своего опыта Второй Мировой войны. В соответствии с ней, ВМС США и Великобритании подготовили проект переоснащения гражданских сухогрузов в «эскортные авианосцы» и заранее произвели достаточное количество специальных модулей, позволяющих быстро превратить мирное судно в авианесущий корабль, способный принять СВВП British Aerospace Sea Harrier. И ведь пригодилось!

В 1982 году Британия решила тряхнуть стариной и начала войну с Аргентиной за Фолклендские острова. Для ведения боевых действий на столь удаленном театре Лондону пришлось задействовать не только военный, но и гражданский флот. Чтобы добиться господства в воздухе, англичанам понадобилось пригнать к побережью Южной Америки не только свои два полноценных авианосца, но и три судна-контейнеровоза, превращенных в «эскортные авианосцы». «Атлантик Конвейер», «Атлантик Коузвей», а также «Контендер Безант» получили на носу усиленную полетную палубу для самолетов, на корме – площадку для вертолетов, а из контейнерных модулей создавались ангары для хранения техники, цистерн с топливом, кубрики для команды. Отметим, что сроки переоснащения были феноменально короткими – от 7 до 9 дней.

7-9 дней на получение авианосца, Карл! Это очень впечатляет. Да, переоборудованный гражданский корабль сильно уступает настоящему военному по всем характеристикам, кроме, разве что, стоимости и сроков их получения. Стоит напомнить, что и ВМФ СССР всерьез рассматривал проект противолодочного вертолетоносца шифр 10200 «Халзан» на базе быстроходного крупнотоннажного судна с горизонтальной грузообработкой (ролкера) проекта 1609 типа «Капитан Смирнов». И он вполне мог бы даже получиться, но заказчик попытался впихнуть в гражданский корабль слишком много функционала, что повлекло за собой радикальное усложнение конструкции, удорожание и увеличение габаритов. В итоге оказалось, что особой экономии и выгоды такой проект не даст, а на его строительство придется занять стапель, нужный под полноценные авианесущие крейсера. В результате проект бюджетного советского вертолетоносца на базе ролкера так и не состоялся.


Однако это не значит, что само по себе направление является бесперспективным. Имея оборонную программу наподобие ARAPAHO, можно всего за неделю-полторы получить вспомогательный авианесущий корабль с СВВП и вертолетами на борту, способный в составе соединения выполнять определенные боевые задачи по противолодочной обороне и противовоздушной борьбе, а также поддерживать действия морского десанта на берегу. Или не один, а сразу несколько таких кораблей. Кроме того, эскортный авианосец может служить платформой для базирования беспилотной авиации. Нет, мы не призываем Минобороны РФ прямо сейчас бросаться и делать из сухогрузов и танкеров авианосцы и вертолетоносцы. Но, возможно, военному ведомству имеет смысл совместно с ОСК проработать в деталях саму возможность оперативной трансформации гражданского судна в военный корабль? На будущее, окутанное тревожной мглой?
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. 123
    +9
    15 июля 2021 15:54
    Если Як-141 реально возродится, это будет лишним доказательством того, что авианосцы России еще как нужны, просто мы пока не можем себе их позволить из-за бедности и потому делаем хорошую мину при плохой игре

    В список стран-нищебродов эксплуатирующих подобные самолеты входят США, Великобритания, вроде итальянцы закупать начали.
    Желают попасть в этот список, но пока не научившиеся строить плохую мину - Япония, Южная Корея, Турция, наверняка не отказалась бы и пока корчат рожи разминая лицевые мышцы Индия, Китай, Бразилия, Испания, Египет, Австралия, Таиланд и наверное Франция.
    И среди всей этой компании одна Россия ели на это решится то исключительно от бедности.
    Опять не удержались что бы в сторону своей страны не плюнуть? sad Рефлекс наверное? winked
    1. ksa
      +1
      15 июля 2021 21:05
      Не можем позволить себе настоящие авианосцы. Из-за бедности - только легкие эксортные.
      1. 123
        +2
        15 июля 2021 21:24
        Не можем позволить себе настоящие авианосцы. Из-за бедности - только легкие эксортные.

        Бедные на резиновых лодках рассекают или на боевых пирогах.
      2. -3
        16 июля 2021 07:08
        Россия не может себе позволить ничего крупнее круизной яхты длиннее 200 метров ценой до 5 миллиардов $!
  3. 0
    15 июля 2021 16:26
    Когда откроется МАКС-2021 и если будет представлен СВВП, тогда будет смысл обсуждать это..
  4. -6
    15 июля 2021 17:14
    В этот раз опять "даст ист фантастик" натянули на тему авианосцев.

    Эффективные менежеры не о самолете говорили, а о новом "продукте".
    Продукт.
    Распил.
    Прорыв и перемога.
  5. -10
    15 июля 2021 17:37
    Текст является в полной мере плодом буйной фантазии автора и никакого отношения к реальности не имеет. Вопрос к г.Маржецкому - представляет ли он, хоть в самом приблизительном виде, объём работ и финансовых затрат, требующихся на осуществление подобной амбициозной идеи? На сегодняшний день у РФ нет ни научной, ни технологической базы для подобного производства, ну а по части финансов вспоминается В.С.Высоцкий - "Где деньги, Зин?" А самый главный вопрос - для чего России эти эрцац-авианосцы, где она будет их использовать?
    1. +3
      15 июля 2021 22:07
      Уважаемый (Мирон) если вы ознакомитесь с данной статьей то скорее всего вы найдете ответы на все вопросы которые вас мучают: https://flot.com/blog/katastrofa/nam-nuzhen-avianosets-a-on-vam-zachem1.php (не поленитесь прочесть остальные две части).
      1. +5
        16 июля 2021 08:29
        Не имеет смысла что-то доказывать этому Биндюжнику. Он и не скрывает, что наш враг: украинствующий еврей с израильскими и американским паспортами. Так зачем вообще терять время на дискуссии с ним? Зачем что-то ему доказывать?
        Наоборот, стоит обратить внимание на реакцию его и ему подобных на которые темы, вроде этой smile
        1. -6
          16 июля 2021 08:55
          Цитата: Маржецкий
          Не имеет смысла что-то доказывать этому Биндюжнику

          Особенно если доказательств нет. lol
    2. +5
      16 июля 2021 07:07
      Мирон, ваше мнение это типичное мнение кастрюлеголового. Сами пропили все у себя в бандерии, нет у вас больше ни финансов ни мозгов толковых, вот и скрежещите гнилыми зубами от зависти. "Где деньги, Зин", задайте этот вопрос своему президенту который ничего путного делать так и не научился, все, на что он способен, это только членом по роялю стучать.
      1. -5
        16 июля 2021 08:57
        Каким вообще боком Украина к данной теме? А я, кстати, ни разу не украинец.
    3. +2
      16 июля 2021 08:55
      Это вы опять воду мутите -представитель малого народа с антисоциальным поведением
      1. -4
        16 июля 2021 08:59
        Не, тов.Вася, воду мутит г.Маржецкий, публикуя свои сладкие фантазии. bully
  6. +3
    15 июля 2021 21:31
    Вполне согласен с автором. В случае войны однозначно будут потери боевых судов чем их восполнять? Другие боевые корабли построить! Можно, но пока их строят война закончится, выход, как нам отметил автор, в создание боевых кораблей на базе гражданских судов, тем более что положительный опыть применения таких судов есть (англо-аргентинский конфликт), тем более что если "эрзац-авианосец" будет потоплен то финансовые потери будут намного ниже чем при потоплении атомного авианосца. Наши читатели и многие военные максималисты, а девиз максималистов такой "Если пить, то коньяк, если ..ть то королеву!" т.е. если авианосец то атомный, чтобы гордо плевать с его высокой палубы, а если не атомный то никакого не нужно!
    К сожалению нужно! По военно-морской доктрине России атомный авианосец ну совсем не нужен, кого он будет пугать и где? Его самого скорее напугают, а вот вхождение в состав корабельной эскадры конвойного авианосца в разы поднимет ее защищенность и боевые возможности.
  7. +2
    16 июля 2021 06:38
    Цитата: Биндюжник
    Текст является в полной мере плодом буйной фантазии автора и никакого отношения к реальности не имеет. Вопрос к г.Маржецкому - представляет ли он, хоть в самом приблизительном виде, объём работ и финансовых затрат, требующихся на осуществление подобной амбициозной идеи? На сегодняшний день у РФ нет ни научной, ни технологической базы для подобного производства, ну а по части финансов вспоминается В.С.Высоцкий - "Где деньги, Зин?" А самый главный вопрос - для чего России эти эрцац-авианосцы, где она будет их использовать?

    Если еврей с американским и израильским гражданством заволновался и за переживал за наши военные расходы, значит все верно пишем
  8. +2
    16 июля 2021 06:40
    Цитата: fomin
    Вполне согласен с автором. В случае войны однозначно будут потери боевых судов чем их восполнять? Другие боевые корабли построить! Можно, но пока их строят война закончится, выход, как нам отметил автор, в создание боевых кораблей на базе гражданских судов, тем более что положительный опыть применения таких судов есть (англо-аргентинский конфликт), тем более что если "эрзац-авианосец" будет потоплен то финансовые потери будут намного ниже чем при потоплении атомного авианосца. Наши читатели и многие военные максималисты, а девиз максималистов такой "Если пить, то коньяк, если ..ть то королеву!" т.е. если авианосец то атомный, чтобы гордо плевать с его высокой палубы, а если не атомный то никакого не нужно!
    К сожалению нужно! По военно-морской доктрине России атомный авианосец ну совсем не нужен, кого он будет пугать и где? Его самого скорее напугают, а вот вхождение в состав корабельной эскадры конвойного авианосца в разы поднимет ее защищенность и боевые возможности.

    Спасибо за адекватные оценки
  9. +1
    16 июля 2021 06:42
    Цитата: 123
    Если Як-141 реально возродится, это будет лишним доказательством того, что авианосцы России еще как нужны, просто мы пока не можем себе их позволить из-за бедности и потому делаем хорошую мину при плохой игре

    В список стран-нищебродов эксплуатирующих подобные самолеты входят США, Великобритания, вроде итальянцы закупать начали.
    Желают попасть в этот список, но пока не научившиеся строить плохую мину - Япония, Южная Корея, Турция, наверняка не отказалась бы и пока корчат рожи разминая лицевые мышцы Индия, Китай, Бразилия, Испания, Египет, Австралия, Таиланд и наверное Франция.
    И среди всей этой компании одна Россия ели на это решится то исключительно от бедности.
    Опять не удержались что бы в сторону своей страны не плюнуть? sad Рефлекс наверное? winked

    Ну как можно так извратить позитивный посыл статьи и все с ног на голову перевернуть...
    1. 123
      -1
      16 июля 2021 11:14
      Ну как можно так извратить позитивный посыл статьи и все с ног на голову перевернуть...

      Не знаю что там насчет позитивного посыла, я ложку дегтя показал, ровным слоем по всей бочке размазанную.
  10. -3
    16 июля 2021 07:05
    Вот это действительно хорошая новость, как я понял , в России есть потенциал строить летающие агрегаты 50-70 летней давности?Может пойти дальше, начать производить аппараты времен братьев Райт?Плюсов ,,море,леса хватает, моторы для Ньюпортов времен начала 20 века Россия построить в состоянии, в крайнем случае можно купить на АлиЭкспрессе, да и с авианосцами вопрос решиться моментально, для взлета достаточно связать пллоты длинной 40-60 метров!Как раньше ,,светлейшие,, головы недодумались?
    1. +1
      16 июля 2021 07:15
      Ой, какой тонкий сарказм.)) Не надоело бумагу марать своими вбросами?
    2. +1
      16 июля 2021 08:32
      Этот "летающий агрегат" помог америкосам создать F-35B, если что.
  11. +2
    16 июля 2021 08:32
    Да уж, специально зарегистрировался тут, чтобы иметь возможность отвечать Урапатриотам, которые при любой критике сразу, как собаки начинают лаять на всех, кто смеет что-то пискнуть против нашего солнцеподобного и безальтернативного. Ребятушки, мы выезжаем только на советском, нет Советском! Наследии. Не можем ничего. Научились только красивые картинки делать и видеоролики про неимеющееаналоговвмире. Страну очень люблю свою. Но вы вот прежде чем сразу всех записывать в хохлы и бандеровцы просто оглянитесь вокруг и подумайте.
    А статья интересная. Мне тоже кажется, что расчехлили Як )) если есть наследие, то грех его не использовать. Задел нам деды оставили то славный.
    1. 123
      +2
      16 июля 2021 11:19
      Ребятушки, мы выезжаем только на советском, нет Советском! Наследии. Не можем ничего. Научились только красивые картинки делать и видеоролики про неимеющееаналоговвмире.

      Факты будут?
      1. -2
        16 июля 2021 12:29
        Ищите и обрящете
        1. 123
          0
          16 июля 2021 12:36
          Ищите и обрящете

          Замечательный подход! Просто феерический good Совсем вместолевые обленились.
          Сагу про калоши от Платоши зачитали, арию о утерянных полимерах исполнили, а подтверждение сами ищите.
          Кто сомневаться изволит то уряпатриот, кремлебот, пригожинский тролль (нужное подчеркнуть). smile
          Нельзя так пассивно, выборы скоро, 3% порожек можно не перешагнуть.
          1. -2
            16 июля 2021 13:06
            А мне лень всяким три два разам отвечать.
            Скучно и неинтересно. Мы не левые и не правые, потому что мы валенки!
            1. 123
              +1
              16 июля 2021 13:21
              А мне лень всяким три два разам отвечать.

              Мне вы это зачем пишите? Мне без разницы будете вы кому отвечать или нет. А вот то как вы мне отвечаете показывает что вам сказать нечего, потому и пытаетесь с темы спрыгнуть и на ругань перейти.
              Может вы не валенки, они то войлочные, а вы похоже резиновые. winked
              1. 0
                16 июля 2021 13:30
                Это не я должен доказывать вам, что мои утверждения правда, а вы должны доказать, что я вру

                Н.Михалков
                1. 123
                  0
                  16 июля 2021 14:10
                  Это не я должен доказывать вам, что мои утверждения правда, а вы должны доказать, что я вру.

                  Н.Михалков

                  Я вам ничего не должен. Вы тут значит нагадили, а должен круги нарезать, все песочком присыпать?

                  "Бремя доказательства лежит на утверждающем".
                  1. 0
                    16 июля 2021 17:48
                    Хороших выходных. Отвёл душу ))) всё будет хорошо
              2. 0
                17 июля 2021 13:12
                Может вы не валенки, они то войлочные, а вы похоже резиновые. winked

                Валенки, валенки. Не мешайте человеку правильно оценивать остроту своего ума.
                1. 123
                  +1
                  17 июля 2021 14:27
                  Валенки, валенки. Не мешайте человеку правильно оценивать остроту своего ума.

                  Наверное вы правы hi
  12. 0
    16 июля 2021 08:34
    Цитата: wolf46
    Когда откроется МАКС-2021 и если будет представлен СВВП, тогда будет смысл обсуждать это..

    Ну, о возрождении Як-141 и о том, что работы ведутся, говорил Борисов еще в 2017-2018 году. Даже если на премьере покажут легкий Су-57, не значит, что на СВВП крест поставили.
  13. -1
    16 июля 2021 09:59
    Идея-то толковая и не сейчас придуманная.
    Вопрос к автору: А вы к МО РФ, прям серьезно так обращаясь с предложением через Репортер , какую цель преследовали? А через СпортЛото продублировали, чтоб Сергей Кожугетыч данный вопрос наверняка на обсуждение поставил? (уж извините, не мог не хохотнуть за стиль окончания статьи, армейские привычки не отпускают даже на дембеле wink )
  14. +2
    16 июля 2021 10:18
    https://iz.ru/1193881/2021-07-16/opublikovano-foto-noveishego-samoleta-dlia-maks-2021
    ну а теперь начинаем гадания!

    1. 123
      +1
      16 июля 2021 13:09
      теперь начинаем гадания!

      Ростех интригу закрутил. Ждем "срыва покровов" yes

    2. 0
      16 июля 2021 14:52

      Однодвигательный легкий истребитель?
  15. 0
    17 июля 2021 02:52
    Мне кажется вертикалкой занялись не для гипотетических авиков. А по причине что она с автодороги может взлетать. Сами понимаете, в случае вероломногонападения, взлетных полос не останется.
  16. 0
    17 июля 2021 13:10
    Цитата: ИМХО
    А мне лень всяким три два разам отвечать.
    Скучно и неинтересно. Мы не левые и не правые, потому что мы валенки!

    Да, подобные вам те ещё валенки.
  17. +2
    18 июля 2021 07:36
    Цитата: Биндюжник
    Каким вообще боком Украина к данной теме? А я, кстати, ни разу не украинец.

    Иуда ты профессиональный, от Родины своей отрекшийся
  18. 0
    18 июля 2021 07:39
    Цитата: akarfoxhound
    Идея-то толковая и не сейчас придуманная.
    Вопрос к автору: А вы к МО РФ, прям серьезно так обращаясь с предложением через Репортер , какую цель преследовали? А через СпортЛото продублировали, чтоб Сергей Кожугетыч данный вопрос наверняка на обсуждение поставил? (уж извините, не мог не хохотнуть за стиль окончания статьи, армейские привычки не отпускают даже на дембеле wink )

    Я преследовал цель написать интересную статью для читателей Репортера. К слову, статьи дублируются на Военном обозрении, где тусуется много военного и околовоенного люда.
    Какие там вопросы ставит на обсуждение Кужугетыч, ему виднее. Насчет хохотнуть, ваше право, если смог нечаянно поднять ваше настроение, это здорово.
  19. 0
    18 июля 2021 07:42
    Цитата: 123
    Ну как можно так извратить позитивный посыл статьи и все с ног на голову перевернуть...

    Не знаю что там насчет позитивного посыла, я ложку дегтя показал, ровным слоем по всей бочке размазанную.

    Ложка дегтя - это про бедность России? А это разве не так? Или военный бюджет режется от богатств неслыханных?
  20. Комментарий был удален.
  21. +1
    18 июля 2021 11:45
    Цитата: akarfoxhound
    Вопрос к автору: А вы к МО РФ, прям серьезно так обращаясь с предложением через Репортер , какую цель преследовали? А через СпортЛото продублировали, чтоб Сергей Кожугетыч данный вопрос наверняка на обсуждение поставил? (уж извините, не мог не хохотнуть за стиль окончания статьи, армейские привычки не отпускают даже на дембеле )

    Не знаю, в курсе ли вы, но все крупные посещаемые порталы негласно находятся в сфере интереса компетентных органов, как отечественных, так и зарубежных. Там отслеживаются определенные тенденции, делаются докладные записки, кому положено. Несколько моих статей были полностью переведены иностранными крупными СМИ, а одна так вообще такой конторой, название которой лучше не упоминать на ночь глядя... Не стоит иронизировать над силой печатного слова. Кому надо, те читают и делают свои выводы. Таков общий посыл моего вам ответа.
  22. 0
    21 сентября 2021 19:12
    для рф авианосец? зачем? кому мы будем угрожать силой за пределами страны? чего такого сопровождать при рухнувшей экономике? самолет нужен, но недля авианосца, адля испльзования любого пяточка как подскока.
  23. 0
    12 октября 2021 14:01
    Маржецкий опять рассмешил..