С возвращением Як-141 для ВМФ РФ становится актуальным эскортный авианосец
Через несколько дней начнется авиасалон МАКС-2021, вокруг которого уже создана интрига. «Ростех» показал тизер некого принципиально нового самолета, который должен заинтересовать иностранных покупателей и составить конкуренцию, очевидно, США. Но что это за самолет, и где он сможет применяться?
На сайте госкорпорации по этому поводу сказано следующее:
Россия – одна из немногих стран мира, обладающая технологиями полного цикла для производства перспективных авиационных комплексов, а также признанный законодатель мод в создании боевых самолетов. Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом.
Сейчас все гадают, что это за принципиально новая крылатая машина такая. Одни ставят на легкую одномоторную версию истребителя пятого поколения Су-57, другие – на перспективный сверхзвуковой перехватчик МиГ-41. Третьи высказывают предположение, что критериям принципиальной новизны все же больше соответствовал бы истребитель вертикального взлета и посадки (СВВП). Несколько лет назад о возрождении этой программы на базе советского Як-141 заявил профильный вице-премьер Юрий Борисов. Так это или нет, мы узнаем всего через несколько дней, но, если это действительно так, перед нашей страной открываются новые интересные возможности.
Во-первых, это выход на новый рынок, где, кроме американского F-35B, фактически нет конкуренции. Да, рынок относительно узок, но сейчас очень многие страны обзаводятся собственными универсальными десантными кораблями и желают заиметь хотя бы легкие авианосцы. СВВП российского производства под них могли бы приобрести КНР, Индия, Египет и даже Турция, которая осталась без американских истребителей из-за санкций.
Во-вторых, что гораздо важнее для нас самих, возрожденные «вертикалки» смогли бы базироваться на двух строящихся в настоящее время в Керчи УДК проекта 23900. Корабли предназначены не только для перевозки морского десанта с техникой, но и для размещения на них 17 вертолетов и нескольких БПЛА. Конструкция УДК также позволит эффективно разместить на нем от 8 до 12 истребителей, а также 3-4 вертолета. Появление СВВП на универсальных кораблях большого водоизмещения наряду с вертолетами резко усилит возможности ВМФ РФ, поскольку наш флот де-факто тогда обзаведется двумя легкими авианосцами, вокруг которых столько сломано копий.
Если Як-141 реально возродится, это будет лишним доказательством того, что авианосцы России еще как нужны, просто мы пока не можем себе их позволить из-за бедности и потому делаем хорошую мину при плохой игре. Но есть ли способ в кратчайшие сроки обзавестись носителями для СВВП? Конечно, есть, все давно придумано до нас, достаточно обратиться к богатому опыту «повелителей морей» англосаксов.
Вторая мировая война вынудила союзников срочно искать возможности по увеличению численности авианесущих кораблей для борьбы с немецким подводным флотом и люфтваффе. Это оказалось возможно быстро сделать только за счет переоснащения мирных гражданских судов, которые оборудовались взлетной палубой и надстройкой-островом. Первые образцы получили название «торговых авианосцев» (merchant aircraft carrier), и они могли нести всего несколько самолетов устаревших конструкций. Тем же путем шла и Япония, которая превращала в авианосцы свои танкеры. Выглядели такие импровизированные авианесущие корабли весьма специфически, если не сказать уродливо, однако определенные боевые задачи они все же могли решать.
Дальнейшим этапом развития этой идеи стали так называемые «эскортные авианосцы». На основе грузовых и пассажирских судов, а также танкеров монтировались одноярусный ангар для самолетов и полетная палуба. В ВМС Великобритании первым кораблем данного типа считается HMS Audacity, переоборудованный из германского сухогруза MV Hannover, где могло разместиться от 6 до 8 самолетов. В ВМС США головным кораблем серии «эскортных авианосцев» считается USS Bogue. На нем базировалась группа всего в 24 самолета. Несмотря на сомнительное происхождение, импровизированный американский авианосец за все время боевых действий в Атлантике смог потопить 13 немецких подлодок, самостоятельно либо во взаимодействии с другими кораблями. USS Bogue дал начало целой серии «эскортных авианосцев», и сама история кораблей данного класса, обеспечивавших противолодочное и противовоздушное прикрытие океанских конвоев, заставляет относиться к ним с уважением. Разумеется, переделанному на скорую руку гражданскому кораблю очень далеко до настоящего военного, но поставленные перед ними боевые задачи они решали, помогая отправлять на дно «волчьи стаи».
В целом, опыт оказался настолько успешным, что идея получила дальнейшее развитие в виде универсальных десантных кораблей, что по сути являются плавучим доком с прямой полетной палубой. УДК могут эффективно использоваться как во время десантных операций, так и при охране морских конвоев силами вертолетов и палубных истребителей. Другим перспективным направлением для ВМС США считалась концепция применения легких авианосцев (Sea Control Ship), оснащенных СВВП. Пентагон в свое время от нее отказался, сделав ставку на доминирование в Мировом океане при помощи огромных атомных авианосцев класса «Нимитц», однако некоторое время назад американские военные вновь вернулись к обсуждению старой идеи как более соответствующей современным реалиям. Есть над чем задуматься.
Но самой интересной для нас может оказаться программа под названием ARAPAHO, которую Вашингтон и Лондон совместно разработали в 70-е годы прошлого века как обобщение своего опыта Второй Мировой войны. В соответствии с ней, ВМС США и Великобритании подготовили проект переоснащения гражданских сухогрузов в «эскортные авианосцы» и заранее произвели достаточное количество специальных модулей, позволяющих быстро превратить мирное судно в авианесущий корабль, способный принять СВВП British Aerospace Sea Harrier. И ведь пригодилось!
В 1982 году Британия решила тряхнуть стариной и начала войну с Аргентиной за Фолклендские острова. Для ведения боевых действий на столь удаленном театре Лондону пришлось задействовать не только военный, но и гражданский флот. Чтобы добиться господства в воздухе, англичанам понадобилось пригнать к побережью Южной Америки не только свои два полноценных авианосца, но и три судна-контейнеровоза, превращенных в «эскортные авианосцы». «Атлантик Конвейер», «Атлантик Коузвей», а также «Контендер Безант» получили на носу усиленную полетную палубу для самолетов, на корме – площадку для вертолетов, а из контейнерных модулей создавались ангары для хранения техники, цистерн с топливом, кубрики для команды. Отметим, что сроки переоснащения были феноменально короткими – от 7 до 9 дней.
7-9 дней на получение авианосца, Карл! Это очень впечатляет. Да, переоборудованный гражданский корабль сильно уступает настоящему военному по всем характеристикам, кроме, разве что, стоимости и сроков их получения. Стоит напомнить, что и ВМФ СССР всерьез рассматривал проект противолодочного вертолетоносца шифр 10200 «Халзан» на базе быстроходного крупнотоннажного судна с горизонтальной грузообработкой (ролкера) проекта 1609 типа «Капитан Смирнов». И он вполне мог бы даже получиться, но заказчик попытался впихнуть в гражданский корабль слишком много функционала, что повлекло за собой радикальное усложнение конструкции, удорожание и увеличение габаритов. В итоге оказалось, что особой экономии и выгоды такой проект не даст, а на его строительство придется занять стапель, нужный под полноценные авианесущие крейсера. В результате проект бюджетного советского вертолетоносца на базе ролкера так и не состоялся.
Однако это не значит, что само по себе направление является бесперспективным. Имея оборонную программу наподобие ARAPAHO, можно всего за неделю-полторы получить вспомогательный авианесущий корабль с СВВП и вертолетами на борту, способный в составе соединения выполнять определенные боевые задачи по противолодочной обороне и противовоздушной борьбе, а также поддерживать действия морского десанта на берегу. Или не один, а сразу несколько таких кораблей. Кроме того, эскортный авианосец может служить платформой для базирования беспилотной авиации. Нет, мы не призываем Минобороны РФ прямо сейчас бросаться и делать из сухогрузов и танкеров авианосцы и вертолетоносцы. Но, возможно, военному ведомству имеет смысл совместно с ОСК проработать в деталях саму возможность оперативной трансформации гражданского судна в военный корабль? На будущее, окутанное тревожной мглой?
Информация