Afghan war of the USSR and the USA: three similarities and ten differences


The mission of the United States and its allies in Afghanistan, which is far from triumphantly ending today in front of our eyes, simply cannot but become a reason for comparing the two military campaigns that took place in this country with a fairly short interval, the Soviet and the American. Someone with haste categoricality is already in a hurry to declare them hardly "identical" - they say, the United States managed, having before its eyes the negative experience of the Soviet Union, "to step on the same rake" and "with the same results." Such statements seem, to put it mildly, incorrect and do not correspond to the truth at all.


The point here is not even that the "shuravi" who came from the USSR did not lose that war, contrary to the statements of Western historians and their domestic liberal colleagues. In order to more or less objectively compare the results of the stay in Afghanistan of Soviet soldiers-internationalists and "fighters for democracy" from NATO, we must speak, first of all, not about general points, but about the most significant differences in goals, methods and, most importantly, their conditions. missions. Let's try to consider them at least briefly.

Mistakes repeated exactly


We will begin our conversation, perhaps, with general points that unite the events of 1979-1989 and the operation, which, which began in 2001 and ends at the present moment. Tellingly, they really come down, basically, to the Americans repeating (to a greater or lesser extent) the most serious mistakes made by their Soviet "predecessors" in their time. So, the first similarity: both the United States and the USSR sent troops into Afghanistan in pursuit of their own geopolitical interests of the great powers, which, of course, were not announced openly, but were draped with beautiful and "correct" words. In our case, it was about "rendering assistance to the Afghan people" and "fulfilling an international duty", in the US version, "the fight against world terrorism" appeared. At the same time, the leaders of the army and special services of both countries, as it turned out later, had a very vague idea of ​​who and what the structures headed by them would face in reality in this country.

Counting on a quick "restoration of order" on its territory, neither American nor Soviet generals even thought of making long-term plans and strategies. As it turned out - in vain. Both countries are firmly "bogged down" in Afghanistan, plunging deeper and deeper into the abyss of armed conflict. At the same time (and here's the second similarity for you), there was no chance that the initially set goals and objectives of a purely military nature would be fulfilled (especially in the shortest possible time, as it was seen at first) from the very beginning. And all because in both cases the stake was placed on the unequivocal superiority of the regular army over the detachments of the bearded "rebels" in training, armament, equipment and everything else. This was a huge, simply fatal mistake.

Neither the tanks, helicopters and Grads of the Limited Contingent of the Soviet Army in Afghanistan, nor strategic bombers, UAVs, and a bunch of other "high-precision" and "high-intelligence" weapons of the International Security Assistance Force (ISAF) could not turn the tide. wars with partisan detachments of dushmans or later the Taliban (banned in Russia). Attempts to defeat Afghans with the most modern and sophisticated weapons and equipment were and remain in their effectiveness tantamount to attempts to cut the morning fog or mountain wind with the sharpest damask sword ... This is not to mention the sheer absurdity of destroying a tent made of camel hair or an adobe hut with an ammunition of several million dollars - which the Americans and their allies have sinned in recent years ...

However, the military miscalculations of both the USSR and the United States pale before their main mistake, which is, in fact, similarity No. 3 - the desire to impose on Afghanistan and its people values, ideas and worldview that are completely alien to them. "Shuravi" began to build in this country, which was then (and is now) at the tribal stage of development, socialism. Americans are a "flourishing democracy." The Afghan dekhans, nomads, and equally the local "elite", both the ideals of Marxism-Leninism and "democratic values" were, shall we say, to the wall of the nearest duval. No, seeing for themselves this or that benefit here and now, they could declare anything. But they categorically refused to accept this as their own, sincere convictions. Such a number has never been played in Afghanistan.

One against all and all against one


With the general points, we will assume that this is over. Now let's move on to the differences, of which, as already mentioned, there are many more. The first of them is the well-known fact that, having begun its operation in Afghanistan, the USSR, in fact, entered into confrontation (not only of a political, but also a military nature) both with the entire "collective West" and with a significant part of the countries. the Muslim world, as well as (you cannot erase a word from the song!) Communist China. It is generally impossible to overestimate the contribution of the Chinese comrades to the arming of the Afghan spooks. However, the "first fiddle", of course, was played by the United States. The budget of the CIA alone at the beginning of the Afghan war, spending $ 5 million annually on "aid" to dushmans by its end, has grown, according to some sources, up to 750 million a year, allocated for the same purposes! The Taliban, in fact, was not supported by anyone, except for certain circles in Pakistan.

The second difference is closely related to the first, being, so to speak, its "mirror image". The Soviet Union did not drag any of its own Warsaw Pact allies “beyond the river”, coping there exclusively on its own. Representatives of almost fifty countries, mainly members of the North Atlantic Alliance, but not only them, fought in the ranks of the ISAF against the Taliban. It would seem that such a powerful and multinational coalition (with the minimum support received by the enemy) would have to win the most convincing victory and easily control the "indomitable" country. " It was not so. Moreover, the Americans and their allies (and this is the fourth difference) spent in Afghanistan exactly twice as long as the Shuravi. However, this did not lead to the achievement of their goals, but only to an exorbitant expenditure of money and other resources.

Speaking of costs ... Here we have, of course, the fifth difference. There is no exact data on how much the Afghan campaign cost our country. Some American experts cite the figures of 800 million dollars annually spent by Moscow to support the “Kabul comrades” and talk about the amount spent by the OKSA in this country from 3 to 8 billion dollars a year. Okay, let's try to take it on faith (although the numbers are probably overstated). Multiply by 10 and we get 8 billion "for the Afghan government" and ... okay, let 80 - "for the war." There is more information about how much Washington has thrown into Afghanistan. Only the program of "recovery and development" there economics estimated at $ 137 billion. The direct military expenditures of the United States alone by 2014 (the moment they proclaimed the official "end of the war", after which the Americans did not even think to get out of Afghanistan) amounted to more than 600 billion dollars!

To date, this figure is all 800 billion, although some are talking about a trillion. Well, as they say, the rich have their quirks. At the same time, our fans to speculate about how everything in the United States happens exclusively "according to the law," "honestly and transparently," should know that, according to the estimates of American controlling organizations, at least 15 and a half billion dollars of the colossal amounts "Were simply stolen only for the period from 2006 to 2017. This is just twice as much as all Soviet aid to this country for the same exact time period.

This is all that will remain after me ...


Here we come close to new differences. The sixth of them is that during the period when Soviet troops and advisers were in Afghanistan, this country was by no means a center of world drug production. But the American "fighters for democracy" have achieved fantastic success in transforming it into such a democracy! And this is despite the fact that since 2002 the West has officially spent ten billion dollars on the "fight against Afghan drug trafficking".

Nevertheless, the size of the local opium plantations during this time increased significantly and in 2017 reached its historical maximum. Incidentally, this is UN data. Therefore, the seventh difference can be safely considered the fact that the USSR built schools, bridges, roads, industrial and infrastructure facilities in Afghanistan (only large ones were built about one and a half hundred), and the United States and its allies - "developed democracy" and "gender equality". As far as we know, the only non-military facility actually left behind by the Americans is a small diesel power plant that provided power to the government's region of Kabul. Where tens of billions allegedly invested in "restoration and development" have "gone" is absolutely incomprehensible. However, if you consider that the USD 35 million invested in a program to grow in Afghanistan ... soybeans, which failed completely and with great disgrace, then there is nothing to be surprised at. From the USSR, the country, albeit desperately resisting its military presence, received real assistance in the economic sphere and tens of thousands of qualified specialists trained in our country, and from the United States - abandoned military bases today and bureaucrats mired in corruption and theft who have taken refuge under the wing Americans.

Let's return, however, to military affairs. The eighth difference is considered by many to be the ratio of casualties between the Soviet Limited Contingent and the US-led ISAF. We, according to available data, have lost about 15 thousand people killed and more than 50 thousand wounded. Until recently, the Americans continued to talk about 2 killed and 20 wounded. On this occasion, our liberals deigned to admire - here, they say, what fellows: they fight with intelligence, and not with "cannon fodder"! One could agree, if not for a number of "nuances". First of all, a variety of sources say that the casualty figures for both the US Army and the entire coalition are godlessly distorted. The same Iranians, for example, claim that they are underestimated by 2.5, or even 3 times. Moreover, the lion's share of the most "dirty" and, accordingly, dangerous work in Afghanistan for the Americans and their allies was carried out by PMCs, and no one took into account their fighters. Nevertheless, independent sources speak about about 2 thousand "private traders" who laid down their heads there only from 2001 to 2014. More precisely, the losses of the coalition are estimated at 11 thousand killed and this sounds quite realistic.

However, this figure is explained by the fact that the US and NATO military, unlike ours, practically did not participate in ground operations, preferring to blow enemies to shreds from the air. Well, if at the same time missile and bomb strikes "mistakenly" destroyed civilians, they were never tormented by remorse. The ninth difference - perhaps the most fundamental of all - is that after the withdrawal of Soviet troops, the government forces of Kabul quite successfully repelled the attacks of the Mujahideen for another three years, until April 1992. The regime left behind by the Americans collapses like a house of cards in a matter of days. If not a watch. The Taliban are spreading their power across Afghanistan at the speed of wildfire, and no one even tries to resist them.

So the tenth difference between the military campaigns of the Soviet Union and the United States can and should be considered their final result. The government of Najibullah was defeated not having lost its "Soviet bayonets", but as a result of the collapse of the USSR and the subsequent categorical refusal of the then government of Russia to support Kabul in any form. The decision itself to withdraw Soviet troops from Afghanistan was not made for objective reasons, but because of the betrayal of Gorbachev and his clique, which capitulated to the West. The United States today, it seems, has not yet collapsed, and Biden, who is hastily removing the American army from a distant eastern country, only confirms the decision of his predecessor. The Soviet soldiers left Afghanistan because they wanted it so in Washington, and the Americans are fleeing, because they lost not only the war there, but in general everything that is possible. That's the whole difference.
  • Author:
  • Photos used: Yuriy Somov / RIA Novosti archive / CC BY-SA 3.0
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Pyotr Pankratov_2 (Peter Pankratov) 17 July 2021 15: 51
    -1
    Afghan, Afghan - very beautiful nature in all angles, rich in many unexplored fossils and minerals, and the people represented by many nations, nationalities and a mass of refugees from "fraternal" Asian countries, speak 2-3 languages ​​and always understood each other, fought only for freedom of choice, life and their territory as it is, as the land and mountains and deserts are watered with the blood of their ancestors and their faith in true Islam cannot be undermined by anyone, let alone eradicated.
    Much Afghan has gone through over the millennia - violence, usurpation, centuries-old colonization with plunder by the British; the international "aid" of the communists of the USSR, the purely "democratic" steps of the American states with the NATO satellites - could not break the honor and pride of the peoples living by the way of life and the mores of the pioneers of people on planet Earth. And the multiple victims of the civilian population, patriots of the fatherland with weak weapons, incurred from very clever lethal weapons could not bring them to their knees ...
    Life goes on and after a short time they themselves will understand the need for the unity of all the people of Afghanistan and close cooperation with all their surrounding states and peoples. In the meantime, it is necessary to organize large-scale humanitarian aid through a reformed and independent from the dictates of the UN "master" the most necessary in everyday life and essential for the life of their ordinary people, who continue to confront each other out of habit, which will end in peace in this situation.
    Well-fed people are not inclined to be at enmity with each other. There are many tourist paths in the world and it is necessary to create a world travel agency according to the OL INCLUSIVE system for the development of an initial understanding by the inhabitants of Afgan of the goals and motives of the life of the peoples of other countries, primarily for the inhabitants of this country, but taking into account their traditions in food, housing, places of worship and wearing clothes, arrange for escorts, security guards and translators.
    This will be the real result of the beginning of the degeneration of their society. And we need to start with invitations to Turkey and other Islamic states, and they themselves will ask for a port to Europe and America. Time forward!!!
    1. Captain stoner Offline Captain stoner
      Captain stoner (Captain Stoner) 17 July 2021 21: 13
      0
      could not break the honor and pride of the peoples living according to the way of life and customs of the pioneers of people on planet Earth. And the multiple victims of the civilian population, patriots of the fatherland with weak weapons, incurred from very clever lethal weapons could not bring them to their knees ...

      No, the British colonialists could not break. And the American imperialists were unable to deliver.
      It's like that. As a result, the "patriots of the fatherland" were forever stuck in a state of medieval savagery of the 14-15th centuries. The Indians were under the yoke of the British for 300 years, but the eventually liberated India became more civilized and developed than the unconquered mountain savages.
  2. mmihin Offline mmihin
    mmihin (Mikhail Mikhin) 19 July 2021 07: 41
    +1
    Somehow I decided to check the dynamics of life expectancy in Afghanistan - after all, if the USSR was waging a large-scale war there, then this should somehow affect this indicator.

    I went to the UN website, found the corresponding section on the countries of the World, Afghanistan and ... I discovered a sharp unexpected surge in life expectancy exactly at the time of the presence of Soviet troops there. But as the Soviet "occupation" ended, life expectancy in Afghanistan dropped to normal, that is, low. Everyone would have fought wars like that.)
  3. Yuri Vorobiev Offline Yuri Vorobiev
    Yuri Vorobiev (Yuri Vorobyov) 21 July 2021 17: 56
    0
    The most important question that everyone bypasses is - what funds did the Taliban use to fight the war? In 79-89 everything is clear, for a long time gigantic figures have been announced that the West has thrown into the dushmans. But then? There are no factories for the production of weapons and ammunition in the Afghan mountains. There is no need to talk about the fact that they were buying something somewhere with modern means of reconnaissance and observation. It’s not funny to say that some circles in Pakistan at least somehow seriously supplied them - it was enough for the Americans not even to roar much, and all help would have stopped. So who is this kind and powerful, that would be something to talk about!

Афганская война СССР и США: три сходства и десять различий


Далеко не триумфально завершающаяся сегодня на наших глазах миссия Соединенных Штатов и их союзников в Афганистане просто не может не стать поводом для сравнения двух военных кампаний, проходивших в этой стране с достаточно небольшим промежутком, советской и американской. Кое-кто с торопливой категоричностью уже торопится объявить их едва ли «идентичными» – мол, США умудрились, имея перед глазами негативный опыт Советского Союза, «наступить на те же самые грабли» и «с теми же результатами». Подобные утверждения представляются, очень мягко говоря, некорректными и истине не соответствуют совершенно.


Дело тут даже не в том, что пришедшие из СССР «шурави» ту войну, вопреки утверждениям западных историков и их отечественных коллег либерального толка вовсе не проиграли. Для того чтобы более или менее объективно сравнивать результаты пребывания в Афганистане советских воинов-интернационалистов и «борцов за демократию» из НАТО, говорить надо, прежде всего, не об общих моментах, а о существеннейших различиях в целях, методах и, главное, условиях их миссий. Попробуем рассмотреть их хотя бы вкратце.

Ошибки повторили в точности


Разговор свой мы начнем, пожалуй, все-таки с общих моментов, объединяющих события, 1979-1989 годов и операцию, которая, начавшись в 2001 году и заканчивается в настоящий момент. Что характерно, вот как раз они, и вправду сводятся, в основном, к повторению американцами (в большей или меньшей мере) наиболее серьезных ошибок, в свое время сделанных их советскими «предшественниками». Итак, сходство первое: и США, и СССР вводили в Афганистан войска, преследуя собственные геополитические интересы великих держав, которые, естественно, не оглашались открыто, а драпировались красивыми и «правильными» словами. В нашем случае речь шла об «оказании помощи афганскому народу» и «выполнении интернационального долга», в варианте США фигурировала «борьба с мировым терроризмом». При этом руководители армии и спецслужб обеих стран, как оказалось впоследствии, имели весьма смутное представление о том, с кем и с чем предстоит в реальности столкнуться в этой стране возглавляемым ими структурам.

Рассчитывая на быстрое «наведение порядка» на ее территории, ни американские, ни советские генералы даже и не думали строить долгосрочных планов и стратегий. Как оказалось – очень зря. Обе страны намертво «увязли» в Афганистане, погружаясь в пучину вооруженного конфликта все глубже и глубже. При этом (и вот вам сходство второе) шансов на то, что поставленные изначально цели и задачи чисто военного характера будут выполнены (тем более в кратчайшие сроки, как это виделось сперва) не было изначально. А все потому, что в обеих случаях ставка делалась на однозначное превосходство регулярной армии над отрядами бородатых «повстанцев» в выучке, вооруженности, оснащенности и всем остальном. Это было громадной, попросту роковой ошибкой.

Ни танки, вертолеты и «Грады» Ограниченного контингента Советской армии в Афганистане, ни стратегические бомбардировщики, БПЛА, и куча прочего «высокоточного» и «высокоумного» оружия Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) так и не смогли переломить ход войны с партизанскими отрядами душманов или впоследствии движения «Талибан» (запрещено в России). Потуги разгромить афганцев с помощью самых современных и совершенных видов вооружения и техники были и остаются по своей эффективности равносильны попыткам рубить острейшим булатным мечом утренний туман или горный ветер… Это не говоря уж о полнейшей абсурдности уничтожения шатра из верблюжьей шерсти или глинобитной хижины с помощью боеприпаса в несколько миллионов долларов – чем все последние годы грешили американцы и их союзники.

Впрочем, военный просчеты как СССР, так и США меркнут перед главной их ошибкой, составляющей, собственно, сходство №3 – стремлением навязать Афганистану и его народу совершенно чуждые им ценности, идеи и мировоззрение. «Шурави» принялись строить в этой стране, находившейся тогда (и находящейся сейчас) на родоплеменной стадии развития, социализм. Американцы – «процветающую демократию». Афганским декханам, кочевникам, а в равной мере и местной «элите» как идеалы марксизма-ленинизма, так и «демократические ценности» оказались, скажем так, до стенки ближайшего дувала. Нет, видя для себя ту или иную выгоду здесь и сейчас, декларировать они могли все что угодно. Вот только принимать это в качестве собственных, искренних убеждений отказывались категорически. Подобный номер в Афганистане не проходил никогда.

Одни против всех и все против одного


С общими моментами, будем считать, на этом покончено. Теперь перейдем к различиям, которых, как уже было сказано, насчитывается не в пример больше. Первое из них – это тот общеизвестный факт, что начав свою операцию в Афганистане, СССР, на самом деле, вступил в конфронтацию (причем не только политического, а и военного характера) как со всем «коллективным Западом», так и со значительной частью стран мусульманского мира, а также, (из песни слова не выкинешь!) коммунистическим Китаем. Вклад китайских товарищей в вооружение афганских душманов переоценить вообще невозможно. Впрочем, «первую скрипку», конечно же, играли Соединенные Штаты. Бюджет одного лишь ЦРУ в начале Афганской войны тратившего на «помощь» душманам 5 миллионов долларов ежегодно к ее концу вырос, по некоторым данным до 750 миллионов в год, выделяемых на те же цели! Талибов же, по сути дела, не поддерживал никто, кроме определенных кругов Пакистана.

Второе различие тесно связано с первым, являясь, так сказать, его «зеркальным отражением». Советский Союз не стал тащить «за речку» никого из собственных союзников по Организации Варшавского договора, справляясь там исключительно своими силами. В рядах ISAF против «Талибана» сражались представители едва ли не полусотни стран, в основном, входящих в Североатлантический альянс, но не только их. Казалась бы, столь мощная и многонациональная коалиция (при минимальной поддержке, получаемой противником) должны была бы одержать самую убедительную победу и без труда контролировать «неукротимую» страну». Не тут-то было. Более того, американцы и их союзники (и в этом четвертое различие) провели в Афганистане ровно вдвое больше времени, чем «шурави». Однако привело это не к достижению ими своих целей, а лишь к непомерному расходу денег и прочих ресурсов.

Кстати, о расходах… Тут у нас, конечно, пятое различие. Точных данных относительно того, в какие суммы обошлась Афганская кампания нашей стране, в природе не имеется. Некие американские эксперты называют цифры в 800 миллионов долларов, ежегодно тратившиеся Москвой на поддержание «кабульских товарищей» и говорят о тратившихся на пребывание в этой стране ОКСА от 3 до 8 миллиардах долларов в год. Ладно, попробуем принять на веру (хотя цифры, наверняка завышены). Умножаем на 10 и получаем 8 миллиардов «на афганское правительство» и… ладно, пусть 80 – «на войну». Относительно того, сколько в Афганистан вбухал Вашингтон, информации побольше. Только программу «восстановления и развития» тамошней экономики оценивают в 137 миллиардов долларов. Непосредственные военные расходы одних лишь США уже к 2014 году (моменту провозглашения ими официального «окончания войны», после которого американцы и не подумали убраться из Афганистана) составили более 600 миллиардов долларов!

К настоящему моменту эта цифра составляет все 800 миллиардов, хотя кое-кто говорит и о триллионе. Ну, как говорится, у богатых свои причуды. При этом нашим любителям порассуждать о том, как в США все происходит исключительно «по закону», «честно и прозрачно», следует знать, что по оценкам американских же контролирующих организаций, не менее 15 с половиной миллиардов долларов из колоссальных сумм «помощи афганскому народу» были попросту разворованы только лишь за период с 2006 по 2017 год. Это как раз вдвое больше, чем вся советская помощь этой стране за такой же точно временной период.

Это все, что останется после меня…


Тут мы вплотную подходим уже к новым различиям. Шестое из них заключается в том, что в период нахождения в Афганистане советских войск и советников страна эта ни в коем случае не была центром мирового производства наркотиков. Зато американские «борцы за демократию» достигли в деле ее превращения в таковой просто фантастических успехов! И это – при том, что начиная с 2002 году на «борьбу с афганским наркотрафиком» Запад официально потратил с десяток миллиардов долларов.

Тем не менее размеры тамошних опиумных плантаций за это время увеличились в разы и в 2017 году достигли своего исторического максимума. Это, кстати, данные ООН. Посему седьмым различием смело можно считать то, что СССР строил в Афганистане школы, мосты, дороги, промышленные и инфраструктурные объекты (только крупных их было возведено около полутора сотен), а США и их союзники – «развитую демократию» и «гендерное равенство». Насколько известно, единственный объект невоенного назначения, реально оставшийся после американцев – это небольшая дизельная электростанция, обеспечивавшая энергией правительственный район Кабула. Куда «ухнули» якобы вложенные в «восстановление и развитие» десятки миллиардов – решительно непонятно. Впрочем, если учесть, что 35 миллионов долларов министерство сельского хозяйства США вложило в программу по выращиванию в Афганистане… сои, провалившуюся полностью и с большим позором, то удивляться тут нечему. От СССР страна, пусть и отчаянно сопротивлявшаяся его военному присутствию, получила реальную помощь в сфере экономики и десятки тысяч квалифицированных специалистов, обученных в нашей стране, а от США – брошенные сегодня военные базы и погрязших в коррупции и воровстве бюрократов, пригревшихся «под крылышком» американцев.

Вернемся, впрочем, к делам военным. Восьмым различием многие считают соотношение потерь советского Ограниченного контингента и возглавляемых США ISAF. Мы, по имеющимся данным, потеряли около 15 тысяч человек убитыми и более 50 тысяч ранеными. Американцы же до последнего времени продолжали твердить о 2 с половиной тысячах убитых и 20 тысячах раненых. По сему поводу наши либералы изволили восхищаться – вот, мол, какие молодцы: воюют с умом, а не «пушечным мясом»! Можно было бы согласиться, если б не целый ряд «нюансов». Прежде всего, самые разные источники говорят о том, что цифры потерь как армии США, так и всей коалиции безбожно перевраны. Те же иранцы, к примеру утверждают, что занижены они в 2.5, а то и в 3 раза. Более того – львиную долю самой «грязной» и, соответственно, опасной работы в Афганистане для американцев и их союзников выполняли ЧВК, а уж их-то бойцов никто не учитывал. Тем не менее независимые источники говорят о примерно 2 тысячах «частников», сложивших там головы только с 2001 про 2014 год. Более точно потери коалиции оцениваются в 11 тысяч убитыми и звучит это вполне реалистично.

Впрочем, и эта цифра объясняется тем, что военные США и НАТО в отличие от наших, практически, не участвовали в наземных операциях, предпочитая разносить врагов в клочья с воздуха. Ну, а если при этом ракетно-бомбовые удары «ошибочно» уничтожали мирных жителей, угрызениями совести они никогда не терзались. Девятым различием – самым, пожалуй, фундаментальным из всех следует считать то, что после ухода советских войск правительственные силы Кабула вполне успешно отражали атаки моджахедов на протяжении еще трех лет, до апреля 1992 года. Оставленный после себя американцами режим рушится, как карточный домик в считанные дни. Если не часы. Талибы распространяют свою власть по территории Афганистана со скоростью лесного пожара, и никто даже не пытается им противостоять.

Так что десятым различием военных кампаний Советского Союза и Соединенных Штатов можно и нужно считать их конечный результат. Правительство Наджибуллы было повержено не лишившись «советских штыков», а в результате краха СССР и последовавшего за ним категорического отказа тогдашнего правительства России поддерживать Кабул в какой-либо форме. Само по себе решение о выводе советских войск из Афганистана было принято не по объективным причинам, а в силу предательства Горбачева и его клики, капитулировавшей перед Западом. США сегодня, вроде бы, еще не развалились, да и Байден, в спешном порядке убирающий из далекой восточной страны американскую армию, лишь подтверждает решение своего предшественника. Советские воины ушли из Афганистана потому, что так хотели в Вашингтоне, а американцы бегут, поскольку проиграли там не только войну, а и вообще все, что только можно. Вот и вся разница.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Пётр Панкратов_2 (Пётр Панкратов) 17 июля 2021 15:51
    -1
    Афган, Афган - очень прекрасная природа по всем ракурсам, богатая многими неразведанными ископаемыми и минералами, а народ представленный многими нациями, народностями и массой беженцев из "братских" азиатских стран, разговаривают на 2-3 языках и вечно понимали друг друга, воевали лишь за свободу выбора, жизни и свою территорию как она есть, как земля и горы и пустыни полита кровью их предков и веру их в истинный ислам никому не подорвать и тем более искоренить.
    Многое Афган пережил за тысячелетия - насилие, узурпаторство, вековая колонизация с грабежом британцами; интернациональная "помощь" коммунистов СССР, чисто "демократические" шаги американских штатов с сателлитами НАТО - не смогли сломить честь и гордость народов живущих по быту и нравам первопроходцев людей на планете Земля. И множественные жертвы мирного населения, патриотов отечества со слабым вооружением, понесённые от очень умного летального оружия не смогли поставить их на колени....
    Жизнь продолжается и через узкое время они сами поймут необходимость единства всех людей Афгана и тесного сотрудничества со всеми их окружающими государствами и народами. А пока надо организовать крупномасштабную гуманитарную помощь через реформированную и независимую от диктата "хозяина" ООН самыми нужными в быту и необходимыми для жизни их простых людей, продолжающих по привычке противостоять уже друг другу, которое закончится миром при данной ситуации.
    Сытые люди не склонны враждовать между собой. В мире много туристских троп и надобно для развития начального понимания жителями Афгана целей и мотивов жизни народов других стран создать мировое турагентство по системе ОЛ ИНКЛЮЗИВ первично для жителей этой страны но с учётов их традиций в питании, жилье, местах вероисповедания и ношения одежды, а также организовать сопровождением, охраной и переводчиками.
    Это и будет реальным результатом начала перерождения их общества. А начинать надо с приглашений в Турцию и в другие исламские государства, а в Европу и Америку они уж портом сами запросятся. Время вперёд!!!
    1. Captain Stoner Офлайн Captain Stoner
      Captain Stoner (Captain Stoner) 17 июля 2021 21:13
      0
      не смогли сломить честь и гордость народов живущих по быту и нравам первопроходцев людей на планете Земля. И множественные жертвы мирного населения, патриотов отечества со слабым вооружением, понесённые от очень умного летального оружия не смогли поставить их на колени....

      Не, английские колонизаторы не смогли сломить. И американские империалисты не смогли поставить.
      Всё так. В результате "патриоты отечества" вовеки веков застряли в состоянии средневековой дикости 14-15 столетий. Индийцы 300 лет были под игом англичан, но освободившаяся в конечном итоге Индия стала более цивилизованной и развитой, чем непокорённые горные дикари.
  2. mmihin Офлайн mmihin
    mmihin (Михаил Михин) 19 июля 2021 07:41
    +1
    Как то решил проверить динамику продолжительности жизни в Афганистане - ведь если СССР там вёл масштабную войну, то это должно было как то отразится на этом показателе.

    Зашёл на сайт ООН, нашёл соответствующий раздел по странам Мира, Афганистан и... Обнаружил резкий неожиданный всплеск продолжительности жизни точно на время присутствия там советских войск. А вот как советская "оккупация" закончилась, то продолжительность жизни в Афганистане скатилось до обычной, т.е. низкой. Все бы так вели войны.)
  3. Юрий Воробьев (Юрий Воробьев) 21 июля 2021 17:56
    0
    Самый главный вопрос, который все обходят - на какие средства вел войну талибан? В 79-89 всё понятно, давно озвучены гигантские цифры, которые запад вбухивал в душманов. Но потом? В Афганских горах заводов по производству оружия и боеприпасов нет. О том, что они там где то что то покупали при современных средствах разведки и наблюдения говорить не приходится. Что некие круги в Пакистане их хоть как то серьезно снабжали даже не смешно говорить - американцам достаточно было даже не сильно рыкнут и вся помощь прекратилась бы. Так кто же это такой добрый и могущественный, вот бы о чём поговорить!
  4. Jacques Sekavar Офлайн Jacques Sekavar
    Jacques Sekavar (Jacques Sekavar) 14 августа 2021 09:11
    +1
    Войны бывают только двух типов – справедливые и захватнические. Общим является характер войны СССР и США в Афганистане – в обоих случаях Афганистан вёл Справедливые войны, а СССР и США – захватнические, политической целью которой было установление в Афганистане лояльного правительства.
  5. Ark.sh Офлайн Ark.sh
    Ark.sh (Аркадий) 17 сентября 2021 15:03
    0
    Давайте начнем с главного.
    У СССР и США совершенно разные задачи.
    У СССР стояли:
    Политическая задача расширить зону влияния и буфер безопасности от колективного запада.
    Задача выполнена частично. На протяжении нескольких лет после ухода советских войск дружественный режим сохранялся. В дальнейшем СССР развалился, что повлияло и на судьбу Афганистана.
    Экономическая - включить экономику Афганистана в СЭВ. Причем включать на равных.Задача не была полностью выполнена, в последствии как и политическая была завалена.
    У США стояли:
    Политическая задача создать из Афганистана колонию. Не повезет, создать очаг напряжения.
    Задачу создания колонии провалили полностью. С задачей создания очага напряжения вопрос. Пока войска коалиции находились в Афганистане очаг напряжения был.
    Дружественный режим начал валиться еще при наличии войск.
    Экономическая задача не выполнена полностью. Афганистан как колония не состоялся.
    *
    Военные задачи всегда вторичны. Вы почему то в первую очередь рассматриваете их.
    *
    Приводя потери, Вы забываете об контроле территорий.
    В нашем случае, большая часть Афганистана контролировалась нашими войсками. После ухода наших войск армия дружественного режима какое то время так же территорию контролировала, пусть и не в том размере.
    В случае США, они большую часть Афганистана не контролировали. Они делали ставку на то, что это будут делать войска дружественного режима. Именно для них была оставлена вся та "брошенная" техника. Как мы знаем, в той же степени (как СССР), США территорию не контролировали, дружественная армия тоже. Режим начал сыпаться ещё до ухода войск США.
    Сохраниться ли очаг напряжения на бывшей границе СССР большой вопрос. Так что можно говорить только о частично выполненных задачах. Причем запасных а не главных.
    Задачи СССР тоже не выполнены. Но только в разрезе общей картины развала СЭВ и самого СССР. Когда войска выводили задача, пусть и не в полной мере была решена.
    *
    В плане переформирования общества. Из феодального в социалистическое (госкапитализм) мы почти достигли цели. Из феодального в капиталистическое - США к этой цели даже не приблизились.