Россия полетит в космос на бытовом газе
В России начата работа по созданию перспективного ракетного двигателя, использующего метан в качестве топлива. Почему же бытовой газ метан считается самым многообещающим?
Известно, что старый космический извозчик «Протон» еще с советских времен использует гептил. Он обладает хорошими характеристиками, но очень токсичен. Вдыхание его паров приводит к смерти. После запусков «Протонов» с Байконура приходится выплачивать крупные суммы правительству Казахстана за очистку территории, что является причиной постепенного отказа от этой ракеты-носителя. Значительно более безопасный в плане экологии керосин используется на американском Falcon 9 и на созданной в России ракете семейства «Ангара». Это топливо энергоемкое, малотоксичное и относительно недорогое. Но считается, что наиболее высокий потенциал у применения в ракетных двигателях водорода и метана.
По энергоэффективности метан занимает место между керосином и водородом, но обладает самой низкой стоимостью из-за его доступности. Метан можно получать из широко добываемого в России природного газа и даже из возобновляемых источников, таких как отходы животноводческой деятельности. Неудивительно, что идея использовать бытовой газ для космических путешествий рассматривается уже давно.
В США эта тема активно прорабатывается частными космическими компаниями. Например, SpaceX Илона Маска тестирует метановый двигатель Raptor, а Blue Origin Джефа Бэзоса планирует внедрение метанового BE-4 на своей ракете New Glenn.
Корпорация «Роскосмос» не собирается отставать от американских конкурентов. НПО «Энергомаш» приступило к работам по созданию российского метанового ракетного двигателя:
В процессе будут использоваться наработки и опыт, полученные при создании двигателя РД-0146. Ожидается, что опробовать отечественную новинку возможно будет уже через 3-4 года.
Известно, что старый космический извозчик «Протон» еще с советских времен использует гептил. Он обладает хорошими характеристиками, но очень токсичен. Вдыхание его паров приводит к смерти. После запусков «Протонов» с Байконура приходится выплачивать крупные суммы правительству Казахстана за очистку территории, что является причиной постепенного отказа от этой ракеты-носителя. Значительно более безопасный в плане экологии керосин используется на американском Falcon 9 и на созданной в России ракете семейства «Ангара». Это топливо энергоемкое, малотоксичное и относительно недорогое. Но считается, что наиболее высокий потенциал у применения в ракетных двигателях водорода и метана.
По энергоэффективности метан занимает место между керосином и водородом, но обладает самой низкой стоимостью из-за его доступности. Метан можно получать из широко добываемого в России природного газа и даже из возобновляемых источников, таких как отходы животноводческой деятельности. Неудивительно, что идея использовать бытовой газ для космических путешествий рассматривается уже давно.
В США эта тема активно прорабатывается частными космическими компаниями. Например, SpaceX Илона Маска тестирует метановый двигатель Raptor, а Blue Origin Джефа Бэзоса планирует внедрение метанового BE-4 на своей ракете New Glenn.
Корпорация «Роскосмос» не собирается отставать от американских конкурентов. НПО «Энергомаш» приступило к работам по созданию российского метанового ракетного двигателя:
Двигатель получил название РД-169. Это фактически новый двигатель, создающийся на основе тех знаний, которые мы формировали с начала 2000-х годов
В процессе будут использоваться наработки и опыт, полученные при создании двигателя РД-0146. Ожидается, что опробовать отечественную новинку возможно будет уже через 3-4 года.
Информация